Пояснительная записка: Курс «теория эволюции»





НазваниеПояснительная записка: Курс «теория эволюции»
страница1/4
Дата публикации01.03.2015
Размер0.61 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД.16, ЕН.В.1.2 ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ




ОПД.Ф.15 ГЕНЕТИКА И ЭВОЛЮЦИЯ: ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ



Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности


050102 Биология

050102.00 Биология с дополнительной специальностью географией

050103.00 География с дополнительной специальностью биологией

020801 Экология

020201.65 Биология

(код и наименование специальности/тей)


Утверждено на заседании

кафедры биологии и химии

естественно-экологического факультета

(протокол № 13 от 02 апреля 2008 г.)

Зав. кафедрой


__________________ Харламова М.Н.
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

Тимофеев С.Ф., д.б.н., профессор



    1. Авторы программы:

Луппова Е.Н., к.б.н., доцент кафедры биологии и химии


    1. Рецензенты: Митина Е.Г., к.б.н., доцент, декан ЕГФ МГПУ;

Лештаев А.А., к.б.н., доцент кафедры географии и экологии МГПУ


    1. Пояснительная записка:


Курс «ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ» - важнейшая биологическая дисциплина, в какой-то мере завершающая и подытоживающая изучение биологии. Цель данной дисциплины - объяснить целесообразность и приспособленность организации биологических систем, закономерности возникновения и исторического развития жизни, разнообразие и организацию видов в прошлом и настоящем. Курс «ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ» включает 9 тем. Расположение тем и их объем призваны создать у слушателя целостное представление о становлении эволюционного учения, рассмотреть современные представления о механизмах и закономерностях эволюционного процесса, познакомиться с концепциями возникновении жизни на Земле, формировании и эволюции человека. Большое внимание уделяется вопросам современного состояния эволюционной теории и трудностям, с которыми сталкивается это учение на современном этапе.

В результате освоения программы курса «ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ» специалист должен:

  • владеть в необходимом объеме понятийным аппаратом современной теории эволюции;

  • иметь ясное представление о движущих силах и закономерностях эволюционного процесса;

  • знать современные представления о происхождении и ранней эволюции жизни на Земле;

  • уметь ориентироваться в современных гипотезах, объясняющих происхождение и эволюцию человека.

Курс «ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ» состоит из лекций и семинаров. На семинарах, помимо проверки усвоения лекционного материала, осуществляется более подробная проработка отдельных тем, а также студентам предлагаются для решения простейшие задачи.



    1. Выдержки из ГОСВПО:


История эволюционных идей в развитии естественных наук. Учение Ж.Б. Ламарка. Ч.Дарвин и основные положения дарвинизма. Концепция естественного отбора. Монофилетическая теория видообразования. Судьба дарвинизма. Неоламаркизм и генетический антидарвинизм и их причины. Синтетическая теория эволюции как возрождение и обогащение дарвинизма. Современные проблемы эволюционной теории. Генетические основы эволюции. Микроэволюция. Популяция как единица микроэволюции. Факторы, изменяющие генофонд популяции. Генетико-автоматические процессы. Результаты микроэволюции. Изоляция и ее роль в эволюции. Формы естественного отбора. Результаты отбора при разных формах элиминации. Вид и его критерии. Развитие понятия вида в биологии. Структура вида. Понятие политипического вида. Биологические виды. Пути видообразования: географическое и экологическое. Гибридогенное видообразование и сетчатая эволюция. Макроэволюция и ее связь с микроэволюцией. Современные точки зрения. Дивергенция, конвергенция и параллелизм. Происхождение таксонов. Моно- и полифилия. Системные подходы к проблемам макроэволюции. Морфологические закономерности эволюции. Эволюция онтогенеза: история вопроса и современные взгляды. Пути биологического прогресса. Проблемы вымирания. Проблемы направленности эволюционного процесса. Современные гипотезы происхождения жизни. Антропогенез. Этапы становления человека. Роль биологических и социальных факторов в эволюции человечества. Антропогенное влияние на ход эволюционного процесса.



    1. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:




№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоем-кость

Всего аудит

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1

050102 Биология

4

7.8

160

80

60

20




80

Зачет, экзамен

2

050102.00 Биология с доп. спец. географией

3

7,8

100

56

40

16




44

Зачет, экзамен

3

050103.00

География с доп. спец.

биологией

5

10

78

38

20

18




40

экзамен

4

020801 Экология


4

8

60

20

14

6




40

зачет

5

020201.65 Биология

4

7

120

50

34

16

-

70

экзамен




    1. Содержание дисциплины.


1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

раб.

1

Введение в теорию эволюции


2


2








2

2

История эволюционных учений


14


10


4





10

3

Микроэволюция

14

10

4




12

4

Происхождение жизни на Земле


8


6


2





12

6

Этапы эволюции органического мира


8


6


2





14

7

Антропогенез

12

10

2




12

4

Макроэволюция

14

10

4




10

8

Современные дискуссии в эволюционном учении


8


6


2





8




Всего:

80

60

20




80



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

раб.

1

Введение в теорию эволюции


2


2








2

2

История эволюционных учений


6


4


2





10

3

Микроэволюция

10

8

2




12

4

Происхождение жизни на Земле


6


4


2





12

6

Этапы эволюции органического мира


10


6


4





14

7

Антропогенез

6

4

2




12

4

Макроэволюция

10

8

2




10

8

Современные дискуссии в эволюционном учении


6


4


2





8




Всего:

56

40

16




44



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 3

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

раб.

1

Введение в теорию эволюции


2


2








2

2

История эволюционных учений


4


2


2





8

3

Микроэволюция

6

4

2




8

4

Происхождение жизни на Земле


4


2


2





6

6

Этапы эволюции органического мира


6


2


4





4

7

Антропогенез

4

2

2




4

4

Макроэволюция

8

4

4




4

8

Современные дискуссии в эволюционном учении


4


2


2





4




Всего:

38

20

18




40



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 4

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

раб.

1

Введение в теорию эволюции


1


1








2

2

История эволюционных учений


2


2







4

3

Микроэволюция

4

2

2




10

4

Антропогенез

4

2

2




8

5

Макроэволюция

4

2

2




10

6

Современные дискуссии в эволюционном учении


5


5







6




Всего:

20

14

6




40



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 3

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

раб.

1

Введение в теорию эволюции

2

2








2

2

История эволюционных учений

6

4

2





8

3

Микроэволюция

8

6

2




12

4

Происхождение жизни на Земле

6

4

2





10

6

Этапы эволюции органического мира

8

4

4





12

7

Антропогенез

6

4

2




10

4

Макроэволюция

8

6

2




10

8

Современные дискуссии в эволюционном учении

6

4

2





6




Всего:

50

34

16




70

Примечание: Вариант 1 - для специальности «050102 Биология»

Вариант 2 - для специальности «050102.00 Биология с дополнительной

специальностью географией»

Вариант 3 - для специальности «050103.00 География с дополнительной

специальностью биологией»

Вариант 4 - для специальности «020801 Экология»

Вариант 5 - для специальности «020201 Биология»
1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
Тема 1. Введение в теорию эволюции
Содержание термина «эволюция». Содержание понятия «биологическая эволюция». Понятие эволюционной идеи, эволюционного учения, эволюционной теории. Содержание, предмет, задачи и методы дарвинизма.
Тема 2. История эволюционных учений
Эволюционные идеи в глубокой древности (Аристотель). Эволюционные взгляды в период от эпохи средневековья до конца XVIII века (Лейбниц, Бонне, Линней). Трансформизм конца XVIII и начала XIX веков (Бюффон, Кювье, Сент-Илер). Ж.Б. Ламарк. Ч. Дарвин. Развитие теории эволюции после Ч.Дарвина. Кризис дарвинизма – начало XX века. Появление синтетической теории эволюции.
Тема 3. Микроэволюция
Популяция как элементарная эволюционная единица. Изменчивость (генотипическая - мутации, паратипическая - модификации, корреляции). Причины изменчивости. Факторы эволюции: закон Харди-Вайнберга, генотипическое разнообразие в популяциях, популяционные волны, изоляция и миграция, дрейф генов. Борьба за существование: внутривидовая и межвидовая борьба. Естественный отбор: механизм действия, объекты, форма (движущий, стабилизирующий, дестабилизирующий и дизруптивный отбор), половой отбор. Адаптация как результат действия естественного отбора. Современные представления о механизмах микроэволюции: преадаптации, инадаптивная эволюция, гиперадаптивность.

Типологическая, номиналистическая и биологическая концепции вида. Определение вида. Критерии вида. Способы видообразования (аллопатрическое и симпатрическое видообразование).
Тема 4. Происхождение жизни на Земле
Теории возникновения жизни (креационизм, самопроизвольное (спонтанное) зарождение, теория стационарного состояния, теория панспермии, теория биохимической эволюции).
Тема 5. Этапы эволюции органического мира
Геохронологическая шкала. Основные пути эволюции растений. Основные пути эволюции животных. Основные этапы эволюции биосферы в целом.
Тема 6. Антропогенез
Место человека в системе животного мира. Эволюция приматов. Основные этапы эволюции рода Homo. Факторы эволюции человека разумного. Дифференциация человека разумного на расы.
Тема 7. Макроэволюция
Формы филогенеза: дивергенция, параллелизм и конвергенция. Темпы эволюции. Правила макроэволюции (правило Копа, правило прогрессивной специализации, правило происхождения новых групп от неспециализированных предков, правило филогенетического предварения признаков, правило необратимости эволюции). Направления эволюция. Прогресс и регресс в эволюции. Соотношения онтогенеза и филогенеза (биогенетический закон, теория филэмбриогенезов А.Н. Северцова). Способы (модусы) филогенетического изменения организмов. Полимеризация и олигомеризация органов и эволюция.
Тема 8. Современные дискуссии в эволюционном учении
Нейтрализм. Направленность и ограниченность эволюционного процесса. Монофилия и полифилия. Сетчатая эволюция. Эволюция эволюционных механизмов. Современный сальтационизм. Номогенез.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы


1

Ламарк и ламаркизм. Биография Ж.Б.Ламарка

Вопрос для самостоятельного изучения


2

Обсуждение на семинаре



2

Дарвин и дарвинизм. Содержание книги Ч.Дарвина «Происхождение видов»

Вопрос для самостоятельного изучения



10

Семинарские занятия, выполнение контрольной работы



3

Популяция как единица эволюции. Фенетика популяций

Вопрос для самостоятельного изучения


8

Решение проблемных задач на практичес-ких занятиях, тест


4

Видообразование. Примеры типов видообразования

Вопрос для самостоятельного изучения


8

Решение проблемных задач на практичес-ких занятиях, тест


5

Макроэволюция. Примеры эволюции экосистем

Вопрос для самостоятельного изучения


6

Обсуждение на семинаре

6

Доказательства эволюции

Вопрос для самостоятельного изучения

8

Решение проблемных задач на практических занятиях


7

Происхождение жизни на Земле. Возможно ли зарождение протоорганизмов в биосфере Земли в настоящее время;

Концепции происхождения жизни

Вопрос для самостоятельного изучения

10


Обсуждение на семинаре


8

Этапы эволюции органического мира. Причины великих вымираний

Вопрос для самостоятельного изучения


10

Обсуждение на семинаре, реферат


9


Антропогенез. Содержание книги П.Тейяр де Шардена «Феномен человека»

Вопрос для самостоятельного изучения



10

Обсуждение на семинаре

10

Современное состояние эволюционного учения. Новые открытия в области моле-кулярной биологии, генетики

Вопрос для самостоятельного изучения

8

Подготовка рефератов


1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.

Тематическое планирование лекций
Тема 1. Введение в теорию эволюции (2 часа)

Лекция 1. Введение. Предмет и задачи курса «Теория эволюции». Развитие представлений о происхождении Земли и жизни на ней.
Тема 2. История эволюционных учений (10 часов)

Лекция 2. Представления об эволюции в античном мире и в средние века.

Лекция 3. Эволюционная философия.

Лекция 4 Взгляды на эволюцию Ч. Дарвина.

Лекция 5 Основные положения теории Дарвина.

Лекция 6 Синтетическая теория эволюции
Тема 3. Микроэволюция (10 часов)
Лекция 7. Формы изменчивости организмов.

Лекция 8. Биологический вид.

Лекция 9. Факторы микроэволюции.

Лекция 10. Видообразование и межвидовые отношения.

Лекция 11. Приспособленность и ее относительность.
Тема 4. Происхождение жизни на Земле (6 часов)

Лекция 12. Первые представления о возникновении и развитии Вселенной и Земли.

Лекция 13. Концепции происхождения жизни на Земле.

Лекция 14. Теория биохимической эволюции.
Тема 5. Этапы эволюции органического мира (6 часов)

Лекция 15. Основные пути развития растений и животных.

Лекция 16. Основные пути развития биосферы.

Лекция 17. Причины эволюции жизни на Земле.
Тема 6. Антропогенез (10 часов)

Лекция 18. Место человека в системе органического мира.

Лекция 19. Основные этапы становления приматов. Предпосылки становления человека.

Лекция 20. Основные этапы эволюции рода Человек. Факторы антропогенеза

Лекция 21. Современный этап эволюции человека. Расы и расообразование.

Лекция 22. Адаптивные типы человека.
Тема 7. Макроэволюция (10 часов)

Лекция 23. Формы филогенеза: дивергенция, параллелизм и конвергенция.

Лекция 24. Доказательства макроэволюции.

Лекция 25. Правила и закономерности макроэволюции.

Лекция 26. Основные направления эволюционного процесса.

Лекция 27. Темпы макроэволюции
Тема 8. Современные дискуссии в эволюционном учении (6 часов)

Лекция 28. Неоламаркизм.

Лекция 29. Сетчатая эволюция. Сальтационизм.

Лекция 30. Направленная эволюция. Номогенез.

Разработки практических занятий
Тема. История эволюционных учений (4 часа)
Занятие 1. Ж.Б. Ламарк и Ч. Дарвин.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Формирование представлений об эволюции органического мира у Ж.Б.Ламарка.

2. Основные заблуждения Ж.Б.Ламарка в объяснении движущих сил эволюции.

3. Биография Ч. Дарвина.

4. Кругосветное путешествие на корабле «Бигль» и его значение для формирования у Дарвина представлений об эволюции органического мира.
Задания для самостоятельной работы:

  1. Биография Ж.Б.Ламарка.

  2. Прочитать книгу Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь».



Литература:

  1. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М.: Издат. Отдел УНЦ ДО МГУ, Прогресс-Традиция, АБФ, 1999. 266 с.

  2. Дарвин Ч. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль». М.: Мысль, 1977. 453 с.

  3. Комаров В.Л. Ламарк // Комаров В.Л. Избранные сочинения. Т. 1. М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1945. С. 427-551.

  4. История эволюционных учений в биологии. М.;Л.: Наука, 1966. 324 с.

  5. Ламарк. Философия зоологии. В 2-х томах. М.;Л.: Биомедгиз, 1935, 1937. 330 с. 483 с.

  6. Филипченко Ю.А. Эволюционная идея в биологии. Исторический обзор эволюционных учений XIX века. М.: Наука, 1977. 227 с.


Занятие 2. Ч. Дарвин «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь».

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. 1 глава труда Дарвина. Дарвин об изменчивости видов.

  2. 2 глава труда Дарвина. Представления об искусственном отборе.

  3. 3 глава труда Дарвина. Естественный отбор и его формы. Половой отбор.

Литература:

  1. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь. СПб.: Наука, 1991. 539 с.

  2. Тимирязев К.А. Чарльз Дарвин и его учение // Тимирязев К.А. Избранные сочинения в четырех томах. Т. IV. М.: Гос. изд-во сельскохоз. лит-ры, 1949. С. 49-283.

  3. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М.: Издат. Отдел УНЦ ДО МГУ, Прогресс-Традиция, АБФ, 1999. 266 с.


Тема. Микроэволюция (4 часа)
Занятие 3. Популяция как единица эволюции

Вопросы для коллективного обсуждения:

Определение понятия «популяция». Генетика популяций.

Задания для самостоятельной работы:

Фенетика популяций.

Литература:

  1. Айала Ф. Введение в популяционную и эволюционную генетику. М.: Мир, 1984. 232 с.

  2. Кайданов Л.З. Генетика популяций. М.: Высш. шк., 1996. 320 с.

  3. Тимофеев-Ресовский Н.В., Яблоков А.В., Глотов Н.В. Очерк учения о популяции. М.: Наука, 1973. 277 с.

  4. Хедрик Ф. Генетика популяций. М.: Техносфера, 2003. 592 с.

  5. Яблоков А.В. Фенетика. Эволюция, популяция, признак. М.: Наука, 1980. 132 с.

  6. Яблоков А.В. Популяционная биология. М.: Высш. шк., 1987. 303 с.

  7. Яблоков А.В., Ларина Н.И. Введение в фенетику популяций. Новый подход к изучению природных популяций. М.: Высш. шк., 1985. 159 с.


Занятие 4. Видообразование

Вопросы для коллективного обсуждения:

Пути видообразования: географическое, экологическое, гибридогенное. Сетчатая эволюция.

Задания для самостоятельной работы:

Подобрать примеры географического, экологического и гибридогенного видообразования.

Литература:

  1. Завадский К.М. Вид и видообразование. Л.: Наука, 1968. 396 с.

  2. Майр Э. Популяция, виды и эволюция. М.: Мир, 1974. 460 с.

  3. Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. М.: Наука, 1977. 297 с.

  4. Шварц С.С. Экологические закономерности эволюционного процесса. М.: Наука, 1980. 360 с.


Тема. Происхождение жизни на Земле (2 часа)
Занятие 5. Происхождение жизни на Земле

Вопросы для коллективного обсуждения:

Концепции происхождения жизни

Теория биохимической эволюции жизни. Сценарий «холодной предыстории жизни».

Современные представления об этапах преджизни.

Задания для самостоятельной работы:

Ответить на вопрос: возможно ли зарождение протоорганизмов в биосфере Земли в настоящее время.

Литература:

  1. Бернал Дж. Возникновение жизни. М.: Мир, 1969. 391 с.

  2. Галимов Э.М. Феномен жизни: между равновесием и нелинейностью. Происхождение и принципы эволюции. М.: Едиториал УРСС, 2001. 256 с.

  3. Деймер Д., Михайлов А.И., Селезнев С.А. Как появились первые клетки ? // Природа. 1989. № 10. С. 3-9.

  4. Крик Ф. Жизнь как она есть: ее зарождение и сущность. М.: Ин-т компьютерных исследований, 2002. 160 с.

  5. Морозов Л.Л. Поможет ли физика понять, как возникла жизнь ? // Природа. 1984. № 12. С. 38-48.

  6. Морозов Л.Л., Гольданский В.И. Нарушение киральной симметрии в предбиологической эволюции и физические условия возникновения жизни // Вестник АН СССР. 1984. № 6. С. 54-63.

  7. Руттен М. Происхождение жизни. М: Мир, 1973. 411 с.

  8. Фолсом К. Происхождение жизни: Маленький теплый водоем. М.: Мир, 1982. 160 с.


Тема. Этапы эволюции органического мира (2 часа)
Занятие 6. Развитие органического мира в разные эры. Основные ароморфозы животных и растений.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Следы жизни а архее.

Развитие жизни в протерозое.

Жизнь в палеозое.

Развитие жизни в мезозое.

Жизнь в кайнозое.

Задания для самостоятельной работы:

Составить презентации о жизни планеты в названные эры.

Литература:

  1. Антонов А.С. Происхождение основных групп наземных растений // Природа. 1997. № 10. С. 55-63.

  2. Буко А. Эволюция и темпы вымирания. М.: Мир, 1979.318 с.

  3. Бурзин М.Б. Докембрийские предтечи «пионеров суши» // Природа. 1998. № 3. С. 83-95.

  4. Бурзин М.Б., Гниловская М.Б. Какими были древнейшие животные // Природа. 1999. № 11. С. 31-41.

  5. Воробьева Э.И. От рыб к четвероногим // Природа. 1989. № 5. С. 23-26.

  6. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М.: Издат. Центр «Академия», 2001. 432 с.

  7. Историческая геология. М.: Недра, 1986. 352 с. (Немков Г.И., Левицкий Е.С., Гречишникова И.А. и др.)

  8. Красилов В.А. Происхождение и ранняя эволюция цветковых растений. М.: Наука, 1989. 264 с.

  9. Курочкин Е.Н. Четырехкрылый динозавр и происхождение птиц // Природа. 2003. № 5. С. 3-12.

  10. Кэрролл Р. Палеонтология и эволюция позвоночных. В 3-х томах. М.: Мир, 1992. 280 с. 1993. 283 с. 1993. 312 с.

  11. Малахов В.В. Новый взгляд на происхождение билатерий // Природа. 2004. № 6. С. 31-39.

  12. Мейен С.В. Следы трав индейских. М.: Мысль, 1981. 159 с.

  13. Мейен С.В. Основы палеоботаники. М.: Недра, 1987. 403 с.

  14. Федонкин М.А. Бесскелетная фауна венда и ее место в эволюции Metazoa. М.: Наука, 1987. 175 с.

  15. Федонкин М.А. Загадки вендской фауны // Природа. 1989. № 8. С. 59-72.

  16. Федонкин М.А. Холодная заря животной жизни // Природа. 2000. № 9. С. 3-11.



Тема. Антропогенез (2 часа)
Занятие 7. Основные этапы эволюции человека.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Современные представления об эволюции человека.

Этапы становления вида Человек разумный.

Современный этап развития человека.

Расы и расообразование.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Прочитать книгу П.Тейяра де Шардена «Феномен человека».

  2. Найти сведения об адаптивных типах человека и их отличительных особенностях для пустынного, тропического и умеренного типа.


Литература:

  1. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М.: Наука, 1980. 240 с.

  2. Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты. М.: Изд-во УРАО, 1999. 208 с.

  3. Ламберт Д. Доисторический человек: Кембриджский путеводитель. Л.: Недра, 1991. 256 с.

  4. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 240 с.

  5. Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир, 1990. 368 с.

  6. Фридман Э.П. Приматы. М.: Наука, 1979. 216 с.


Тема. Макроэволюция (4 часа)
Занятие 8. Доказательства макроэволюции

Вопросы для коллективного обсуждения:

Палеонтологические доказательства.

Эмбриологические доказательства

Сравнительно-анатомические доказательства

Биогеографические доказательства

Задания для самостоятельной работы:

Решить палеонтологические задачи:

Задача 1.

В найденных палеонтологических останках мамонта содержится 5,25 % радиоактивного углерода от первоначального его количества в живых тканях. Определить возраст останков мамонта, зная, что период полураспада радиоактивного углерода (углеродные часы) составляет 5360 лет.
Задача 2.

В найденных палеонтологических останках ихтиозавра содержится 48% радиоактивного калия от его первоначального количества в живых тканях. Определить возраст останков, зная, что период полураспада радиоактивного калия (калий – аргоновые часы) составляет 300 млн. лет.

Литература:

  1. Вавилов Н.И. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Л.: Наука, 1987. 256 с.

  2. Жерихин В.В. Избранные труды по палеоэкологии и филоценогенетике. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2003. 542 с.

  3. Назаров В.И. Учение о макроэволюции: На путях к новому синтезу. М.: Наука, 1991. 288 с.

  4. Рэфф Р., Кофмен Т. Эмбрионы, гены и эволюция. М.: Мир, 1986. 404 с.

  5. Северцов А.Н. Главные направления эволюционного процесса. Морфобиологическая теория эволюции. М.;Л.: Биомедгиз, 1934. 150 с.

  6. Северцов А.С. Введение в теорию эволюции. М.: Изд-во МГУ, 1981. 318 с.

  7. Северцов А.С. Направленность эволюции. М.: Изд-во МГУ, 1990. 272 с.

  8. Шмальгаузен И.И. Проблемы дарвинизма. Л.: Наука, 1969. 493 с.

  9. Шмальгаузен И.И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. М.: Наука, 1982. 383 с.

  10. Шмальгаузен И.И. Пути и закономерности эволюционного процесса. М.: Наука, 1983. 360 с.


Занятие 9. Закономерности макроэволюции.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Эволюция онтогенеза.

Эволюция филогенетических групп.

Эволюция органов и функций.

Эволюционный прогресс и регресс.

Проблемы эволюции экосистем.

Задания для самостоятельной работы:

Подобрать примеры эволюции экосистем.

Литература:

  1. Вавилов Н.И. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Л.: Наука, 1987. 256 с.

  2. Жерихин В.В. Избранные труды по палеоэкологии и филоценогенетике. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2003. 542 с.

  3. Назаров В.И. Учение о макроэволюции: На путях к новому синтезу. М.: Наука, 1991. 288 с.

  4. Рэфф Р., Кофмен Т. Эмбрионы, гены и эволюция. М.: Мир, 1986. 404 с.

  5. Северцов А.Н. Главные направления эволюционного процесса. Морфобиологическая теория эволюции. М.;Л.: Биомедгиз, 1934. 150 с.

  6. Северцов А.С. Введение в теорию эволюции. М.: Изд-во МГУ, 1981. 318 с.

  7. Северцов А.С. Направленность эволюции. М.: Изд-во МГУ, 1990. 272 с.

  8. Шмальгаузен И.И. Проблемы дарвинизма. Л.: Наука, 1969. 493 с.

  9. Шмальгаузен И.И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. М.: Наука, 1982. 383 с.

  10. Шмальгаузен И.И. Пути и закономерности эволюционного процесса. М.: Наука, 1983. 360 с.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка: Курс «теория эволюции» iconПояснительная записка: Курс «теория эволюции»
Земле, формировании и эволюции человека. Большое внимание уделяется вопросам современного состояния эволюционной теории и трудностям,...
Пояснительная записка: Курс «теория эволюции» iconФакторы эволюции: основные понятия и термины
В то же время теория эволюции имеет важнейшее общее мировоззренческое значение: определенное отношение к проблемам эволюции органического...
Пояснительная записка: Курс «теория эволюции» iconПояснительная записка: Курс «Теория и практика перевода»
А. В. Копылов, к филос н., доцент кафедры английского языка и английской филологии ффиж мгпу
Пояснительная записка: Курс «теория эволюции» iconПояснительная записка Курс «История литературы стран изучаемых языков»
Специальность 022600а Теория и методика преподавания иностранных языков и культур
Пояснительная записка: Курс «теория эволюции» iconПояснительная записка. За душу каждого математика борются демон абстрактной...
Элективный курс «Теория графов» (в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 класса)
Пояснительная записка: Курс «теория эволюции» iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка: Курс «теория эволюции» iconПояснительная записка Курс теоретической грамматики английского языка...
Специальность 022600а Теория и методика преподавания иностранных языков и культур
Пояснительная записка: Курс «теория эволюции» iconПояснительная записка Курс биологии на ступени основного общего образования...
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном,...
Пояснительная записка: Курс «теория эволюции» iconПояснительная записка Курс «Окружающий мир»
Охватывают курс программы 1-2 классов
Пояснительная записка: Курс «теория эволюции» iconТемы вашего учебного проекта
Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Результаты эволюции доказательства эволюции живой природы. Формы эволюции....
Пояснительная записка: Курс «теория эволюции» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Программа курса «Теория метапознание»
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальностей 09. 00. 01 Онтология и теория познания и
Пояснительная записка: Курс «теория эволюции» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании Примерной...
«результата» эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также навыков практической деятельности. Изучение биологии в 6 классе...
Пояснительная записка: Курс «теория эволюции» iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Пояснительная записка: Курс «теория эволюции» iconПояснительная записка Цели программы
Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразии...
Пояснительная записка: Курс «теория эволюции» iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка: Курс «теория эволюции» iconПояснительная записка: Курс «Гидробиология»
Курс «Гидробиология» разработан для студентов, обучающихся по специальности «Биология». Освоение данной дисциплины требует соответствующей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск