1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма учебного предмета «скульптура» разработана с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Учебный предмет «скульптура» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства, является одним из предметов обязательной части предметной области «Художественное творчество», поэтому она является важной составляющей вариативной части учебного плана.
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
Предметы обязательной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись», а именно: «Основы изобразительной грамоты», «Прикладное творчество», «скульптура» - взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга. При этом знания, умения и навыки, полученные учащимися на начальном этапе обучения в рамках обязательного предмета «Лепка», являются базовыми для освоения предмета «Скульптура».
Особенностью данной программы является сочетание традиционных приемов лепки глиной с элементами керамики, что активизирует индивидуальную творческую деятельность учащихся.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.
Срок реализации учебного предметаУчебный предмет «Скульптура» реализуется при 9-летнем сроке обучения в 4-9 классах
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «скульптура» при 9-летнем СРОКЕ ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЯЕТ 594 ЧАСА, ИЗ НИХ: 396 ЧАСОВ - АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ, 198 - САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Вид учебной
работы, аттестации, учебной нагрузки
| Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации
| Всего часов
|
КЛАССЫ
| 4
| 5
| 6
|
|
ПОЛУГОДИЯ
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
|
|
Аудиторные занятия (в часах)
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| 198
|
Самостоятельная работа (в часах)
| 16,5
| 16,5
| 16,5
| 16,5
| 16,5
| 16,5
| 99
|
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
| 49,5
| 49,5
| 49,5
| 49,5
| 49,5
| 49,5
| 297
|
Вид
промежуточной аттестации
|
| зачет
|
| зачет
|
| зачет
|
|
Вид учебной
работы, аттестации, учебной нагрузки
| Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации
| Всего часов
|
КЛАССЫ
| 7
| 8
| 9
|
|
ПОЛУГОДИЯ
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
| 18
|
|
Аудиторные занятия (в часах)
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| 198
|
Самостоятельная работа (в часах)
| 16,5
| 16,5
| 16,5
| 16,5
| 16,5
| 16,5
| 99
|
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
| 49,5
| 49,5
| 49,5
| 49,5
| 49,5
| 49,5
| 297
|
Вид
промежуточной аттестации
|
| зачет
|
| зачет
|
| экзамен
|
|
Форма проведения учебных аудиторных занятийЗанятия по предмету «Скульптура» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельные.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах аудиторные занятия: 4-9 классы- 2 часа в неделю
самостоятельная работа: 4-9 классы- 1 час в неделю
Целями учебного предмета «Скульптура» являются:
1. Приобретение более сложных навыков работы с глиной, а также углубленных знаний в области пластической композиции как фигуративной так и формальной, различной степени сложности, в зависимости от года обучения.
2. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в среднем и старшем школьных возрастах.
3. Развитие у детей понимания законов объемно-пространственного изображения и рельефа и умения ими пользоваться. Совершенствование у детей ощущения пропорций, конструкции, ритма, пространственного мышления, необходимых для дальнейшего развития во всех областях изобразительного искусства
Задачи учебного предмета «Скульптура»
Знакомство с оборудованием и различными пластическими материалами: стеки, ножи, специальные валики, фактурные поверхности, глина, пластика - масса.
Знакомство со способами лепки простейших форм и предметов.
Формирование понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», «композиция».
Формирование умения наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
Формирование умения передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.
Формирование умения работать с натуры и по памяти.
Формирование умения применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
Формирование конструктивного и пластического способов лепки.
Обоснование структуры программыОбоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обученияДля достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ); наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); практический; эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного предметаКаждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться сетевыми ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по специфике предмета.
Мастерская для занятий лепкой должна быть оснащена удобной мебелью (станки), подиумами, натюрмортными столиками, компьютером, интерактивной доской.