Скачать 1.01 Mb.
|
Министерство образования и науки РФФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Мурманский государственный гуманитарный университет»(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)Психолого-педагогический институтКафедра специальной педагогики и специальной психологии Программа вступительных экзаменов (тестирование) в магистратуру по направлению Специальное (дефектологическое) образование профиль подготовки – Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ Мурманск 2013 СОСТАВИТЕЛИ: Кузьмичева Татьяна Викторовна, к.п.н., доцент, зав. кафедрой специальной педагогики и специальной психологии Кобзева Ольга Владимировна, к.псх.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа вступительного экзамена в магистратуру по профилю «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ» разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Вступительные испытания предназначены для определения теоретической и практической подготовленности абитуриентов к продолжению образования в магистратуре. Магистерская программа нацелена на профессиональную подготовку по одному из наиболее актуальных направлений современной науки — Специальному (дефектологическому) образованию. Представляет одну из наиболее динамичных областей современной науки, которая находит применение своим теоретическим и практическим разработкам в разнообразных сферах практики, где имеет место взаимодействие людей. Образовательная программа направлена на широкое приобщение магистрантов к овладению средствами научного анализа, способами проектирования различных сфер практической деятельности, осуществления психодиагностической и психокоррекционной работы, психологической экспертизы и консультирования, психотерапевтической помощи и др. Обучение по данной программе обеспечивает формирование нового типа профессионализма. Для него характерно внутреннее единство научного знания, практического умения и диалогического отношения к предмету изучения и практической работе. Требования к вступительному экзамену абитуриента Порядок проведения и программа вступительного экзамена определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО - вузов Российской Федерации. Цель экзамена – выявить знания и умения абитуриентов, определяющие готовность к получению образования по направлению специальное (дефектологическое) образование. Задачи экзамена: - проверить уровень психолого-педагогической подготовки претендента; - определить склонность к научно-исследовательской деятельности; - определить область научных интересов. Содержательная область экзамена направлена на выявление знаний по профилирующим дисциплинам: общая психология, возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология, специальная психология и специальная педагогика. Поступающий должен знать: -предмет, методы и основные категории психологии и педагогики; -общие представления об актуальных проблемах психологии и педагогики; -основные теоретические направления психологии и педагогики; -сущность, содержание и структуру образовательных процессов; -возрастные, индивидуальные особенности, социальные факторы развития человека как субъекта образовательного процесса; -закономерности воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе, современные педагогические технологии. Экзамен проводится в форме теста. В программе представлены примерные вопросы, отражающие содержание профилирующих дисциплин, на их основе разработаны тестовые задания. Вступительный тест состоит из 30 вопросов. Критерии оценки теста: за правильный ответ на вопрос из курса общей психологии, возрастной психологии, социальной психологии и педагогической психологии абитуриент получает 3 балла, за правильный ответ на вопрос из курса специальной педагогики и специальной психологии абитуриент получает 4 балла, максимальное количество баллов – 100. При равном количестве баллов преимущественное право поступления получают абитуриенты, набравшие наибольшее количество баллов по специальным дисциплинам (специальной педагогики и специальной психологии). СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии. Проблема человека в психологии. Психика человека как предмет системного исследования. Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности. Деятельность. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение. Познавательная сфера. Ощущения. Память. Мышление. Мышление и речь. Воображение. Внимание. Эмоции. Чувство и воля. Темперамент. Характер. Способности.
Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Особенности развития ребенка в разных возрастах.
Предмет и задачи педагогической психологии. Понятие учебной деятельности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Проблема соотношения обучения и развития. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Мотивация учения. Психологическая готовность к обучению. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Психология личности учителя. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста. Учитель как субъект педагогической деятельности.
Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Группа как социально-психологический феномен. Феномен группового давления. Феномен конформизма. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство. Стадии и уровни развития группы. Феномен межгруппового взаимодействия. Этнопсихология. Проблемы личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение. Межличностный конфликт.
Теория специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками. Научные основы специальной педагогики: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний. Выдающиеся ученые-дефектологи. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования. Основы дидактики специальной педагогики. Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Принципы специального образования. Технологии и методы специального образования. Формы организации обучения и коррекционно-педагогической помощи. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса. Современная система специальных образовательных услуг. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Медико-педагогический патронаж. Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Школьная система специального образования. Профессиональная ориентация, система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью, их социально-трудовая реабилитация. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья. Педагогические системы специального образования лиц с различными отклонениями в развитии. Современные приоритеты в развитии системы специального образования. Гуманизация общества и системы образования как условие развития специальной педагогики.
Специальная психология как отрасль психологии, изучающая врожденные или приобретенные отклонения психического развития, и пути их компенсации. Задачи и методы специальной психологии. Дефект и компенсация. Теории компенсации. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях. Специфические закономерности аномального развития. Категория развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтогенез). Психологические параметры дизонтогенеза. Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Отрасли специальной психологии. Коррекция. Социальная адаптация. Роль обучения в развитии аномальных детей. Психологические проблемы построения методов специального обучения. Интегрированное обучение. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии. ВОПРОСЫ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
Дополнительная литература:
2. Возрастная психология Основная литература:
Дополнительная литература:
|