Скачать 345.62 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова») Факультет педагогики и психологии Кафедра дошкольной педагогики УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _______________ И.В. Столярова «_____» ________________ 2012 г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703 дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения) Составитель: Котлякова Т.А., к.п.н., доцент Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «____» _______2012 г. № _____) Ульяновск, 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дисциплины «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (например, 030900 Дошкольная педагогика и психология), утверждённого Министерством образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года (номер государственной регистрации № 2073) и в соответствии с учебным планом. Цели освоения дисциплины:
Задачи освоения дисциплины: - Раскрыть основные проблемы теории эстетического воспитания (художественное восприятие и художественная деятельность, способности и обучение, развитие творчества и др.). - Раскрыть закономерности развития художественно-творческих способностей в процессе изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. - Научить студентов анализировать произведения искусства, творчество художников; отбирать произведения искусства, доступные детям дошкольного возраста; беседовать с детьми об искусстве; анализировать детские работы; конспектировать и аннотировать педагогическую литературу; анализировать «Программы воспитания и развития детей»; разрабатывать документацию методиста д/с; готовить конспекты и проводить занятия в ДОУ. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» относится к профессиональному циклу вариативной части (3.2.17). Для освоения дисциплины «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения следующих дисциплин: «Культурология», «Практикум по изобразительной деятельности». Освоение дисциплины «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Методическая работа в ДОУ», а также дисциплин по выбору студента. Требования к усвоению дисциплины В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями: - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); - способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); - способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); - готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); - способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3); - способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4); - готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); - способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8); - способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11); - способен ориентироваться в отечественных и зарубежных концепциях воспитания, развития, обучения детей раннего и дошкольного возраста (СК-1); - способен конструировать содержание образования детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (СК-2); - способен оценивать личностные достижения ребенка и разрабатывать индивидуальную траекторию его развития (СК-4); - готов осуществлять педагогическое сопровождение процесса воспитания и развития ребенка в разных моделях дошкольного образования (СК-5); - готов определять перспективные направления развития педагогической деятельности и прогнозировать ее результаты (СК-6); - способен обеспечивать преемственность дошкольного и начального общего образования (СК-7). В результате освоения дисциплины обучающийся должен (из стандарта): Знать: - роль и значение эстетического воспитания дошкольников во всестороннем развитии личности; - теоретические подходы к отбору содержания, средств, методов и приёмов формирования художественно-творческой активности детей; - нормативные показатели функционального и психического развития ребёнка и методики их измерения. Уметь: - организовать развивающую среду для разнообразной художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста; - диагностировать особенности творческого развития детей дошкольного возраста в различных видах художественно-эстетической деятельности; - отбирать содержание, методы и приёмы работы, ориентируясь на современные технологии художественно-эстетического развития дошкольников и учитывая условия семейного воспитания. Владеть: - системой знаний о целях и задачах эстетического развития детей раннего и дошкольного возраста; о формах, методах, приемах развития у детей дошкольного возраста творческих способностей; - методами психолого-педагогических исследований, умениями обработки и анализа материалов, способами их оформления. В целом структура, содержание образовательной технологии по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» направлены на развитие личности педагога и формирование профессиональной ментальности молодого специалиста в свете реализации современных требований общества к подготовке специалистов в области народного образования. Объем дисциплины и виды учебной работы
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ И ИНТЕРАКТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ |
Рабочая программа дисциплины теория и методика развития детского... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа дисциплины Дпп ф. 11. 5 теория и методика развития детского... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Положение о проведении VII международного Фестиваля детского изобразительного искусства Варбанец Е. С., Курочкина Л. В. преподаватели методики развития детского изобразительного творчества гоу спо «Сокольский педагогический... | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 5 Сд.... Целью его является изучение современного состояния эстетического образования дошкольников на основе ознакомления с искусствоведческими... | ||
Использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию Нетрадиционная техника как средство развития детского изобразительного творчества 4 | Учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей по методике развития Варбанец Е. С., Курочкина Л. В. преподаватели методики развития детского изобразительного творчества гоу спо «Сокольский педагогический... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 18 Методика обучения изобразительной деятельности Целью его является изучение современного состояния эстетического образования дошкольников на основе ознакомления с искусствоведческими... | §6 Смешение цветов Варбанец Е. С., Курочкина Л. В. преподаватели методики развития детского изобразительного творчества гоу спо «Сокольский педагогический... | ||
Конкурс детского теле-видео-творчества «Телестарт-2013» Областная постоянно действующая выставка прикладного творчества и изобразительного искусства. 68 | Доклад мбоу дод «Дом детского творчества» Публичный доклад является ежегодным отчетом мбоу дод «Дом детского творчества» г. Десногорска, обеспечивающим регулярное информирование... | ||
Приложение к газете «Семицветик» мадоу д/с №104 Варбанец Е. С., Курочкина Л. В. преподаватели методики развития детского изобразительного творчества гоу спо «Сокольский педагогический... | План введение Глава Научно-теоретические основы возрастных особенностей детского творчества Теоретические и методические вопросы организации творчества у школьников разных возрастов на уроках изобразительного искусства | ||
Конкурса детского и юношеского творчества на тему: «Огонь-друг, огонь- враг» Работы жюри смотра-конкурса художественно-изобразительного, декоративно-прикладного и технических видов творчества среди обучающихся... | Рабочая программа учебной дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» Пояснительная записка по изучению (модуля) «Теория и методика избранного вида спорта». (бокс) | ||
Методика преподавания декоративно-прикладного творчества учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «методика преподавания декоративно-прикладного творчества» | Рабочая программа дисциплины ен. В. 02. 2 Криптография для специальностей... «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 031202. 65 «Перевод и переводоведение» |