Пояснительная записка





НазваниеПояснительная записка
страница1/4
Дата публикации13.03.2015
Размер0.67 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Министерство образования Московской области
МОУДОД «Монинская детская музыкальная школа»

Щёлковского муниципального района Московской области


Рекомендовано «Утверждаю»

Педагогическим советом Директор МОУДОД «Монинская

Протокол № 2 от 07.11.2010 г. детская музыкальная школа»

______________ Е.Р.Корнилова
______________ дата

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(АДАПТИРОВАННАЯ)
по предмету «фортепиано»

возраст детей 6-18 лет

срок реализации 5-8 лет

Составитель преподаватель

Захарова О.А.


Монино 2010 г.

Содержание.



  1. Пояснительная записка……………………………………….....2

  2. Учебно - тематический план……………………………………6

  3. Содержание программы………………………………………..14

  • годовые требования по предмету « фортепиано»………....15

  • репертуарный список……………………………………..... 17

4. Методическое обеспечение программы………………………...29

5. Список методической литературы…………………………........31

1.Пояснительная записка.

Детские музыкальные школы призваны дать обучающимся общее музыкальное развитие, приобщить детей к сокровищнице музыкального искусства, сформировать их музыкально-эстетические вкусы и потребности на лучших образцах классической русской и зарубежной музыки, а также на произведениях современных композиторов; воспитать активных участников художественной самодеятельности.

Данная образовательная программа составлена на основе Программы Минестерства культуры МО и МОУМЦ для учебных заведений культуры и искусств дополнительного образования (ред.2002г.), Устава и учебно-методических планов, утверждённых администрацией МОУДОД «Монинская музыкальная школа».

На занятия по предмету « фортепиано» в детских музыкальных школах и музыкальных отделениях школ искусств преподаватель должен научить обучающегося самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на фортепиано произведения из репертуара детской музыкальной школы, а также сформировать у него навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в различных ансамблях.

Одновременно с этим школа призвана готовить наиболее успешных обучающихся для поступления в музыкальное или культурно-просветительное училище.

Главная задача современной музыкальной педагогики - всестороннее комплексное воспитание обучающихся. Важнейшую роль в этом процессе должно сыграть совершенствование преподавания на основе широкого использования методов обучения, способствующих у детей развитию интереса к музыке и пробуждению их творческих сил. В современных условиях музыкальная школа должна быть очагом поиска прогрессивных методик и проведения соответствующих педагогических экспериментов. Суметь возглавить и организовать эти поиски – задача администрации и ведущих преподавателей школы.
Важной задачей ДМШ и ДШИ на современном этапе является также энергичное развёртывание массовой просветительской работы, пропаганда всего наиболее ценного, значительного в искусстве, противодействие отрицательным явлениям псевдокультуры. Преподавателям школ необходимо включиться в эту работу и увлечь ею своих обучающихся, развернуть её среди населения, в общеобразовательных школах, среди родителей. Осуществление её принесёт большую пользу развитию нашей художественной культуры и сыграет плодотворную роль в совершенствовании воспитательной работы в самих музыкальных школах.

Изменившиеся социальные условия обусловили необходимость формирования личности, готовой не только к поиску, обновлению знаний, но и к обновлению мировосприятия в целом, мировоззрения, к смене взглядов.

Одной из форм формирования такой личности является обучение детей в музыкальной школе и в школе искусств.

В условиях развития современной системы образования, проблема развития творческого потенциала учащихся детских школ искусств является одной из основных в педагогике. Необходимо учитывать особенности психологии ребёнка, тогда у него появляются настойчивость, трудолюбие, а рождаемые музыкой положительные эмоции гармонизируют его психику, раскрывают и развивают его лучшие качества и черты характера.

Цель - воспитание художественного мышления и формирование на этой основе практических исполнительских навыков.
Задачи:

  • общее музыкальное развитие (интеллект, эмоциональность, восприимчивость, художественное воображение, музыкальная культура и т.п.);

  • работоспособность, дисциплинированность;

  • степень самостоятельности, грамотности ( в разборе и выучивании на память текста), темп освоения музыкальных произведений;

  • развитие музыкальных способностей ( слуха, ритма, памяти);

  • овладение различными видами фортепианной техники;

  • развитие пианистических возможностей исполнительского аппарата.


Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является личностно-ориентированный подход к обучающимся.

Профессиональная педагогика посредством программы должна создавать условия для плодотворной деятельности обучающегося как субъекта обучения. Фундаментально важные психолого-педагогические проблемы должны учитываться преподавателями во всех звеньях музыкального образования при осуществлении программы. Преподаватель и обучающийся на уроке - равноправные участники учебно - творческого процесса, что не исключает ведущей роли преподавателя, который умело направляет его к самостоятельному открытию необходимого знания, тем самым, определяя для себя перспективу творческого роста.

Важно при осуществлении программы руководствоваться требованиями к организации учебного процесса:

  • чётко определять объём знаний и навыков, обязательных для овладения репертуаром;

  • наиболее продуктивно использовать время уроков;

  • в развитии обучающегося ставить дальнюю цель, которая и будет определять стратегию и тактику развития, учитывать репертуарный план.

В данной пояснительной записке раскрывается лишь некоторая специфика работы по предмету « фортепиано» для детей, обучающихся в музыкальной школе.

Различные сроки обучения – от 5 до 8 лет дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, различающимся по возрасту, музыкальным данным, уровню подготовки и другим индивидуальным особенностям.

Детям дошкольного возраста рекомендуется начинать обучение в подготовительных классах.

Возраст детей, участвующих в реализации программы от 6 до 18 лет. В соответствии с возрастом обучающихся детей, поступающих и оканчивающих детскую музыкальную школу.

Формы и режим занятий:

  • индивидуальные занятия – урок 45 минут;

  • репетиции в период подготовки к публичным выступлениям;

  • прослушивание к концертам, конкурсам.

Занятия проходят в соответствии с учебно-методическим планом.

Воспитательные задачи, стоящие перед преподавателем, также как и методы его работы с обучающимися, реализуются в основном на уроке, проводимом в форме индивидуального занятия с учеником 2 раза в неделю по 45 минут.

Ожидаемые результаты.

В результате занятий по предмету « фортепиано» дети, обучающиеся в МОУДОД должны:

  • понимать выразительность и изобразительность музыкальность интонации;

  • понимать конкретные художественные задачи при изучении и при исполнении музыкального произведения;

  • знать нужные приёмы движения для реализации поставленных технических и исполнительских задач;

  • уметь передавать настроение музыки и его изменение посредством различных звуковых красок;

  • уметь исполнять различные по жанру и по форме музыкальные произведения;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни.

Работа по данной программе развивает творческие задатки обучающихся, прививают им комплекс важнейших практических навыков, формирует индивидуально - творческое отношение к поиску новых средств выразительности.

Способы определения результативности ожидаемого совпадают с основными формами отчёта, которые могут быть разнообразными:

  • контрольный урок;

  • зачёт;

  • контрольное прослушивание;

  • академический концерт;

  • итоговая аттестация;

  • сольные выступления обучающихся в музыкальной школе , в рамках шефских концертов, концертов для родителей, на музыкальных фестивалях, конкурсах, праздниках, классных вечерах и собраниях;

  • урок в присутствии родителей, преподавателей, администрации;

  • музыкально- творческие уроки;

  • тематические уроки.

Без оценки невозможно корректировать развитие деятельности как процесса. Учебная деятельность нуждается в оценке её субъектов- преподавателя и обучающегося. Критерии оценки зависят от целей , стоящих перед участниками деятельности. При оценке важно выделять то положительное, что показано обучающимся в процессе учебной деятельности, в содержании его работы. Во всех случаях основным критерием оценки является грамотное и осмысленное исполнение произведения.

Оценка 5:

  • самостоятельный слуховой контроль звукоизвлечения и педализации;

  • умение осмыслить и донести форму, образное содержание произведения;

  • уверенное , яркое, эмоционально и двигательно свободное исполнение.

Оценка 4:

  • стабильное исполнение;

  • выполнение музыкальных, технических и ритмических задач в произведениях программы, но с небольшими помарками- не совсем ровный пульс, недостаточно яркая динамика, недифференцированное соотношение голосов.

Оценка 3:

  • неуверенное исполнение, ритмически неустойчивое;

  • недостаточно двигательно скоординированное;

  • интонационно невыразительное, без динамических оттенков;

  • с текстовыми помарками.

Оценка 2:

  • неспособность исполнить текст от начала до конца без ошибок;

  • неумение справиться с основными требованиями прочтения и исполнения нотного текста;

  • не владение двигательными приёмами исполнения.



2. Учебно – тематический план

дополнительной образовательной программы.

Занятия по данной программе дополнительного образования детей по предмету «фортепиано» в МОУДОД «Монинская ДМШ» проводятся как синтез теоретических знаний и сольной исполнительской практики с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Все темы учебно-тематического плана, связанные с игрой на инструменте, отрабатываются на практике на каждом уроке.





темы

Название тем

Форма занятий - индивидуальная

Количество часов

теория

прак-тика

всего



1.

2.
3.

4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.

1 класс

I полугодие

Вводный урок: знакомство со школой и инструментом.

Обучение посадке за инструментом и знакомство с топографией клавиатуры (регистры, октавы).

Обучение основным элементам нотной грамоты

Постановка рук: освоение приема non legato (игра небольших пьес и ансамблей).

Изучение метро-ритмических свойств звука (длительности и их графическое изображение)

Изучение динамических и тембровых свойств звука

Изучение приема «стаккато» (игра упражнений, небольших пьес и ансамблей).

Изучение приема «legato» (игра упражнений, небольших пьес и ансамблей).

Подготовка к выступлению (обучение навыкам публичного выступления).

Академический концерт.



0,5
1

1
1
1

1
1
1
0,5

-



0,5
2

1,5
4
3

2
4
4
2

1



1
3

2,5
5
4

3
5
5
2,5

1




Итого часов

8

24

32


1.

2.

3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.

II полугодие

Изучение гаммы До мажор в комплексе (аккорды и арпеджио)

Обучение навыкам игры двумя руками. Игра небольших пьес, сочетающих все виды приемов игры («нон легато», «легато» и «стаккато»)

Ознакомление с различными жанрами музыки (танец, марш, песня; игра пьес в этих жанрах)

Развитие образного мышления на основе игры разнохарактерных пьес

Развитие технических приемов на основе игры простых упражнений и этюдов

Знакомство с крупной формой. (игра сонатин и вариаций)

Знакомство с элементами полифонии (игра полифонических пьес)

Развитие навыков игры в ансамбле и чтение нот с листа на примерах несложных пьес

Подготовка к выступлениям. Обучение навыкам психологической устойчивости

Академический концерт.


0,5
1

1
1
2

1
2
1
0,5

-


1
4

4
4
4

4
4
3
1

1


1,5
5

5
5
6

5
6
4
1,5

1




Итого часов

10

30

40




Всего часов за 1 класс

18

54

72


1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.
10.


2 класс
I полугодие
Работа над упражнениями и простейшими этюдами для развития различных видов техники

Подготовка к техническому зачету (изучение терминов, диезных гамм: C-dur, a-moll; G-dur, e-moll).

Развитие интонационного слуха посредством изучения кантиленных пьес

Развитие координации движений посредством игры пьес со сменой приемов.

Продолжение развития полифонического мышления (изучение полифонических произведений).

Изучение строения формы музыкального произведения (игра пьес в простых 2-х и 3-х частных формах)

Развитие навыков игры в ансамбле

Развитие навыков чтения нот с листа на примерах несложных пьес

Подготовка к выступлениям. Работа над развитием эмоционального самоконтроля.

Академический концерт.




1
0,5
1
1
1
1

1
1
0.5

-



4
1
3
4
4
-

3
3
1

1



5
1,5
4
5
5
1

4
4
1,5

1




Итого часов


8

24

32


1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.

9.

10.




II полугодие
Работа над упражнениями и простейшими этюдами для развития кистевых, объединяющих движений руки.

Подготовка к техническому зачету и коллоквиуму (изучение терминов, бемольных гамм: F-dur, d-moll).

Развитие метро-ритмического слуха (изучение пьес с более сложным ритмическим рисунком, пунктирный ритм)

Развитие гомофонного слышания (игра пьес гомофонного склада)

Развитие полифонического мышления и полифонической координации

Работа над произведениями крупной формы. Изучение различных штрихов.

Развитие навыков игры в ансамбле

Развитие навыков чтения нот с листа

Подготовка к выступлениям.

Академический концерт.


1
1
2

1

2
1

0,5

1

0,5

-


4
1
4

4

4
4

4

3

1

1


5
2
6

5

6
5

4,5

4

1,5

1





Итого часов


10

30

40




Всего часов за 2 класс


18

54

72

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.

9.
10.



3 класс
I полугодие

Развитие техники (изучение этюдов и упражнений на скачки, трели, мелизмы)

Подготовка к техническому зачету (изучение терминов, диезных гамм: D-dur, h-moll).

Освоение начальных приемов игры с педалью (изучение простейших пьес с прямой педалью).

Развитие полифонического мышления (игра пьес с постепенным усложнением задач).

Развитие эмоционального самовыражения ( игра разнохарактерных пьес).

Знакомство с различными видами крупной формы: сонатины, вариации, рондо.

Развитие навыков игры в ансамбле

Развитие навыков чтения нот с листа

Подготовка к выступлениям. Развитие слухового самоконтроля.

Академический концерт.


1
0,5
1
1
1
1

1

1
0.5

-

2
1
3
3
4
4

4

1
1

1


3
1,5
4
4
5
5

5

2
1,5

1




Итого часов

8

24

32


1.
2.
3.

4.

5.
6.
7.

8.

9.
10.



II полугодие
Развитие беглости. Изучение этюдов и упражнений на гаммообразные, позиционные виды техники.

Подготовка к техническому зачету и коллоквиуму (изучение терминов, бемольных гамм: B-dur, g-moll).

Развитие навыков самостоятельного разбора музыкального произведения (задание на дом несложных пьес для самостоятельного разбора с последующим анализом ошибок).

Освоение начальных приемов игры с запаздывающей педалью ( изучение простейших пьес и упражнений с запаздывающей педалью)

Развитие умения равноправно владеть обеими руками при изучении двухголосных пьес полифонического склада.

Изучение более сложных пьес крупной формы. Развитие навыков владения пульсом в произведениях крупной формы.

Развитие навыков игры в ансамбле

Развитие навыков чтения нот с листа

Подготовка к выступлениям. Развитие психологической устойчивости.

Академический концерт.


1
1

1

1,5
2
1,5

1

0.5
0,5

-


5
1

4

4
4
4

4

2
1

1


6
2

5

5,5
6
5,5

5

2,5
1,5

1




Итого часов

10

30

40



Всего часов за 3 класс

18

54

72
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Пояснительная записка iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний...
Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка iconРеферат Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников....
Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников
Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 список...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск