Скачать 1.9 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.3 (ОПД.Ф.15) Основы специальной педагогики и психологии ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050602.65 Изобразительное искусство, 050502.65 Технология и предпринимательство 050103.65 География с доп.спец. Биология 050720 Физическая культура 050104 Безопасность жизнедеятельности (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры СПиСП Психолого-педагогического института (протокол №1 от 03.09.2012 г.) Зав.кафедрой СПиСП ___________________(Т.В. Кузьмичева) РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины 1.1. Автор программы: к.п.н., доцент Голишникова Е.И., ст.преподаватель Демяшина В.В., ст.преподаватель Полюсова Н.И. 1.2. Рецензенты: к.п.н., доцент кафедры общей психологии, МГИ – Скиотис Е.И.; к.п.н., доцент кафедры СПиСП, МГГУ – Гущина А.В. 1.3.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Структура и содержание предмета «Основы специальной педагогики и психологии» представляют собой совокупность социогуманитарных и медицинских знаний, обеспечивающих профессиональную подготовку будущих педагогов к реализации целостного педагогического процесса, включающего на разных условиях обучение отдельных исключительных детей разных категорий, степени и характера выраженности нарушений. Данная дисциплина интегрирует знания из области философии, культурологии, социологии, юриспруденции, медицины, психологии на основе социально-психологических и педагогических закономерностей, обосновывает возможные подходы к решению проблем развития, воспитания, образования и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, создает предпосылки для рефлексивного освоения студентами научной информации. Введение этой дисциплины обусловлено как усилением дифференциации детей и подростков в усвоении общего образования, необходимостью обеспечить учет индивидуальных особенностей учащихся в учебно-образовательном процессе, так и ростом количества школьников с различными нарушениями развития. Материал курса ориентирован на образование учителя как субъекта профессиональной деятельности, на стимулирование потребности в педагогическом самосовершенствовании, на формирование у студентов этической и профессионально-педагогической позиции. Педагоги всех ступеней общего образования должны быть вооружены элементарными знаниями о причинах и проявлениях дефектов развития и путях коррекционной работы со школьниками, имеющими эти дефекты. Изучение дисциплины осуществляется на лекциях, семинарских занятиях и в процессе самостоятельной внеаудиторной работы студентов. В лекциях раскрываются методологические и теоретические основы отечественной специальной психологии и коррекционной педагогики, рассматриваются основные виды интеллектуальных и психофизических нарушений развития, которые могут возникнуть у детей как следствие различных дефектов; система, организация и методы изучения детей с различными нарушениями развития; организация коррекционного образования, воспитания и социальной адаптации детей и подростков, нуждающихся в создании специальных условий обучения, а также с основами коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, в общеобразовательных учреждениях. На лекциях студентов знакомят с основными международными документами и законодательными актами, регламентирующими социальный статус и защиту прав детей и инвалидов; с нормативными документами, определяющими работу специальных коррекционных учреждений. На семинарах систематизируются полученные теоретические знания, студенты знакомятся с приемами психолого-педагогического изучения детей с различными отклонениями развития в учебном процессе, во время обследования в психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК); изучают нормативные документы и документацию ПМПК. Внеаудиторная работа студентов предполагает самостоятельное изучение теоретического материала, подготовку реферативных сообщений по специальным категориям учащихся с дефектами развития («Особенности детей со сниженным слухом и коррекционная работа с ними в начальной школе», «Умственная отсталость» и т.д.), а также анализ наблюдений за учащимися в процессе посещения образовательно-воспитательных учреждений общего и специального профиля. В основу отбора содержания курса положены следующие принципы:
Методические аспекты преподавания курса «Основы специальной педагогики и психологии» определяются следующими принципами:
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии» предназначена для студентов недефектологических специальностей педагогических университетов и институтов. Цель дисциплины: подготовить студентов к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях, учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты населения. Задачи дисциплины:
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИ ДИСЦИПЛИНЫ В результате изучения дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии» студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
Авторы: Л.С. Выготский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, Н.Н. Малофеев, Р.Д. Тригер, Л.И.Солнцева, Л.И. Плаксина, Л.В. Нейман, Р.М.Боскис, Г.М. Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицина, Л.М. Мамайчук 1.4 Извлечение из ГОС ВПО 050502.65 Технология и предпринимательство Основы специальной педагогики и психологии Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностей их психического развития в процессе воспитания и образования. Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтегенеза). Параметры дизонтегенеза. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Понятие "аномальный ребенок". Особенности аномального развития, отрасли специальной психологии – олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Основные категории специальной педагогики. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. Понятия коррекции и компенсации. Социальная реабилитация и социальная адаптация. Основные отрасли специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика. 050602.65 Изобразительное искусство Основы специальной педагогики и психологии Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностей их психического развития в процессе воспитания и образования. Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтегенеза). Параметры дизонтегенеза. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Понятие "аномальный ребенок". Особенности аномального развития, отрасли специальной психологии - олигофренопсихология, тифлопсихология. сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Основные категории специальной педагогики. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. Понятия коррекции и компенсации. Социальная реабилитация и социальная адаптация. Основные отрасли специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика. 050103.00 География с доп.спец. Биология Основы специальной педагогики и психологии Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностей их психического развития в процессе воспитания и образования. Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтегенеза). Параметры дизонтегенеза. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Понятие "аномальный ребенок". Особенности аномального развития, отрасли специальной психологии – олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Основные категории специальной педагогики. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. Понятия коррекции и компенсации. Социальная реабилитация и социальная адаптация. Основные отрасли специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика. 050720.65 Физическая культура Основы специальной педагогики и психологии Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностей их психического развития в процессе воспитания и образования. Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтегенеза). Параметры дизонтегенеза. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Понятие "аномальный ребенок". Особенности аномального развития, отрасли специальной психологии – олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Основные категории специальной педагогики. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. Понятия коррекции и компенсации. Социальная реабилитация и социальная адаптация. Основные отрасли специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика. |
Решение заседания кафедры Протокол №1 от 03. 09. 2013г. Учебно-методический... Составители: И. Ю. Левченко, д пс н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации предназначены в помощь студентам факультета специальной педагогики и психологии дневной и заочной форм... | ||
Пояснительная записка: к курсу «Психология лиц с нарушением речи» Программа курса предназначена для студентов III курса (5 семестр) факультета специальной педагогики и психологии, обучающихся по... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 11 «Логопедическая ритмика» Автор программы: Белоброва Мария Михайловна, старший преподаватель кафедры Специальной педагогики и специальной психологии | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы специальной педагогики и психологии» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кузьмичева Татьяна Викторовна, к п н., доцент, зав кафедрой специальной педагогики и специальной психологии | ||
Структура рабочей программы: Титульный лист. Пояснительная записка.... Закон РФ «Об образовании» №122-Ф3 в последней редакции от 17 июля 2009 г. (№148-фз) | Контрольная работа по учебной дисциплине Основы коррекционной педагогики... ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс 5 (СД. Ф. 11)«Логопедическая... Автор программы: Онопа Оксана Алексеевна, старший преподаватель кафедры Специальной педагогики и специальной психологии | Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика... Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методический комплекс «Основы специальной педагогики и психологии» разработана для студентов, обучающихся по специальности... | Пояснительная записка Изучение литературного краеведения сегодня... Содержание и структура куружка «Литературное краеведение» даёт возможность системного изучения региональной литературы в школе | ||
Структура программы учебного предмета Пояснительная записка Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета | Структура рабочей программы Пояснительная записка Общая характеристика... Формирование приемов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности | ||
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | Отчет о результатах самообследования факультета педагогики и психологии Структура подготовки |