Самостоятельная работа студента 47





НазваниеСамостоятельная работа студента 47
страница1/5
Дата публикации19.01.2015
Размер0.84 Mb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Культура > Самостоятельная работа
  1   2   3   4   5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Античность является одним из самых значительных и плодотворных этапов мировой культуры. Античная цивилизация оказала большое воздействие на процесс становления европейской и мировой культуры, стала основой всей культуры новой Европы. В Древней Греции зародилась демократия, Олимпийские игры, первый буквенный алфавит.

Задача курса – рассмотреть историю самобытной культуры Древней Греции и Рима в системе взаимодействия друг с другом и с другими культурными ценностями.

Основными формами обучения античной культуре являются лекционный курс, практические занятия и самостоятельная работа. Лекционный курс посвящен, главным образом, сложным и актуальным проблемам античности и направлен на постижение важнейших типологических примет данной мировой культуры. Содержание практических занятий не дублирует лекционный материал, а строится на принципах дополнительности.

Углубленному изучению античности будет способствовать и продуманная система самостоятельной работы, включающая написание рефератов, учебно-методических разработок по теме, а также составление рабочей картотеки, синхронистических таблиц и т.д.

По окончании курса проводится зачет, форму которого выбирает сам студент: традиционный ответ по билетам, зачетный семинар, зачет-коллоквиум, тестирование.

Объем дисциплины и виды учебной работы
Всего часов – 100

Аудиторные занятия – 53

Самостоятельная работа студента – 47
Культура эгейского мира
Районы распространения эгейской культуры. Памятники искусства и материальной культуры как источник для изучения эгейской культуры. Расшифровка эгейских надписей. Архив микенской крепости Пилоса. Раскопки Шлимана, Эванса, Дерпефельда.

Периодизация эгейской культуры.

Культурные центры Крита: Кносс, Фест, Агиа-Триада, Гурния.

Критское зодчество и особенности его развития. Строительные материалы, техника, конструкции. Большой Кносский дворец, его композиция, планировка, тип колонн. Дворец в Фесте. Критские дворцы Гурния. Городской дом Крита. Отсутствие симметрии в расположении жилых, парадных и хозяйственных зон.

Живопись Крита. Фресковые росписи дворцов и расписные рельефы. Своеобразие техники. Колористическое богатство и декоративность. Сюжеты: процессии, ритуальные игры, жанровые зарисовки. Растительные, антропоморфные морские мотивы росписей. Изображение двойной секиры. Реалистические черты фрески Кносса: «Собиратель цветов», «Игры с быками», «Парижанка», «Юноши с сосудами», «Шагающий принц». Интерьер и росписи тронного зала. Фрески на Мелосе и Фере. Росписной саркофаг из Агиа-Триады.

Пластика Крита и её реалистический характер. Образы человека и животного. Отсутствие монументальной скульптуры на Крите.

Вазовая роспись и ее стили: «камарес», «морской», «дворцовый». Разнообразие форм и декоративных приемов цветной керамики.

Художественные изделия из бронзы, золота и серебра.

Развитие эгейской культуры на материке. Результаты археологических раскопок. Царские дворцы Тиринфа и Микен. Построение. Строительные приемы. Отличие дворцов-крепостей Микен и Тиринфа от критских. Мегароны, купольные гробницы, крепостные стены.

«Микенский» стиль в монументальной живописи, погребальных масках, малой пластике.

Шахтовые гробницы XVII – XVI вв. до н. э. их стелы, золотые маски, ювелирные изделия, керамика. Живопись Микен. Фрески из дворца Тиринфа. Влияние критской живописи. «Девочка с коробочкой». Специфика сюжетов. Статичность композиции, строгая симметрия и схематичность форм.

Распространение микенского стиля на Кипр. Гибель ахейской цивилизации.
Культура Древней Греции
Гомеровский период (IX – VIII вв. до н.э.)

Начало формирования культуры эллинов. Характерные черты греческого города. Создание новой архитектуры. Колоннады, украшение металлическими деталями.

Постепенное складывание мифологии, выработка единого языка, общегреческого эпоса. Поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея».

Примитивные изображения человека: мелкая глиняная и бронзовая пластика. Появление реалистической тенденции в изображении человека и животного.

Художественная керамика Аттики, Коринфа, Беотии. Геометрический стиль в керамике гомеровского периода.
Период архаики (VII – VI вв. до н. э.)

Образование греческих городов-государств (полисов).

Новое понимание человека, формирование новой морали, особого статуса «мудрости» и знания.

Мифология – основа художественной культуры Древней Греции.

Развитие поэзии. Поэмы Гесиода. Натурфилософы, первые шаги в гносеологии.

Значение восточного искусства в формировании греческого искусства. Проникновение в греческое искусство восточных мотивов (фантастические животные, орнаменты). «Ориентализирующее» направление греческого искусства в конце VIII – VII в. до н. э. Главные художественные центры: Милет, Родос, Эфес, Клазомены, Коринф, Самос, Афины, Мелос. Расписные вазы «ориентализирующего» стиля, формы и приемы декорации.

Архитектура архаического периода. Храм как ведущий тип общественного здания.

Сложение канона в греческой архитектуре VII – VI вв. до н. э. Дорический стиль. Храм Геры в Олимпии (конец VII в. до н. э.). Храм Аполлона в Коринфе (VI в. до н. э.). Коринфский стиль: храм Геры на острове Самос, Артемиды в Эфесе, храм Аполлона близ Милета. Взаимосвязь ионической архитектуры с архитектурой Востока.

Круглая монументальная пластика. Изображение богов и героев, образы свободных граждан-атлетов в искусстве. Воплощение в них мифологического мировоззрения древнего грека. Создание образа физически развитого человека.

Формирование канонов монументальной пластики. Тип обнаженной мужской фигуры – курос (курос из Аттики, с мыса Сунион, Аполлон Тенейский). Курос как отражение гармонии, цельности бытия. Отсутствие принципиальных отличий в изображении бога и человека. Архаическая улыбка, статуарная неподвижность. Динамика изменения типа, придание изображениям экзистенциальной энергии, ювенальных характеристик.

Развитие типа задрапированной женской фигуры – коры: Гера с острова Самос, Богиня с зайцем, Берлинская кора, Кора Херамия, Кора Ионийская, Евдитика Кора. Декоративное применение цвета.

Интерес греков к строению тела человека. Полихромия греческой архаической скульптуры и декоративизм статуарных изображений.

Связь пластики с архитектурой: фронтоны и метопы. Развитие фронтонных композиций. Своеобразие ранних фронтонов. Фронтоны храма в Корфу, Афинского акрополя. Основные техники греческого рельефа эпохи архаики.

Развитие художественного ремесла в VI в. до н. э. Эволюция архаической керамики. От геометрического стиля к антропоцентризму. Формы и функции древнегреческих сосудов. «Ориентализирующее» направление в вазописи VII в. (Родос, Клазомены, Коринф). Сосуды «коврового стиля». Чернофигурная техника вазовой росписи: развитие графики, усложнение тематики. Человек как главный объект изображения. Эпические сюжеты в вазописи (Клитий и Эрготим). Творчество Эксекия («Дионис в ладье», «Ахилл и Аякс, играющие в кости» и т. д.).

Складывание краснофигурного стиля в архаической вазописи. Мастера краснофигурной техники: Евфроний, Ефтимид, Эпиктет. Попытки передачи глубины пространства.

Возвышение Афин в VI в. до н. э. Реформы Солона и Клисфена. Начало рабовладельческой демократии. Тирания Писистрата и его сыновей. Развитие поэзии. Запись поэм Гомера. Утверждение земледельческого культа Диониса. Театрализованные празднества в честь Диониса.

Развитие аттической художественной школы. Особенности ионической и пелопонесской школ. Достижения греческой пластики второй половины VI в. до н. э. в передаче анатомического строения человеческого тела. Создание обобщенного идеала свободного грека.
Культура классического периода

Персидские войны и их значение в формировании патриотического самосознания греков. Расцвет греческого полиса. Развитие культурной жизни. Внимание к заслугам и достоинству человека. Идеалы и ценности гражданского самосознания общества.

