Скачать 290.59 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГТУ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СТАЛИ И СПЛАВОВ» ПРОГРАММА учебной дисциплины подготовки бакалавров по направлению Нанотехнология Физическая культура (наименование дисциплины) Москва 2008 г. АннотацияФизическая культура (ФК) – федеральный компонент программы для направлений подготовки бакалавров и магистров. Как предмет учебного плана высшего учебного заведения ФК входит в число обязательных дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально–экономические дисциплины» и осуществляет профессиональную подготовку будущего специалиста. Физическая культура и спорт способствуют поддержанию социально-обоснованного уровня физической подготовленности, противодействуя негативным факторам, влияющим на здоровье, в процессе профессиональной деятельности. Самостоятельное применение средств физической культуры формируют здоровый образ жизни, содействующий успешному профессиональному обучению и повышению квалификации; поддержанию и восстановлению работоспособности в рабочее время и после трудового дня. Подготовка в области физической культуры в условиях перестройки высшего образования наряду с другими факторами призвана обеспечить успешное и надежное формирование профессиональных знаний, умений и навыков в области металлургии, динамическое здоровье, высокую работоспособность и творческое долголетие – морально-психологическую основу профессиональной готовности. Направленность данной дисциплины – практико–ориентированная. Учебная дисциплина «Физическая культура» включает в качестве обязательного минимума следующий учебный материал: – формирование физической культуры личности и здорового образа жизни студентов; – физическая культура в регулировании умственной и физической работоспособности; – оздоровительная физическая культура и спорт (теория, методика и практика); – профессионально–прикладная физическая подготовка студентов. Учебный материал каждой тематической единицы состоит из теоретического, практического, методико–практического и контрольного разделов.
Целью физического воспитания студентов МИСиС является формирование физической культуры личности, способствующей успешному освоению профессии в области металлургии. Физическая культура личности включает оздоровление, воспитание и образование студентов через приобретение ими знаний о культуре здоровья, здоровом образе жизни, о связи физического воспитания с другими сторонами воспитания, а именно, нравственным, умственным, трудовым, эстетическим и формировании жизненно важных двигательных умений и навыков. Оздоровительная задача состоит в гармоническом развитии форм и функций организма, направленном на укрепление здоровья, повышение устойчивой сопротивляемости организма к заболеваниям, его закаливанию, в умении противостоять утомлению. Воспитательная задача состоит в освоении различных жизненно важных упражнений (бег на лыжах, плавание и т.д.), развитии двигательных (сила, быстрота, выносливость, гибкость и др.) и духовных качеств (воля, целеустремленность, настойчивость, взаимопонимание и т.д.) студента. Образовательная задача – научить студента оценивать свой физический статус, научить использовать различные системы и виды физических упражнений, направленных на повышение физической подготовленности, имеющих оздоровительную или коррекционную направленность. Научить студента применять здоровьесберегающие технологии в процессе обучения в вузе и в будущей профессиональной деятельности. 2. Приобретаемые компетенции выпускников-бакалавров Выпускник по направлению «Нанотехнология» с квалификацией "бакалавр" в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы по физической культуре должен обладать: а) социально-личностными и общекультурными компетенциями (СЛК): – применять средства физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно–эмоционального и психофизического утомления, повышения эффективности труда; соблюдать нормы здорового образа жизни, проявлять когнитивные, эмоциональные и волевые особенности психологии личности (СЛК-4); - обладать должным уровнем физической подготовленности, необходимым для освоения профессиональных умений в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения; овладеть экономичными способами передвижения в беге, ходьбе на лыжах, в плавании (CЛК-5); - обладать коммуникабельностью, терпимым отношением и толерантным поведением; уметь работать в команде (командный дух, навыки командной работы), получать наглядное представление о необходимости подчиняться правилам, нормам, предварительно теоретически овладев ими, поддерживать партнерские отношения с окружающими, следовать корпоративной этике (СЛК-8); б) общенаучными компетенциями (ОНК): - знанием основных факторов риска и защиты здоровья от наследственных болезней, алкоголизма и наркомании, СПИД и ВИЧ-инфекций, онкологических заболеваний, гиподинамии и сидячего образа жизни; неправильного питания, стрессов, курения, влияния мониторов, сотовых телефонов и др. на организм (ОНК-1), - владением основами педагогических и психологических наук и умение применять знания и методы этих наук в своей деятельности для повышения уровня здоровья; самостоятельно работать с литературой для поиска информации об отдельных определениях, понятиях и терминах, объяснения их применения в практических ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью (ОНК-3); в) инструментальными компетенциями (ИК): - умением использовать информационно-коммуникационных технологии и универсальные пакеты прикладных программ для оценки влияния природных и социально–экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека (ИК-1); - владением навыками в использовании технических средств (компьютеров, исследовательского, испытательного и технологического оборудования, приборов и установок) для расчета антропометрических индексов и номограмм функциональных проб, упражнений–тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности, осуществлять проведение измерений за эффективностью тренировочных занятий (ИК-2); 3. Объем (первой части) дисциплины и виды учебной работы (час) Табл. 1
4. Содержание учебной дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий Табл. 2
4.2. Содержание лекционного курса (26 час) Семестр 2 Основы физической культуры студента (8 час) Раздел 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. (Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича .М.:Гардарики, 1999). (2 час) 1.1.Современное состояние физической культуры и спорта, федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». 1.2.Физическая культура личности. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры. 1.3.Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. 1.4.Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении. Раздел 2. Биологические основы физической культуры. (Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича .М.:Гардарики, 1999). (2 час) 2.1.Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. 2.2.Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. 2.3.Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности. 2.4.Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. 2.5.Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды. Раздел 3. Основы здорового образа жизни студента. (Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича .М.:Гардарики, 1999). (2 час) 3.1. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. 3.2.Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни. 3.3.Здоровый образ жизни и его составляющие. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Основные требования к организации здорового образа жизни. 3.4.Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни. Раздел 4. Физическая культура в обеспечении здоровья. (Физическая культура студента: Учебник, 1999; В. А Лищук., Е .В. Мосткова Обзор «Основы здоровья» - М., 1994) 2 час 4.1. Состояние здоровья населения России. 4.2. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. 4.3. Влияние физической активности на организм. Семестр 4 (8 час) Раздел 5. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. (Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. - М.: Высшая школа, 1989; Физическая культура студента: Учебник, 1999) ( 2 час) 5.1.Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента 5.2.Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие 5.3.Основные причины изменения психофизического состояния студентов в период экзаменационной сессии, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления. 5.4.Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного труда Раздел 6. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов. (Физическая культура студента: Учебник, 1999; Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. - М.: Высшая школа, 1989; Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. - М.: Высшая школа, 1978). ( 2 час) 6.1. Использование физических упражнений как средства активного отдыха 6.2. "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов 6.3. Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности Раздел 7. Методические и практические основы физического воспитания. (Физическая культура студента: Учебник, 1999) ( 2 час) 7.1. Методические принципы физического воспитания 7.2. Методы физического воспитания 7.3. Основы обучения движениям 7.4. Основы воспитания физических качеств Раздел 8. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. (Физическая культура студента: Учебник, 1999) ( 2 час) 8.1. Методика воспитания силы. 8.2. Методика воспитания выносливости 8.3. Методика воспитания быстроты 8.4. Методика воспитания гибкости Семестр 6 (6 час) Раздел 9.Физиологические основы оздоровительной физической культуры. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. (Физическая культура студента: Учебник / Под ред.В.И.Ильинича.М.:Гардарики, 1999.-448с.; Нифонтова Л.Н., Павлова Г.В. Физическая культура для людей, занятых малоподвижным трудом. - М.: Советский спорт, 1993.) ( 2 час) 9.1.Принципы оздоровительной тренировки. 9.2. Характер содержания занятий в зависимости от возраста 9.3.Дозирование и контроль нагрузки. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста 9.4. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности 9.5.Гигиена самостоятельных занятий. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий Раздел 10. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста. . (Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И .Ильинича. М.: Гардарики, 1999.-448с.; Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. - М.: Высшая школа, 1978; Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов: Учебное пособие. Изд-во "Прометей" МПГУ им. В.И. Ленина, 1993. - 156 с.) ( 2 час) 10.1.Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов 10.2.Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры 10.3.Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности 10.4.Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий и других факторов на содержание физической культуры специалистов, работающих на производстве 10.5.Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе Раздел 11. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений. (Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И .Ильинича. М.: Гардарики, 1999; Купеp К. Аэpобика для хоpошего настpоения. - М.: ФиС. 1987, 192 с.) ( 2 час) 11.1.Характеристика особенностей воздействия данного вида спорта или системы физических упражнений на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности 11.2.Модельные характеристики спортсмена высокого класса 11.3.Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе 11.4.Перспективное, текущее и оперативное планирование подготовки 11.5.Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности занимающихся 11.6.Контроль за эффективностью тренировочных занятий. Специальные зачетные требования и нормативы по годам (семестрам) обучения по избранному виду спорта или системе физических упражнений 11.7.Календарь студенческих соревнований 11.8.Спортивная классификация и правила спортивных соревнований в избранном виде спорта Семестр 8 (4 час) Раздел 12. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом. ( 2 час) (Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учеб.пособие.-М.: Изд-во РУДН, 1999; Купеp К. Аэpобика для хоpошего настpоения. - М.: ФиС. 1987, 192 с; Зайцева Г.А. Рекомендации к прохождению программного материала по физической культуре в учебных группах основного отделения специализации "Аэробика". - М.: МИСиС, 1992. - 20 с.) 12.1.Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом 12.2.Врачебный контроль, его содержание. Педагогический контроль, его содержание 12.3.Самоконтроль, его основные методы, показатели и дневник самоконтроля 12.4.Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности 12.5.Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля Раздел 13. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов ( 2 час) (Физическая культура студента: Учебник / Под ред.В.И.Ильинича.М.:Гардарики, 1999.-448с.; Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. - М.: Высшая школа, 1978; Нифонтова Л.Н., Павлова Г.В. Физическая культура для людей, занятых малоподвижным трудом. - М.: Советский спорт, 1993.) 13.1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду 13.2.Определение понятия ППФП, ее цели, задачи, средства. 13.3.Место ППФП в системе физического воспитания студентов 13.4.Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП 13.5.Методика подбора средств ППФП. 13.6.Организация, формы и средства ППФП студентов в вузе. Контроль за эффективностью профессионально-прикладной физической подготовленности студентов. 4.3. Перечень тем практических и методико–практических занятий |
Рабочая программа учебной дисциплины химия биологическая для подготовки... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 111100. 62 «Зоотехния» и примерной учебной... | Рабочая программа учебной дисциплины основы инновационного менеджмента... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки бакалавров, утверждённого приказом Министерства... | ||
Программа учебной дисциплины основы менеджмента для бакалавров по... «Основы менеджмента» для бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция» 030900 [Текст] / «Государственный университет управления»,... | Рабочая программа учебной дисциплины экономика для подготовки бакалавров... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 111100. 62 «Зоотехния» утверждённого приказом... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины для бакалавров по... Учебно- методический комплекс разработан доктором философских наук, заведующим кафедрой социальной философии Б. И. Буйло в рамках... | Рабочая программа учебной дисциплины зоогеография для подготовки... Фгос впо по направлению подготовки 020400. 62 «Биология», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины управление внешнеэкономической... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части профессионального цикла (БЗ. В. Дв. 4) студентам... | Программа учебной дисциплины подготовки бакалавров по направлению Перечень основных претензий к валеологам, изложенных в открытом «Письме 140» и в статье «Валеология – религия XXI века» | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины для бакалавров по... Учебно- методический комплекс разработан доктором философских наук, заведующим кафедрой социальной философии Б. И. Буйло в рамках... | Рабочая программа учебной дисциплины рыбоводство ( курс по выбору... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 0202200. 62 «Биология», утверждённого приказом... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины фитопатология и энтомология... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 110500 Садоводство и примерной учебной программы... | Рабочая программа учебной дисциплины мелиорация для подготовки бакалавров... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология», утверждённого... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины физика для подготовки бакалавров... Фгос впо по направлению подготовки 021600. 62 «Гидрометеорология», по профилю «Агрометеорология», утверждённого приказом Министерства... | Основная образовательная программа подготовки бакалавров по направлению... Фгос впо подготовки бакалавров по направлению 140400 Электроэнергетика и электротехника, утвержденным приказом Министра образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины цитология для подготовки бакалавров... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 020400. 62 «Биология» подготовки и примерной учебной программы... | Рабочая программа учебной дисциплины цитология для подготовки бакалавров... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 020400. 62 «Биология» подготовки и примерной учебной программы... |