Комитет общего и профессионального образования
Ленинградской области
Автономное образовательное учреждение высшего
профессионального образования ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени А.С. Пушкина Алтайский филиал
Кафедра экономики и права
«Утверждаю»
Директор филиала
________________________
« » ______________20__ г
Протокол № _________
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ РЕКЛАМЫ Специальность – 080507.65 «Менеджмент организации»
Квалификация – менеджер
Форма обучения - заочная
Барнаул
2012 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При современном становлении рыночных отношений, основной презентирующей сферой которых является деловая информация, значение рекламы трудно переоценить.
Реклама – больше чем, чем инструмент маркетинга. Ее сложности и противоречия обусловлены отсутствием системного осмысления в едином подходе двух других ее сторон: удовлетворение человека самим фактом рекламы и удовлетворением потребностей общества посредством рекламы.
Реклама – понятие многозначное. Производство рекламы является одной из сфер бизнеса, и все виды не только предпринимательской деятельности, но и сфера социокультурных услуг уже не могут без нее обходиться. С другой стороны, реклама является частью нашей культуры, а лучшие ее образцы можно отнести к произведениям прикладного искусства.
Разговоры о рекламе сводятся к стилям рекламы, отдельным приемам и локальным теориям. Рекламные работники, защищаясь от обвинений общества и давления маркетологов, говорят о превращении рекламы в некую общественную подсистему со своими кодами, языком и законами. Проблемы рекламы и маркетинга требуют не только их переосмысления на основе рыночной концепции, но и объединения с такой дисциплиной, как культура.
В рамках курса решаются следующие задачи:
Рассматривается реклама во всем ее многообразии: исторические аспекты и современные тенденции
Определяется возможность применения рекламы к специфическим компонентам рыночных отношений
Формируется творчески-методологическая база для овладения технологией составления рекламного обращения
Даются основные понятия системы менеджмента рекламы
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
сущность, функции рекламы;
основные методы и технологии создания рекламной продукции;
принципы рекламной деятельности.
Уметь:
осуществлять профессиональные функции в области рекламы;
создавать и распространять рекламную продукцию в рамках существующих законодательных и этических норм;
Владеть:
навыками анализа и подготовки рекламной продукции.
Курс рассчитан на студентов заочного отделения.
Количество часов: 75, итоговая аттестация – зачет.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
№
| Тема
| Всего
| лек.
| Сем.
| Сам.
| 1.
| Реклама: ее сущность и функции.
| 7
| 1
| -
| 6
| 2.
| История развития рекламы – органическая часть современной культуры
протореклама
дореволюционная реклама
| 7
| 1
| -
| 6
| 3.
| Реклама как фактор психологического воздействия.
психология потребительских мотивов
психология восприятия рекламы
| 8
| 1
| -
| 7
| 4.
| Виды и средства рекламы. Выбор носителей рекламы.
виды рекламы
выбор носителей рекламы
| 7
| 1
| -
| 6
| 5.
| Реклама в системе взаимоотношений культуры и бизнеса:
технология составления рекламного текста
слоган-составная часть фирменного стиля
товарный знак и другие виды знаков собственности
| 7
| 1
| -
| 6
| 6.
| Реклама в системе маркетинговых коммуникаций.
-анализ маркетинговой ситуации для разработки рекламной стратегии
- действия по разработке рекламных целей.
- Спонсорство
| 7
| 1
| -
| 6
| 7.
| Основные понятия системы менеджмента рекламы:
информационное обеспечение
планирование рекламной деятельности
организация рекламной деятельности
контроль рекламной деятельности
| 7
| -
| -
| 7
|
| Итого:
| 50
| 6
| -
| 44
|
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Реклама, ее сущность и функции.
Социокультурная природа рекламы. Этнос как объект и субъект рекламы. Функции рекламы: экономическая, идеологическая, воспитательная, социальная. Реклама и культура. Роль и значение рекламы в современных рыночных условиях. Многообразие определений «реклама» и «рекламная деятельность». Культурологическая и маркетинговая концепции рекламы. Процесс рекламной деятельности как коммуникативный феномен; его основные звенья и этапы. Проблема классификации современной рекламы: варианты решения, подходы, параметры. Типы рекламной деятельности, выделенные западными исследователями, в зависимости от цели, функции, вида, средства распространения, охватываемой аудитории.
Подходы к классификации рекламы в отечественной теории и практике. Современные классификаторы рекламной деятельности. Понятие о формах и методах рекламного воздействия. Понятие о рекламном жанре и попытки их классификации. Вопросы для самоконтроля:
Охарактеризуйте экономическую роль рекламы.
Социальная роль рекламы и проблема социальной ответственности рекламистов.
Как Вы считаете, эстетическая роль рекламы в современных условиях больше положительная или отрицательная?
Тема 2. История развития рекламы.
Зарождение рекламы в Древнем мире. Реклама в средние века. История развития рекламы – органическая часть современной культуры. История развития выставок и ярмарок как социально-экономическое явление. Дореволюционная отечественная реклама. Рекламная коммуникация как культурный феномен. Миф и символ в рекламе. Понятие архетипа. Особенности мифологического мышления и мифотехнологии в современной рекламной деятельности. Протореклама.
Этапы развития зарубежной и отечественной рекламы. Реклама советского периода (1917 – 1991). Роль рекламы в современных условиях. Вопросы для самоконтроля:
В чем схожесть и отличие проторекламы античного и современных средств налаживания коммерческих коммуникаций?
Дать краткую характеристику вывескам как проторекламному средству.
Объясните причины резкого спада коммерческих коммуникаций в средние века по сравнению с античным периодом.
Назовите первые рекламные агенства и их основателей.
Тема 3. Реклама как фактор психологического воздействия.
Социально-психологические функции рекламы. Этапы психологического воздействия рекламы. Психология потребительских мотивов. Модели поведенческого восприятия рекламы. Информация, необходимая для отбора вероятных потребителей услуг. Стимулы и динамика рекламного воздействия. Невербальные контакты в рекламе. Практикум: анализ рекламных обращений с точки зрения мотивации Вопросы для самоконтроля:
Раскройте понятие сублимации в рекламе. Приведите примеры.
Перечислите виды рекламного психологического воздействия.
Какие элементы можно отнести к определяющим
Тема 4. Виды и средства рекламы. Выбор носителей.
Виды рекламы: наружная, печатная, в прессе, экранная, компьютерная. Носители рекламы: листовые, тетрадные, объемные. Формы рекламы в периодической печати. Реклама в интерьере. Прямая почтовая реклама. Радиореклама и ее жанры. Реклама в компьютерных сетях. Практикум: анализ рекламы в СМИ Тема 5. Реклама в системе взаимоотношений культуры и бизнеса.
Взаимоотношения культуры и бизнеса в рекламе. Произведения искусства в рекламе. Творческий процесс в рекламе. Технология составления текста рекламы. Творчество в составлении заголовков. Элементы фирменного стиля. Слоган – часть фирменного стиля.
Функции и виды товарных знаков. Символы в товарном знаке. Символика цвета в рекламе. Практикум: работа над составлением рекламного текста, слогана Тема 6. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций.
Рынок услуг как объект рекламы. Анализ маркетинговой ситуации для разработки рекламной стратегии. Действия по разработке рекламных целей.
Система маркетинговых коммуникаций. Структура СМК: реклама, прямой маркетинг, «паблик рилейшенз», стимулирование. Спонсорство. Интегрированные маркетинговые коммуникации. Формы и методы продвижения и реализации услуг на выставке, ярмарке. Вопросы для самоконтроля:
Назовите основные элементы системы маркетинговых коммуникаций.
Каковы общие различия между рекламой и паблик рилейшнз?
Назовите коммуникативные характеристики спонсорства.
Тема 7. Основные понятия рекламного менеджмента.
Информационное обеспечение рекламы: рекламные исследования, информационные подсистемы. Планирование рекламной деятельности: система маркетингового планирования, разработка рекламной стратегии.
Организация рекламной деятельности, формирование рекламного бюджета. Рекламная кампания. Понятие, уровни, виды контроля рекламной деятельности. Вопросы для самоконтроля:
Назовите основные направления рекламных исследований.
Каковы различия между первичной и вторичной информацией?
Назовите основные этапы разработки рекламного бюджета?
Какие организационные функции выполняет менеджер по рекламе?
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ
Основные жанры вербальной рекламы в прессе.
Проблемы языкового манипулирования в рекламной деятельности.
Психологическая безопасность потребителя и возможности его защиты от некорректной рекламы.
Основные стратегии создания рекламного текста.
Позиционирование в рекламной деятельности.
Методики создания рекламного образа.
Проблемы банковской рекламы.
Современная политическая реклама.
Социальная реклама России.
Рекламные методы создания политического имиджа.
Позиционирование как одна из ведущих стратегий продвижения товара на рынок и создания рекламного продукта.
Реклама и жизненный цикл товара.
Реклама в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций.
Современные методы тестирования рекламного продукта.
Проблемы правового и этического регулирования рекламной деятельности
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Определение и функции рекламы.
Классификация видов рекламы по сферам деятельности.
Отличие рекламных сообщений от обычных информационных сообщений.
Методы внушения и убеждения и их использование в рекламной деятельности.
Факторы, определяющие силу рекламного воздействия.
Рациональные и эмоциональные способы восприятия рекламы.
Механизм психологического воздействия рекламы.
Реклама как символическая система.
Постановка целей и стратегическое планирование рекламной кампании.
Виды рекламной деятельности.
Реклама в системе маркетинговой коммуникации.
Слоган как составная часть фирменного стиля.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: Основная литература
Викентьев И.Л. Приемы рекламы. – Новосибирск, 2003.
Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. – М., 2004.
Марочкина С.С. Дмитриева Л.Н. Азарова Е.В. Введение в специальность. Реклама: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009г.
Основы теории управления: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 560 с.: ил.
Подорожная Л.В. Теория и практика рекламы: учебное пособие. – М. Омега-И., 2011.
Резепов И.Ш. Психология рекламы и ПР: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2007.
Дополнительная литература
Батра Р., Майерс Джон Дж., Аакер Дэвид Д. Рекламный менеджмент. – М.–СПб.–К., 2005.
Голуб О.Ю. Социальная реклама: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
Евстафьев В.А. История российской рекламы (1991–2000). – М., 2002.
Иванов А.Н. Бесплатная реклама: результат без бюджета. – М.:Альпина Паблишер, 2010.
Пендикова И.Г. Ракитина Л.С. Архетип и символ в рекламе: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
Синяева И.М. Земляк С.В., Синяев В.В. Маркетинговые коммуникации: учебник. – М.: Дашков и К. 2009.
Технологии производства в рекламе. – М., 2002.
Ученова В.В., Шомова С.А., Гринберг Т.Э., Конаныхин К.В. Реклама: палитра жанров. – М., 2000.
|