Создание нового «классического» художественного стиля. Преодоление архаических тенденций, борьба с восточными влияниями.

Своеобразие зодчества классического периода. Отражение в нем модели мира. Эволюция архитектурных форм в храмовом строительстве.

Развитие стилевых ансамблей в архитектуре. Классическая ордерная система (дорический, ионический, коринфский ордер). Классический тип храма дорического стиля – храм Зевса в Олимпии. Своеобразие скульптуры храма. Композиционное решение фронтонов.

Эпоха Перикла (середина и третья четверть V в. до н. э.). Строительство ансамбля Афинского акрополя (V – IV вв. до н. э.). Композиционный и идейный замысел ансамбля Афинского акрополя. Акрополь как образец синтеза архитектуры и изобразительного искусства. Участие Фидия, Иктина, Калликрата, Мнесикла в создании храмого ансамбля.

Парфенон. Участие Фидия в создании храма. Композиционное построение фронтонов. Развитие действия на фризе Парфенона. Идейное содержание и мастерство исполнения скульптур Парфенона.

Связь архитектуры и скульптуры в период классики. Синтез неповторимости и «всеобщности» идеального типа в пластике данного периода.

Разработка мастерами проблемы движения и расположения фигуры в пространстве как средств, создающих реальный, одухотворенный образ человека. Творчество Пифагора Регийского («Бегун», «Мальчик, вынимающий занозу»).

Расцвет греческой драматургии. Возникновение трагедии и комедии (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан). Устройство театральных представлений.

Развитие греческой философии.

Софисты: Протагор из Абдеры, Георгий Леонтинский и др.

Воспитание и образование детей в Древней Греции. Спартанская система воспитания детей. Афинская гимназия.

Творчество Мирона. Реалистический характер творчества скульптора. Процесс одухотворения изображения через передачу движения («Дискобол», «Афина и Марсий»).

Творчество Фидия и его место в мировой культуре («Зевс Олимпийский», «Афина Промахос», «Афина Лемния», «Амазонка»). Идеализация реального образа человека в творчестве Фидия. Роль Фидия в реконструкции Акрополя.

Кресилай как последователь Фидия и его «Амазонка».

Творчество Поликлета, представителя пелопонесской школы. Канон пропорций. Воплощение идеала катокагатии в творчестве Поликлета. Изображение идеально-прекрасного гражданина («Дорифор», «Диадумен», «Амазонка», «Гера Аргосская»). Принцип хиазма. Трактовка человека как идеального, самодостаточного микрокосма. Роль Поликлета в становлении классического стиля греческой пластики.

Пэоний – создатель статуй Ники в Олимпии. Решение проблемы движения. Рельеф «Ника, завязывающая сандалию» с Афинского акрополя.

Расцвет греческой монументальной и станковой живописи. Техника. Творчество Полигнота. Картины Зевкиса («Семья кентавров»), Тиманфа («Жертвоприношение Ифигении»), Апполодора Афинского («Тенеписец»). Живописец Агафарх, его театральные декорации, разработка перспективы.

Памятники греческого искусства в городах-колониях Причерноморья. Фигурные вазы из Фанагории. «Таманский сфинкс». Золотые подвески из кургана Куль-оба.

Пелопонесская война. Нарастание кризисных элементов в культуре после Пелопонесской войны и их отражение в искусстве поздней классики. Развитие и борьба различных философских систем. Эмпедокл. Сократ и его борьба с софистами. Материализм Демокрита. Расцвет аттической комедии. Аристофан. Историки: Геродот, Фукидит.

Архитектура последней четверти V века до н.э. Гипподам Милетский. Первые планировки города. Усложнение архитектурных форм. Создание коринфского ордера. Деятельность архитектора Иктина (Парфенон, Телестерион, храм Аполлона Эпикурия). Увеличение архитектором объема и значимости интерьерного пространства.

Храм в Фигалии, его скульптурные украшения. Храм Ники на Акрополе (Калликрат). Эрехтейон (Филокл).

Развитие в скульптуре живописных элементов. Новый подход к изображению божества. Алкамен и его «Афродита в садах».

Развитие реалистического портрета. Творчество Димитрия из Алопеки.

Развитие идеалистической философии в IV веке до н.э. Гедонистическое учение Аристиппа: основание кинической школы. Рост индивидуализма.

Своеобразие архитектуры IV в. до н.э. Развитие ионического и коринфского ордеров в архитектуре IV века. Деятельность Поликлета-младшего. Постройки города Эпидавра («Святилище Асклепия», театр). Новый тип зданий. Архитектура греческих театров. Мавзолей Галикарнасский как особый тип сооружения.

Взаимодействие восточной и греческой культур. Памятник Лисикрата. Храмы в Малой Азии.

Черты психологической характеристики в скульптурных образах первой половины IV века до н.э. Кефисодот и его «Эйрена и Плутос».

Творчество Скопаса как архитектора и ваятеля. Храм в Тегее и его скульптура. Художественные приемы Скопаса для передачи человеческих эмоций: особая выразительность лица, трактовка глаз, контрастность. Передача глубины пространства. Основные принципы композиционных построений («Вакханка»).

Творчество Праксителя («Афродита Книдская», «Гермес с младенцем Дионисом», «Отдыхающий сатир»). Композиционные приемы Праксителя: введение подпорки, натюрморта. Гедонизм Праксителя.

Творчество скульптора Лисиппа. Индивидуализация скульптурного образа. Развитие психологизма в его творчестве. Статуи Гермеса, Геракла, Апоксиомена. Проблема пространства и движения в статуях Лисиппа. Лисипп – портретист.

Творчество Леохара («Аполлон Бельведерский», «Ганимед», «Софокл»).

Греческая живопись IV века до н.э. Сикионская живописная школа. Тамфил как теоретик школы. Применение в живописи законов линейной перспективы, оптики. Творчество Павсия («Жертвоприношение», «Опъянение»).

Фиванско-аттическая школа. Аристид и его батальные композиции. Евфранор и его картина «Тезей, подводящий демократию к афинскому народу». Развитие живописной техники. Энкаустика.

Мифологические картины Никия.

Живопись времен Александра Македонского и его преемников (последняя треть IV века до н.э.). Творчество Апеллеса. Мастерство его рисунка и живописи. Разнообразие тематики. Портреты Апеллеса.

Прославление в живописи образа Александра Македонского. Батальная композиция Филоксена «Битва Александра с Дарием». Своеобразие композиции. Специфика колорита. Протоген и его картины «Александр и Пан», «Свадьба Александра и Роксаны».

Многогранность творчества Антифила.
Культура эпохи эллинизма (IV – I вв. до н.э.)

Эллинизм и его сущность с точки зрения политики и культуры. Образование эллинистических держав. Главный центр эллинистической культуры.

Развитие науки и техники и их влияние на развитие искусства.

Новые философские школы: эпикурейская и стоическая. Религиозный синкретизм.

Александрия и эллинистическая наука. Александрийские ученые.

Развитие эллинистической литературы. Александрийская поэзия (Феокрит, Аполлоний Родосский, Каллимах, Геродот).

Развитие эллинистического романа («Дафнис и Хлоя» Лонга).

Особенности эллинистической архитектуры. Появление новых типов сооружений. Преобладание ионического стиля и внесение его элементов в дорический стиль. Развитие коринфского ордера. Планировка эллинистических городов. Оборонительные стены, улицы, общественные сооружения. Развитие в архитектуре принципов Гипподама Милетского. Планировка Александрии, Милета, Пергама, Приены. Тип греческого жилого дома и его декоративное убранство. Архитектура дворцов монархов (дворец в Пергаме). Памятники Александрии (Фарос), Милета (Булевтерий), Пергама (Алтарь Зевса), Приены (Экклизиастерий).

Художественные ремесла эллинизма. Расцвет торевтики и глиптики.

Скульптура эллинизма. Развитие портрета. Полиевкт, Тимарх, Кефисодот-младший. Ученики Лесиппа: Эвтихид и Харес, его «Колосс Родосский».

Разнообразие стилевых, жанровых и пластических тенденций в произведениях пергамской и александрийской школ («Афродита Мелосская», «Менелай с телом Патрокла», «Казнь Дирки, или Фарнезский бык», «Лаокоон» Александра, Полидора и Афинодора. «Бельведерский торс», «Кулачный боец», «Раненый галл»).

Декоративно-садовая и парковая скульптура: мастер Боэф («Мальчик с гусем»).

Пергамская школа скульптуры. Пергамский акрополь, его планировка. Портретное искусство Пергама. Патетический характер пергамской школы. Прославление побед над галлами. Пергамский алтарь Зевса: скульпторы Дионисиад, Менекрат, Орест. Развитие стиля Скопаса и Лисиппа мастерами пергамской школы.

Родосская школа. Тематика. Развитие подчеркнутой патетики. Натуралистичность приемов. Идея безнадежности, безысходности. Творчество Аполлония и Тавриска («Казнь Дирки»). Введение элементов ландшафта в пластику.

Новоаттическая школа. Творчество Аполлония, сына Нестора из Афин. «Бельведерский торс». «Кулачный боец».

Живопись эллинизма. Развитие ландшафтной живописи. Творчество живописца Переика. Новизна тематики и образов. Творчество Тимомаха.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самостоятельная работа студента 47 iconСамостоятельная работа студентов подразделяется на аудиторную и внеаудиторную...
Внеаудиторная самостоятельная работа студента рассматривается как работа с рекомендованной литературой, поиска информации по изучаемой...
Самостоятельная работа студента 47 iconСамостоятельная работа по подготовке студента к лекции Самостоятельная...
Преподавание земельного права в комплексе с другими дисциплинами призвано научить студентов-юристов
Самостоятельная работа студента 47 iconСамостоятельная работа по подготовке студента к лекции Самостоятельная...
Преподавание административной ответственность в комплексе с другими дисциплинами призвано научить студентов-юристов
Самостоятельная работа студента 47 iconСамостоятельная работа студентов самостоятельная и индивидуальная...
Самостоятельная и индивидуальная работа студента специальности 030501 «Юриспруденция» по дисциплине «Культурология» предусмотрена...
Самостоятельная работа студента 47 iconСамостоятельная работа студентов самостоятельная и индивидуальная...
Самостоятельная и индивидуальная работа студента специальности 080105 «Финансы и кредит» по дисциплине «Культурология» предусмотрена...
Самостоятельная работа студента 47 iconСамостоятельная работа студентов самостоятельная и индивидуальная...
Самостоятельная и индивидуальная работа студента специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» по дисциплине...
Самостоятельная работа студента 47 icon2 самостоятельная работа студента
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Самостоятельная работа студента 47 iconСамостоятельная работа студента по информатике для студентов второго курса в 2011-2012 уч году

Самостоятельная работа студента 47 iconМетодические рекомендации по подготовке выпускной квалификационной работы Введение
Выпускная квалификационная работа – это итоговая аттестационная, самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, выполненная...
Самостоятельная работа студента 47 iconСамостоятельная работа студента 45 часов
Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Самостоятельная работа студента 47 iconКурсовой работы. Составитель: доцент Корляков А. С. Екатеринбург...
Курсовая работа самостоятельная работа студента, выполняемая в соответствии с типовой программой учебного процесса по подготовке...
Самостоятельная работа студента 47 iconСамостоятельная работа 2 Работа с литературой составить опорный конспект...
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельная работа студента 47 iconСамостоятельная работа студентов Тематика самостоятельной работы студента
Составить план лечения фиброзной и отечной форм генерализованного гипертрофического
Самостоятельная работа студента 47 iconСамостоятельная работа студента. Оформление текста рукописи сто 0493582-004-2009...
Уирс; отчета по научно- исследовательской работе студента нирс; отчета по учебной практике; отчета по производственной практике;...
Самостоятельная работа студента 47 iconЭкономическая история
Самостоятельная работа студента предполагает консультирование с преподавателем (научным руководителем) по поводу уточнения темы,...
Самостоятельная работа студента 47 iconЭкономическая история
Самостоятельная работа студента предполагает консультирование с преподавателем (научным руководителем) по поводу уточнения темы,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск