Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва» (Институт Наследия) УДК 069:351.853
№ госрегистрации
Инв.№ _________
| УТВЕРЖДАЮ
Директор ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия
имени Д.С. Лихачёва»
___________________ Юдин П.Е.
«02» октября 2013 года
| ОТЧЕТ
О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
по теме:
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ФОРМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ В ТУРИСТИЧЕСКИХ И РЕКРЕАЦИОННЫХ ЦЕЛЯХ, РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ГЛОБАЛЬНОМ РЫНКЕ
(заключительный)
г. Москва, 2013 РЕФЕРАТ Объем отчета составляет 27 стр. с таблицами, рисунками и приложениями.
Ключевые слова: объекты культурного и природного наследия, культурно-познавательный туризм, памятники архитектуры ансамбли, достопримечательные места, музеи-заповедники, туристские объекты, туристская инфраструктура, гостиничные цепи, туристское использование объектов наследия.
Объект исследования – туристское и рекреационное использование объектов культурного и природного наследия в Российской Федерации.
Предмет исследования – взаимосвязь туристской деятельности и объектов культурного и природного наследия.
Целью научно-исследовательской работы является разработка предложений по повышению эффективности туристского и рекреационного использования объектов культурного и природного наследия в России.
Метод – анализ информации, полученных от органов туризма и охраны культурного наследия всех субъектов Российской Федерации, а также открытых источников о состоянии взаимодействия туристских структур и объектов культурного наследия.
Отчёт содержит анализ основных форм и особенностей использования объектов наследия России в туристских и рекреационных целях; разработку типологии туристского использования объектов наследия в Российской Федерации; изучение опыта использования объектов наследия в России в туристских целях; анализ роли объектов наследия как фактора повышения устойчивости развития российского туризма; изучение зарубежного опыта использования объектов наследия в туристских целях; анализ стратегий и программ ЮНЕСКО, связанных с устойчивым развитием туризма и сохранением объектов наследия; рекомендации по совершенствованию использования объектов наследия России для повышения их конкурентоспособности на глобальном туристском рынке.
СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Руководитель темы, заместитель директора, кандидат культурологии
_____________ С.Ю. Житенёв (1, 2 и 8 разделы) Исполнители темы: Заместитель директора, кандидат экономических наук
_____________ П.М. Шульгин (4 и 5 разделы) Учёный секретарь, кандидат географических наук
_____________ О.Е. Штеле (параграф 3.2, 6, приложение № 1) Зав. сектором, кандидат педагогических наук
_____________ А.П. Соловьев (параграфы 1.1, 1.2, 1.6, раздел 3, редакция, компоновка, организация работ)
Ст. научный сотрудник
_____________ С.К. Губенко (раздел 7) Научный сотрудник
_____________И.Е. Кордюкевич (приложения 2 и 3)
СОДЕРЖАНИЕ
Научно-теоретическая и методическая база взаимодействия
туристской отрасли с объектами культурного и природного
наследия……………………………………………………………………5
Международное законодательство в сфере культурного и природного
наследия и туризма……………………………………………………….15
Зарубежный опыт использования объектов культурного и
природного наследия туризма в России………………………………..17
Анализ состояния инфраструктуры объектов культурного и
природного наследия и туризма в субъектах
Российской Федерации………………………………………………….18
Характеристика и проблемы современного взаимодействия
наследия и туризма в Российской Федерации…………………….......19
Основные принципы и формы взаимодействия туристской
отрасли с объектами культурного и природного наследия…………..22
Использование современных туристских технологий как фактора
продвижения объектов культурного и природного наследия на
глобальный туристский рынок………………………………………….23
Рекомендации по совершенствованию объектов культурного и
природного наследия для повышения их конкурентоспособности на
глобальном туристском рынке…………………………………………24
1. Научно-теоретическая и методическая база взаимодействия туристской отрасли с объектами культурного и природного наследия
Культура и природа нашей страны – основной ресурс туризма, способный привлечь туристов при осуществлении ими путешествия, поэтому туризм не может развиваться в отрыве от объектов культурного и природного наследия. Реальным содержательным каркасом туристского потенциала Российской Федерации являются более 500 городов, обладающих статусом «исторического города»; более 160 музеев-заповедников и музеев-усадеб, не говоря уже о сотнях старинных дворянских усадьбах XVII-XIX вв. и тысячах памятников истории, искусства, археологии, музеях различной направленности и тематики. На территории России находится 25 объектов культуры и природы, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Всё больший интерес среди путешествующих приобретают посещения православных и иных культовых объектов в познавательных целях, а также для религиозного поклонения. В настоящее время на территории Российской Федерации действуют более 300 православных паломнических организаций при епархиальных управлениях, монастырях и храмах, которые ежегодно посещают более двух миллионов российских граждан. Среди природных объектов важным компонентом туристского потенциала нашей страны являются национальные и природные парки, заповедники и некоторые другие типы особо охраняемых природных территорий, привлекающие туристов и экскурсантов. Именно в этих объектах и прилегающих к ним территориях сконцентрированы по большей части культурно-исторические и природные достопримечательности, сохраняются традиции, имеются наиболее благоприятные организационно-управленческие и иные предпосылки для сохранения, приспособления, развития и регулируемого туристского использования объектов наследия, успешного внедрения современных туристских технологий и, как следствие, придания им нового импульса в социально-экономическом развитии. Поддержка и сохранность объектов культурного и природного наследия для целей туризма в настоящее время является одной из важнейших задач органов государственного управления культурой в России.
В мировой структуре туристских поездок ведущая роль принадлежит культурно-познавательным мотивациям. Доля туризма с культурно-познавательными целями в глобальном туристском потоке составляет не менее 40% и постоянно растёт. Во всём мире объекты культурного наследия и города, богатые архитектурными памятниками и историческими достопримечательностями становятся местами посещения всё большего числа туристов.
В Глобальном этическом кодексе туризма Всемирной туристской организации (ЮНВТО), специализированного учреждения ООН, туризм признан сферой, использующей культурное наследие человечества и вносящая свой вклад в его обогащение. В указанном Кодексе содержатся рекомендации по сохранению наследия при его туристском использовании, в том числе, относительно использования финансовых средств для поддержания, охраны, реставрации и использования объектов наследия. Авторы Кодекса считают, что именно туристская индустрия является одной из наиболее заинтересованных отраслей экономики и общественной деятельности в деле сохранения и возрождения объектов наследия.
В этой связи актуализируются проблемы сохранения наследия от туристов, которые нередко становятся одним из источников опасности для объектов наследия. Под угрозой разрушения и исчезновения находятся многие объекты, включенные в список памятников мирового наследия ЮНЕСКО. Хаотичное развитие туризма наносит вред не только материальным памятникам культуры, но и нередко ведет к насильственному изменению уклада жизни коренных народов, разрушению традиций и обычаев. Международные организации призывают бороться против девальвации культуры, чрезмерной стандартизации фольклора и изделий народных промыслов, проявлений неуважения к местным сообществам и чрезмерно коммерческого подхода к представлению наследия. Поэтому основная проблема государственного регулирования в сфере культурно-познавательного туризма состоит в том, чтобы объединить две противоположные на первый взгляд тенденции – сохранение объектов наследия и развитие туризма – таким образом, чтобы они не противоречили, а дополняли друг друга.
В большинстве случаев, традиционная культура – это важный ресурс для развития туризма, а также один из основных получателей выгоды от этого развития. Объекты культурного и природного наследия являются основным фактором привлекательности большинства туристских дестинаций, не только с точки зрения туризма, но и в привлечении внешних и внутренних инвестиций, а также обеспечении занятости местных жителей.
Большое количество культурных контактов и эффективная организация туристского использования объектов наследия конкретной территории влечёт за собой широкое распространение информации о потенциале наследия региона и стимулирует рост самосознания местных жителей, повышение их заинтересованности в сохранении традиционной культуры и памятников, представляющих ценность не только для них, но и для других людей, из разных стран и регионов.
В результате, традиционная культура всё чаще становится частью туристского продукта и формирует имидж дестинации, а туризм в стратегии культурного развития играет роль средства поддержки объектов культурного наследия и производства услуг культуры. Эта синергия между туризмом и культурой является одной из наиболее важных причин развития более тесных связей между этими двумя элементами. Взаимоотношения между ними становятся всё более значимыми, учитывая возрастающее значение, как туризма, так и культуры в экономике всех стран мира.
Большая роль в формировании рациональной и эффективной политики в сфере развития туризма и сохранения историко-культурного и природного наследия России принадлежит науке. Среди научных учреждений междисциплинарного профиля, занимающихся комплексной разработкой данной проблемы, одно из ведущих мест занимает Российский НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева. В рамках научной тематики института с 1992 г. по настоящее время проводятся широкомасштабные исследования потенциала, перспектив и технологий туристского использования культурного и природного наследия, подготавливались прогнозы и рекомендации по перспективам развития туристских структур в местностях и районах с высокой концентрацией объектов наследия. При этом особое внимание уделялось методическому обеспечение учреждений культуры по вопросам применения в их работе современных туристских технологий, позволяющих вести не только коммерческую деятельность на объектах наследия, но и проводить эффективные мероприятия по возрождению и сохранению этих объектов. В результате на основе применения современных и оригинальных методик разработан целый ряд региональных проектов и программ развития туризма в исторических городах и туристских центрах, показаны наиболее приемлемые пути использования культурного потенциала конкретных территорий, активно проводилась информационно-консультационная работа среди субъектов российского туристского бизнеса, издавалась необходимая отрасли научная, справочно-информационная и рекомендательная литература. В частности, в разные годы подготовлены конкретные рекомендации по туристскому использованию культурного наследия в таких исторических городах и муниципальных образованиях, как Казань, Елабуга (Республика Татарстан), Городец (Нижегородская обл.), Кунгур (Пермская обл.), Ишим и Ялуторовск (Тюменская обл.), Углич (Ярославская обл.), а также музеях-заповедниках «Ясная поляна» (Тульская обл.) и «Пушкинские горы» (Псковская обл.).
В настоящее время в мировой структуре туристских поездок ведущая роль принадлежит культурно-познавательным мотивациям. Во всём мире объекты культурного наследия и города, богатые архитектурными памятниками становятся местами посещения всё большего числа туристов. Поэтому основная проблема культурно-познавательного туризма состоит в том, чтобы объединить две, на первый взгляд, противоположные тенденции – сохранение объектов наследия и развитие туризма – таким образом, чтобы они не противоречили, а дополняли друг друга. Необходимо строго придерживаться принципа: деятельность по восстановлению и поддержанию в сохранности объектов культурного и природного наследия должна предшествовать их коммерциализации средствами туризма.
Как свидетельствует мировой опыт, это может быть достигнуто путём применения комплекса законодательных, организационных и информационных мер, а также новых технологий, в результате которых заинтересованные в сохранении объектов наследия стороны получают необходимые стимулы и поддержку при организации туристско-рекреационной и культурно-познавательной деятельности. При таких условиях сохранение и возрождение объектов наследия становится существенно более эффективным и гораздо менее затратным для государственного бюджета.
Роль туризма как фактора сохранения наследия в Российской Федерации должна быть значительно усилена. Активное широкое использование туризма и туристских технологий как эффективного средства возрождения и сохранения объектов наследия может быть осуществлено только при поддержке государства на базе единой государственной стратегии, которая должна предусмотреть разработку федеральной концепции и программы поддержки развития культурно-познавательного и рекреационного туризма в России. Однако только государственных усилий по поддержанию объектов наследия туристскими средствами недостаточно. Необходима совместная работа государственных органов разных уровней, коммерческих структур различной специализации и широкой общественности, с её неформальными подходами и инициативами.
Очевидно, что государство не в состоянии взять на себя задачу восстановления и поддержания всех объектов культурного и природного наследия России. Для многих стран с богатой культурой реализация подобных проектов стала широко распространённой практикой. Таким образом, назрела необходимость изучения особенностей реализации и совершенствования российских инвестиционных проектов, использующих объекты культурного наследия. Особую актуальность данной работе придаёт возможность практического применения её результатов в целях возрождения объектов наследия и создания национального продукта на глобальном рынке мирового культурно-познавательного туризма. Спектр использования объектов наследия в туристской сфере достаточно широк. В настоящее время в России, к сожалению, культурное наследие используется достаточно традиционно: активно восстанавливаются архитектурные памятники религиозного поклонения (храмы, монастыри и т.д.), продолжается музеефикация гражданских и военных объектов, а также некоторых археологических комплексов. Этого явно не достаточно. Поэтому в данном исследовании акцент делается на рассмотрения возможности их использования в качестве гостиничных комплексов, как наиболее ёмкого и привлекательного инвестиционного направления.
Исследования по использованию объектов наследия в качестве средств размещения туристов крайне редки в отечественной научной литературе. Отсутствие комплексного подхода, предполагающего также рассмотрение прикладных технологий осуществления подобных проектов, в единстве юридических, экономических и маркетинговых проблем, послужило императивом для данного направления исследования.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
- труды, посвящённые различным вопросам функционирования туристского рынка и экономики сферы культуры;
- работы, посвящённые теории и практике сохранения и использования объектов культурного и природного наследия;
- исследования особенностей развития культурно-познавательного туризма, проведённые зарубежными и отечественными учёными и практиками;
- действующие нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность туристской отрасли, а также сферу сохранения и использования недвижимых объектов культурного и природного наследия.
При подготовке работы проанализированы статистические материалы: Федеральной службы государственной статистики, Всемирной Туристской Организации (ЮНВТО), Программы развития ООН (ПроООН), Совета Европы, Европейского Союза. Использовались также материалы международных конференций по проблемам развития туризма, гостиничного хозяйства и сохранению культурного наследия, отчёты, доклады, обзоры правительственных ведомств по туризму и культуре, данные периодической печати. В качестве инструментов исследования использовались: методы системного, предметно-логического анализа; экспертных оценок; исторический метод исследования, позволивший раскрыть логику и закономерности развития процесса дифференциации туристских услуг, предоставляемых на объектах наследия; методы статистической обработки исходной информации и моделирования инвестиционных процессов.
Федеральный Закон об объектах культурного наследия дает право на доступ к объектам культурного наследия и беспрепятственное получение соответствующей информации. В эпоху глобализации всех сфер жизнедеятельности и, одновременно, осознания культурного разнообразия, деятельность по пропаганде наследия и культурное просветительство следует признать своевременной и одной из ключевых в системе государственной политики сохранения культурного наследия. К сожалению, следует констатировать, что в постсоветский период доля образовательных, просветительских и информационных программ, связанных с наследием, была сведена к минимуму. До сих пор крайне недостаточно количество туристских информационных центров в регионах и на местах.
Несмотря на огромный туристский потенциал историко-культурного наследия России, в настоящее время отсутствует целостная стратегия его реализации, основным стратегическим тезисом которой является – восстановление и приведение в порядок объектов наследия должно предшествовать использованию его в туристских целях.
Исторические гостиницы могут стать первой национальной гостиничной цепью, предлагающей качественно новый сервис на туристском рынке: страна позиционируется не по унифицировано – матрёшечной схеме, но как совокупность множеств региональных субкультур. Эти гостиницы не ориентированы на массовый рынок. Тем не менее, они могут стать широко известными как в нашей стране, так и за рубежом как эталон качественного отдыха в России. Исторические гостиницы призваны быть тем местом, где человеку возвращается ощущение ненарушенной преемственности национальных традиций быта, которое в странах с неразорванной, культурной традицией возобновлялась естественным образом. Русский путешественник возвращается к своим историческим корням, приходит в свой традиционный дом, каким он был когда-то, иностранец же «открывает» неизвестную ранее Россию. Именно поэтому исторические гостиницы могут и должны занимать определенное место в городской и сельской инфраструктуре, нести частично коммунальные функции, и только в таком качестве, наполненные реальной жизнью и творческим подходом, они будут по-настоящему интересны гостям.
Идея федеральной гостиничной сети в России приобретает особое значение в связи с утратой самой большой в мире национальной сети гостиниц, какой был в советский период ВАО «Интурист». В настоящее время российской гостиничной сети нет, поэтому создание национальных гостиниц, особенно в регионах становится насущной задачей. Представляется обоснованным создавать национальную гостиничную сеть на базе объектов наследия, принимая во внимание факт культурной традиции, оказавшей самое глубокое воздействие на все стороны повседневной культуры: дизайн пространства, обряды и праздники, кулинария, ремесла.
В настоящее время в России насчитывается 75 музеев-заповедников и 31 музей-усадьба. Эти уникальные историко-культурные территории формируют важную часть культурно-экологического каркаса России. Накопленный музейными работниками опыт, материалы, фонды и т.д. нуждаются в новых технологиях подачи и психофизического воздействия на посетителя. В свою очередь, музеи способны наполнить идеологию исторических гостиниц культурной тканью, оживляющей исторические моменты, лица и события.
Вопросы охраны культурного наследия России и его популяризации для российских и зарубежных туристов не раз оказывались в центре внимания главы государства. Президент России поддержал предложение о необходимости создания и продвижения маршрута «Серебряное кольцо России» и разработки соответствующей программы. Программа «Серебряное кольцо России» может стать первым знаковым событием на российском туристском рынке в постсоветский период. Представляется неслучайным, что местом реализации его выбран Северо-Западный регион. Оптимальное сочетание богатейшего культурного наследия, высококвалифицированные кадры, транспортная доступность и относительно хорошее состояние природной среды, позволяют говорить об объективных предпосылках для успешного воплощения замысла программы. Вместе с тем, опыт реализации подобных начинаний в последние годы в России выявляет ряд рисков, препятствующих результативности: нечеткая схема реализации и финансирования, нестабильность стандартов качества и т.д. В качестве эффективных механизмов реализации поставленных задач, могут быть использованы: Программа Развития ООН, как средство оптимизации инвестиционных проектов, Федеральная целевая программа «Культура России» 2012-2018 гг., внебюджетные источники – в качестве источников финансирования.
Создание маршрутов культурно-познавательного туризма признано приоритетным направлением в Совете Европы. Необходимо расширять возможности участия России в проекте Совета Европы «Европейские культурные маршруты», реализуемом с 1997 г. Он направлен на развитие культурно-познавательного туризма в странах-участницах через максимально возможную интерпретацию историко-культурного наследия. Россия может участвовать в данном проекте маршрутом «Серебряное кольцо России». Другой маршрут «Золотое кольцо России», которое ожидает расширение: помимо восьми классических городов под знаменитый бренд могут принять в два раза больше. Однако и сегодня Владимир, Суздаль, Ярославль, Иваново, Кострома, Ростов, Переславль-Залесский и Сергиев Посад не выглядят первоклассными туристскими дестинациями. Это общая проблема древнерусских городов.
Следует отметить, что при общем понимании необходимости сохранения объектов наследия, практическое осуществление этих задач в границах исторической застройки древнерусских городов страдает синдромом музеефикации. Исторические объекты практически выпадают из функционального контекста города, не выполняют присущей им смысловой нагрузки. Вырванные из повседневной жизни горожан, здания становятся «ничьими» и порождают равнодушное отношение к себе.
Наиболее опасными для духовного состояния нации являются: утрата «духа места» – ценнейших образцов градостроительного искусства и отдельных архитектурных памятников; утрата полноценной городской среды, социальной индивидуальности и аутентичности; массовая стагнация объектов наследия; агрессивное социальное невежество. Сохранение того немного, что осталось из уникального архитектурного средового наследия наших предков, в XXI в. возможно лишь при изменении концептуальных подходов к решению этой проблемы, помимо выполнения глобальных социально-политических и экономических функций, даёт, и реальный шанс историческим городам восстановить своё былое величие, вновь пережить свой «золотой век». Приспособление объектов наследия к практическим нуждам туризма с сохранением при этом своей традиционной функции как раз и является наиболее перспективным направлением использования наследия не только как формы его сохранении, но и как формы его возрождения. |