Скачать 115.01 Kb.
|
СамообразованиеСамообразование является составной частью непрерывного образования руководителей и инженерно-педагогических работников профессиональных учебных заведений. От педагогической квалификации, профессиональной культуры, творческого подхода преподавателей и мастеров производственного обучения и руководителей училищ к обучению и воспитанию учащихся зависит качество профессиональной подготовки рабочих, а следовательно, и уровень производительных сил общества, его материальное и духовное богатство. Повышение квалификации инженерно-педагогических работников—составная часть государственной кадровой политики. Уровень образования инженерно-педагогических работников в настоящее время не соответствует общественной потребности. Только 40% директоров ПУЗ имеют высшее педагогическое образование. Большинство мастеров производственного обучения не имеют педагогического образования, слабо владеют методикой преподавания своего предмета, не знакомы с новыми педагогическими технологиями. Инженерно-педагогические работники училищ нуждаются в постоянном обновлении знаний, повышении профессиональной квалификации. Профессионально-педагогический потенциал работника училища включает в себя мировоззрение педагога, понимание целей своей работы и представление о средствах их достижения: поиск нестандартных решений в обучении и воспитании учащихся; высокий уровень компетентности в области учебной дисциплины. «Повышение квалификации предполагает организацию обучения на основе определенных принципов. К ним относятся не только общепедагогические, но и специальные, учет взаимодействия которых позволяет по-новому строить систему обучения, а также осуществлять отбор научного материала». Повышение квалификации руководящих и инженерно-педагогических работников основывается на тесной взаимосвязи курсовой подготовки, методической работы и самообразования. Самообразование имеет целью прежде всего повышение квалификации и непрерывное обновление знании. Можно выделить следующие общие направления самообразования:
Педагогическая теория и практика рассматривают следующие формы самообразования. Индивидуальная — самостоятельная работа педагога над повышением профессионального и педагогического мастерства, методического и общекультурного уровня. Коллективная — участие педагогических работников в теоретических и методологических семинарах, университетах педагогических знаний, культуры, литературы, искусства, в работе методических секций и комиссий, научно-практических конференциях, педагогических чтениях, школах передового педагогического опыта и т. д. Основные методы самообразования:
Самообразовательная работа инженерно-педагогических работников направлена, прежде всего на улучшение качества обучения и воспитания, на решение практических задач, обеспечивающих действенную взаимосвязь учебно-воспитательного и производственного процессов, повышения их методического мастерства. Самообразование всем своим содержанием должно способствовать достижению конечных результатов практической деятельности инженерно-педагогических работников обеспечивать:
Важное значение в организации самообразования имеет планирование самостоятельной работы руководителей и инженерно-педагогических работников профессионального учебного заведения. Личный творческий план самообразования не является обязательным документом и не подлежит утверждению и контролированию вышестоящими органами. Практика показывает, что такой план особенно необходим практическим работникам и, в первую очередь, — начинающим педагогам. В личных творческих планах учитываются особенности каждого педагога, уровень его педагогической и профессиональной квалификации. План составляется исходя из индивидуальных интересов и возможностей конкретного преподавателя или мастера производственного обучения. В плане конкретно указывается что, когда и с какой целью необходимо изучить, усвоить, осуществить, исполнить и разработать в процессе самообразования. Большое значение в организации работы по самообразованию должен иметь педагогический (методический) кабинет училища. Результатом самообразования являются самостоятельные разработки (методические рекомендации, частные методики, дидактические материалы, материалы передового педагогического опыта, рефераты, доклады), которые рассматриваются на заседаниях методических комиссий и хранятся в педагогическом кабинете профтехучилища. Основным содержанием работы методической комиссии является:
Организация работы методических комиссий В профессиональном учебном заведении могут организовываться следующие методические комиссии:
Для результативности работы комиссий в решении учебно-воспитательных задач необходимо систематизировать их деятельность. Это возможно при четком научно обоснованном планировании работы. План составляется председателем исходя из конкретных предложений и пожеланий членов комиссии. Методист координирует планы комиссий, рассматривая их в совокупности. Планирование на учебный год начинается заранее, в конце текущего учебного года (в мае-июне), и проект плана рассматривается на том заседании, на котором подводят итоги работы за учебный год. Перед началом нового учебного года собирается заседание комиссии, на котором подробно обсуждается и корректируется план работы методической комиссии. В основу планирования должны быть положены задачи, поставленные перед профтехшколой в целом; задачи и основные проблемы конкретного училища; общие требования к постановке методической работы в целом и основные проблемы, стоящие перед соответствующей методической комиссией; задачи, необходимость решения которых возникла после анализа результатов учебно-воспитательного процесса за прошедший учебный год. При планировании деятельности методических комиссий следует также исходить из принципа дифференцированного подхода к организации методической работы, учитывать состав членов комиссии, их педагогический уровень, необходимость оказания конкретной помощи молодым преподавателям и мастерам производственного обучения. Планы работы методических комиссий являются составной частью единого плана методической работы. Важнейшей задачей методических комиссий является улучшение качества профессионального образования путам совершенствования содержания форм, методов и средств обучения. Исходя из материалов анализа деятельности методической комиссии в целом за прошедший год и результатов работы членов комиссии, председатель методической комиссии может разработать и представить на обсуждение конкретные мероприятия по совершенствованию работы. Эти мероприятия могут носить общий характер (для всех членов методической комиссии) и частный (для отдельных преподавателей и мастеров производственного обучения). Все эти мероприятия должны быть направлены на совершенствование учебно-воспитательного процесса. Мероприятия общего характера: 1. Заседания методических комиссий по рассмотрению основных вопросов улучшения качества профессионального обучения:
2. Открытые уроки:
3. Изучение и использование передового педагогического и производственного опыта: опыт мастера производственного обучения по разработке и использованию на уроке дидактических материалов; опыт преподавателя теоретического обучения по активизации мыслительной деятельности учащихся; опыт преподавателя общеобразовательных дисциплин по профилированию предметов естественно-научного цикла и т. д. 4. Совершенствование учебно-материальной базы:
Помимо мероприятий общего характера целесообразно наметить мероприятия по оказанию конкретной методической помощи отдельным преподавателям и мастерам производственного обучения. К таким мероприятиям можно отнести:
Мероприятия как общего, так и частного характера целесообразно обсудить с членами методической комиссии, выслушать их замечания и предложения. Эти мероприятия послужат хорошей основой для составления плана работы методической комиссии. Подготовка вопросов для рассмотрения на заседаниях методических комиссий аналогична подготовке вопросов педагогическим (методическим) советом. После обсуждения вопроса принимается соответствующее решение, которое записывается в протоколе заседания методической комиссии. |
Учителя физической культуры Самообразование есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной... | Самообразование Корсаковской средней общеобразовательной школы Корсаковского района Орловской области | ||
Самообразование как фактор стимулирования развития личности и повышения... | Доклад на тему: «Самообразование учащихся на уроках математики» Определение: Угол, образованный двумя хордами, исходящими из одной точки окружности, называется вписанным углом | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Самообразование одна из форм повышения педагогического мастерства педагога и руководителя оу, доу, удо | Джош Кауфман Сам себе mba самообразование на 100 % Посвящается миллионам предпринимателей во всем мире, которые в меру своих сил и возможностей делают жизнь лучше | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Л. Г. Полякова Педагогическое самообразование учителя Пособие содержит методический материал по организации самообразовательной деятельности педагогов (примерный план работы, формы подведения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Курсы повышения квалификации за пределами школы, дистанционные курсы,... Обж и музыки, оснащены ноутбуками, мультимедийными проектороми и экранами на треноге | ||
Мотивация учителя на самоопределение и самообразование Статья учителя... Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Самообразование: «Формирование общих и профессиональных компетенций через организацию аудиторной и внеаудиторной самостоятельной... | ||
Основная образовательная программа «обзор православного вероучения» Обзорный (вводный) курс предназначен, в основном, для готовящихся принять крещение и новоначальных христиан; кроме того, его посещают... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: расширять представления учащихся о роли книги в жизни человека, прививать навыки читательской культуры, воспитывать бережное... | ||
Моу «Покровская основная общеобразовательная школа» Роль самообразования... «Самообразование это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя». С. И. Ожегов | Самообразование. Формирование ключевых компетентностей на уроках... Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №424 |