Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 421.34 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации09.05.2014
Размер421.34 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3
Работа с письменными источниками

в курсе «Основы религиозной культуры и светской этики»


  1. Роль источников в гуманитарном образовании школьников.

Одним из результатов обновления общего гуманитарного образования стало более активное обращение авторов учебников и педагогов, а вследствие этого, и учеников, к разнообразным историческим документам и культурным текстам.

Дополнительный текст, представленный, как правило, фрагментами межгосударственных соглашений и правительственных указов, исторических сочинений и литературных произведений, в новых учебниках «вышел из тени» и даже стал благодаря своему объему и занимательности соперничать с авторским текстом.

Нельзя не отметить, что вопросы к документам изменились, хотя в методических пособиях можно по-прежнему встретить такие задания, которые направлены только на чтение и выборочный пересказ источника. Например, к сюжету из «Повести о житии Александра Невского»: «Как в документе объяснена победа русских войск в битве на Чудском озере? Что говорится в документе о личности Александра Невского?».

На фоне таких, к слову сказать, немногочисленных репродуктивных вопросов выделяются задания, акцентирующие в документе (1) авторскую позицию, (2) критическое восприятие источника, (3) ценностные аспекты изучаемой проблемы. Например, к отрывку из «Повести временных лет»: «Как автор документа относится к обычаям разных племен? Отдает ли он кому-либо предпочтение?». К летописному рассказу об убийстве князя Андрея Боголюбского: «Как относится к убийству князя летописец?.. Предположите, когда мог быть записан этот рассказ: сразу после происшедшего или же спустя какое-то время. Почему вы так решили?» (А.Н.Сахаров. История России с древнейших времен до конца ХУ1 в.: М., 2006. - курсив наш – авт.).

Примечательно, что элементы критики источника, как способа «научной проверки подлинности, правильности чего-либо», авторы активно используют уже в учебниках для пятого - шестого классов. Яркий рассказ о Евпатии Коловрате из «Повести о разорении Рязани Батыем» становится, к примеру, рабочим материалом для его «внутренней критики», а не простого пересказа сюжета. Авторы учебника создают ребятам условия для собственного исторического расследования: «Историкам не ясно, существовал ли в действительности Евпатий Коловрат. Можно ли судить об этом на основании данного свидетельства летописи? Имеются ли в документе сведения, которые можно отнести к легендарным, и сведения, которые можно считать достоверными?» (А.Н.Сахаров. История России с древнейших времен до конца ХУ1 в.: М., 2006. - курсив наш – авт.).

К сожалению, меньшая часть вопросов к документам приходится на долю так называемых аксиологических (ценностных) вопросов. В том же фрагменте летописи об убийстве князя Андрея Боголюбского нам представляется важным для духовно-нравственного становления личности школьников выяснить не только, как автор исторического свидетельства относится к злодеянию, но и в чем состоят вероятные причины, мотивы его отношения.

«Без вопроса нет документа» заявляют историки. «Именно вопрос, который задает историк, позволяет возвести в ранг источников и документов те или иные следы, оставленные прошлым. До того, как в отношении них ставится вопрос, следы прошлого даже не воспринимаются как возможные следы чего бы то ни было» (А.Про). «Заставить говорить немые вещи», какими до обращения исследователя к ним являются артефакты истории, является «самой захватывающей частью» работы историка (Люсьен Февр).

Из верховенства вопроса над документом вытекают два следствия, одинаково важных и для школьного педагога, и для ученика, открывающего мир истории и культуры.

Во-первых, «не может быть окончательного прочтения данного документа. Историк никогда не исчерпывает документы до конца, он всегда может обратиться к ним с новыми вопросами или заставить говорить их другими способами» (А.Про. - курсив наш – авт). То же относится к учителю: вопросы, предложенные авторами учебника, не могут считаться единственно возможным и завершенным вариантом заданий к документу. Его всегда можно переработать или дополнить.

Во-вторых, «нераздельное единство вопроса, документа и процедуры критики последнего объясняет тот факт, что обновление вопросника влечет за собой обновление методов и \ или документальной базы» всего гуманитарного образования. Не исключение – новый учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики», который вводится в содержание основного общего образования в условиях поликультурного общества, признающего ценность многообразия.

В связи с многозначностью понятия «источник», видовым разнообразием культурных памятников и свидетельств о прошлом и настоящем, ограничимся в данном пособии вопросами изучения письменных источников, как наиболее характерных для образовательного процесса в современной школе.


  1. Виды и свойства письменных источников (документов):

  • субъективность - абсолютная зависимость от людей, составляющих и изучающих документы,

  • неисчерпаемость - многообразие информации в содержании документов и «между строк»,

  • открытость – возможность постановки самых разных вопросов и непредсказуемость ответов на них,

  • сензитивность - чувствительность к разным способам исследования.



Эти характеристики документов делают работу исследователя, - даже на школьной скамье! - самостоятельной и творческой, открывающей горизонты общения с «Другим» и обещающей новые открытия себя, мира людей, мира культуры.

А для этого нужно отнестись к документу как сложному и многогранному феномену, в котором исследователя могут интересовать:

  1. Содержание источника: О ком \ о чем говорится в тексте? О каких событиях, явлениях и процессах рассказывает автор? Как он объясняет и оценивает происходящее? В чем состоит информационная ценность данного источника? и т.п.

  2. Условия создания и находки документа: Где и когда был написан документ? Кто его автор? Какие обстоятельства вызвали его появление? Где он был впервые опубликован? Где и как хранился документ, и при каких обстоятельствах он был обнаружен? и т.п.

  3. Личность автора: Кто он? Какой он? Какими целями и интересами руководствовался автор, создавая документ? Какими источниками информации он пользовался? Как автор относится к тому, о чем пишет, и к тем, кому адресовано его послание? и т.п.

  4. Вид и структура документа: Как выглядит документ (материал для письма, чернила, шрифт…)? К какому виду письменных источников относится этот документ? Каковы особенности содержания и структуры данного документа? В чем состоят его сходства и отличия от ему подобных? И т.п.

  5. Контекст документа: О чем говорится «между строк» документа? О чем автор говорит иносказательно или вовсе умалчивает? В чем заключается смысл отдельных слов и выражений? Как этот источник помогает нам понять прошлое? В чем состоит ценность этого документа в развитии критического мышления исследователя, в становлении гуманистической системы ценностей? и т.п.


Мы перечислили объекты исследовательского интереса к документу в том порядке, в котором они встречаются в школьной практике: от традиционного «чтения с листа» (комментирование, пересказ и анализ содержания) - к редким примерам «чтения вглубь» (анализ и интерпретация источника в контексте культурно-исторических реалий прошлого и современности) – и только наметили круг вопросов по каждому из этих направлений.

Безусловно, в рамках школьного урока практически невозможно всесторонне и глубоко исследовать отдельный документ или их подборку. Случается, что и несколько слов или строчек из какого-то оригинального источника могут занять не один час напряженной умственной и душевной работы. Выбор того или иного направления в исследовании источника, включенного в содержание курса «Основы религиозной культуры и светской этики» останется за школьными учителями, если, разумеется, они будут знать о возможных подходах к исследованию документов и профессионально обосновывать свои предпочтения.


  1. Общедидактические варианты изучения письменных источников с примерами, близкими к содержанию курса «Основы религиозной культуры и светской этики».


Вариант первый: изучение документов в связи с видовым разнообразием письменных источников. Они условно делятся на документы:

1) государственные;

2) международные;

3) политические;

4) научно-исторические;

5) личностные;

6) литературно-художественные.

Каждый вид документа обладает только ему присущими свойствами и поэтому «требует» адекватного отношения к себе со стороны исследователя. Примерный перечень вопросов и заданий, акцентирующих видовое своеобразие документов, представлен в таблице 1.
Таблица 1

Виды документов и типология вопросов и заданий к ним1

Вид документа

Типология вопросов и заданий к нему

1. Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.

  1. Когда, где, почему появился этот документ? (Опишите исторические условия его создания)

  2. Кто является автором документа? Что Вам известно об этом человеке его жизни и деятельности?

  3. Объясните основные / новые понятия, употребляющиеся в тексте документа.

  4. Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь он в целом?

  5. Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах?

  6. К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа?

  7. Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа: судебное дело, выступление оппозиции и т.п.

2. Документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т.д.


  1. Покажите на карте государства, составившие этот документ.

  2. Охарактеризуйте исторические условия его создания.

  3. Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон и других стран, международной ситуации в целом.

  4. Объясните, в чем и почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах).

  5. Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу?

  6. Какой характер носил этот документ: открытый или секретный - и почему?

  7. Дайте обобщающую оценочную характеристику этому документу.

  8. Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог быть составлен с другим раскладом сил.



3. Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т.п.


  1. Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?

  2. Каковы исторические условия создания документа? Где и когда он появился?

  3. К чему призывает и что осуждает автор документа?

  4. Интересы какого слоя населения, какой политической группы он выражает?

  5. Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами?

  6. Каковы последствия: реальные или прогнозируемые, осуществления идей этого документа?

  7. Дайте историческую оценку документу.




4. Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения.


  1. Какие исторические факты излагаются в документе?

  2. Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события.

  3. Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе летосчисления.

  4. Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий?

  5. По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания?

  6. В чем позиция автора совпадает \ не совпадает с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение или несовпадение можно объяснить?

  7. Оцените значимость этого документа в сопоставлении с аналогичными историческими сочинениями этого периода или посвященными этим же историческим событиям.




5. Документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев.

  1. Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятия? Причастность к описываемым событиям?

  2. Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым им событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника.

  3. Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам?

  4. В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту?

  5. Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа? Почему?

6. Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?

6. Документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и пр.


  1. Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника.

  2. По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т.п. определите примерное время действия или написания произведения./ Найдите признаки, подтверждающие, что данное произведение было создано в эпоху.....

  3. Какие образы исторических героев, событий создает автор? Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, искаженным, предвзятым и т.п.? Как вы думаете, с какой целью автор сделал это?

  4. Как автор литературного произведения объясняет поступки своих героев? Согласны ли вы с такими оценками и аргументами?

  5. К какому общественному слою, группе населения принадлежал автор? Насколько он оказался объективным и беспристрастным в передаче событий или автор совершенно к этому не стремился?

  6. В каких других литературных произведениях (время, страны) вы встречали похожий сюжет? Чем можно объяснить его распространенность?





Приведем пример развернутого анализа источника, который можно отнести к последней, шестой группе документов, а его содержание фрагментами включить в модуль об основах православной культуры или основах светской этики.
Из очерка М. Горького «О русском крестьянстве»

Человек Запада еще в раннем детстве, только что встав на задние лапы, видит всюду вокруг себя монументальные результаты труда его предков. От каналов Голландии до туннелей Итальянской Ривьеры и виноградников Везувия, от великой работы Англии и до мощных Силезских фабрик — вся земля Европы тесно покрыта грандиозными воплощениями организованной воли людей, — воли, которая поставила себе гордую цель: подчинить стихийные силы природы разумным интересам человека. Земля — в руках человека и человек действительно владыка ее. Это впечатление всасывается ребенком Запада и воспитывает в нем сознание ценности человека, уважение к его труду и чувство своей личной значительности, как наследника чудес труда и творчества предков.

Такие мысли, такие чувства и оценки не могут возникнуть в душе русского крестьянина. Безграничная плоскость, на которой тесно сгрудились деревянные, крытые соломой деревни, имеет ядовитое свойство опустошать человека, высасывать его желания. Выйдет крестьянин за пределы деревни, посмотрит в пустоту вокруг него и через некоторое время чувствует, что эта пустота влилась в душу ему. Нигде вокруг не видно прочных следов труда и творчества. Усадьбы помещиков? Но их мало и в них живут враги. Города? Но они — далеко и не многим культурно значительнее деревни. Вокруг — бескрайняя равнина, а в центре ее — ничтожный, маленький человечек, брошенный на эту скучную землю для каторжного труда.

И человек насыщается чувством безразличия, убивающим способность думать, помнить пережитое, вырабатывать из опыта своего идеи. Историк русской культуры, характеризуя крестьянство, сказал о нем: «Множество суеверий и никаких идей».

Это печальное суждение подтверждается всем русским фольклором.

... Спора нет — прекрасно летом «живое злато пышных нив», но осенью перед пахарем снова ободранная голая земля и снова она требует каторжного труда. Потом наступает суровая шестимесячная зима, земля одета ослепительно белым саваном, сердито и грозно воют вьюги и человек задыхается от безделья и тоски в тесной, грязной избе. Из всего, что он делает, на земле остается только солома и крытая соломой изба — ее три раза в жизни каждого поколения истребляют пожары.

Технически примитивный труд деревни неимоверно тяжел, крестьянство называет его «страда» от глагола «страдать». Тяжесть труда, в связи с ничтожеством его результатов, углубляет в крестьянине инстинкт собственности, делая его почти неподдающимся влиянию учений, которые объясняют все грехи людей силою именно этого инстинкта ...

О них можно сказать буквально то же, что сказано историком о грозной эпохе «Смуты»: «Все эти восстания ничего не изменили, ничего не внесли нового в механизм государства, в строй понятий, в нравы и стремления»...

К этому суждению уместно прибавить вывод одного иностранца, внимательно наблюдавшего русский народ: «У этого народа нет исторической памяти. Он не знает свое прошлое и даже, как будто, не хочет знать его».

... Но — где же — наконец — тот добродушный, вдумчивый русский крестьянин, неутомимый искатель правды и справедливости, о котором так убедительно и красиво рассказывала миру русская литература XIX века?

В юности моей я усиленно искал такого человека по деревням России и — не нашел его. Я встретил там сурового реалиста и хитреца, который — когда это выгодно ему — прекрасно умеет показать себя простаком. По природе своей он не глуп и сам хорошо знает это. Он создал множество печальных песен, грубых и жестоких сказок, создал тысячи пословиц, в которых воплощен опыт его тяжелой жизни.

Он знает, что «мужик не глуп, да — мир дурак» и что «мир силен, как вода, да глуп, как свинья».

Он говорит: «Не бойся чертей, бойся людей». «Бей своих, — чужие бояться будут».

О правде он не очень высокого мнения: «Правдой сыт не будешь», «Что в том, что ложь, коли сыто живешь», «Правдивый, как дурак, также вреден».

...Тех, кто взял на себя каторжную, геркулесову работу очистки авгиевых конюшен русской жизни, я не могу считать «мучителями народа», — с моей точки зрения, они — скорее жертвы.

Я говорю это, исходя из крепко сложившегося убеждения, что вся русская интеллигенция, почти целый век мужественно пытавшаяся поднять на ноги тяжелый русский народ, лениво, нерадиво и бесталанно лежавший на своей земле, — вся интеллигенция является жертвой истории прозябания народа, который ухитрился жить изумительно нищенски на земле, сказочно-богатой. Русский крестьянин, здравый смысл которого ныне пробужден революцией, мог бы сказать о своей интеллигенции: глупа, как солнце, работает так же бескорыстно.

Он, конечно, не скажет этого, ибо ему еще не ясно решающее значение интеллектуального труда.

Вопросы и задания к документу:

  1. По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т.п. определите примерное время создания этого произведения и существования крестьянства в том виде, каким его представил М.Горький.

  2. Какой образ российского крестьянства создает автор очерка? Что представляется вам в этом социальном портрете явно преувеличенным, искаженным, предвзятым и т.п.? Как вы думаете, с какой целью автор сделал это?

  3. Какой части территории России свойственна такая характеристика крестьянства? Свой ответ аргументируйте.

  4. Какие ценности, по мнению А.М.Горького, присущи западноевропейскому крестьянству, а какие – российскому? Выпишите их в соответствующие графы сравнительной таблицы.



Ценности западноевропейского крестьянства

Ценности российского крестьянства









  1. Чем, по словам писателя и авторитетных для него источников, объясняются существенные различия в ценностных установках крестьянства России стран Западной Европы? (в самом тексте можно найти не менее пяти причин! Но предложите и собственные ответы!)

  2. С какими из этих объяснений вы согласны, а с какими - нет? Какие суждения и выводы, на ваш взгляд, обусловлены мировоззрением А.М.Горького, его общественно-политическими идеалами, нормами и устоями современного ему общества?

  3. К какому общественному слою, группе населения принадлежал автор очерка? Какими источниками он воспользовался в работе над очерком? (Некоторые источники указаны в данном произведении, о происхождении других подумайте сами.)

  4. Насколько он оказался объективным и беспристрастным в своей характеристике русского крестьянства, или автор совершенно к этому не стремился?


Вариант второй: изучение документа в связи с особенностями структуры его содержания.

Ведь это только на первый взгляд кажется, что все слова в источнике одинаковые. На самом в документе могут быть следующие компоненты содержания:


  1. факт-событие,

  2. факт-явление,

  3. факт-процесс,

  1. хронологические сведения,

  2. картографические сведения,

  3. имена собственные,

  4. ссылки на источники и \ или чье-то мнение,

  5. цитаты из источников,

  6. понятия разной степени обобщения,

  7. относительно устоявшиеся и принятые в науке объяснения причинно-следственных связей,

  8. авторские интерпретации фактов и

  9. оценочные выводы2.



Вычленяя различные компоненты содержания исторического источника, мы понимаем, с чем нам приходится иметь дело: с фактами или теорией, с данными, которые можно перепроверить по другим источникам (объективная информация), или со свидетельствами, которые являются сугубо личными взглядами, оценками, мнениями различных людей (субъективная информация, интерпретация).

Каждый из компонентов содержания предполагает свой характер вопросов к ним: от относительно простых и однозначных: кто? когда? где? – до деликатных и вероятностных: зачем исторический герой…? почему автор документа считает, что…? как вы думаете, для чего …?

От умения исследователя \ учителя \ ученика «просвечивать» текст сквозь структурно-функциональную оптику зависят глубина понимания содержания, степень доверительности и искренности в общении с автором текста и его героями, интерес к сюжету источника, общее эмоционально-ценностное воздействие на нас оригинального текста как авторского послания.

Убедимся в этом на примере источника, фрагмент которого можно включить в содержание курса «Основы религиозной культуры и светской этики»3.
«Оборона степных границ»
Не засаривая степные дороги русской торговли, кочевники (9) беспокоили и степные границы Русской земли. Отсюда третья забота киевских князей – ограждать и оборонять пределы Руси от степных варваров (12). С течением времени это дело становится даже господствующим в деятельности киевских князей вследствие всё усиливающегося напора степных кочевников….

Владимир (6), став христианином (11), сказал: «худо, что мало городов около Киева», и начал строить города по Десне, Трубежу, Стугне, Суле (5) и другим рекам. (2) Эти укрепленные пункты заселялись боевыми людьми, «мужами лучшими», по выражению летописи (7), которые вербовались из разных племен, славянских и финских, населявших русскую равнину.

С течением времени эти укрепленные места соединялись между собою земляными валами и лесными засеками. (3) Так по южным и юго-восточным границам тогдашней Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были в Х – ХI вв. (4) ряды земляных окопов и сторожевых «застав», городков, чтобы сдерживать нападения кочевников.

В 1006 – 1007 гг. через Киев проезжал немецкий миссионер Бруно, направляясь к печенегам для проповеди евангелия (1)

Князь Владимир уговаривал миссионера не ездить к печенегам, говоря, что у них он не найдет душ для спасения, а скорее сам погибнет позорною смертью.

Князь не мог уговорить Бруно и вызвался проводить его со своей дружиной до границ своей земли, «которые он со всех сторон оградил крепким частоколом на весьма большом протяжении по причине скитающихся около них неприятелей».

В одном месте князь Владимир провел немцев воротами чрез эту линию укреплений и, остановившись на сторожевом степном холме, послал сказать им: «вот я довел вас до места, где кончается моя земля и начинается неприятельская» (8). Весь этот путь от Киева до укрепленной границы пройден был в два дня.
В.О.Ключевский. О русской истории. Лекция Х.
Сформулируйте вопрос или несколько вопросов к каждому из структурных компонентов этого текста и вы убедитесь в существенных различиях между умственными операциями, которые нужно произвести над данным текстом, чтобы ответить на эти вопросы.

Поле для личностных интерпретаций намерений и поступков главных героев этого сюжета и их современников (кочевников – «степных варваров» и боевых людей – «мужей лучших») открывается вопросами, типа:

  • «Когда и почему, по мнению В.О.Ключевского, князь Владимир обратил внимание на укрепление юго-восточных границ Русского государства?»

  • «Зачем немецкий миссионер отправился к печенегам?», «Почему князь Владимир отговаривал его от этой затеи?»

  • «Почему киевский князь лично провожал миссионера до границ с «землей неприятельскою»?» и т.п.

Но прежде, чем дискутировать над «открытыми» вопросами источника, необходимо будет убедиться в понимании прочитанного и, следовательно, «допросить» документ с помощью вопросов: кто? когда? Где? И т.д.
Вариант третий: тест на понимание прочитанного. По виду – это «закрытое задание» с вариантами ответа. По содержанию – любой письменный текст, содержащий сложную, насыщенную деталями и нюансами информацию, в том числе религиозного содержания.

Разберем этот вариант работы с источником на двух примерах, тоже имеющих прямое отношение к знакомству с основами религиозной культуры и светской этики.
«Судопроизводство в мусульманском мире»

«Суд кади (мусульманский духовный судья) называется "макхема". Судья получает 3 % от величины иска, по которому он выносит приговор, и платит тот, кто выигрывает дело. Но в последнее время кади жалуются на то, что их заработок сильно уменьшается из-за открытия городских судов, которые называются" "меджлис" Об этих кади и их судах идет дурная слава вследствие их пристрастия, завистливости, взяточничества, вмешательства заинтересованных лиц и т.п. Поэтому неудивительно, что жители предпочитают обращаться в местный меджлис, несмотря на все его недостатки, или к одному из европейских консулов.

Кроме кади в мусульманском судопроизводстве есть другой постоянный чиновник, который совершенно не зависит от судьи. Это - "муфтий". Он не заседает в суде. Он судья-консультант, который судит у себя дома. Зачастую он местный житель, назначаемый Стамбулом по рекомендации губернатора. Иногда люди нуждаются в нем, и в случаях, вызывающих сомнение, даже кади посылает ему письменный запрос из суда. Во всех случаях консультации запрашиваются только об абстрактном законе, без упоминания имен участников тяжбы, а при описании дела пользуются вымышленными именами. Ответ муфтия называется "фатва". Он не требует за него определенную плату, а вместо этого получает подарок, так как невозможно определить справедливую плату за дело, подробности которого неизвестны».

Прочитайте текст и выберите правильные ответы на следующие вопросы:
1. Чем недовольны в последнее время кади?

1) высокими суммами, которые взимают судьи макхемы за услуги суда;

2) учащающимися явлениями коррупции в судах;

3) уменьшением их заработка из-за открытия судов меджлис;

4) конспиративной связью, организованной против них судьями городских судов и европейскими консулами.
2. Каков главный недостаток местного меджлиса?

1) пристрастие, завистливость и взяточничество;

2) не указано в отрывке;

3) то, что он подчинен европейским консулам;

4) заседания суда происходят в доме судьи.
3. Какое из следующих предложений верно, судя по тексту?

1) ясно, что нет никакой связи между кади и муфтием;

2) кади иногда консультируется с муфтием;

3) проигравший дело оплачивает судебные издержки;

4) меджлис служит заменой муфтию.
4. Как сделать, чтобы суд муфтия был беспристрастным?

1) его назначают в Стамбуле по рекомендации губернатора;

2) ему позволяют судить у себя дома и не обязывают его находиться в суде;

3) к нему посылают только случаи, вызывающие сомнения;

4) дело представлено ему в общей форме без упоминания лиц, замешанных в нем.
5. Какое из предложений верно, судя по тексту?

1) у кади может быть мотивация заниматься делами о максимально высоких суммах;

2) можно определить справедливую плату за дело, подробности косого неизвестны;

3) жители предпочитают европейских консулов меджлису;

4) "фатва", ответ муфтия, выдается только для кади.
Из повести А.И.Куприна «Поединок».
«Ромашов часто разговаривал с Гайнаном о его богах, о которых, впрочем, сам черемис имел довольно темные и скудные понятия, а также, в особенности, о том, как он принимал присягу на верность престолу и родине. А принимал он присягу действительно весьма оригинально.

В то время когда формулу присяги читал православным священник, католикам – ксендз, евреям – раввин, протестантам, за неимением пастора – штабс-капитан Диц, а магометанам – поручик Бек-Агамалов, - с Гайнаном была совсем особая история.

Полковой адъютант поднес поочередно ему и двум его землякам и единоверцам по куску хлеба с солью на острие шашки. И те, не касаясь хлеба руками. Взяли его ртом и тут же съели.

Символический смысл этого обряда был, кажется, таков: вот я съел хлеб и соль на службе у нового хозяина, - пусть же меня покарает железо, если я буду неверен. Гайнан, по-видимому, несколько гордился этим исключительным обрядом и охотно о нем вспоминал».
Прочитайте текст и выберите правильные ответы на следующие вопросы:
1. Действие романа А.И.Куприна происходит:

а) в ХУП в.;

б) в конце Х1Х в. – начале ХХ в.;

в) в середине ХХ в.;

г) в начале ХХ1 в.
2. Черемисом в этом романе был:

а) Ромашов;

б) поручик Бек-Агамалов;

в) штабс-капитан Диц;

г) Гайнан.

3. Гайнан исповедовал:

а) православие;

б) католичество;

в) был атеистом;

г) ислам;

д) был язычником;

е) иудаизм.
4. Гайнан и двое его земляков принимали присягу на верность престолу и родине оригинальным, отличным от других новобранцев образом, потому что:

а) молодые солдаты отказались принимать присягу с «инородцами»;

б) Гайнан и его земляки не хотели путаться с «иноверцами»;

в) в полку не оказалось соответствующего их религии духовного служителя;

г) в религиозных обрядах Гайнана и его земляков не было аналогичных воинской присяге ритуалов.
5. Смысл обряда причащения хлебом и солью на острие шашки

а) автору романа представлялся как клятва верности новому хозяину;

б) не был понятен никому, за исключением Гайнана и его земляков;

в) был понятен только полковому адъютанту, его совершавшему;

г) был понятен всем от командира полка до рядового.
6. Гайнан охотно вспоминал об оригинальном обряде своей присяги, потому что

а) полковые командиры проявили уважение к его религиозным убеждениям;

б) таким образом он выделился из серой и однообразной массы молодых солдат;

в) впервые за дни службы он вдоволь наелся хлеба;

г) эта тема была интересна русскому офицеру Ромашову.
7. Эпизод с присягой Гайнана в романе А.И.Куприна «Поединок»

а) был выдуман писателем;

б) был типичным для армии в Российской империи, т.к. основывался на соответствующих военных постановлениях;

в) был проявлением доброй воли командира одного из полков, о котором узнал А.И.Куприн;

г) был характерным для отношений в армии многонационального Российского государства.

Вариант четвертый: исследование документа с точки зрения заявленных в нем предков, современников и потомков исторических событий.

Это – многосубъектный подход к анализу источника, который оживляет и озвучивает немой текст, протягивает нити общения сквозь века и десятилетия, формирует круг общения между представителями разных культур и поколений4.

В идеале на страницах исторического и литературного источника присутствуют:

  • реальный персонаж (герои) конкретного события, о котором рассказывается в документе;

  • его (их) современники, которые помогают (соратники, друзья и т.п.) или препятствуют (враги, оппоненты), одобряют или гневно клеймят…;

  • «первый автор» - летописец, историк, просто свидетель исторического события и т.п., материалами которых использует автор документа;

  • «второй автор» - это непосредственный автор данного источника, который открыто выражает и даже навязывает читателю свои мысли по поводу этого события или, наоборот, пытается скрыть от нас свое отношение к происходящему.


Сложный характер связей и отношений между всеми этими субъектами, а также формы участия в этом историческом и культурном диалоге современных исследователей представляет схема 1.

Схема 1.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск