Методические указания для студентов заочного обучения





Скачать 151.89 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов заочного обучения
Дата публикации02.04.2015
Размер151.89 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Культура > Методические указания
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ и СОЦИОЛОГИИ


СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА”
Методические указания

для студентов заочного обучения,

обучающихся по направлению

032100 – “Физическая культура”,

по специальности 032101 - “Физическая культура и спорт”

Москва, 2012


Настоящие методические указания ставят своей целью ознакомить студентов с объемом знаний, которые им необходимо усвоить; требованиями, предъявляемыми к ним по написанию контрольной работы и выполнению учебного задания; темами контрольных работ.

В процессе изучения данного курса студенты заочного отделения должны получить оптимальный объем знаний. Для этого необходимо четко усвоить основной понятийный аппарат социологии ФК и С, ее предмет и функции, исторические периоды развития, методологию и методику проведения конкретно-социологического исследования, социологические проблемы физической культуры, физкультурно-спортивной деятельности, олимпийского движения.

В конце программы данной дисциплины приводятся вопросы для самоконтроля.

Социология – предмет, требующий умений пользоваться теоретическими и практическими навыками.

Студенту, прежде всего, следует изучить литературу по социологии ФК и С, вникнуть в ее предмет, структуру, категории и методы, применяемые в социологии. При этом имеется ввиду, что студент уже знаком с общим курсом социологии.

До начала экзаменационной сессии каждый студент заочного отделения пишет одну контрольную работу, до и во время сессии - учебное задание, без выполнения которых он не допускается до сдачи ЗАЧЕТА.

При написании контрольной работы студент составляет план изложения материала и, ориентируясь на него, подбирает литературу, изучает ее, систематизирует накопленный материал и только затем приступает к написанию контрольной работы. Объем контрольной работы должен быть приблизительно равным объему ученической тетради. Работу необходимо аккуратно оформить. Работа должна иметь название, план, введение, основную часть, заключение, список литературы с указанием автора и годом издания. На титульном листе нужно указать название темы, свою фамилию, курс и группу, дату написания работы.

Контрольная работа, выполненная с учетом перечисленных требований, сдается не позднее, чем за месяц до начала сессии на кафедру и регистрируется в специальном журнале, а затем передается преподавателю, ведущему курс. После собеседования со студентом по содержанию работы ставится “зачет” или “незачет”. В случае незачета контрольная работа переписывается. “Зачет” за контрольную работу проставляется в зачетную книжку.

Кроме того, студент – заочник выполняет и сдает преподавателю учебное задание по социологии физической культуры и спорта:

Учебное задание. Составить программу и анкету конкретного социологического исследования в сфере ФК и С.

Что представляет собой программа конкретного социологического исследования, как ее сделать, а также как составить анкету можно прочитать у следующих авторов: Ядова В.А., Шереги Ф.Э. и Горшкова М.К., Новиковой С.С., Коротаевой Н.В. и Мельниковой Н.Ю., Мильштейна О.А., Анурин В.Ф., Столяров В.И. (Хрестоматия).

В данных методических указаниях представлена только схема составления программы и анкеты.

Программа КСИ состоит из 2-х частей: методологической и методической (или процедурной).

Методологическая часть программы включает:

  • Формулировку проблемы

  • Обоснование проблемы (необходимость ее разработки)

  • Объект исследования

  • Предмет исследования

  • Цель исследования

  • Задачи исследования

  • Гипотезу(ы) исследования

  • Логический анализ основных понятий


Методическая часть программы (процедурная) содержит:

  • Обоснование статистического объекта исследования

  • Методы исследования

  • Организационно-технический план исследования


Структура анкеты КСИ:

  • Вводная часть.

  • Основная часть.

  • Социально-демографическая часть (паспортичка).


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

  1. Объекты изучения социологии физической культуры и спорта.

  2. Предмет социологии физической культуры и спорта и ее функции.

  3. Основные направления, проблематика и уровни социологического анализа физической культуры и спорта.

  4. Структура социологии физической культуры и спорта

  5. Становление и развитие социологии физической культуры и спорта.

  6. Вклад отечественных ученых в социологию физической культуры и спорта.

  7. Место социологии физической культуры и спорта в системе “спортивных наук”.

  8. Место социологии физической культуры и спорта в структуре социологии.

  9. Значение социологии физической культуры и спорта.

  10. Понятие, структура и разновидности физической (соматической) культуры, ее конкретно-исторический характер.

  11. Модели физической (соматической) культуры, их генезис и особенности на различных этапах социально-экономического и культурного развития общества.

  12. Социальные функции физической культуры.

  13. Социологический анализ отношения современного поколения к культурным ценностям тела и физической культуре.

  14. Физкультурная деятельность как социальный феномен, ее социальные функции.

  15. Спорт как социальный феномен. Социокультурный смысл “спортивной” модели соревнования.

  16. Спорт как социальный институт, его социальные функции.

  17. Проблема гуманистической ценности спорта и пути ее решения.

  18. Спорт как фактор формирования и развития культуры мира.

  19. Проблема взаимосвязи спорта и политики, пути ее решения

  20. Факторы, определяющие социальное содержание, социальные функции и гуманистическую ценность спорта для личности и общества.

  21. Антигуманные проявления в современном спорте и пути их преодоления.

  22. Понятие “физкультурно-спортивная активность”, его теоретическое содержание и эмпирические индикаторы.

  23. Социальные барьеры на пути повышения физкультурно-спортивной активности населения.

  24. Пути и средства повышения физкультурно-спортивной активности населения.

  25. Физкультурно-спортивная активность и процесс социализации личности: основные понятия, сущность и содержание.

  26. Спортивная карьера и проблемы социальной адаптации спортсменов после завершения карьеры

  27. Основные положения социально-педагогической концепции основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена.

  28. Социальные проблемы современного международного спортивного и олимпийского движения.

  29. Дискуссия о гуманистической ценности современного олимпийского движения и пути ее решения.

  30. Олимпийское движение и социокультурные процессы в современной России.

  31. Основные задачи, этапы и элементы конкретно-социологического исследования, его разновидности.

  32. Роль и значение конкретно-социологических исследований в области физической культуры и спорта.

  33. Основные методы конкретно-социологического исследования в области физической культуры и спорта.

  34. Надежность и достоверность эмпирической социологической информации.

  35. Программа конкретно-социологического исследования и ее основные разделы.

  36. Типы выборки в социологическом исследовании.

  37. Основные этапы организации конкретно-социологического исследования в сфере физической культуры и спорта.

  38. Метод опроса, его разновидности и их достоинства и недостатки.

  39. Понятие анкеты, основные элементы ее структуры, их функции.

  40. Методика составления анкеты, основные требования к ней в социологическом исследовании.

  41. Анализ документов и контент-анализ в социологическом исследовании физической культуры и спорта.

  42. Наблюдение и социальный эксперимент в социологическом исследовании физической культуры и спорта.

  43. Понятие репрезентативности в социологическом исследовании физической культуры и спорта.

  44. Методы обработки полученных данных социологического исследования физической культуры и спорта.


ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ:

  • ЗАЧЕТ


Тематика контрольных работ по социологии физической культуры и спорта.
Тема 1. Объект и предмет социологии физической культуры и спорта и ее социальное значение.

Примерные вопросы для раскрытия темы

  1. Дайте характеристику основных объектов исследования социологии ФКС.

  2. Дайте характеристику предмета социологии ФКС.

  3. Какие факторы определяют значимость социологии ФКС?

  4. Научно-познавательное, теоретическое значение социологии ФКС.

  5. Практическое значение этой науки.

  6. Каково педагогическое значение социологии ФКС?



Тема 2. Место социологии ФК и С в системе наук и ее социальные функции.

Примерные вопросы для раскрытия темы

  1. Особенности социологии ФКС как одной из "спортивных наук".

  2. Взаимоотношение социологии ФКС с другими "спортивными науками".

  3. Что представляет собой социология ФКС как частная социологическая теория?

  4. Взаимоотношение социологии ФКС с другими социологическими дисциплинами.

  5. Основные социальные функции социологии ФКС.



Тема3. История социологии ФК и С.

Примерные вопросы для раскрытия темы

  1. Исторические корни социологии ФКС.

  2. Условия и причины выделения социологии ФКС как самостоятельной научной дисциплины в рамках социологии.

  3. Условия и причины обособления социологии ФКС от других "спортивных наук".

  4. Основные направления развития социологии ФКС.

  5. Процессы "развития вширь и вглубь" науки и их проявление в социологии ФКС.

  6. Какие этапы можно выделить в развитии социологии ФКС в нашей стране?

  7. Какой вклад внесли ученые нашей страны в социологию ФКС?

  8. Как можно оценить современное состояние социологии ФКС?

Тема 4. Социологические проблемы телесности человека и физической культуры

Примерные вопросы для раскрытия темы

  1. Какие задачи решаются в социологии ФКС при изучении телесности (телесного бытия) человека?

  2. Что такое органическое и неорганическое тело человека?

  3. Какие особенности телесности человека дают основание для отнесения ее к миру социальных явлений?

  4. Каковы основные особенности телесности человека как феномена культуры?


Тема 5. Физическая культура как элемент социума и культуры.

Примерные вопросы для раскрытия темы

  1. Основные точки зрения по вопросу о том, что такое физическая культура.

  2. Отношение понятий «физическая культура» и «телесность человека».

  3. Основные показатели и элементы структуры физической культуры личности.

  4. Что такое культура здоровья?

  5. Что такое здоровый образ и стиль жизни?

  6. Социальное содержание и социальные функции физического воспитания.

  7. Отношение физического воспитания к физической культуре.

  8. Взаимоотношение физической культуры с другими элементами и формами культуры.


Тема 6. Социокультурные ценности тела и модели физической культуры.

Примерные вопросы для раскрытия темы

  1. Что в социологии понимается под ценностями?

  2. Основные социальные и культурные ценности тела человека.

  3. Как эти ценности изменяются в ходе развития общества?

  4. Что такое модель физической культуры?

  5. Какие модели физической культуры вам известны?

  6. Какова проблематика конкретно-социологического исследования моделей физической культуры?


Тема 7. Социологические проблемы физкультурной активности

Примерные вопросы для раскрытия темы

  1. Что такое двигательная деятельность и каковы ее основные формы?

  2. Каковы особенности физкультурной деятельности как формы двигательной активности человека?

  3. Какие основные задачи решает социология ФКС при анализе физкультурной активности?

  4. Место занятий физическими упражнениями и физкультурой в системе явлений культуры.

  5. Какие факторы определяют возрастание роли и значение физкультурной деятельности человека в настоящее время?


Тема 8.Место и роль физкультурной деятельности в процессе социализации личности.

Примерные вопросы для раскрытия темы

  1. Что такое социализация личности?

  2. Соотношение понятий «социализация» и «воспитание».

  3. Основные положения гуманистического понимания социализации личности.

  4. Что такое физкультурная социализация, ее аспекты (направления)?

  5. Что такое физкультурное воспитание, его аспекты (направления)?

  6. Каковы потенциал физкультурной деятельности в социализации личности и условия его реализации?


Тема 9. Физкультурная активность и ее социальные барьеры

Примерные вопросы для раскрытия темы

1. Какие задачи решает социология ФКС при анализе отношения социальных групп населения к занятиям физкультурой?

2. Что такое физкультурная активность, каковы ее основные показатели (параметры)?

3. Основные задачи социологического анализа физкультурной активности.

4. Каково обыденное мнение о причинах физкультурной пассивности?

5. Научно обоснованное представление об этих причинах.
Тема 10. Спорт как особый социальный феномен.

Примерные вопросы для раскрытия темы

  1. Дискуссия относительно понятия «спорт». Основные точки зрения по данному вопросу.

  2. Основные особенности спортивного соревнования, его отличие от других форм соперничества, соревнования, борьбы.

  3. Основные разновидности и модели спорта

  4. Какие основные понятия использует социология ФКС для характеристики спорта как социального феномена?

  5. Основные задачи социологии ФКС в исследовании спорта.


Тема 11. Спортивная культура и спортивная социализация.

Примерные вопросы для раскрытия темы

  1. Что такое спортивная культура?

  2. Структура спортивной культуры.

  3. От чего зависит содержание, направленность, форма спортивной культуры?

  4. Основные особенности спортивно-гуманистической культуры.

  5. Понятие и основные направления спортивной социализации.

  6. Что такое спортивное воспитание?


Тема 12. Спорт и другие социальные явления: сходство и различия.

Примерные вопросы для раскрытия темы

  1. Особенности спорта и игры.

  2. Сходство и различие спорта и игры.

  3. Что такое искусство?

  4. В чем суть дискуссии о взаимоотношении спорта и искусства?

  5. Взаимоотношение спорта и искусства. Правомерно ли спорт рассматривать как форму (разновидность) искусства?

  6. Спорт и конструктивные виды эстетических практик.


Тема 13. Социальная сущность олимпийского движения.

Примерные вопросы для раскрытия темы

  1. Основные положения концепции Кубертена о социальной сущности олимпийского движения и социальном облике спортсмена-олимпийца.

  2. Современные подходы к пониманию олимпизма.

  3. Как олимпизм характеризуется в Олимпийской хартии?

  4. Существует ли противоречие идеалов олимпизма и реалиями современного олимпийского спорта?


Тема 14.Ценности олимпийской культуры.

Примерные вопросы для раскрытия темы

  1. Понятия «ценность» и «олимпийская культура»?

  2. Структура олимпийской культуры, ее исторические формы.

  3. Социальное содержание, функции, формы и методы олимпийского образования.

  4. Программы реализации олимпийской культуры.


Тема 15. Социальное значение и социальные функции спорта.

Примерные вопросы для раскрытия темы

  1. Спортивная деятельность в обществе.

  2. Какие основные социальные функции спорт выполняет в обществе?

  3. В чем проявляется диалектически-противоречивый характер потенциальных возможностей спорта?

  4. Гуманистический потенциал спорта в системе социальных отношений.

  5. Каковы потенциальные возможности спорта для социализации личности?

  6. Какие основные гуманистические функции спорт выполняет в системе международных отношений?

  7. Как правильно понимать миротворческую функцию спорта?

  8. Негативные явления в современном спорте.


Тема 16. Проблема взаимосвязи спорта и политики.

Примерные вопросы для раскрытия темы

  1. В чем суть споров о взаимосвязи спорта и политики?

  2. В чем состоит относительная независимость спорта от политики?

  3. Какие факты и аргументы доказывают наличие связи спорта и политики?

  4. Можно ли избежать негативного влияния политики на спорт и олимпийское движение?

  5. В каких формах выступает связь спорта и политики?


Тема 17. Спортивная политика современной России.

Примерные вопросы для раскрытия темы

  1. Как можно оценить современное состояние спортивной политики современной России?

  2. Каковы «плюсы» и «минусы» этой политики?

  3. Основные принципы, на которых должна строиться спортивная политика России в современных условиях.

  4. Основные направления, формы и методы новой спортивной политики России.


Тема 18. Социальное значение и проблемы спортивной карьеры.

  1. Как в социологии трактуется понятие «карьера» и «спортивная карьера»?

  2. По каким параметрам можно проводить периодизацию спортивной карьеры?

  3. Каковы основные мотивы выбора спортивной карьеры?

  4. Что такое социальный статус и социальная роль?

  5. Характеристика социального статуса и социальных ролей основных субъектов спортивной деятельности - спортсменов, тренеров и др.

  6. Каковы основные проблемы и трудности спортивной карьеры?

  7. Кризисные точки спортивной карьеры.

  8. Проблемы социальной адаптации спортсменов после завершения спортивной карьеры


Список литературы:

Основная литература:

  1. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология : учебное пособие для вузов / В.Ф. Анурин.— М: Академический Проект, 2003.

  2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Уч. для студ. гуманитарных вузов и аспирантов. – М.: Аспект Пресс, 1995.

  3. Визитей Н. Н. Курс лекций по социологии спорта : учеб. пособие /
    Н. Н. Визитей. - М.: Физическая культура, 2006.

  4. Виноградов П.А., Жолдак В.И., Чеботкевич В.И. Социология физической культуры и спорта. – Пенза, 1995.

  5. Захаров, М.А. Социология спорта: учебно-методическое пособие / М.А. Захаров. - Смоленск: СГАФКСТ, 2007.

  6. Кравченко А.И. Общий курс социологии: Учебное пособие. – М: ЮНИТИ, 2001.

  7. Новикова С.С. Введение в прикладную социологию. Анкетирование: Учеб. пособ. – М.: “СпортАкадемПресс”, 2000.

  8. Социология: Учебник для вузов/Г.В.Осипов и др. – М.: Наука, 1995.

  9. Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта : учебник / В.И.Столяров. – М.: Флинта: Наука, 2004.

  10. Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта : хрестоматия / В.И.Столяров. В 2-х томах. – М.: Флинта: Наука, 2005.

  11. Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта. Примерная программа дисциплины. - М.: Министерство образования РФ, 2003.


Дополнительная литература:

  1. Барышева Н.В., Виноградов П.А, Жолдак В.И. Физическая культура и здоровый образ жизни; Уч. пос. - Самара, 1997.

  2. Виноградов П.А, Жолдак В.И., Чеботкевич В.И. Социология физической культуры и спорта. - Пенза, 1995.

  3. Жолдак В.И., Коротаева Н.В. Социология ФК и С: Учебное пособие. – Малаховка: МГАФК, 1994.

  4. Пономарев Н.А Основы социологии физической культуры. -Л., 1976.

  5. Пономарев Н.А, Утишева Е.В. Социология физической культуры: Методические рекомендации. – Л., 1991.

  6. Социология: Учебник или учебное пособие. – Любое последних лет издания.

  7. Олимпийский учебник студента: Пособие для формирования системы олимпийского образования в нефизкультурных вузах /B.C. Родиченко и др. - М. - Сов. спорт 2003.

Другие дополнительные литературные источники можно найти в программе и учебнике по социологии физической культуры и спорта Столярова В.И.

Журналы

  1. “Теория и практика физической культуры”

  2. “Физическая культура: воспитание, образование, тренировка”

  3. “Спорт для всех”

  4. “Олимпийская панорама”

  5. “Олимпийский вестник”

  6. “Социологические исследования”

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для студентов заочного обучения iconМетодические указания для подготовки к экзамену по математике для студентов заочного отделения
Методические указания и контрольные задания по курсу «Линейная алгебра» для студентов вечернего и заочного факультетов. – Спб.: Изд-во...
Методические указания для студентов заочного обучения iconМетодические указания по изучению дисциплины «Русский язык и культура...
Методические указания предназначены для студентов гуманитарных и технических специальностей факультета заочного обучения, изучающих...
Методические указания для студентов заочного обучения iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Методические указания предназначены для выполнения самостоятельных работ на I, II, III курсах гуманитарных специальностей заочного...
Методические указания для студентов заочного обучения iconМетодические указания для студентов 2 курса судомеханического факультета заочного отделения
Методические указания предназначены для студентов 2 курса смф заочного отделения и составлены для организации работы студентов-заочников...
Методические указания для студентов заочного обучения iconМетодические указания по выполнению и оформлению дипломных работ...
Методические указания предназначены для студентов агрономического факультета очного и заочного обучения специальности 250201. 65...
Методические указания для студентов заочного обучения iconМетодические указания для студентов 2 курса заочного отделения сокращенные...

Методические указания для студентов заочного обучения iconМетодические указания и контрольные работы №4,5 предназначены для...

Методические указания для студентов заочного обучения iconМетодические указания по выполнению курсовой
Методические указания предназначены для слушателей заочного обучения по специальности 030900. 62 юриспруденция, квалификация бакалавр...
Методические указания для студентов заочного обучения iconУчебно-методические рекомендации для студентов факультета заочного обучения
Учебно-методические рекомендации для студентов факультета заочного обучения Смоленской государственной академии физической культуры,...
Методические указания для студентов заочного обучения iconМетодические указания к спецкурсу «Теория и практика нейролингвистического...
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой
Методические указания для студентов заочного обучения iconМетодические указания и задание для контрольной работы с. Список...
Методические рекомендации предназначены для студентов заочного обучения и предусматривают освоения курса знаний теоретического и...
Методические указания для студентов заочного обучения iconМетодические указания по выполнению курсовых работ по истории искусств для студентов ииид ижевск
Методические указания предназначены для студентов 4-го курса дневного и 5-го курса заочного художественно-педагогического отделения...
Методические указания для студентов заочного обучения iconМетодические указания по экологии для студентов заочного отделения...
С 42 Методические указания по экологии для студентов заочного отделения для всех специальностей / Сост. А. А. Скибинская, А. В. Шарафутдинова....
Методические указания для студентов заочного обучения iconМетодические указания для студентов очного и заочного отделения к самостоятельным работам по
Зоотехния), “Сельскохозяйственная радиология” (специальность 110305 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции,...
Методические указания для студентов заочного обучения iconМетодические указания по разделам дисциплины и приведены вопросы...
...
Методические указания для студентов заочного обучения iconМетодические указания и рекомендации по выполнению реферата для студентов...
Методические указания и рекомендации по выполнению реферата для студентов вечернего и заочного отделения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск