Российской федерации





Скачать 161.96 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
Дата публикации23.03.2015
Размер161.96 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Культура > Анализ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

_______Философский факультет____

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________2011_ г.

Рабочая программа дисциплины (модуля)

_____Мифология____

Направление подготовки

Педагогическое образование (050100)

Профиль подготовки

Мировая художественная культура

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

__________очная___________

Саратов,

2011

1. Цели освоения дисциплины

проследить становление и развитие мифологии, рассмотреть взгляды на её место в культуре, в социуме, расширить представления студентов о культурных традициях, выделить доминирующие в той или иной мифологической системе ценности, значения и смыслы, составляющие ее своеобразие.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Б1 – гуманитарный цикл; социально-гуманитарный модуль; связана с теоретической и общекультурной составляющими цикла дисциплин «история художественной культуры»
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

ОК 1 – владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ОК 3 – способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

ОК 14готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

•Знать:

Основные закономерности взаимодействия человека и общества

•Уметь

Анализировать мировоззренческие, социально значимые философские проблемы

•Владеть

Навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля
4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет ______2___ зачетных единиц __72_______ часов.




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя сем.

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)







2




лек

сем

с.р.

всего




1

Понятие мифа




1-3

2

2

7

11




2

Первобытная мифология




4-6

2

2

7

11

устный опрос

3

Античная мифология




7-9

6

6

8

20




4

Германская мифология




10-13

4

4

7

15

тестирование

5

Славянская мифология




14-17

4

4

7

15
















18

18

36




зачет

Раздел 1. Понятие мифа

Понятие мифологического (мифического) времени. Основные топологические и метрические различия между мифологическим и современным способами понимания времени. Многомерность времени в мифе. Священное и профанное время как измерения жизни в мифе. Цикличность священного времени. Моноцикические и полициклические мифы. Миф о «вечном возвращении».

Понятие мифологического (мифического) пространства. Основные топологические и метрические различия между мифологическим и научным способами понимания пространства. Многомерность пространства в мифе. Священное и профанное пространства, их взаиморасположенность. Концепция «священного пространства» М. Элиаде. Мифологема «Перехода».
Раздел 2. Первобытная мифология

Архаические представления о душе. Анимизм и «культ мертвых». Миф о «телесных душах». Органы тела и кровь как «носители» души. Анимизм и практика жертвоприношения. Мифы о «душе-тени» и о «душе-дыхании». Мифологические репрезентации души, отделимой от тела. Мифы о «переливании» и «воплощениях» души. Анимистические ритуалы. Пережитки анимизма и анимистических мифов в мировых религиях.

Понятие тотемизма. Субъект и объект тотемизма. Тотемическая группа. Табу экзогамии. Феномен тотемизма в концепции З. Фрейда. Тотем как воплощение души предка или духа «демона – покровителя».

Разновидности тотемизма: тотемизм отречения и тотемизм потребления. Животные – тотемы. Социальные функции тотемических культов. Индивидуальные и родовые тотемические культы. Тотемные празднества. Ритуалы, посвященные животному – предку, как первобытная теогония. Функции тотемного имени. Тотемизм как следствие мифологического мышления. Антропогонические мифы первобытных народов. Культ «священных животных». Обожествление животных.
Раздел 3. Античная мифология

Периодизация греческой мифологии. Хтонический, олимпийский и мистериальный периоды, их хронологические рамки и исторический контекст.

Систематизация греческой мифологии. Основные темы античных мифов и их выражение в античной литературе. Олимпийские мифы о происхождении мира, богов и человека в творчестве Гесиода (Теогония. Труды и дни).

Антропоморфизм богов Олимпа. Династия небесных богов (Уран – Кронос – Зевс). Три поколения олимпийских богов (дети Кроноса – дети Зевса – внуки Зевса): генеалогическое древо. Иерархия «олимпийцев»: совет богов. Двенадцать главных богов Олимпа и их свита. «Второстепенные» греческие боги. Атрибуты олимпийских богов: репрезентация в греческой и римской мифологиях. Античная мифология и ритуальная практика. Представления о «царстве теней» и практика погребения. Царство Аида.

Отличия греческой и римской мифологии. Лары и пенаты. Основные мифы Рима. «Энеида» Вергилия. Основные римские боги. Культ Весты. Весталки. Жречество. Ритуалы гадания. Культ римских императоров. Идейное противостояние официальной религии Римской империи и христианства в I – III в.
Раздел 4. Германская мифология

Древнескандинавский эпос. Эпическая поэзия древних скандинавов как литературное выражение мифологии германских народов. «Христианизация» эпических произведений. Принципы старогерманского стихосложения: аллитерация. «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда». Этимология слова «Эдда». «Поэзия скальдов». «Эддическая поэзия». Содержание «Старшей Эдды»: мифологический образ мира, основные сюжетные линии.

Пантеон германских богов. Образы германских богов и античных богов: сравнительное исследование. Вотан (Один) и Зевс, Эрда и Гея и т. д. Культ германских богов. Жречество. Жертвоприношения. Культ Вотана. Архетипичность Вотана (по К.– Г. Юнгу). Древнегерманская эсхатология: «Гибель богов».

Раздел 5. Славянская мифология

Исторически источники. Славянская мифология в средневековых летописях. Языческие боги славян как предмет исторического и этнографического исследования в XVII в. Пантеон князя Владимира. Матриархальные и патриархальные божества в славянской мифологии.

Славянская и греческая мифология: сходство и различие. Эволюция образа «Великой матери». Женские божества славянской мифологии: Макошь, Лада и др. Мужские божества славянской мифологии: Перун, Велес, Хорс, Симаргл и др. Попытки типологизации славянских богов: боги небесные, боги земные, боги подземные, боги водные.

«Велесова книга». Мифы о древней Руси.

Славянские мифологические персонажи: лешие, домовые, русалки, упыри и т. д. «Нечистые мертвецы»: суеверия в контексте погребальных культов славян. Земледельческие, семейно – родовые культы славян и «низшая мифология». Знахарство и лечебная практика. Кликушество и гадание. Заговоры и порчи. Вера в приметы. Басни, притчи и сказки. Симпатическая магия. Вера в ведьм и колдунов.
5. Образовательные технологии

В процессе изложения курса используется весь спектр педагогических технологий, то есть всю совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств.

Разбор конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, мастер-классы экспертов, специалистов в различных областях этики; занятия, проводимые в интерактивных формах разбор конкретных мифов античности ( космогонические, теогонические, антропогонические, троянский цикл) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития гуманитарных способностей обучающихся, мастер-классы экспертов, специалистов;

занятия, проводимые в интерактивных формах: в форме дискуссий на темы: общности архетипов различных мифов, сравнительного анализа различных мифологий, их актуальности для современной культуры.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Тематика семинаров и рефератов предполагает работу студентов по следующим основным направлениям:

- анализ сочинения того или иного античного автора как исторического источника по какой-либо проблеме, связанной с мифологией и религией древних греков;

- историографический обзор той или иной проблемы (за тот или иной период в изучении мифологии и религии);

- комментированное изложение отдельных сюжетов мифологии по свидетельствам античной традиции с учетом результатов современных исследований;

- отдельные стороны религиозной жизни в тот или иной период, либо в их эволюции;

- характерные черты и особенности одного из периодов в истории древнегреческой религии (гомеровского, архаического, классического, эллинистического)
Вопросы к экзамену:

1. Понятие мифа

2. Время в греческом мифе.

3. Пространство в греческом мифе.

4. Ритуал в первобытной культуре

5. Теогонические мифы: эволюция представлений о сотворении мира.

6. Хтонические божества в олимпийском пантеоне.

7. Античные мифы о сотворении человека.

8. Мифологические представления о пространстве космоса.

9.Мистерии как альтернатива официальному культу олимпийских богов.

10.Эволюция античных мифов от ахейской эпохи до римского периода.

11.Политика Рима в религиозной сфере.

12. Скандинавский эпос в истории мировой литературы.

13. Древнегерманская мифология в контексте культуры индоевропейских на-родов.

15.Образы славянских богов в древнерусском фольклоре.

16. «Солнечный пантеон» славян.

17. Христианская интерпретация славянской мифологии.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:

1. Важнейшие источники по древнегреческой религии и мифологии.

2. История изучения древнегреческой классической древности.

3. История изучения мифа.

4. Понятие "миф" и основные черты мифа. Главные типы мифов.

5. Основные этапы развития религиозных представлений в древней Греции.

6. Основные этапы развития и особенности древнегреческой мифологии.

7. Космогония и теогония в древнегреческих мифах.

8. Олимпийский пантеон.

9. Герои в греческой мифологии.

10. Основные циклы греческих мифов.

11. Храмы и важнейшие места культа у древних греков.

12. Древнегреческое жречество.

13. Календарь и важнейшие праздники греков.

14. Древнегреческая мантика.

15. Оракул Аполлона в Дельфах.

16. Молитва и жертвоприношения у греков.

17. Погребальный обряд древних греков.

18. Религия в структуре греческого полиса.

19. Древнегреческие мистерии.

20. Античная мифология в европейской культуре и искусстве последующих исторических эпох.
Темы эссе и рефератов:

1. Время и пространство мифа.

2. Мирское течение времени и Священное Время.

3.Эволюция представлений о метемпсихозе

4. Иерархия олимпийских богов и структура власти в Греции

5.Практика жертвоприношения в отражении древнегреческой мифологии.

6. Древнегреческая и египетская мифология: сюжетные параллели.

7. Аполлонизм и дионисийство.

8.Античная мифология и христианство как альтернативные ценностные системы.

10.Вечность античного мифа

11. Следы тотемизма в древнегерманской мифологии

12. Мифология северных германцев (скандинавов) и южных германцев: сравнительное исследование.

13. Древнегерманский эпос в тетралогии «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера.

14. Роль мифологических представлений в повседневной жизни древних славян.

15. «Велесова книга» как исторический источник мифологии
ТЕСТЫ
Задания с выбором одного правильного ответа

Вариант1

1. К числу древнейших и примитивнейших мифов относятся:

а) космогонические мифы

б) антропологические мифы

в) мифы о животных

2. Древнейшие мифы – это

а) мифы о происхождении растений и животных

б) мифы о превращении людей в животных и растения

3. Кто первым изложил миф об Атлантиде?

а) Платон

б) Аристотель

4. Чур – это

а) предок-покровитель

б) враждебный дух

5. Автором книги «Золотая ветвь» (1890 г.) является:

а) Дж.Дж. Фрэзер

б) А.Н. Афанасьев

в) Э.Б. Тайлор
Вариант 2

7. В.Я. Пропп является автором следующих книг:

а) «Исторические корни волшебной сказки»

б) «Поэтические воззрения славян на природу»

в) «Язычество древних славян»

г) «Морфология сказки»

8. Е.М. Мелетинский является автором следующих работ:

а) «Первобытная мифология и философия»

б) «Поэтика мифа»

в) «Происхождение героического эпоса»

г) «Ранние формы религии и их развитие»

9. В группу космогонических мифов входят:

а) мифы о создании мира

б) солярные мифы

в) лунарные мифы

г) астральные мифы
Вариант 3

Установите соответствие (школы – представители):

1) Мифологическая А) Э. Тайлор

2) Антропологическая Б) К. Юнг

3) Психоаналитическая В) Я. И В. Гримм

4) Структуралистская Г) М. Элиаде

5) Функциональная Д) К. Леви-Стросс

Установите соответствие (бог (богиня) – понятие):

1) Марс А) любовь

2) Венера Б) война

3) Минерва В) мудрость

Установите соответствие:1) Осирис А) Финикия

2) Адонис Б) Древний Египет

3) Аттис В) Фракия

4) Дионис Г) Малая Азия

Установите соответствие (автор – работа):

1) А. Афанасьев А) «Золотая ветвь»

2) Дж. Фрэзер Б) «Поэтические воззрения

славян на природу»

3) Б. Малиновский В) «Миф в первобытной

психологии»

4) В. Иванов, В. Топоров Г) «Диалектика мифа»

5) А. Лосев Д) «Исследования в области

славянских древностей»

Установите соответствие:1) Лада А) связь с женским рукоделием, прядением

2) Морена Б) воплощение смерти, связь с сезонным

ритуалом умирания и воскресения природы

3) Мокошь В) любовь и красота
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
а) основная литература:

1. История религии [Текст] : учебник : в 2 т. / под общ. ред. И. Н. Яблокова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2007 - .. Т. 1. - М.: Высш. шк., 2007. - 463, [1] с. - (Т. 1) (в пер.)
б) дополнительная литература:

1. Найдыш В.М. Мифология: учебное пособие. М., Издательство: КНОРУС, 2010.

2. Парфёнов А. И. Мифология. Уч. пособие. Саратов, 2006.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
http:// mythology.sgu.ru/ (он-лайн тесты)

http:// mifolog.ru/ (он-лайн энциклопедия)

russianmyth.ru/ - качественный ресурс по славянской мифологии
дополнительно:

http://www.indiamyth.ru/

Античная мифология в искусстве. Словарь (PC CD-ROM) // http://www.kodges.ru/39554-antichnaya-mifologiya-v-iskusstve.-slovar-pc-cd.html
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Средства медийной репрезентации
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки педагогическое образование 050100
Автор Парфенов Александр Игоревич, доцент, кандидат философских наук
Программа одобрена на заседании кафедры философии культуры и культурологии

От «____» ________ 2011 года, протокол №
Зав. кафедрой философии

культуры и культурологии Белов В.Н.

Декан философского факультета Орлов М.О.

Глоссарий по дисциплине «Мифология»
Анимизм

От лат.Anima - душа

Анимизм - вера в существование душ и духов, в потусторонние существа.

Анимизм - по Э.Тайлору - первоначальная форма религиозности; характерная для первобытных народов вера в то, что все явления внешнего мира имеют собственную душу.

Антропогонический миф

Антропогонический миф - миф, в котором предпринимается попытка объяснить на мифологической основе происхождение человека и окружающего мира.

Демифологизация

Демифологизация - в мифологии - метод освобождения научных исследований от всех мифологических представлений.

Демонология

Низшая мифология

Демонология - комплекс мифологических представлений и верований о нечистой силе, принадлежащей к потустороннему миру и взаимодействующей с человеком.

Культ предков

Культ предков - религиозное почитание душ или духов предков рода, племени и семьи. Считается, что души умерших предков продолжают свое существование и оказывают влияние на ныне живущих. Культ предков проявляющееся в жертвоприношениях и заклинаниях.

Миф. От греч.Mythos - легенда

Миф - фантастические, символические представления о богах и легендарных героях, сверхъестественных силах, объясняющие происхождение и сущность мира, предназначение человека. Различают: героические мифы; и этиологические мифы, объясняющие причины событий и обычаев.

Мифическое время

Мифическое время - в древнем сознания - время, предшествовавшее реальному времени. В мифическое время происходят глобальные события: тотемные предки, творцы культуры, герои и демиурги создают окружающий мир, людей и всю природу.

Мифологема

Мифологема - сознательное заимствование мифологических мотивов и перенесение их в мир современной художественной культуры.

Мифология

греч.Mylhologia

От греч.Mythos - легенда + Logos - учение

Мифология - наука о мифах и мифологическом сознании, раскрывающая их сущность. Мифология описывает многообразие мифических феноменов.

Ремифологизация

Ремифологизация - направление в интерпретации мифа, стремящееся найти его связи с истинным бытием человека в мире. В основе ремифологизированной линии исследования лежит авторское отношение к объекту исследования.

Сакральное

Священное

От лат.Sacrum - священный

Сакральное - аспекты социальной реальности, выходящее за рамки привычного и обыденного. Для верующих сакральное выступает как сущностное ядро жизни, трансформирующее их поведение.

Социальная мифология - мифологическое сознание; эмоционально окрашенное, чувственное представление о социальной действительности, замещающее и вытесняющее ее подлинное знание.

Теогония

От греч.Theos - Бог + Honcia - рождение

Теогония - система религиозных мифов о происхождении богов.

Теогония - родословная богов, олицетворяющих стихийные силы природы.

Философия мифа

Философия мифа - область философии, исследующая:

- структуру мифологического сознания;

- функции мифа как культурно-психологического феномена.

Язычество

Язычество - магия, анимизм, шаманизм, аниматизм, фетишизм, тотемизм, культ предков и другие религиозные верования, обряды и праздники, выработанные на протяжении многовековой истории человечества до появления монотеизма.

Язычество - совокупность неатеистических религий, основанных на политеизме.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск