Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/10
Дата публикации29.11.2013
Размер1.01 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

Психолого-педагогический институт


Кафедра специальной педагогики и специальной психологии

Программа

вступительных экзаменов (тестирование) в магистратуру по направлению Специальное (дефектологическое) образование

профиль подготовки – Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ

Мурманск

2013

СОСТАВИТЕЛИ:
Кузьмичева Татьяна Викторовна, к.п.н., доцент, зав. кафедрой специальной педагогики и специальной психологии

Кобзева Ольга Владимировна, к.псх.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа вступительного экзамена в магистратуру по профилю «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ» разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Вступительные испытания предназначены для определения теоретической и практической подготовленности абитуриентов к продолжению образования в магистратуре.

Магистерская программа нацелена на профессиональную подготовку по одному из наиболее актуальных направлений современной науки — Специальному (дефектологическому) образованию. Представляет одну из наиболее динамичных областей современной науки, которая находит применение своим теоретическим и практическим разработкам в разнообразных сферах практики, где имеет место взаимодействие людей.

Образовательная программа направлена на широкое приобщение магистрантов к овладению средствами научного анализа, способами проектирования различных сфер практической деятельности, осуществления психодиагностической и психокоррекционной работы, психологической экспертизы и консультирования, психотерапевтической помощи и др.

Обучение по данной программе обеспечивает формирование нового типа профессионализма. Для него характерно внутреннее единство научного знания, практического умения и диалогического отношения к предмету изучения и практической работе.

Требования к вступительному экзамену абитуриента
Порядок проведения и программа вступительного экзамена определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО - вузов Российской Федерации.

Цель экзамена – выявить знания и умения абитуриентов, определяющие готовность к получению образования по направлению специальное (дефектологическое) образование.

Задачи экзамена:

- проверить уровень психолого-педагогической подготовки претендента;

- определить склонность к научно-исследовательской деятельности;

- определить область научных интересов.

Содержательная область экзамена направлена на выявление знаний по профилирующим дисциплинам: общая психология, возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология, специальная психология и специальная педагогика.

Поступающий должен знать:

-предмет, методы и основные категории психологии и педагогики;

-общие представления об актуальных проблемах психологии и педагогики;

-основные теоретические направления психологии и педагогики;

-сущность, содержание и структуру образовательных процессов;

-возрастные, индивидуальные особенности, социальные факторы развития человека как субъекта образовательного процесса;

-закономерности воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе, современные педагогические технологии.

Экзамен проводится в форме теста. В программе представлены примерные вопросы, отражающие содержание профилирующих дисциплин, на их основе разработаны тестовые задания. Вступительный тест состоит из 30 вопросов.

Критерии оценки теста: за правильный ответ на вопрос из курса общей психологии, возрастной психологии, социальной психологии и педагогической психологии абитуриент получает 3 балла, за правильный ответ на вопрос из курса специальной педагогики и специальной психологии абитуриент получает 4 балла, максимальное количество баллов – 100. При равном количестве баллов преимущественное право поступления получают абитуриенты, набравшие наибольшее количество баллов по специальным дисциплинам (специальной педагогики и специальной психологии).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Общая психология

Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии. Проблема человека в психологии. Психика человека как предмет системного исследования. Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности. Деятельность. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение. Познавательная сфера. Ощущения. Память. Мышление. Мышление и речь. Воображение. Внимание. Эмоции. Чувство и воля. Темперамент. Характер. Способности.


  1. Возрастная психология

Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Особенности развития ребенка в разных возрастах.


  1. Педагогическая психология

Предмет и задачи педагогической психологии. Понятие учебной деятельности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Проблема соотношения обучения и развития. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Мотивация учения. Психологическая готовность к обучению. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Психология личности учителя. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста. Учитель как субъект педагогической деятельности.


  1. Социальная психология

Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Группа как социально-психологический феномен. Феномен группового давления. Феномен конформизма. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство. Стадии и уровни развития группы. Феномен межгруппового взаимодействия. Этнопсихология. Проблемы личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение. Межличностный конфликт.



  1. Специальная педагогика

Теория специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками. Научные основы специальной педагогики: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний. Выдающиеся ученые-дефектологи. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования. Основы дидактики специальной педагогики. Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Принципы специального образования. Технологии и методы специального образования. Формы организации обучения и коррекционно-педагогической помощи. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса. Современная система специальных образовательных услуг. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Медико-педагогический патронаж. Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Школьная система специального образования. Профессиональная ориентация, система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью, их социально-трудовая реабилитация. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья. Педагогические системы специального образования лиц с различными отклонениями в развитии. Современные приоритеты в развитии системы специального образования. Гуманизация общества и системы образования как условие развития специальной педагогики.


  1. Специальная психология

Специальная психология как отрасль психологии, изучающая врожденные или приобретенные отклонения психического развития, и пути их компенсации. Задачи и методы специальной психологии. Дефект и компенсация. Теории компенсации. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях. Специфические закономерности аномального развития. Категория развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтогенез). Психологические параметры дизонтогенеза. Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Отрасли специальной психологии. Коррекция. Социальная адаптация. Роль обучения в развитии аномальных детей. Психологические проблемы построения методов специального обучения. Интегрированное обучение. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии.


ВОПРОСЫ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ

  1. Психология как самостоятельная наука.

  2. Психика человека как предмет системного исследования.

  3. Основные психологические теории личности.

  4. Деятельностный подход в психологии.

  5. Чувственный уровень познания.

  6. Рациональный уровень познания.

  7. Индивидуально-типологические особенности личности.

  8. Методы психологического исследования.

  9. Подходы к изучению интеллекта.

  10. Возрастная психология в системе психологических знаний.

  11. Методы возрастной психологии.

  12. Условия и движущие силы развития.

  13. Проблема возраста в психологии развития.

  14. Возрастные периодизации психического развития.

  15. Психологические особенности развития в период новорожденности и младенчества.

  16. Психологические особенности развития в раннем возрасте.

  17. Психологические особенности развития в дошкольном возрасте.

  18. Психологические особенности развития в младшем школьном возрасте.

  19. Психологические особенности развития подростков и юношей.

  20. Педагогическая психология в системе наук.

  21. Психологическая сущность и структура педагогической деятельности,

  22. Проблема соотношения обучения и развития.

  23. Психологическая готовность к обучению в школе.

  24. Мотивация учения.

  25. Психологические особенности педагогической деятельности.

  26. Психология личности учителя.

  27. Социальная психология как наука.

  28. Группа как социально-психологический феномен.

  29. Групповая динамика.

  30. Проблема личности в социальной психологии.

  31. Социализация личности.

  32. Специальная психология как наука.

  33. Методы специальной психологии.

  34. Причины и классификации нарушений развития.

  35. Закономерности нарушений развития.

  36. Социальная интеграция,

  37. Проблема интегрированного (инклюзивного) обучения на современном этапе.

  38. Психологическая характеристика детей с нарушениями слуха.

  39. Психологическая характеристика детей с нарушениями зрения.

  40. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи.

  41. Психологическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

  42. Психологическая характеристика детей с нарушением интеллекта.

  43. Психологическая характеристика детей с задержкой психического развития.

  44. Система обучения лиц с нарушениями интеллекта.

  45. Система обучения детей с задержкой психического развития.

  46. Система обучения детей с нарушениями речи.

  47. Система обучения лиц с нарушениями зрения.

  48. Система обучения лиц с нарушениями слуха.

  49. Система обучения лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

  50. Система помощи лицам с комплексными нарушениями

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


    1. Общая психология

Основная литература:

      1. Баданина, Л. П. Основы общей психологии. Учебное пособие 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012. - 448 с.

      2. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей : [учеб. пособие] / В. Н. Дружинин. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 368 с. : ил. - (Мастера психологии). - ISBN 978-5-91180-111-3.

      3. Краснов, А. Н. Общая психология : учеб. пособие для студ. психолог. фак. вузов России / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 384 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-222-09565-7 [Гриф].

      4. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии М.: Директ-Медиа, 2008. - 495 с.

      5. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебник для студ. вузов / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2006. - 583 с. : ил. - (Учебник нового века). - ISBN 5-272-00062-5. [Гриф].

      6. Немов, Р. С. Психология : учебник для студ. пед. вузов : в 3 кн. Кн. 1 : Общие основы психологии / Р. С. Немов. - 5-е изд. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 687 с. - ISBN 978-5-691-01346-1 [Гриф].

      7. Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 2004, 2007. - 447 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-691-00143-7.

      8. Общая психология: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / под ред. А. В. Карпова. - М. : Гардарики, 2005. - 232 с. - (Сер. "PSYCHOLOGIA UNIVERSALIS"). - ISBN 5-8297-0111-1 [Гриф УМО].

      9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии М.: Директ-Медиа, 2008. - 159 с.

      10. Столяренко, Л. Д. Основы психологии : учеб. пособие для студ. вузов / Л. Д. Столяренко. - 18-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 671 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-222-12382-9 [Гриф].


Дополнительная литература:

        1. Абрамова, Г. С. Общая психология : учеб.пособие для вузов / Г. С. Абрамова. - 2-е изд. - М. : Академ. Проект : Фонд "Мир", 2003. - 496 с. - (Gaudeamus). - ISBN 5-8291-0316-8.

        2. Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях [Текст] : учеб. пособие / В. Г. Крысько. - СПб. : Питер, 2006. - 254 с. : ил. - (Учебное пособие). - ISBN 5-469-00181-4.

        3. Психология: учебник для гуманит. вузов / под ред. В. Н. Дружинина. - СПб. : Питер, 2003 ; 2002. - 656 с. : ил. - (Учебник нового века). - ISBN 5-272-00260-1.


2. Возрастная психология

Основная литература:

  1. Возрастная психология: детство, отрочество, юность : хрестоматия : учеб. пособие для студ., обуч. по пед. спец. / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - М. : Академия, 2003. - 624 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0447-1 [Гриф].

  2. Волков, Б. С. Психология подростка : учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков. - М. : Академический Проект : Гаудеамус, 2005. - 208 с. - (Gaudeamus). - ISBN 5-8291-0567-5.

  3. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до полной зрелости: учеб. пособие студ. для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М. : ТЦ Сфера, 2004; 2005. - 464 с. : табл. - ISBN 5-89144-162-4.

  4. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. "Возрастная психология" / Л. Ф. Обухова. - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011. - 460 с. : ил. - (Основы наук). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 978-5-9916-1280-7(Юрайт). - ISBN 978-5-94051-045-1(МГППУ) [Гриф].

  5. Психология развития: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Т. Д. Марцинковская [и др.] ; под ред. Т. Д. Марцинковской. - Изд. 2-е., перераб. и доп. - М. : Академия, 2005. - 528 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-2031-0 [Гриф УМО].

  6. Психология человека от рождения до смерти: полный курс психологии развития: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / под ред. А. А. Реана. - 3-е изд. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : Олма-Пресс, 2005. - 416 с. : ил. - (Психологическая энциклопедия). - ISBN 5-93878-158-2 [Гриф].

  7. Хухлаева, О.В. Психология подростка: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 -"Педагогика и психология" / О. В. Хухлаева. - М. : Академия, 2004. - 160 с. - (Высшее профессиональное образование. Психология). - ISBN 5-7695-1665-8 [Гриф].

  8. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / И. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2007. - 349 с. - (Psychologia universalis). - ISBN 5-8297-0176-6 [Гриф УМО].


Дополнительная литература:

  1. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учеб. пособие для студ. вузов / В. Н. Белкина. - М. : Академический Проект : Гаудеамус, 2005

  2. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 "Педагогика и психология" / О. Б. Дарвиш ; Под ред.В. Е. Клочко. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС : ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2005. [Гриф].

  3. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для вузов / В. С. Мухина. - 7-е изд., 9-е изд., стер. - М. : Академия, 2004.

  4. Хухлаева, О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость : учеб. пособие / О. В. Хухлаева. - М. : Академия, 2002.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск