Пояснительная записка структура и содержание предмета «Основы специальной педагогики и психологии»





НазваниеПояснительная записка структура и содержание предмета «Основы специальной педагогики и психологии»
страница1/12
Дата публикации23.04.2015
Размер1.9 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Психология > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.3 (ОПД.Ф.15)

Основы специальной педагогики и психологии
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
050602.65 Изобразительное искусство,

050502.65 Технология и предпринимательство

050103.65 География с доп.спец. Биология

050720 Физическая культура

050104 Безопасность жизнедеятельности

(код и наименование специальности/тей)


Утверждено на заседании кафедры

СПиСП Психолого-педагогического

института

(протокол №1 от 03.09.2012 г.)
Зав.кафедрой СПиСП
___________________(Т.В. Кузьмичева)


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1. Автор программы: к.п.н., доцент Голишникова Е.И., ст.преподаватель Демяшина В.В., ст.преподаватель Полюсова Н.И.
1.2. Рецензенты: к.п.н., доцент кафедры общей психологии, МГИ – Скиотис Е.И.; к.п.н., доцент кафедры СПиСП, МГГУ – Гущина А.В.
1.3.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Структура и содержание предмета «Основы специальной педагогики и психологии» представляют собой совокупность социогуманитарных и медицинских знаний, обеспечивающих профессиональную подготовку будущих педагогов к реализации целостного педагогического процесса, включающего на разных условиях обучение отдельных исключительных детей разных категорий, степени и характера выраженности нарушений.

Данная дисциплина интегрирует знания из области философии, культурологии, социологии, юриспруденции, медицины, психологии на основе социально-психологических и педагогических закономерностей, обосновывает возможные подходы к решению проблем развития, воспитания, образования и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, создает предпосылки для рефлексивного освоения студентами научной информации.

Введение этой дисциплины обусловлено как усилением дифференциации детей и подростков в усвоении общего образования, необходимостью обеспечить учет индивидуальных особенностей учащихся в учебно-образовательном процессе, так и ростом количества школьников с различными нарушениями развития.

Материал курса ориентирован на образование учителя как субъекта профессиональной деятельности, на стимулирование потребности в педагогическом самосовершенствовании, на формирование у студентов этической и профессионально-педагогической позиции.

Педагоги всех ступеней общего образования должны быть во­оружены элементарными знаниями о причинах и проявлениях дефектов развития и путях коррекционной работы со школьника­ми, имеющими эти дефекты.

Изучение дисциплины осуществляется на лекциях, семинар­ских занятиях и в процессе самостоятельной внеаудиторной рабо­ты студентов.

В лекциях раскрываются методологические и теоретические основы отечественной специальной психологии и коррекцион­ной педагогики, рассматриваются основные виды интеллектуаль­ных и психофизических нарушений развития, которые могут воз­никнуть у детей как следствие различных дефектов; система, орга­низация и методы изучения детей с различными нарушениями развития; организация коррекционного образования, воспитания и социальной адаптации детей и подростков, нуждающихся в со­здании специальных условий обучения, а также с основами кор­рекционной работы с детьми, имеющими отклонения в разви­тии, в общеобразовательных учреждениях. На лекциях студентов знакомят с основными международными документами и законо­дательными актами, регламентирующими социальный статус и защиту прав детей и инвалидов; с нормативными документами, определяющими работу специальных коррекционных учреждений.

На семинарах систематизируются полученные теоретические знания, студенты знакомятся с приемами психолого-педагоги­ческого изучения детей с различными отклонениями развития в учебном процессе, во время обследования в психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК); изучают нормативные документы и документацию ПМПК.

Внеаудиторная работа студентов предполагает самостоятель­ное изучение теоретического материала, подготовку рефератив­ных сообщений по специальным категориям учащихся с дефек­тами развития («Особенности детей со сниженным слухом и коррекционная работа с ними в начальной школе», «Умственная отсталость» и т.д.), а также анализ наблюдений за учащимися в процессе посещения образовательно-воспитательных учреждений общего и специального профиля.

В основу отбора содержания курса положены следующие принципы:

  1. Принцип научности, предполагающий освещение содержания курса с позиций современной науки, раскрытие сущности педагогики и ее понятийного аппарата в развитии, в сопоставлении разных научных подходов.

  2. Принцип интегративности, предполагающий отражение общей и специальной педагогики и психологии в системе широкого взаимодействия с другими науками: философией, историей, психологией, социологией и др.

  3. Принцип культурно-исторической преемственности прогрессивных традиций педагогической науки и практики, предполагающий рассмотрение педагогики во взаимодействии с культурой, с ее ценностными основаниями, раскрытие роли педагогики в историческом процессе и в современной социокультурной ситуации.

Методические аспекты преподавания курса «Основы специальной педагогики и психологии» определяются следующими принципами:

  1. Принцип диалогичности как постоянный диалог преподавателя и студентов на занятиях, обращение к жизненному опыту, обмен мнениями по обсуждаемым педагогическим вопросам.

  2. Принцип личностной ориентированности содержания, предусматривающий взаимосвязь обсуждаемых педагогических вопросов с личностными перспективами, профессиональными планами студентов в связи с получением педагогического образования.

  3. Принцип равивающе-творческой направленности обучения, состоящий в создании творческих ситуаций, мобилизующих самостоятельность и творческий поиск студентов в решении педагогических и психологических задач.

  4. Принцип личностных образовательных инициатив, предполагающий возможность гибкого структурирования образовательного содержания и форм обучения с учетом предложений и образовательных потребностей студентов.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии» предназначена для студентов недефектологических специальнос­тей педагогических университетов и институтов.

Цель дисциплины: подготовить студентов к работе с детьми, имеющими от­клонения в развитии, как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в общеобразователь­ных дошкольных и школьных учреждениях, учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты населения.

Задачи дисциплины:

  1. Сформировать у студентов представление о специальной педагогике и психологии как особой области знаний, о взаимосвязи ее с науками о человеке и практическим опытом образования и воспитания детей с отклонениями в развитии.

  2. Развить психолого-педагогическое сознание студентов на основе расширения понятийного аппарата, овладения базовой системой профессионально-педагогических знаний и умений.

  3. Раскрыть биологические, психолого-педагогические и со­циально-экономические аспекты проблемы нарушения раз­ вития;

  4. Познакомить будущих учителей с основными видами нарушений физического, психического и интеллектуального развития детей дошкольного и школьного возраста;

  5. Показать единство закономерностей нормального и нарушенного развития детей и подростков с различными видами отклонений, основные механизмы компенсации, принципы коррекционного обучения и воспитания;

  6. Познакомить с организацией в России системы помощи, специального образования и системой специальных учреждений для детей и подростков с нарушениями развития;

  7. Познакомить студентов с приемами изучения особенностей учебной деятельности и поведения учащихся, имеющих нарушения развития, раскрыть некоторые пути преодоления данных нарушений;

  8. Познакомить с работой психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) и организацией приема детей в специальные учреждения;

  9. Повысить теоретическую и практическую подготовку студентов к работе с исключительными детьми.

  10. Выработать у студентов диалогическое мышление, умение выделять, описывать, анализировать и прогнозировать педагогические факты и явления, исходя из закономерностей педагогической науки.

  11. Сформировать личностные ценностные ориентации в области педагогической науки и практики, имеющие общегуманистическую направленность; развить потребности в профессионально-педагогическом самообразовании.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Основы специальной пе­дагогики и психологии» студенты должны знать:

  • основные категории специальной психологии и педагогики (дефект, нарушения психофизического развития, дизонтогенез, аномальный ребенок, коррекция, компенсация, со­циальная адаптация, социальная реабилитация, специаль­ное (коррекционное) образование);

  • основные виды дефектов, психофизические особенности и категории детей с нарушениями развития;

  • особенности познавательных процессов, деятельности и по­ведения детей с различными психофизическими и интел­лектуальными нарушениями развития и направления их коррекционного образования;

  • законодательные акты, определяющие основные права де­тей и инвалидов;

  • систему помощи, особенности организации образования, воспитания и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития и поведения;

  • организацию работы психолого-медико-педагогической кон­сультации (ПМПК).

Студенты должны уметь:

  • работать с личным делом и медицинской картой учащихся;

  • выявлять психофизические особенности деятельности и затруднения в образовательно-воспитательной работе детей с ограниченными возможностями здоровья, намечать пути их преодоления;

  • составлять психолого-педагогическую характеристику с анализом трудностей обучения и результатами ин­дивидуальной коррекционной работы;

  • готовить материалы для ПМПК.

Авторы: Л.С. Выготский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, Н.Н. Малофеев, Р.Д. Тригер, Л.И.Солнцева, Л.И. Плаксина, Л.В. Нейман, Р.М.Боскис, Г.М. Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицина, Л.М. Мамайчук
1.4 Извлечение из ГОС ВПО

050502.65 Технология и предпринимательство

Основы специальной педагогики и психологии

Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностей их психического развития в процессе воспитания и образования.

Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтегенеза). Параметры дизонтегенеза. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Понятие "аномальный ребенок". Особенности аномального развития, отрасли специальной психологии – олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития.

Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Основные категории специальной педагогики. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. Понятия коррекции и компенсации. Социальная реабилитация и социальная адаптация.

Основные отрасли специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика.
050602.65 Изобразительное искусство

Основы специальной педагогики и психологии

Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии.

Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностей их психического развития в процессе воспитания и образования. Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтегенеза). Параметры дизонтегенеза. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Понятие "аномальный ребенок". Особенности аномального развития, отрасли специальной психологии - олигофренопсихология, тифлопсихология. сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития.

Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Основные категории специальной педагогики. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. Понятия коррекции и компенсации. Социальная реабилитация и социальная адаптация. Основные отрасли специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика.
050103.00 География с доп.спец. Биология

Основы специальной педагогики и психологии

Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностей их психического развития в процессе воспитания и образования.

Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтегенеза). Параметры дизонтегенеза. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Понятие "аномальный ребенок". Особенности аномального развития, отрасли специальной психологии – олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития.

Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Основные категории специальной педагогики. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. Понятия коррекции и компенсации. Социальная реабилитация и социальная адаптация.

Основные отрасли специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика.
050720.65 Физическая культура

Основы специальной педагогики и психологии

Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностей их психического развития в процессе воспитания и образования.

Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтегенеза). Параметры дизонтегенеза. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Понятие "аномальный ребенок". Особенности аномального развития, отрасли специальной психологии – олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития.

Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Основные категории специальной педагогики. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. Понятия коррекции и компенсации. Социальная реабилитация и социальная адаптация.

Основные отрасли специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка структура и содержание предмета «Основы специальной педагогики и психологии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 от 03. 09. 2013г. Учебно-методический...
Составители: И. Ю. Левченко, д пс н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Пояснительная записка структура и содержание предмета «Основы специальной педагогики и психологии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены в помощь студентам факультета специальной педагогики и психологии дневной и заочной форм...
Пояснительная записка структура и содержание предмета «Основы специальной педагогики и психологии» iconПояснительная записка: к курсу «Психология лиц с нарушением речи»
Программа курса предназначена для студентов III курса (5 семестр) факультета специальной педагогики и психологии, обучающихся по...
Пояснительная записка структура и содержание предмета «Основы специальной педагогики и психологии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 11 «Логопедическая ритмика»
Автор программы: Белоброва Мария Михайловна, старший преподаватель кафедры Специальной педагогики и специальной психологии
Пояснительная записка структура и содержание предмета «Основы специальной педагогики и психологии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы специальной педагогики и психологии»
Пояснительная записка структура и содержание предмета «Основы специальной педагогики и психологии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кузьмичева Татьяна Викторовна, к п н., доцент, зав кафедрой специальной педагогики и специальной психологии
Пояснительная записка структура и содержание предмета «Основы специальной педагогики и психологии» iconСтруктура рабочей программы: Титульный лист. Пояснительная записка....
Закон РФ «Об образовании» №122-Ф3 в последней редакции от 17 июля 2009 г. (№148-фз)
Пояснительная записка структура и содержание предмета «Основы специальной педагогики и психологии» iconКонтрольная работа по учебной дисциплине Основы коррекционной педагогики...
...
Пояснительная записка структура и содержание предмета «Основы специальной педагогики и психологии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс 5 (СД. Ф. 11)«Логопедическая...
Автор программы: Онопа Оксана Алексеевна, старший преподаватель кафедры Специальной педагогики и специальной психологии
Пояснительная записка структура и содержание предмета «Основы специальной педагогики и психологии» iconСтруктура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Пояснительная записка структура и содержание предмета «Основы специальной педагогики и психологии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методический комплекс «Основы специальной педагогики и психологии» разработана для студентов, обучающихся по специальности...
Пояснительная записка структура и содержание предмета «Основы специальной педагогики и психологии» iconПояснительная записка Изучение литературного краеведения сегодня...
Содержание и структура куружка «Литературное краеведение» даёт возможность системного изучения региональной литературы в школе
Пояснительная записка структура и содержание предмета «Основы специальной педагогики и психологии» iconСтруктура программы учебного предмета Пояснительная записка
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Пояснительная записка структура и содержание предмета «Основы специальной педагогики и психологии» iconСтруктура рабочей программы Пояснительная записка Общая характеристика...
Формирование приемов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности
Пояснительная записка структура и содержание предмета «Основы специальной педагогики и психологии» iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка структура и содержание предмета «Основы специальной педагогики и психологии» iconОтчет о результатах самообследования факультета педагогики и психологии
Структура подготовки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск