Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 269.82 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации08.02.2014
Размер269.82 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Заявка

на участие в научно-практической конференции педагогов по теме

« Самообразование - одна из форм повышения педагогического мастерства педагога и руководителя ОУ, ДОУ, УДО.


  1. Мандан-оол Ирина Даржаевна




  1. МБОУ СОШ № 1 г.Шагонар Улуг-Хемского кожууна РТ




  1. учитель начальных классов




  1. образование: высшее , КГПИ -1987г




  1. Должность: заместитель директора по УВР




  1. педстаж – 32г




  1. тема доклада «Развитие критического мышления через чтение и письмо»




  1. Секция: учителя начальных классов, воспитателей ГПД


15 апреля 2013 г
Подпись /Мандан-оол И.Д./


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением изучением предметов № 1

г. Шагонар Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва

ДОКЛАД

«Развитие критического мышления через чтение и письмо»



Мандан-оол Ирина Даржаевна
заместитель директора по УВР, учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г.Шагонара


2011 год

План:
1.Введение.
2.Актуальность опыта.
Актуальность самой технологии неоспорима. Развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни

«Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта», /Стандарты второго поколения


Учение без мысли - напрасный труд.

Конфуций

Не мыслям надобно учить, а мыслить.

Иммануил Кант

Мышление - это новое сотворение мира.

Альбер Камю

Если вы мыслите ясно, вы и писать будете ясно,

если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение.

Джек Лондон

Также как и все, задумалась: «Как же буду реализовывать ФГОС нового поколения, ведь мы в следующем  году набираем 1 класс?». Понимала, что надо поставить всё «с ног на голову». Ездили по семинарам, смотрели уроки коллег, но ничего для себя не находили. Много лет работали над мотивацией учения школьников и понимали, пока не заинтересуем детей, ничему их не научим. К сожалению, как бы учитель ни старался, но если у ребёнка не вызван интерес к учению, никакие методы не помогают. Мы несколько лет применяли в своей работе технологию укрупненных дидактических единиц П.М.Эрдниева. Но опять что-то не хватает. И нашли очень интересную технологию ТРКМЧП, элементы которой мы применяем в работе, не догадываясь, что существует целая и очень эффективная технология. Не стали ждать. Попробовали работать по ней уже со своими учениками, получили очень хорошие результаты. Использование приемов ТРКМЧП особенно стимулирует сильных учащихся, на которых у нас на уроке всегда остаётся очень мало времени.  Могу вас уверить, очень интересная деятельностная технология, такая о которых сейчас говорят в свете ФГОС. Хочу поделиться с вами, уважаемые коллеги. Конечно, многие об этом слышали, но если кто-то не знает, предлагаю познакомиться, попробовать, и, если они вам помогут, я буду очень рада.

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни

«Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта»,  /Стандарты второго поколения/.

Другими словами нужен ученик, который не только овладел знаниями, умениями и навыками, но хочет и умеет самостоятельно добывать их.

А значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.

Приоритет индивидуальности предполагает признание ученика основным участником образовательного процесса, самоценного и личностно значимого субъективного опыта.

Условие вариативности предполагает определённую позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении.

Условие открытости предполагает использование на уроке разнообразных видов общения: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-ученики и т.д.

Условие открытости предполагает и совместный поиск истины: умение принять другую точку зрения, взаимопонимание.

Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.
2) Определение целей и задач выступления

Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития

критического мышления. 

Задачи:

-  создание условий для профессионального общения, самореализации и

стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

-  распространение педагогического опыта;

- выстраивание диалога.


  1. Методические цели:

  1. Познакомиться обзорно с технологией развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)

  2. Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМЧП

  3. Наметить пути использования ТРКМЧП в собственной педагогической деятельности

  1. Презентация опыта.

  1. Краткая характеристика основных идей технологии.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) была разработана американскими учеными и преподавателями. Ее авторы: Джинни Стил, Курт Мередит, Чарльз Темпл, Уолтер, - являются членами консорциума «За демократическое образование». В России она появилась в 1997 году.

Американские ученые модифицировали идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, Мария Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Лев Семенович Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, Владислав Владиславович Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи (Андрей Викторович Хуторской) эвристического обучения и довели их до уровня технологии.

Технология привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях Это универсальная, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.

Чем еще привлекает меня данная технология? Детей нелегко мотивировать. И нам приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка? Порой в этом процессе мы больше отдаем предпочтение форме и забываем о содержании. Технология РКМЧП с четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:

  • формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);

  • развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);

  • формирование культуры чтения и письма;

  • формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;

  • стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;

  • запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Давайте обратимся к терминологическому арсеналу Технологии.

Развитие - необратимый процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования.

Мышление - процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания.

Критический – от «критика» (от греческого «kritike» -оценка, разбор, обсуждение; следовательно «критический» - делающий оценку, разбор и пр.)

Как бы вы определили, что такое КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?

Критическое мышление:

- естественный способ взаимодействия с идеями и информацией;

- разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить;

- особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения;

- отправная точка для развития творческого мышления.

Это Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)

  • Во-первых – это мышление самостоятельное

  • Во-вторых – это мышление обобщенное

  • В-третьих – это мышление проблемное и оценочное

  • В четвертых – это мышление аргументированное

  • В пятых – критическое мышление есть мышление социальное

Критический мыслитель:

  • Формирует собственное мнение

  • Совершает обдуманный выбор между различными мнениями

  • Решает проблемы

  • Аргументировано спорит

  • Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение

  • Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

Формы и средства развития КМ

  • сбор данных

  • анализ текстов

  • сопоставление альтернативных точек зрения

  • коллективное обсуждение

  • разные виды парной и групповой работы

  • дебаты

  • дискуссии

  • публикации письменных работ учащихся

КМ – письменная работа
Основные умения: чтение и письмо

Чтение для развития КМ

На уроках мы работаем с двумя основными типами текстов - информационными (научными, публицистическими) и художественными. Приемы технологии, в основном, одинаково «работают» на обоих типах текстов. Можно дать большое количество рекомендаций по поводу их применения, но нельзя забывать о главном - определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приемов и стратегий.

  • ориентироваться в источниках информации

  • пользоваться разными стратегиями чтения

  • адекватно понимать прочитанное

  • сортировать информацию с точки зрения ее важности

  • критически оценивать новые знания

  • делать выводы

Письмо для развития КМ

Навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления, так как позволяют зафиксировать неоформленные мысли или образ, рассмотреть их со всех сторон и «разбудить сознание».

Письменная речь углубляет понимание: пишущий фиксирует какую-либо мысль, затем изучает ее записанную, и как отклик на эту зафиксированную мысль, возникает новая, еще более интересная.

Письменная речь обостряет любознательность, делает детей более активными наблюдателями, так как, чтобы зафиксировать что-либо, надо его изучить, узнать о нем побольше.

Письменная речь развивает в детях навыки чтения, потому что они начинают «читать как писатели» и соответственно лучше понимать, как нужно конструировать текст для достижения поставленной цели.

При обучении письменной речи необходимо показать учащимся как получается хороший письменный текст, показать каждый этап этого процесса. Учитель должен помнить, что при обучении письму основное значение должны иметь мысли и опыт (содержательная и композиционная сторона текста), а не просто грамотность

  Базовая модель РКМЧП

В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

  • стадия ВЫЗОВА

  • стадия ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

  • стадия РЕФЛЕКСИЯ




Стадия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

I.Вызов

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ

- «верные и неверные утверждения»;

- ключевые слова;

- «Верите ли вы?»

- «Корзина идей»;

- «толстые» и «тонкие» вопросы;

- таблица «З – У – Х»;

- «Дерево предсказаний»


Информация полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах и в группах

II.Осмысление содержания

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делая пометки на полях, или ведет записи по мере осмысления новой информации

- таблица «тонких» и «толстых» вопросов;

- кластер;

- «ИНСЕРТ»;

- чтение с остановками;

- «Бортовые журналы»;

- дневники;

- стратегия «Зигзаг»


На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, материал учебника). Работа ведется индивидуально или в парах

III. Рефлексия

Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям, внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления

- заполнение «кластеров»;

-возврат к ключевым словам, «верным и неверным» утверждениям;

-письмо, эссе по принципу «закончи предложение»;

- «Фишбоун»;

- «Двухрядный стол»;

- синквейн


На стадии рефлексии осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах


Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы.

Просмотрит в опорном материале информацию о приемах и скажите, какие из них вы используете, не предполагая, что они относятся к ТРКМЧП.

  1. Приемы восприятия информации:

  • «Знаю – хочу узнать – узнал» (работа с таблицей);

  • «Продвинутая лекция» (заполняется первая графа таблицы (что я знаю?), затем во время чтения лекции ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации с материалом лекции, кратко записывает новую информацию);

  • «Зигзаг» (члены рабочей группы становят­ся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Про­ведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы по­очередно учат друг друга).

  1. Прогнозирование:

  • «Верные – неверные утверждения» (на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме; дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая);

  1. Работа с текстом:

  • «Чтение с остановками» (чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет и объясняют свои ответы);

  • «Чтение с пометками «INSERT» (позволяет информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы);

  • «Двойной дневник» (по ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали);

  • «Составление кластера» (кластер – графический систематизатор, схема).

  1. Приемы, развивающие умение задавать вопросы:

  • приемы «Толстые и тонкие вопросы» (.«тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать);

  • «Мозаика» (класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста).

  • Ромашка «Блума»:

- Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала, ориентированы на работу памяти

- Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»

- Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)

- Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке

- Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»

- Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

  1. Творческая интерпретация информации:

  • прием «Написание эссе» (эссе – письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе – прием «Напишите письмо» - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими);

  • «Составление телеграммы» (научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде);

  • «Стихотворение по алгоритму» (Синквейны - развивают поэтические способности учеников. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаканичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза, обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).

  • прием «Нарисуйте счастье» (приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки);

  • прием «Письмо по кругу» (предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину).

  1. Актуальность опыта.

Актуальность самой технологии неоспорима. Развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

  1. Условия эффективности опыта

Учитель должен:

  • быть открытым для инновационных идей;

  • иметь организаторские способности;

  • знать основы технологии РКМЧП;

  • творчески подходить к подбору материала для содержания уроков;

  • разрабатывать и применять ситуативные задачи.

А если отвлечься от теории, учитель должен помнить следующие правила:

  • Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.

  • Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз.

  • Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития!

  • Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.

  • Недопустимо использовать слова: «Об этом будем говорить позже, потом», все надо решать сразу.

  • Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно».

  • Недопустимо сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами, продвижениями в развитии!

  • Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.

  • На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения.

  • Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.

  • Больше всего дети утомляются в бездействии.

  1. Из опыта работы

Некоторые приёмы стадии «Вызова»:

« Кластер», « Корзина идей», « Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» и другие.

Вот примеры фрагментов уроков на стадии «Вызов»:

Урок «Окружающий мир» 3класс. Тема: «Почва»

Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» или «Данетка». У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

  • … ветер может разрушить горы?

  • … опавшие осенью листья вредят почве?

  • … 1см почвы образуется за 300 лет?

  • … норы животных, живущих в почве, разрушают её?

  • … растения участвуют в образовании почвы?

  • … почва и камень родственники?

  • … почва – наша кормилица?

1

2

3

4

5

6

7











































- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

- Мы говорим почва. А что же такое почва?

Приём «Корзина идей»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Почва – это …

  • … земля

  • … растительная земля

  • … вещество

  • … суша, а не вода

  • … место обитания, дом животных

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Постановка целей урока.

- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва.

- Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о почве.

Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих детей вопросов были следующие: Откуда взялась почва? Из чего она состоит? Много ли на Земле почвы? Где на Земле нет почвы? Может ли почва исчезнуть? К ним вернемся на последующих уроках.
Приём «Кластер»

Окружающий мир. 4 класс. «Природные зоны. Пустыня»
мало воды много песка верблюды


Пустыня




есть растения жарко нет зимы
Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:

«Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица « Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица», и другие приёмы. Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. Так же таблицу «ЗХУ» начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия».

Окружающий мир. 4 класс, «Поверхность нашего края»

Прием «Фишбоун» (рыбий скелет)

Учитель: Занимаясь хозяйством, люди используют поверхность земли. Продолжая работу на уроке, мы будем заполнять схему. (Работа в тетради). Запишите в верхнем треугольнике (голова) вопрос: Каковы последствия использования поверхности земли человеком? На левых веточках мы запишем: как человек использует поверхность земли. А на правых к чему это приводит.

Левые веточки:

  1. Добыча полезных ископаемых.

  2. Строительство домов, зданий.

  3. Распашка равнин, склонов.

Правые веточки:

  1. Карьер, террикон.

  2. Свалки.

  3. Уничтожение почвы, рытвины, овраги, балки.

Учитель: Какой вывод можно сделать после заполнения схемы?

Вывод (хвост) формулируют обучающиеся: Используя поверхность земли, люди наносят урон в природе. Получается, что поверхность земли надо охранять и также тщательно как воду и воздух, растения и животных.

Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые»

Прием «Сводная таблица»:

Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу.

1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.

2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.

3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение.

Заполни «Сводную таблицу».

Практическая работа в группах.

Название

Основные свойства

Использование

Известняк

Белого, серого или желтого цвета;

Строительство, мел, мрамор.

Гранит

Зернистый. Твердый и прочный

Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятником, отделка станций метро.

Глина

Очень мельчайшие частички,скреплённые между собой.

Кирпич, посуда

Песок

В виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серый.

Дороги, стекло

Железная руда

Черного цвета, плотное, притягивает металлические предметы.

Машины, железнодорожные рельсы, вагоны и др.

Заслушивание ответов каждой группы. Обсуждение, запись таблицы в тетрадь.
Приём «ИНСЕРТ».

При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «ИНСЕРТ».

Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Шаг 2: Заполнение таблицы «ИНСЕРТ», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

«V»
поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+»
поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

« – »
поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

«?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.


Окружающий мир, 3класс, «Почва».

На стадии «Осмысление» дети ищут ответ на вопрос: что такое почва?

Самостоятельно читают статью в учебнике.

Приём «ИНСЕРТ»

- Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.

Проверка понимания и первичное закрепление.

- Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»:

«Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта» и другие.

Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые»

Используется метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.

Белая шляпа. Факты. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные.

Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых.

Черная. Проблема. При добычи полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.

Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства.

Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно.

Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

Окружающий мир, 4 класс, «Природные зоны. Пустыня».
Приём таблица «ЗХУ»

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Пески

Жарко

Мало воды

Нет растений

Верблюды

Животные

Растения

Климат

Люди



Заполняется в течение урока



Окружающий мир, 3класс, «Почва».

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).
Приём «Синквейн»

Почва Почва
Живая, плодородная, Живая, неживая,
Разрушается, впитывает, выращивает Разрушают, беречь, выращивать
Солнце, ветер и вода разрушают почву 1 см почвы образуется за 300 лет
Земля Земля-матушка



Лес Пустыня

Величественный, таинственный, Жаркая, песчаная,

Живет, растет, радует. Идешь, бредешь, проваливаешься.

Национальное богатство страны. Как хочется пить!

Кладовая природы Ад
Учитель.

Душевный, открытый.

Много идей – мало времени.

Призвание.


конференция

Республиканская, научная, практическая

Познаю, делимся опытом, анализируем, повышаем квалификацию.

Нет предела совершенству.

Идеи.


  1. Заключение

И так, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся.

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо позволило достичь следующих результатов (не прогнозируемых):

- изменить отношение детей к урокам окружающего мира;

- повысить познавательное отношение к прочитанному;

- развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;

- изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца);

- мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (саморефлексия и развитие коммуникативной культуры);

- создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе "учитель - ученик - класс", выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом помогают приемы ТРКМЧП.

Литература:

1.     Загашев, И. О. Учим детей мыслить критически / И. О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. СПб., 2003.

2. Заир-Бек, С. Развитие критического мышления через чтение и письмо [Текст]: стадии и методические приемы / С. Заир-Бек // Директор школы. - 2005. - №4. - С. 66 - 72.

3. Салатаева, Р. В. Некоторые приемы развития критического мышления на уроках в начальной школе [Текст] / Р. В. Салатаева// Начальная школа плюс До и После. - 2008. –

№ 7. - С. 56-58

4. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке / С.И. Заир.Бек, И.В. Муштавинская.М., 2011., второе издание.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск