“Стилистические модуляции”





Скачать 220.3 Kb.
Название“Стилистические модуляции”
Дата публикации30.03.2015
Размер220.3 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат



Реферат на тему: “Стилистические модуляции”.

П. Пикассо и И. Стравинский.




Выполнила:

ученица 7 класса

ДШИ Ленинградского р-на

Михель А.В.

Руководитель:

Волченко И.А.


Калининград

2012

Содержание

Введение..............................................................................................стр.3

Констатирующая часть………………………………………………. стр.4

- Истоки…………………………………………………………………стр.4

- Начало творческого пути……………………………………………стр.5

- Новый поворот……………………………………………………….стр.7

- Знакомство Пикассо и Стравинского. Неоклассицизм……………стр.9

- Сюрреализм Пикассо и серийная техника Стравинского………...стр.11

Заключение..........................................................................................стр.14

Список используемой литературы.....................................................стр.16

Введение
В 2011 году мир художественного искусства отмечал памятную дату - 130-летие со дня рождения всемирно известного художника Пабло Пикассо. В 2012 году члены музыкального сообщества так же будут вспоминать одного из великих композиторов 20 века – Игоря Федоровича Стравинского по поводу 130-летия со дня его рождения. В связи с этими культурными событиями в жизни мира искусства, в рамках данной работы хотелось провести параллели между двумя великими людьми.

Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство творческих людей имеют много общего между собой. Они обладают набором тех качеств, которые помогают им выходить за рамки привычного, создавать нечто новое, порой предвосхищая свое время. По мнению ученых к таким качествам можно отнести:

● Гибкость, независимость от обстоятельств. Никаких привычных штампов, обязательных рамок.

● Умение видеть то, что скрыто от других, причем видеть под «своим углом зрения».

● Упорство, целеустремленность, активность, повышенная работоспособность.

● Постоянное самосовершенствование, поиск новых идей, форм и средств для их выражения.

● Самое главное – наличие достойной цели, которая должна быть новой, не достигнутой ранее, направленной на развитие жизни общества.

Целью моей работы является поиск факторов, подтверждающих, что и Стравинский, и Пикассо обладали всеми качествами, присущими творческой личности. В то же время, хотелось выяснить, чем похожи и чем различаются их творческие взгляды , какое влияние на их творения оказала эпоха, в которой они жили и события, происходящие вокруг них. При написании работы использовался материал из периодических изданий, учебников, учебных пособий и интернет ресурсов.


Истоки

В небольшом провинциальном городке Испании Малаге у Марии Пикассо и Хосе Руиса 25 октября 1881 года родился первенец. Благодаря старинному обычаю той страны, мальчик получил при крещении имя, составленное из имен близких родственников и почитаемых святых - Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспин Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо. С раннего детства мальчик начал проявлять способности к изобразительному искусству. Поскольку Хосе Руис был учителем рисования и художником, то он и стал первым наставником в жизни сына. Отец позволял Пикассо дописывать несложные детали в своих работах, принимать определенное участие в создании настоящих картин. К 14 годам будущий художник создает свои первые самостоятельные произведения и выставляет их на продажу. В 1895 году Хосе Руис с огромным трудом убеждает чиновников допустить к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств в Барселоне совсем юного Пабло, который сдает их блестяще и зачисляется в старший класс, миновав начальные курсы. В 1897 году он становится учеником мадридской Королевской академии Сан Фернандо, самой престижной высшей художественной школы Испании. Одновременно с обучением в академии, Пикассо начинает самостоятельно изучать творчество старых мастеров. Через некоторое время он принимает решение о прекращении обучения в академии и предпринимает попытки найти свое начало в искусстве. В 1901 году в частной галерее Амбруаза Воллара (известного торговца произведениями искусства и коллекционера) Пикассо открывает персональную выставку. Это событие явилось началом будущей грандиозной карьеры художника.

Таким образом, к двадцати годам Пикассо уже сформировался как самобытный художник, а в то же время, студент Петербургского университета девятнадцатилетний Стравинский тогда еще только мечтает стать учеником Римского-Корсакова.

17 июня 1882 года в русском селе на берегу моря, где семья Федора Игнатьевича и Анны Кирилловны Стравинских проводила лето, родился третий мальчик. Назвали его Игорем. Отец будущего композитора был известным певцом и прекрасным актером, мама неплохо играла на фортепиано. В Петербурге в родительском доме постоянно звучала оперная музыка и романсы, мальчик часто посещал балетные и оперные спектакли, пробовал свои силы в рисовании, участвовал в любительских домашних спектаклях. В их доме, кроме сослуживцев отца, бывали В.В. Стасов, балетмейстер Петипа, писатель Достоевский, художники и другие представители питерской и московской интеллигенции. К девяти годам родители позволили ему систематически брать уроки фортепиано. Уже в этом возрасте он отдавал предпочтение импровизации и чтению с листа. Во время летних выездов в деревню к родственникам, будущий композитор любил слушать народную музыку и наблюдать за ярмарочными гуляньями. Десятилетним мальчиком ему посчастливилось увидеть П. Чайковского, которого он боготворил. Эти детские впечатления он пронес с собой через всю жизнь до глубокой старости. Во время обучения в гимназии, будущий композитор увлекся глубоким изучением музыки. В 1901 году по окончании гимназии, родители убедили его выбрать университетское образование позволяющее сделать карьеру адвоката, приносящую стабильный доход и определенный статус в обществе, вместо карьеры музыканта. Стравинский поступает в Петербургский университет на юридический факультет, но после смерти отца в 1902 году, он все же принимает решение показать свои сочинения Н.А. Римскому-Корсакову – одному из членов влиятельного в то время объединения композиторов , которое получило название “Могучая кучка”. Дарование Игоря Стравинского было оценено, в связи с чем ему предстояла дальнейшая огромная и упорная работа. Необходимо было еще многое узнать и понять в области музыки. Его наставником и учителем становится Н.А. Римский – Корсаков. Их занятия способствовали быстрому музыкальному становлению и взрослению Стравинского. На концертах кружка “Вечера современной музыки” происходит его знакомство с новинками отечественных и европейских музыкальных произведений. Это обстоятельство послужило возникновению собственных идей и направлений в музыке. Затем композитор сближается с деятелями «Мира искусства», позже – с С.П. Дягилевым, при покровительстве которого и началась блистательная карьера Стравинского как композитора.
Начало творческого пути
Начало двадцатого века отмечено поворотным моментом в науке и искусстве. Прогресс неумолимо шел вперед. Были изобретены автомобили и самолеты, открыты революционные теории в физике, созданы новые виды вооружения. Творческая жизнь Пикассо и Стравинского – это живая история живописи и музыки 20 века. В ней, как в зеркале, отразились процессы развития современного искусства, пытливо ищущего новые пути самовыражения. В творчестве Стравинского возникает множество стилей, часто пересекающихся, иногда трудно поддающихся классификации, за что композитор заслужил от современников прозвище «человек с тысячью лиц». По словам О. Аверьяновой «он подобен Фокуснику из своего балета «Петрушка»: свободно перемещает жанры, формы, стили на своей творческой сцене, как бы подчиняя их правилам собственной игры». Анализируя разнообразные периоды в творчестве Пабло Пикассо («голубой» и «розовый», кубизм и символизм, «энгризм» и подражание африканской скульптуре, влияние Античности и т.д.), его также можно смело назвать «человеком с тысячью лиц». Но вернемся к началу их творческого пути.

В 1900 г. Пикассо впервые побывал в Париже – столице западноевропейского искусства. В течение нескольких месяцев он посетил все музеи столицы. Там ему было интересно буквально все. Особый интерес Пикассо вызвали художники - импрессионисты и постимпрессионисты: ван Гог, Гоген, Дега, Тулуз-Лотрек, творчество которых оказало огромное влияние на формирование собственной манеры молодого Пикассо. С 1904 г. Париж становится постоянным местом жительства для него. Значительную часть ранних работ Пикассо постигла печальная участь: их сжигали в печке, поддерживая тепло в небольшой комнатушке, которую он снимал с поэтом Максом Жакобом. Бурная богемная жизнь Парижа увлекла молодого Пикассо в центр неформальной художественной жизни города – Бато-Лавуа. На какое-то время это полуразрушенное, заброшенное здание с обвалившейся штукатуркой и темными узкими лабиринтами коридоров стало для него домом. Здесь проживала невероятно разношерстная публика: поэты, художники, музыканты, мелкие торговцы, дворники, куртизанки и прочий бедный люд. Данный промежуток времени жизни Пабло принято называть “Голубым периодом” творческой деятельности. “Меня окружает голубой мир”, - говорил тогда Пикассо. В работах этого периода преобладает синий, голубой, холодно-зеленоватый колорит, контуры изломаны, фигуры удлинены, рисунок угловат. Персонажи его картин это те люди, чей внутренний мир наполнен горестью и страданием, усталостью, обреченностью и неизбежностью, одиночеством и обездоленностью. В этот период творчества появились такие знаменитые произведения как «Любительница абсента», «Гладильщица», «Странствующие акробаты», «Старый еврей с мальчиком», «Портрет поэта Сабартеса» и др. (см. приложение)

К 1905 году в цветовой гамме полотен Пикассо появляются нежные, более светлые тона, среди них преобладают оттенки розового. На это повлияла его встреча с моделью Фернандой Оливье. Социально-психологический образ персонажей его полотен так же меняется. Появляются новые герои: акробаты, клоуны, бродячие актеры. Контуры его рисунков становятся плавными, образы его картин более лиричными. “Розовый период” творчества Пикассо оставил нам в наследие такие выдающиеся картины как «Девочка на шаре», «Мальчик с собакой», «Странствующие комедианты» (см. приложение).

Хочется упомянуть о том, что Пикассо любил работать быстро. Многие его картины были созданы за один день, или даже за час. Случалось, что художник, задумав написать новый портрет, не прикасался к кисти, а только внимательно вглядывался в натуру, которую потом изображал по памяти, передавая свои впечатления.

Пикассо становится знаменит и его творчеством начинают интересоваться коллекционеры.

В то же время, после создания двух оркестровых произведений - “Фейерверка” и “Фантастического скерцо”, в творческом пути Игоря Стравинского начинается новый период. С.П. Дягилев привлекает молодого композитора к деятельности “Русских сезонов” в Париже. Балет “Жар-птица” (см. приложение), в котором чувствовалось влияние музыки модерна, стал точкой отсчета самого блестящего периода “Русского балета”. Его премьера сделала Стравинского знаменитостью и одним из крупнейших композиторов ХХ века. Творческий рост Стравинского поражает своей молниеносностью. Следом написанный балет “Петрушка”, названный А. Бенуа «балетом улицей» (см. приложение), в музыкальном и драматургическом отношении выглядел гораздо состоятельней. Несмотря на разнообразный музыкальный материал (народно-жанровый, лирический, фантастический, карикатурный и др.), он имеет очень стройную 4-х частную симфоническую композицию. Музыка балета отличается изобретательностью, мастерством. Широко используются русские мелодии от простейших архаических мотивов до уличных песен. Некоторые приемы, использованные Стравинским в «Петрушке», сыграли существенную роль в более поздних произведениях композитора. (Например, жанровое пародирование) Критики так отозвались на его премьеру: «… это сама жизнь, вся музыка его полна такого задора, такого здорового веселья, словно вы сами в снежно-солнечный день со всем пылом молодой свежей крови втесались в праздничную, хохочущую толпу и слились с нею в неразрывное, ликующее целое». Но в центре событий в балете находятся не сцены масленичного гулянья, а любовная драма кукол – Петрушки, Арапа и Балерины, которая изображается в духе старинного театра масок. Увлечение данной темой было характерно в начале ХХ века для художников «Мира искусства». Кроме того, тема “Цирк. Комедианты” - одна из ведущих тем и в раннем творчестве Пикассо (Картины “Арлекин”, “Акробаты”) (см. приложение). Цирк, театр близки авторам своей яркостью, зрелищностью, красочностью. При этом, в их произведениях отчетливо прослеживается тема одиночества, непонимания между маленьким человеком и окружающим его миром. (Ярким примером этого может служить балет «Петрушка»). В дальнейшем, интерес к этой теме объединит Пикассо и Стравинского еще больше.
Новый поворот
В 1907 году в творчестве Пикассо происходит новый поворот. Его картина «Авиньонские девицы» повергла публику в шок и в адрес художника посыпалась жесткая критика (см. приложение). «Такое ощущение, что ты хотел накормить нас паклей или напоить бензином», - отзывался об этой картине друг Пикассо Жорж Брак. С этого момента начинается кубистический период в творчестве художника. Привычный глазу предметный мир дробится на мелкие жесткие грани, части человеческих тел могут переставляться местами, сюжет замысловат и не всегда понятен. Разрушая привычный вид вещей, он пытался вглядеться в самую их суть, «не отвлекаясь» на внешнее сходство « изображаемого с изображением».

Кубистические искания Пикассо, по мнению исследователей, перекликаются со стилистикой балета Стравинского «Весна Священная», отвергавшей все привычные понятия о красоте и гармонии. Дикая, хаотическая, варварская музыка. Сложные, гроздеобразные гармонии (полиаккорды). Все это напоминает то, как Пикассо в своих полотнах объединял, синтезировал, сплавлял различные фигуры и их элементы. Прием один и тот же: смещение, разложение объектов на составные части, игры с этими частями. «Соотношения слабых и сильных долей спутаны», - писал о музыке Стравинского академик Б. Асафьев. Жан Кокто, после премьеры балета, в своих заметках отмечал: «Насыщенные диссонансами гармонии, умопомрачительные сложные «варварские ритмы», экспрессивная история столкновения человеческого социума с отдельной личностью и жестокого ее уничтожения – таков облик произведения, ставшего эпохальным и во многом опередившего принципиальные пути развития музыки». Премьера 29 мая 1913 г. провалилась. Публика была очень разочарованна, потому что она привыкла к простым мотивам и приятным для слуха мелодиям, но в “Весне священной” ничего такого не было. Таким образом, в предверии войны Стравинский сравнял гигантскими шагами уровень своих творческих исканий с уровнем Пикассо. Позже, Пикассо в одной из своих работ даже изобразил Стравинского, пишущего «Весну священную» ( см. приложение).

Первая мировая война побудила Стравинского переехать в нейтральную Швейцарию. Следующие семь лет, проведенные в этой стране, составляют новый период - время активного жанрового новаторства Стравинского, прежде всего в области театра. В этот период были написаны такие произведения как “Свадебка”, “Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана”, “История солдата” и др. В этих сочинениях Стравинский по-новому разрабатывает фольклорный материал, избегая прямого цитирования. В них складывается и новый инструментальный стиль, оказавший большое воздействие на музыку ХХ века. Как отмечает С.И. Савенко: «В его основе – линеарная самостоятельность голосов и индивидуальная неповторимость состава». Новые приемы: метрические несовпадения, фальшивое голосоведение при ясных «благопристойных» каденциях являлись подготовкой к новой технике – неоклассицизму, утвердившейся в творчестве композитора почти три десятилетия.


Знакомство П. Пикассо и И. Стравинского. Неоклассицизм.
Знакомство Пабло Пикассо и Игоря Стравинского состоялось в марте 1917 года в Риме. Этому событию способствовали “Русские балеты” С. Дягилева. Данное обстоятельство закончилось спешным оркестрированием Стравинским для духовых инструментов народной песни “Дубинушка”, а Пикассо украсил красным флагом рукописную партитуру. В Швейцарию Стравинский вернулся в апреле с карандашным портретом работы Пикассо – первого из трех, в которых художник запечатлел облик композитора.( см. приложение) Причем с портретом произошел неожиданный казус. На швейцарской границе жандармы, обнаружив рисунок, никак не могли понять, что это такое. Стравинский пытался объяснить, что его друг, знаменитый художник Пикассо нарисовал его портрет. Но ему не поверили, посчитали, что это некий план и портрет изъяли. Стравинский тоже рисовал Пикассо. В портрете запечатлены лишь только волосы и глаза, но этого вполне достаточно для передачи характера и образа.

В этот же период Игоря Стравинского интересуют произведения другого стиля, возникает интерес к джазу. Друг композитора привозит связку нот регтаймов, после изучения которых Стравинский создает “Регтайм” для 11-ти инструментов, а Пикассо разрабатывает эскиз обложки к первому изданию данного произведения (см. приложение). В дальнейшем в джазовом стиле он сочинял в основном на заказ, но сам признавался, что следы блюза и буги-вуги можно обнаружить даже в самых серьезных его произведениях.

Сотрудничество началось с того момента, когда Дягилев запланировал поставить балет на музыку Джованни Баттиста Перголези. Планировалось, что Стравинский отберет и обработает подходящие эпизоды для оркестра, а Пикассо оформит декорации на сцене и разработает эскизы костюмов. “Дягилев хотел получить стильную оркестровку и ничего более, - вспоминал Стравинский, - моя же музыка так шокировала его, что некоторое время он ходил с видом Оскорбленного Восемнадцатого Столетия”. Эскизы Пикассо подействовали не менее сильно. Даже, пожалуй, еще сильнее, так как Дягилев поссорился с художником, и лишь друзья сумели уладить дело. Во всяком случае, он дважды требовал от Пикассо переделки эскизов (см. приложение). Инструментованный Стравинским и оформленный Пикассо камерный балет “Пульчинелла” - один из тех спектаклей, где все строго уравновешено и где сюжет, музыка, хореография, сценическое оформление, костюмы – сливаются в одно единое, стройное целое и все это связано с общим духом, тематикой и направлением произведений обоих художников.

Этот новый стиль называют неоклассицизм. Для него характерно обращение к жанрам и стилю эпохи Возрождения, барокко, раннего классицизма и соединение их современным языком, как бы «пересочинение» на свой лад. Возникновение неоклассицистского направления в искусстве обусловлено стимулами общекультурного движения, искавшего пути обновления европейского общества , путем взаимосвязи прошлого с современностью. Когда Стравинский или Пикассо вступили на путь неоклассицистских исканий, они вряд ли задумывались над этими проблемами. Идя навстречу друг другу, они действовали интуитивно. Вряд ли они предполагали, что подобные “методы моделирования “ надолго привлекут их творческое воображение. Стравинского на несколько десятилетий, Пикассо, правда, на более короткий срок.

Произведения, созданные в этот период жизни Пикассо, пронизаны идеалистическим настроением, графические линии изящны, человеческие тела не деформированы, не изуродованы, формы реалистичны, образы чистые и ясные, оттенки и краски светлые, позитивные, жизнеутверждающие. Вполне возможно, что причиной этого стало знакомство с балериной Дягилевской труппы Ольгой Хохловой. Ярким примером произведений нового стиля служат такие работы как “Портрет Ольги в кресле”, “Женщины, бегущие по пляжу”, “Детский портрет Поля Пикассо” и др. В его адрес опять последовала критика за резкую смену стиля (см. приложение).

Многие радикально настроенные современники не принимали новый стиль и в творчестве Стравинского . В 1924 году композитор выдвинул лозунг: «Назад к Баху». Стравинский призывал к соединению баховской логики, принципов развития с новейшими средствами музыкального языка. Он считал, что староклассические нормы вносят в искусство «фактор порядка и дисциплины». Вскоре у композитора появились единомышленники в Италии, Франции, Германии, а сам он в течении последующих десятилетий напишет целый ряд неоклассических произведений в разных жанрах: балеты “Аполлон Мусагет”, “Игра в карты”, “Орфей”, оперу-ораторию “Царь Эдип”, мелодраму “Персефона”, оперу “Похождения повесы”, камерные сочинения, концерт для скрипки с оркестром. В них Стравинский моделирует стиль музыки Баха, Вивальди, Моцарта, Вебера, Люлли, Корелли, Рамо, Глюка. Без прямых цитат, используя музыку старых мастеров, композитор пропускает ее через призму новых средств музыкальной выразительности, через свое мироощущение. Точно так же и Пабло Пикассо по мотивам Энгра, Гойю или Веласкеса создает свои собственные картины. Снова мы наблюдаем пути творческого пересечения двух великих людей – возвращение к тематике и технике классических мастеров, приверженность к этому художественному направлению. Они оба пропагандируют понимание художественного опыта прошлого как части опыта настоящего. Остро ощущают неразрывность настоящего с прошлым.

В дальнейшем творческие пути Пикассо и Стравинского расходятся и не пересекаются. К этому моменту они уже достаточно зрелые, с огромным творческим опытом мужи, у которых сформирован свой взгляд на жизнь, на искусство, на происходящее в мире и вокруг них.
Сюрреализм Пикассо и серийная техника Стравинского.
Пабло Пикассо в начале 1930-х годов обнаруживает интерес к сюрреализму, экспериментирует в русле различных стилевых направлений, создает множество разнохарактерных работ: «Танец», «Женщина с цветком», моделирует абстрактные композиции на основе металлоконструкций (см. приложение). События личной жизни(разлад с женой) повлияли на творчество художника, где чистые, ясные, почти классические образы стали соседствовать с пластически искаженными формами.

Начиная с 30-х годов, в творчестве Пикассо появляется новый ключевой образ – бык, Минотавр, который олицетворяет разрушительные силы, войну и смерть. Апогеем развития этой темы стала знаменитая картина «Герника». В ней художник отразил свое отношение к событиям, произошедшим в мае 1937 года, когда маленький испанский городок Герника был практически стерт с лица земли немецкой авиацией. «Герникой» художник как бы подвел итог творческих поисков предшествующих десятилетий (см. приложение).

Во время Второй мировой войны Пабло Пикассо предпочел остаться в оккупированной Франции. В работах этих лет он открыто выражает свою гражданскую позицию, неприятие царящего кошмара, ненависть к фашизму (см. приложение).

Конец войны художник встретил как начало новой жизни. Он пишет картины, делает рисунки, занимается скульптурой, офортами, литографией, создает керамические изделия, работает над монументальными росписями и книжной иллюстрацией. В его распорядке день был посвящен друзьям, а потом он садился за работу, которая заканчивалась иногда под утро. (Считается, что за свою жизнь, он создал 14 000 полотен, 100 000 гравюр и эстампов, 34 000 книжных иллюстрации). Пикассо обладал взрывным темпераментом и, несмотря на маленький рост, занимал главное место в любой компании. Ему по-прежнему интересно буквально все, как когда-то впервые приехавшему в Париж провинциальному юноше.

На склоне лет Пикассо обращается к творчеству Веласкеса и Гойи, картинами которых восхищался с ранней юности, трудится над произведениями, темы которых связаны с их жизнью и творчеством, пишет портреты своей жены Жаклин Рок (см. приложение). В 1970 году в Барселоне был открыт Музей Пикассо, экспонаты которого художник отбирал лично.

Умер Пабло Пикассо 8 апреля 1973 года в возрасте 93 лет, оставив после себя ореол неувядаемой славы, многомиллионное состояние и огромное число художественных произведений. А в 1985 году усилиями родственников маэстро открылся Музей Пикассо в Париже.

А что же Стравинский? Разразившаяся Вторая мировая война заставила композитора покинуть Францию и переселиться в США. Перемещение в новые культурные условия заметно не повлияло на стиль композитора. Крупнейшие сочинения Стравинского 40-х – начала 50 -х годов по-прежнему связаны с театром и инструментальной музыкой. Однако постепенно музыкальный язык его становится все более строгим и аскетичным, манера письма склоняется к прозрачности и графической четкости линий. В это время он знакомится с молодым американским дирижером Р. Крафтом. Возможно под его влиянием, Стравинский начинает проявлять интерес к «Новой венской школе» (Шенберг, Берг, Веберн). В итоге, в его творчестве наступает очередной стилистический поворот. Стравинский обращается к серийной технике. Ученые долго пытались разгадать причину интереса композитора к додекафонии. Возникло предположение, что он пришел к новому стилю не от современной, а от старинной музыки, и что методы композиции его ранних сочинений близки серийности (например, «Свадебка»). Но, все же, Стравинский не стал приверженцем строгой додекафонии. Он создает самостоятельный вариант, где серийные модели сочетаются с неоклассическими и фольклорными.

В этот период, композитор обращается преимущественно к библейской теме, траурные и религиозные настроения усиливаются. В области жанров Стравинский отдает предпочтение камерным и вокально-инструментальным. Один за другим появляются произведения «мемориальные» - памяти Д. Томаса, Д. Кеннеди, О. Хаксли, Т. Элиота. Среди духовных, особенно выделяются «Плач пророка Иеремии», «Проповедь, притча, молитва», священная баллада «Авраам и Исаак», написанная на иврите и др.

Интенсивность композиторской и исполнительской деятельности Стравинского не ослабевала и в глубокой старости. По воспоминаниям современников, он трудился по 10 часов в сутки: до обеда над сочинением музыки около 5-ти часов и после обеда столько же над оркестровкой. До 85-летнего возраста он активно концертировал.

В 1962 году Стравинский посетил Москву и Ленинград. Живой контакт с родиной исключительно воодушевил его. В поздний период творчества композитор неоднократно возвращается к своим русским сочинениям, делая их переложения, обработки. В последних интервью, данных композитором, все чаще звучит тоска по прошедшему: «Все мои сверстники уже умерли. Я даже не столько огорчен, что нет моих старых друзей, и уж не тем, что ушла психология моих друзей. Меня угнетает исчезновение всего нашего быта, домашних обычаев, жизненных укладов. Сегодня у меня нет собеседников, которые смотрели бы на мир моими глазами». Последнее произведение Стравинского, своеобразная эпитафия «Заупокойные песнопения» проникнуто значимостью каждой интонации, каждого звука, что говорит об особой кристаллизации стиля, который всегда отличал композитора вне зависимости от его исканий в области «музыкальной манеры».

6 апреля 1971 года в Нью-Йорке, за два месяца до своего 89-летия Игорь Федорович Стравинский скончался. Он похоронен в русской части кладбища в Венеции.
Заключение
Сопоставление П. Пикассо и И. Стравинского как двух крупнейших Художников ХХ столетия, часто встречается в литературе. Действительно, их творческие пути были во многом схожи. Они жили в одни и те же годы: Пикассо - (1881 – 1973), Стравинский - (1882 – 1971). Оба были разлучены с родиной, однако сохранили с ней духовную связь. После личной встречи Пикассо и Стравинский стали друзьями. Они оба в полной мере обладали всеми качествами, присущими творческой личности. Каждый из них стал новатором в своем искусстве, создателем новых форм, способов, приемов, языка. Всю свою долгую творческую жизнь они искали, находили и шли дальше. Обладая неиссякаемой работоспособностью, исключительным профессионализмом, Пикассо и Стравинский никогда не останавливались на достигнутом. В их творчестве представлены почти все основные направления искусства ХХ века. Стравинский часто отмечал, что в своих произведениях, он не стремится отразить действительность, Пикассо в одном из своих высказываний так же подчеркивал, что «Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует». Тем не менее, их произведения – это портреты современной эпохи, отображающие все многообразие окружающего мира.

Но все же, на мой взгляд, в творческих взглядах Стравинского и Пикассо можно найти и отличия. Они по-разному относились к самому процессу создания произведения. Так, Пикассо писал: «Художник – вместилище эмоций, которые приходят отовсюду: с небес, от земли, от шуршания бумаги, … от паутины». В творчестве Стравинского большую роль играет рационализм и конкретность мышления. Композитор утверждал, что создание музыкальных произведений ничем не отличается от другого вида человеческой деятельности: «Для меня, музыканта-творца, сочинение музыки – повседневное дело, которое я призван выполнять... Подобно тому, как любой орган может атрофироваться, если не держать его в постоянной деятельности, точно так же и способности композитора слабеют и притупляются, если их не поддерживать усилием и упражнением». Аналитический взгляд Стравинского на музыку подтверждается и тем, как композитор изобразил свое видение различных музыкальных стилей.


Стравинский и Пикассо…

По-разному можно относиться к творчеству этих двух авторов. Но, несомненно одно, что их лучшие произведения надолго сохранят силу художественного воздействия.

Изучая данную тему, я получила огромное эстетическое удовольствие при более близком знакомстве с произведениями этих великих людей, на меня произвело неизгладимое впечатление их творчество. Я с гордостью могу сказать, что в моем лице пополнилась армия поклонников их таланта.

Список использованной литературы:
01. Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература ХХ века.: Учебное пособие для ДМШ: Четвертый год обучения предмету. - М., Музыка. - 2010.

02. Арофикина О. Великие художники Пабло Пикассо. - Mediasat Poland Sp. zo.o. 2009.

03. Вернон Р. Жизни великих музыкантов. - М., Москва, 1996.

04. Гивенталь И.А., Щукина Л.Д., Ионин Б.С. Музыкальная литература зарубежных стран.: Учеб. пособие. Вып.6 – М., Музыка, 2005.

05. Друскин М. Игорь Стравинский. - М., Советский композитор, 1974.

06.Нестеров А.К. Пабло Пикассо и Игорь Стравинский. Духовно-творческие пересечения. // Искусство и образование. - 2007, №4.

07. Савенко С. И.Ф. Стравинский. Статьи и материалы. – М., Советский композитор, 1973.

08. www. univer. ws/index.php/copirait/studentslive/152

09. belcanto.ru/stravinsky.html

10. http://cdguide.nm.ru/bookcase/book8.html

11. http:// www.gumer.info/bibliotek_buks/culture

12. knls.net/rus/transcripts/stravinsky.html


Приложение

Любительница абсента. 1901 год.


Гладильщица. 1904 год.


Старый еврей с мальчиком. 1903 год.



Портрет поэта Сабартеса. 1901 год.



Девочка на шаре. 1905 год.


Мальчик с собакой. 1905 год.

Странствующие комедианты . 1905 год.


Леон Бакст придумал эскизы костюмов к первой постановке балета "Жар-птица".

Тамара Карсавина в роли Жар-птицы в балете Игоря Стравинского «Жар-птица».



Фрагмент из балета «Жар-птица».


Герои «Петрушки».


Эскиз костюма к балету Стравинского «Петрушка».


Декорации к балету И. Ф. Стравинского «Петрушка» 1911 год.



Акробаты. 1905 год.


Арлекин. 1901 год

Авиньонские девицы. 1907 год.


Стравинский пишет «Весну священную» рис. Пикассо.


Эскиз обложки к первому изданию «Регтайма» рис. Пикассо





Портрет Стравинского рис. Пикассо.



Первый эскиз костюмов Пикассо к балету «Пульчинелла».


Эскиз костюма к балету «Пульчинелла» рис. Пикассо.


Портрет Ольги в кресле. 1918 год.


Женщины, бегущие по пляжу. 1922 год.



Детский портрет Поля Пикассо. 1923 год.


Танец. 1925 год.

Женщина с цветком. 1932 год.

Герника. 1937 год.



Натюрморт с бычьим черепом. 1942 г. Склеп. 1944-1945

Пабло Пикассо и Жаклин Рок. 1954 г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

“Стилистические модуляции” iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Джазовое сольфеджио и история музыки модуляции творчества в развитии детских талантов»
“Стилистические модуляции” iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
“Стилистические модуляции” iconВопросы к экзамену Теория ландшафтной архитектуры
Географические и стилистические особенности историко-культурных ландшафтов различных эпох
“Стилистические модуляции” iconИсследовательская работа Тема : «Стилистические функции устаревших...
Берестюк Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы
“Стилистические модуляции” iconРеферат по теме
Мимика, жесты и голосовые модуляции являются дополнительной информацией, которую ни один написанный текст передать не в состоянии....
“Стилистические модуляции” iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Стилистические функции однородных членов предложения (лекция с элементами эвристической беседы, практикум)
“Стилистические модуляции” iconО распознающей способности нейросети на нейронах с параметрическим преобразованием частот
Целью настоящей работы является анализ распознающей способности нейросети, способной обрабатывать информацию, закодированную в виде...
“Стилистические модуляции” iconУчебно-методический комплекс дисциплины стилистические ообенности...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения
“Стилистические модуляции” iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное...
Архитектурные школы ( направления ) XII – нач. XIII вв технико-технологические, стилистические и образные особенности
“Стилистические модуляции” iconIi всероссийская научно-техническая конференция
Программный комитет оставляет за собой право производить сокращения или стилистические изменения текста, не затрагивающие содержательной...
“Стилистические модуляции” iconСодержательно-композиционные и стилистические особенности русской...
Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук
“Стилистические модуляции” iconДанные к расчетам: Вид модуляции – фм (фазовая модуляция) Способ...
В демодуляторе происходит преобразование принятого приемником модулированного первичного (ВЧ) сигнала во вторичный (НЧ) сигнал. Далее...
“Стилистические модуляции” iconРеферат по физике на тему: «Использование оптической модуляции света...
Итогом моей работы помимо научно-популярного текста так же является установка для демонстрации процесса передачи информации по оптоволокну...
“Стилистические модуляции” iconН. В. Горбель стилистические средства художественного текста
Поскольку художественная – вторичная информация базируется все же на первичной – языковой – информации, то по каждому фрагменту текста...
“Стилистические модуляции” iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Я предлагаю Вашему вниманию конспект урока в 6 классе: «Образы симфонической музыки Г. В. Свиридова. Стилистические особенности музыкального...
“Стилистические модуляции” iconРабочая программа дисциплины Архитектура как вид искусства
Целью курса является знакомство студентов с основами эстетических, функциональных и конструктивных закономерностей развития архитектуры,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск