Самообразование





Скачать 115.01 Kb.
НазваниеСамообразование
Дата публикации27.02.2015
Размер115.01 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Самообразование

Самообразование является составной частью непрерыв­ного образования руководителей и инженерно-педагогических работников профессиональных учебных заведений.

От педагогической квалификации, профессиональной культуры, творческого подхода преподавателей и мастеров производственного обучения и руководителей училищ к обу­чению и воспитанию учащихся зависит качество профессио­нальной подготовки рабочих, а следовательно, и уровень производительных сил общества, его материальное и духовное богатство. Повышение квалификации инженерно-педаго­гических работников—составная часть государственной кад­ровой политики. Уровень образования инженерно-педагогиче­ских работников в настоящее время не соответствует общест­венной потребности. Только 40% директоров ПУЗ имеют высшее педагогическое образование. Большинство мастеров про­изводственного обучения не имеют педагогического образо­вания, слабо владеют методикой преподавания своего пред­мета, не знакомы с новыми педагогическими технологиями. Инженерно-педагогические работники училищ нуждаются в постоянном обновлении знаний, повышении профессиональ­ной квалификации. Профессионально-педагогический потен­циал работника училища включает в себя мировоззрение пе­дагога, понимание целей своей работы и представление о средствах их достижения: поиск нестандартных решений в обучении и воспитании учащихся; высокий уровень компе­тентности в области учебной дисциплины.

«Повышение квалификации предполагает организацию обучения на основе определенных принципов. К ним относят­ся не только общепедагогические, но и специальные, учет взаимодействия которых позволяет по-новому строить систе­му обучения, а также осуществлять отбор научного материа­ла».

Повышение квалификации руководящих и инженерно-педагогических работников основывается на тесной взаимо­связи курсовой подготовки, методической работы и самооб­разования. Самообразование имеет целью прежде всего по­вышение квалификации и непрерывное обновление знании.

Можно выделить следующие общие направления самообразования:

  • повышение педагогической квалификации путем изучения новейших знаний и передового опыта в области педагогики, психологии, методики и организации процесса обучения и воспитания учащихся;

  • совершенствование теоретической и профессиональной подготовки по специальности и предмету путем овладения новейшими научно-техническими знаниями и достижениями в соответствующей области науки, техники, технологии, эко­номики и организации труда, управления и производства;

  • расширение общекультурного кругозора и уровня обшей образованности в соответствии с личными запросами и инте­ресами, способствующее гармоничному развитию личности.

Педагогическая теория и практика рассматривают следу­ющие формы самообразования.

Индивидуальная — самостоятельная работа педагога над повышением профессионального и педагогического мастерства, методического и общекультурного уровня.

Коллективная — участие педагогических работников в теоретических и методологических семинарах, университетах педагогических знаний, культуры, литературы, искусства, в работе методических секций и комиссий, научно-практичес­ких конференциях, педагогических чтениях, школах передо­вого педагогического опыта и т. д.

Основные методы самообразования:

  • самостоятельное изучение научно-педагогической литера­туры и методических рекомендаций;

  • участие во всех формах методической работы профтех­училища;

  • изучение передового педагогического опыта, накопленно­го в системе профессионального образования;

  • взаимопосещение уроков, участие в разборе открытых уроков;

  • анализ своей работы и ее результатов, участие в экспе­риментальной работе, проводимой в профессиональном учебном заведении научными организациями;

  • разработка материалов по комплексному методическому обеспечению предметов и профессий, подготовка рефератов, методических материалов, докладов, лекции я т. д.

Самообразовательная работа инженерно-педагогических работников направлена, прежде всего на улучшение качества обучения и воспитания, на решение практических задач, обеспечивающих действенную взаимосвязь учебно-воспитательного и производственного процессов, повышения их мето­дического мастерства.

Самообразование всем своим содержанием должно спо­собствовать достижению конечных результатов практической деятельности инженерно-педагогических работников обес­печивать:

  • успешный поиск и внедрение наиболее эффективных пу­тей совершенствования учебно-воспитательного процесса и воспитания учащихся на основе широкого применения н учеб­ном процессе новых методов обучения, современных техниче­ских средств;

  • организацию планирования учебно-воспитательного про­цесса в соответствии с его педагогической логикой и дидак­тическими принципами;

  • разработку мер по активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их самостоятельности и повышению качества получаемой ими профессиональной подготов­ки;

  • активное участие руководителей, всех инженерно-педаго­гических работников училища в методической работе;

  • совершенствование содержания учебных планов и программ и работу на этой основе конкретных мер по реализации современного содержания обучения с учетом специфики изучаемой профессии, новой техники и технологии;

  • установление и осуществление эффективных связей меж­ду преподаванием общеобразовательных, общетехнических, специальных дисциплин, производственным обучением и вне­классной воспитательной работой.

Важное значение в организации самообразования имеет планирование самостоятельной работы руководителей и ин­женерно-педагогических работников профессионального учебного заведения. Личный творческий план самообразования не является обязательным документом и не подлежит утвер­ждению и контролированию вышестоящими органами. Практика показывает, что такой план особенно необходим практиче­ским работникам и, в первую очередь, — начинающим педа­гогам. В личных творческих планах учитываются особеннос­ти каждого педагога, уровень его педагогической и профессиональной квалификации. План составляется исходя из индивидуальных интересов и возможностей конкретного препо­давателя или мастера производственного обучения. В плане конкретно указывается что, когда и с какой целью необходи­мо изучить, усвоить, осуществить, исполнить и разработать в процессе самообразования.

Большое значение в организации работы по самообразо­ванию должен иметь педагогический (методический) кабинет училища. Результатом самообразования являются самостоя­тельные разработки (методические рекомендации, частные методики, дидактические материалы, материалы передового педагогического опыта, рефераты, доклады), которые рассматриваются на заседаниях методических комиссий и хра­нятся в педагогическом кабинете профтехучилища.


Основным содержанием работы методической комиссии является:

  • анализ типовых учебных планов, разработанных на блочно-модульной основе;

  • участие в создании рабочей учебно-программной доку­ментации на основании типовой;

  • повышение педагогического и профессионального мастер­ства преподавателей и мастеров производственного обучения, развитие их педагогического творчества, оказание помощи инженерно-педагогическим работникам в их самообразова­нии;

  • совершенствование содержания профессионального обу­чения, приведение его в соответствие с современными соци­ально-экономическими условиями, усиление гуманитарной составляющей образования и таких характеристик, как гиб­кость, интегративность, преемственность, прогностичность. Разработка вариативной (динамичной) части содержания образования, определяющей специализацию учащихся в кон­кретных условиях производства;

  • внесение предложений по изменению группировки про­фессий и соответствующей учебно-программной документации с учетом потребностей предприятий и организаций;

  • отбор содержания обучения, обеспечение взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки уча­щихся;

  • изучение и использование в учебном процессе новых пе­дагогических, в первую очередь, информационных техноло­гий;

  • разработка новых и рациональное использование тради­ционных форм и методов профессионального воспитания;

  • проведение работы по комплексному методическому обе­спечению учебно-воспитательного процесса средствами обу­чения, создание и разработка методических рекомендаций, дидактических материалов, составление паспортов комплекс­ного методического обеспечения предметов и профессий;

  • разработка недостающих средств обучения (учебно-мето­дические пособия, частные методики, конспекты лекций, ди­дактические материалы и т. д.);

  • разработка совместно с предприятиями и организациями перечней промышленных товаров и товаров народного потребления для изготовления их в процессе производственного обучения с учетом принципа осуществления обучения на вы­пуске полезной продукции в единстве с выполнением прог­раммных требований;

  • анализ состояния и результатов учебно-воспитательного процесса, качества знаний, умений и навыков учащихся, уровня их воспитанности;

  • анализ результатов внутриучилищного контроля, разра­ботка конкретных предложений и рекомендаций по улучше­нию преподавания отдельных предметов;

  • выявление, изучение, формирование и распространение передового педагогического опыта;

  • внедрение в учебно-воспитательный процесс достижений науки, техники и технологии;

  • анализ результатов повышения квалификации, перепод­готовки и стажировки инженерно-педагогических работников и применения полученных знаний в учебном процессе;

  • организация педагогического наставничества, оказание помощи начинающим педагогическим работникам в подготовке и проведении уроков и внеурочных мероприятий, органи­зация взаимопосещения занятий, открытых уроков и их об­суждение;

  • организация проведения конкурсов, олимпиад по предме­там и профессиям, семинаров-практикумов, школ передового опыта, читательских конференций, открытых мероприятий.


Организация работы методических комиссий

В профессиональном учебном заведении могут организовываться следующие методические комиссии:

  • преподавателей гуманитарного цикла профессионально-технического образования, предполагающего изучение рус­ского, национального и иностранного языков, литературы и искусства, общественно-политических дисциплин, экономики и права, вопросов экологии, этики;

  • преподавателей естественно-научного цикла, включающе­го совокупность профессионально направленных естественно-математических дисциплин;

  • преподавателей профессионально-технического цикла, представляющего собой систему общетехнических, отрасле­вых и профессиональных учебных предметов;

  • преподавателей профессиональных предметов и мастеров производственного обучения по одной или нескольким родственным (смежным) профессиям.

Для результативности работы комиссий в решении учеб­но-воспитательных задач необходимо систематизировать их деятельность. Это возможно при четком научно обоснован­ном планировании работы.

План составляется председателем исходя из конкретных предложений и пожеланий членов комиссии. Методист координирует планы комиссий, рассматривая их в совокупно­сти. Планирование на учебный год начинается заранее, в конце текущего учебного года (в мае-июне), и проект плана рассматривается на том заседании, на котором подводят ито­ги работы за учебный год. Перед началом нового учебного года собирается заседание комиссии, на котором подробно обсуждается и корректируется план работы методической ко­миссии.

В основу планирования должны быть положены задачи, поставленные перед профтехшколой в целом; задачи и основ­ные проблемы конкретного училища; общие требования к постановке методической работы в целом и основные проб­лемы, стоящие перед соответствующей методической комисси­ей; задачи, необходимость решения которых возникла после анализа результатов учебно-воспитательного процесса за про­шедший учебный год.

При планировании деятельности методических комиссий следует также исходить из принципа дифференцированного подхода к организации методической работы, учитывать сос­тав членов комиссии, их педагогический уровень, необходи­мость оказания конкретной помощи молодым преподавателям и мастерам производственного обучения.

Планы работы методических комиссий являются состав­ной частью единого плана методической работы.

Важнейшей задачей методических комиссий является улучшение качества профессионального образования путам совершенствования содержания форм, методов и средств обучения.

Исходя из материалов анализа деятельности методической комиссии в целом за прошедший год и результатов рабо­ты членов комиссии, председатель методической комиссии может разработать и представить на обсуждение конкретные мероприятия по совершенствованию работы. Эти мероприя­тия могут носить общий характер (для всех членов методи­ческой комиссии) и частный (для отдельных преподавателей и мастеров производственного обучения).

Все эти мероприятия должны быть направлены на совер­шенствование учебно-воспитательного процесса.

Мероприятия общего характера:

1. Заседания методических комиссий по рассмотрению основных вопросов улучшения качества профессионального обучения:

  • организация производственного обучения в условиях но­вого хозяйственного механизма;

  • рациональные формы организации труда инженерно-пе­дагогических работников;

  • новые педагогические технологии;

  • гуманизация профессионального образования;

  • профилирование предметов естественно-научного цикла;

  • комплексное методическое обеспечение предметов и про­фессий;

  • изучение практики применения рабочей учебно-прог­раммной документации;

  • анализ уроков производственного и теоретического обу­чения;

  • пути использования в учебном процессе достижений пе­дагогической науки, передового производственного и педагогического опыта и т. д.

2. Открытые уроки:

  • урок мастера производственного обучения по теме «Обу­чение учащихся на выпуске полезной продукции»;

  • интегрированный урок производственного и теоретическо­го обучения;

  • применение комплексных заданий на уроке специальной технологии;

3. Изучение и использование передового педагогического и производственного опыта:

опыт мастера производственного обучения по разработке и использованию на уроке дидактических материалов;

опыт преподавателя теоретического обучения по активи­зации мыслительной деятельности учащихся;

опыт преподавателя общеобразовательных дисциплин по профилированию предметов естественно-научного цикла и т. д.

4. Совершенствование учебно-материальной базы:

  • смотр-конкурс кабинетов, мастерских, лабораторий, по­лигонов;

  • систематизация учебно-наглядных пособий по предмету в целом и отдельным темам.

Помимо мероприятий общего характера целесообразно наметить мероприятия по оказанию конкретной методической помощи отдельным преподавателям и мастерам производст­венного обучения. К таким мероприятиям можно отнести:

  • оказание помощи педагогическим работникам в состав­лении рабочей планирующей документации;

  • оказание помощи мастерам производственного обучения в отборе материалов по новой технике и технологии;

  • оказание помощи преподавателям в работе по составле­нию методических рекомендаций по наиболее сложным те­мам программы, написанию докладов и выступлений, отборе материалов передового педагогического опыта;

  • оказание помощи преподавателям и мастерам производ­ственного обучения в выборе новых форм и методов обуче­ния;

  • оказание помощи педагогическим работникам в подготов­ке и проведении лабораторно-практических работ, контроль­ных работ, зачетов и т. д.;

  • оказание помощи воспитателям по организации вне­урочных мероприятий и т. д.

Мероприятия как общего, так и частного характера целе­сообразно обсудить с членами методической комиссии, вы­слушать их замечания и предложения. Эти мероприятия по­служат хорошей основой для составления плана работы ме­тодической комиссии.

Подготовка вопросов для рассмотрения на заседаниях методических комиссий аналогична подготовке вопросов педагогическим (методическим) советом. После обсуждения вопроса принимается соответствующее решение, которое за­писывается в протоколе заседания методической комиссии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самообразование iconУчителя физической культуры
Самообразование есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной...
Самообразование iconСамообразование
Корсаковской средней общеобразовательной школы Корсаковского района Орловской области
Самообразование iconСамообразование как фактор стимулирования развития личности и повышения...

Самообразование iconДоклад на тему: «Самообразование учащихся на уроках математики»
Определение: Угол, образованный двумя хордами, исходящими из одной точки окружности, называется вписанным углом
Самообразование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Самообразование одна из форм повышения педагогического мастерства педагога и руководителя оу, доу, удо
Самообразование iconДжош Кауфман Сам себе mba самообразование на 100 %
Посвящается миллионам предпринимателей во всем мире, которые в меру своих сил и возможностей делают жизнь лучше
Самообразование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Самообразование iconЛ. Г. Полякова Педагогическое самообразование учителя
Пособие содержит методический материал по организации самообразовательной деятельности педагогов (примерный план работы, формы подведения...
Самообразование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Самообразование iconКурсы повышения квалификации за пределами школы, дистанционные курсы,...
Обж и музыки, оснащены ноутбуками, мультимедийными проектороми и экранами на треноге
Самообразование iconМотивация учителя на самоопределение и самообразование Статья учителя...
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
Самообразование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Самообразование: «Формирование общих и профессиональных компетенций через организацию аудиторной и внеаудиторной самостоятельной...
Самообразование iconОсновная образовательная программа «обзор православного вероучения»
Обзорный (вводный) курс предназначен, в основном, для готовящихся принять крещение и новоначальных христиан; кроме того, его посещают...
Самообразование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: расширять представления учащихся о роли книги в жизни человека, прививать навыки читательской культуры, воспитывать бережное...
Самообразование iconМоу «Покровская основная общеобразовательная школа» Роль самообразования...
«Самообразование это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя». С. И. Ожегов
Самообразование iconСамообразование. Формирование ключевых компетентностей на уроках...
Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №424


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск