Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «краеведение»





Скачать 294.56 Kb.
НазваниеПояснительная записка Преподавание учебного предмета «краеведение»
страница1/2
Дата публикации14.09.2014
Размер294.56 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УРУКУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


Согласовано

руководитель МО

________Г.Х. Гитиятуллина

«__» ___________2013

 

Согласовано

зам. директора по УВР

_________А.Ш. Янтурина

«__» ____________2013

Утверждаю

директор школы:

______________Э.Х. Каримова

«__» ____________2013

Предмет __краеведение

основное общее образование

срок реализации программы __1 год

класс _6

учитель __Абдрафигина Динара Дарбиновна

2013 год
Пояснительная записка

Преподавание учебного предмета «краеведение» в соответствии с ФК ГОС осуществляется с учетом следующего нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения:



Учебный план МБОУ «Урукульская СОШ» на 2013-2014 учебный год

Положение о рабочей программе по МБОУ «Урукульская СОШ» на 2013 -2014 учебный год (Приказ № 241 от 30.08.2013 г)

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по краеведению (базовый уровень).

Количество учебных часов: 35 часов

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

1. «Краеведение» 7 класс: учебник под редакцией Г.С. Шкребня - Челябинск: Абрис, 2009

2. Книга для чтения «Познай свой край». А.П. Моисеев; выпуск 1; «Абрис» 2006

3. Андреева МА. «География Челябинской области». Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 2002

4. «Легенды Южного Урала» И.А. Кириллов

5. Атлас «Челябинская область»

6. Контурные карты по географии Челябинской области.

Тематическое планирование

№ п/п

Темы

Кол-во часов

Практические работы

1

Школа юного краеведа

11

5

2

Геология, полезные ископаемые и рельеф Челябинской области

4

3

3

Реки и озера


7

4

4

Климат и погода

7

3

5

Природные комплексы нашего края

5

2

6

Туристическими маршрутами

1







Всего

35

17


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Введение в краеведение Челябинского Урала»

( 35 часов)

Тема 1. Школа юного краеведа (11 ч.)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. Край как часть региона и страны. История и современность Челябинского Урала. Соотношение территорий и границ Южного Урала и Челябинской области. Географическое положение области на стыке двух частей света, двух природных областей — вечное пограничье.

Официальные символы: герб, гимн, флаг Челябинской области и Кунашакского района.

Происхождение, название местных населенных пунктов и географических объектов. Ориентирование на Местности.

Экскурсия:

1 Комплексная экскурсия по изучению своего села.

Практические работы:

1 Обозначение на контурной карте административных границ Челябинской области,

определение соседей, надписывание крупных населенных пунктов, обозначение на контурной карте границ Кунашакского района, определение соседей (оценочная).

2. «Ориентирование». Решение задач по плану местности: Определение направлений, движение по азимуту (тренировочная).

3. Съемка плана местности (оценочная).

4. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий населенных пунктов (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой) (оценочная).

5. Составление географического рассказа (фотоальбома) о путешествии по родному краю,

совершенному учащимися (творческая).

Тема 2. Геология, полезные ископаемые и рельеф Челябинской области (4 часа).

«Как были открыты Уральские горы». Уральские горы на старинных картах. Знаменитые геологи и географы, изучавшие Южный Урал.

Рельеф Южного Урала. История формирования и геологическое строение Урала. Формы рельефа в Кунашакском районе. Влияние рельефа на освоение территории. Изменение рельефа под воздействием внутренних и внешних факторов.

Горные породы, их происхождение. Полезные ископаемые Челябинской области, их использование в хозяйственной деятельности. Редкие ископаемые. Поделочные камни, их использование.

Практические работы.

1. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий гор (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой) (оценочная).

2. Обозначение на контурной карте Челябинской области форм рельефа, полезных ископаемых (оценочная)

3. Работа с коллекцией полезных ископаемых.

Тема 3. Реки и Озера (7 часов.)

Горные и равнинные реки Южного Урала. Численность и протяженность местных рек. Речной режим и речной сток. Типы озер на Южном Урале. Численность озер. Грунтовые воды (родники). Пруды и водохранилища. Использование воды человеком. Охрана вод. Водные растения и животные Челябинской области.

Практические роботы:

1. «Лингвистический конструктор», Происхождение названий рек и озер Кунашакского района (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой) (оценочная).

2. Обозначение на контурной карте Челябинской области крупных рек и озер (оценочная). З. Водные богатства Южного Урала в литературе (загадки, необычные явления на водоемах, рассказ о своей реке и т.д.) (творческая).

Тема 4. Климат и погода (7 часов.)

Главные факторы, влияющие на местный климат. Редкие и катастрофические погодные явления на Южном Урале. Местные приметы о погоде, пословицы и поговорки о погоде.

Приборы для метеорологических наблюдений. Солнечная радиация. Температура воздуха, ее изменение в течение суток, месяца, по временам года. Разница в темчературном режиме в разных частях села. Ветер причины его образования. Местные ветры, их направление, скорость. Осадки, их виды, распространение по сезонам года. Рекордные показатели температуры и осадков в области. Влияние местного климата на здоровье человека.

Практические работы:

1 Наблюдение за погодой (заполнение календаря погоды), Подсчет среднесуточной

(среднемесячной) температуры воздуха. Построение графика хода температуры за месяц

(оценочная).

2. Построение местной розы ветров» (оценочная)

З Описание погоды по плану (оценочная).

4. Местные приметы о погоде, пословицы и поговорки о погоде (творческая)

Тема 5. Природные комплексы (5 часов).

Природные зоны и ландшафты. Растительный и животный мир. Типичные

представители флоры и фауны, их адаптация. Местные лекарственные и ядовитые растения.

Животные — синантропы, спутники человека. Эндемики Южного Урала. «Красная книга Челябинской области». Акклиматизация новых видов. Охрана природы на Южном Урале.

Экскурсия:

1. Экологическая тропа. Определение местных растений, наблюдение за насекомыми.

Практические работы:

1. Изготовление гербария местных растений (оценочная).

2. Конкурс плакатов «Осторожно, Ядовитые растения!», «Берегите природу» (творческая)

З «Фотоохота» Составление фотоальбома, презентации местных растений и животных

(творческая).

Тема б. Туристскими маршрутами (1 час)

Туристские ресурсы. Туристско-краеведческие экспедиция

Требования к уровню подготовки выпусников

В результате изучения краеведения курса б класса ученик должен:

Знать/ понимать:

• Изученные виды источников краеведческой информации;

• Основные краеведческие понятия и термины;

• Значение официальных символов области и района;

• Специфику географического положения Челябинской области— субъекта РФ;

• Особенности природных зон Южного Урала;

• Природные и антропогенные причины экологических проблем на локальном уровне;

Уметь:

• Выделять, описывать, объяснять существенные признаки местных природных явлений;

• Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;

• Показывать на карте границы природных зон;

• Применять приборы и инструменты для измерения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

• Оформлять контурные карты;

• Оформлять отчеты по экскурсии в печатном виде;

• Составлять краткую характеристику родного населенного пункта

Использовать приобретенные знании и умения для

• Ориентирования на местности и чтения тематических карт;

• Наблюдения за погодой, состоянием воздуха и воды в своей местности;

• Решения практических задач по сохранению природы и защиты людей в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф;

• Самостоятельного поиска краеведческой информации из разных источников

Календарно-тематическое планирование



п/п

Дата

План/факт


Тема урока

Основные понятия

Практические работы

Домашнее задание










Тема 1. Школа юного краеведа – 11 часов.

Учащиеся должны знать: географическое положение области, официальные символы:

герб, гимн, флаг области и района, лингвистику.

Учащиеся должны уметь: работать с контурными картами и атласом Челябинской области,

Работать с дополнительной литературой, СМИ,

Ориентироваться на местности, составлять план местности.


1







Введение. Что изучает «Краеведение».

Источники краеведческих знаний.

Организация наблюдений за погодой, ведение календарей погоды.

Оформить календарь погоды.

§ 1

2








История открытия нашего края.

Карты Птолемея и Джекинсона.




§ 2

3








Первопроходцы

П.Рычков, Иоганн Гмелин, П. Паллас,

И. Лепехин, А. Гумбольт.




§ 3

4








Челябинская область сегодня . П/р №1 «Границы Челябинской области» (оценочная).

Географическое положение Челябинская на карте мира, России, Урала.

Соотношение территории и границ Урала, Челябинской области.

П/р №1: обозначение на к/к границ области, городов. Определение протяженности области с севера на юг и с запада на восток.

Работа с к/к

§ 4

справ. с. 8 табл. 1

5








Кунашакский район как часть Челябинской области. П/р №2 (продолжение) – работа с к/к.

Географическое положение района на карте Челябинской области, соседи

П/р №2: обозначение на к/к границ района, подписать соседние районы.

Работа с к/к справ. с. 10, с. 22.

6







Официальные символы Челябинской обл. и Кунашакского района: герб, гимн и флаг.

Официальные символы Челябинской обл. и Кунашакского района: герб, гимн и флаг.




конспект

7








«Село мое родное» - урок- экскурсия. П/р №3 (оценочная) «Лингвистический конструктор»

История возникновения п. Дружный, развитие во времени.

П/р №3: «Лингвистический конструктор» происхождение названий улиц, села, района, области и т.д.


«Лингвистический конструктор»

8







Практическая работа №4 (оценочная)

«Съемка плана местности»




П/р № 4: составление плана от дома до школы.




9







История школы. Школьный музей (экскурсия). П/р №4 (творческая) «История в фотографии»




П/р №5: составление фотоальбома, видеофильма географического рассказа о селе, школе, районе (на выбор).




10







Контрольно-обобщающий урок: «Географический портрет области и района»










Тема 2. Геология, полезные ископаемые и рельеф Челябинской области – 4 часа.

Учащиеся должны знать: рельеф Челябинской области и Кунашакского района,

знаменитых геологов и географов, изучавших Урал,

горные породы, их происхождение, полезные ископаемые Кунашакского района.

Учащиеся должны уметь: обозначать на к/к месторождения полезных ископаемых,

работать с дополнительной с дополнительной литературой и коллекцией полезных ископаемых.


11







Рельеф Южного Урала . П/р №6(оценочная) – работа с к/к.

Три ступени высоты, формы в пределах Кунашакского района.

П/р №6: обозначение на к/к элементов рельефа.

§ 9

справ. с. 28

12







Биография Уральских гор.

История формирования и геологическое строение Урала. Изменение рельефа под влиянием внутренних и внешних факторов.




§ 10

справ. С. 25-26

табл. 5

13







Горные породы. Их происхождение. Полезные ископаемые Челябинской области.

П/р №7

Горные породы, их происхождение и определение. Полезные ископаемые, добываемые в Челябинской области, их использование.

П/р №7: работа с коллекцией полезных ископаемых.

§ 11

справ. с. 30-32,

с. 34 табл. 6

14







Рельеф и хозяйственная деятельность обитателей нашего края

Происхождение названий гор, вершин.

П/р №8: «Лингвистический конструктор» происхождение названий местных гор.

§ 12

Тема 3. Реки и озера- 7 часов.

Учащиеся должны знать: речную сеть Челябинской области и Кунашакского района,

виды озер, их значение,

водные растения и животных Кунашакского района.

Учащиеся должны уметь: обозначать на к/к крупные реки и озера, работать

с дополнительной литературой (топонимическим словарем).

16







Тест «Рельеф и полезные ископаемые области и района».

На еврозийском водоразделе.

Водораздел.




§ 17

17







Речная сеть Южного Урала. П/р №9 (оценочная). «Лингвистический конструктор»

Реки Южного Урала: численность и протяженность.

Происхождение названий рек.

П/р №9: по топонимическому словарю определить происхождение названий крупных рек.

§ 18, справ. с. 38,

с. 40, табл. 7

18







Озера на карте Южного Урала. П/р №9 (продолжение)

П/р №10 (оценочная) работа с к/к.

Пруды и водохранилища.

П/р №10: по топонимическому словарю определить происхождение названий крупных озер.

П/р №11: обозначение на к/к крупных рек и озер

§ 19, с. 99-103

Справ. с 39-43

19







Болота, подземные воды и родники.

Значение болот, подземных вод, родников.





§ 19, справ. с 45-46

20







Рыбные богатства рек и озер.

П/р №11 (творческая) «Водные богатства Южного Урала в литературе»

Местные водные растения и животные. Правила поведения на воде, особенности зимней рыбалки.

П/р №12: необычные явления на водоемах, загадки, рассказ о своей реке.

справ. с 67-68

рассказ о своей реке.

21







Охрана вод Челябинской области.

Рациональное использование поверхностных и подземных вод в деятельности человека.




§ 20, справ. с. 47

22

Контрольно-обобщающий урок: «Реки и озера Южного Урала»










Тема 4. Климат и погода - 7 часов.

Учащие должны знать: факторы, влияющие на местный климат,

суточный и сезонный ход температуры, местные ветры,

влияние климата на здоровье человека.

Учащиеся должны уметь: наблюдать за погодой, вести дневник наблюдений,

строить график температуры, розу ветров,

описывать погоду.

23







Приборы для метеонаблюдений.

История метеонаблюдений, современные наблюдения за погодой.




§ 13

24







Погодные явления на Южном Урале

П/р №13 (творческая)

Редкие и катастрофические погодные явления на Южном Урале.

П/р №13: местные приметы о погоде, пословицы и поговорки о погоде.

§ 14,

справ. с. 50-52

25







Факторы, влияющие на климат области

Солнечная радиация, рельеф, ветер.




§ 15,

справ. с. 49-51


26







Практическая работа №14(оценочная) «Построение графика хода температуры за месяц»




П/р № 14: используя календарь погоды, построить график хода температуры, рассчитать ср. темп., амплитуду.




27







Ветер. Осадки.

П/р № 15 (оценочная) «Построение розы ветров»

Местные ветры: бриз, западные ветры. Виды осадков, их распространение по сезонам.

П/р № 15: используя календарь погоды, построить розу ветров.




28







Роль климата в жизни южноуральцев.


Влияние климата на здоровье человека.




§ 16

29







Контрольно- обобщающий урок:

«Климат и погода»










Тема 5. Природные комплексы нашего края – 5 часов.

Учащие должны знать: природные зоны и ландшафты области и района, типичных

представителей флоры и фауны, «Красную книгу» области,

правила поведения а природе.

Учащиеся должны уметь: наблюдать за насекомыми, вести дневник наблюдений,

определять местные растения по справочнику.

30







Природные комплексы Южного Урала.

Природные комплексы горно-лесной, лесостепной и степной зон, приспособленность к климату типичных представителей растительного мира.




§ 21,

справ. с. 72-73

31







Экскурсия: «Экологическая тропа»

П/р №16 (оценочная) «Изготовление гербария местных видов»

Определение местных растений, наблюдение за насекомыми.

Экскурсия.

П/р №16: изготовить гербарий растений местных видов.

изготовить гербарий

32







Растительный и животный мир Южного Урала

Типичные представители, их приспособленность к климату.




§ 22, 23

справ. с. 62-70

33







Охрана природы (показ презентации)

Красная книга. Охрана животного мира. Заповедники. Заказники.




§ 24

справ. с. 70

34







Практическая работа № 17 (творческая) Конкурс плакатов «Осторожно, ядовитые растения!», «Берегите природу», «Фотоохота» - составление альбома, презентации местных растений и животных.

Тест: «Природные комплексы»




Практическая работа № 17 (творческая) Конкурс плакатов «Осторожно, ядовитые растения!»

«Берегите природу»

«Фотоохота» - составление альбома, презентации местных растений и животных.




Тема 6. Туристическими маршрутами – 1 час.

35







Туристические ресурсы – урок обобщение

Туристические ресурсы, экспедиции.






  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «краеведение» iconПояснительная записка к курсу «краеведение»
Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального...
Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «краеведение» iconПояснительная записка исходными документами для составления рабочей...
Региональная программа учебного курса «Историческое краеведение» для учащихся 7-9 классов основной общеобразовательной школы
Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «краеведение» iconСтруктура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «краеведение» iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «краеведение» iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты) освоения учебного предмета
Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «краеведение» iconПояснительная записка; Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Личностные, метапредметные и предметные цели( результаты),освоения учебного предмета
Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «краеведение» iconСтруктура программы учебного предмета Пояснительная записка
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «краеведение» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по биологии для основной...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета биология; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «краеведение» iconПояснительная записка: общая характеристика учебного плана оу; ценностные...
Требования к уровню подготовки обучающихся (личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета)
Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «краеведение» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа обществознанию для...
Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «краеведение» iconМхк в 10-11 классе среднее (полное) общее образование срок реализации...
Преподавание учебного предмета «мхк» в средней школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими...
Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «краеведение» iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Место...
Программа музыка; рассчитана на три года обучения, предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа
Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «краеведение» iconПояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «краеведение» iconПояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «краеведение» iconСтруктура рабочей программы Пояснительная записка Общая характеристика...
Формирование приемов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности
Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «краеведение» iconПояснительная записка Преподавание учебного предмета «Русская литература»...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по истории, утверждённый приказом Министерства...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск