Скачать 155.84 Kb.
|
Приложение 1. Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение» Автор-составитель – Е.А.Тихомирова, ведущий научный сотрудник ОИПП ТОИУУ, к.ф.н., доцент Пояснительная записка В настоящее время лингвисты, методисты, школьные и вузовские преподаватели, рассматривая язык как культурно- историческую среду, расширяют традиционные границы объекта изучения и активизируют языковые черты, отражающие специфику национального менталитета. Введение регионального компонента в образовательный стандарт имеет целью воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края, отсюда и задачи курса по лингвокраеведению: - развивать национальное самосознание учащихся через интерес к русскому языку, истории и культуре, традициям и обычаям жителей региона; - знакомить учащихся со структурными и функциональными особенностями русского языка в определенном регионе; - обогащать словарный запас школьников за счет местного языкового материала, ценного с точки зрения познавательной и эстетической; способствовать повышению языковой культуры; - расширять кругозор учащихся путем привлечения материалов смежных дисциплин (география, история, литература и т.п.). В результате решения перечисленных задач формируется следующий минимум знаний и умений школьников: 1.Формируется представление о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края. 2.Стимулируется интерес к более глубокому изучению русского языка. 3. Вырабатывается умение анализировать языковые факты и окружающую речевую среду; развивается языковое чутье и повышается речевая культура. 4. Формируются навыки исследовательской работы с языковым материалом с учетом данных смежных наук. Методы обучения определяются задачами курса: - репродуктивный (воспроизводящий материал в готовом виде в слове учителя, беседах с учащимися, упражнениях и текстах, в наглядных пособиях, аудио- и видеозаписях, словарях и т.д.); - проблемно-поисковый; - коммуникативный. Количество часов – 34.Учебно-тематический план
Содержание программы Введение. Ономастика как раздел лингвистики, изучающий собственные имена, закономерности их развития и функционирования. Исторический, географический, этнографический, культурологический, социологический и литературоведческий компоненты ономастики. Ономастическое пространство: антропонимы, топонимы, зоонимы, фитонимы, космонимы, хрононимы и др. Описательная, теоретическая, прикладная, историческая, этническая ономастика и ономастика художественных произведений. Современное развитие ономастической системы и значение имен собственных в жизни человека. Раздел 1. Топонимика как раздел ономастики. Виды топонимов и способы их образования. Топонимика и топонимия, виды топонимов. Словообразование топонимов, структурные особенности топонимов. Топонимические словари. «Топонимический словарь Тверской области» В.М.Воробьева (2005). Этимология гидронимов и ойконимов Тверской области. Этнография названий жителей Твери и области. Раздел 2. Современная топонимика и микротопонимика. Микротопонимия, методика сбора и обработки топонимического материала. Названия улиц (площадей, бульваров, переулков и т.п.) Твери (села, деревни) как отражение его истории. Классификация названий: исторические, географические, символические, цветовые и т.п. Литературная топонимика, семантика топонимов в произведениях тверских авторов. Раздел 3. Антропонимика. Понятие об антропониме, антропонимии и антропонимике. Историческая эволюция русского именника. Народные, календарные (крестильные) и христианские имена. Формулы именования человека и русская трехчленная модель именования, ее происхождение. История русских имен, отчеств, фамилий, прозвищ, псевдонимов. Словари личных имен. Литературная антропонимика. Методические рекомендации по организации работы В связи с тем что содержание курса предполагает активную поисковую и исследовательскую работу не только на семинарских занятиях, но и вне аудитории, целесообразно уже на первых двух занятиях определить темы рефератов, состав групп для сбора языкового материала по микротопонимике и антропонимике и формы представления собранного материала (картотека, топонимические карты, альбомы, статьи в школьной прессе или местных СМИ, выступления перед учащимися других классов и т.п.), провести инструктаж по методике сбора и обработки языкового материала, снабдить учащихся опросниками, списком литературы. Обязательно определить время консультации, так как на первых порах у учащихся возникнет много вопросов. При изучении топонимики и микротопонимики в качестве материала целесообразно использовать карты одной и той же территории разных периодов (например, начала, середины и конца ХХ в.), чтобы можно было проследить изменения топонимических названий. Собранный учащимися материал по микротопонимике обязательно необходимо зафиксировать на карточках и в электронном виде и систематизировать, накапливая данные по разным территориям, так как микротопонимы обычно не фиксируются на географических картах и утрачиваются со сменой поколений. Формой представления топонимического материала могут стать также иллюстративно-тематические словарики, лингвистические карты, толковые и этимологические словарики с привлечением исторических материалов (летописей, описей, межевых книг и т.п.), а также легенд, преданий, фольклорных данных. Рассмотрение эволюции русского именника – еще один путь познания языка, истории и культуры родного края. В настоящее время существует большое количество словарей имен и фамилий, поэтому установить их значение и происхождение не составит труда, хотя и в этом случае нужно поговорить со старшими родственниками. Возможно, у них есть другое, не зафиксированное в словарях толкование личных имен, тем более что многие из них не имеют однозначной этимологии. Отследить изменения, происходящие в именнике данной территории, поможет изучение книг регистрации новорожденных в органах ЗАГС; хотя этот способ сбора материала может оказаться сложным в связи с возрастом исследователей, поэтому доступ к этим данным должен помочь обеспечить учитель. Динамику именника можно проследить и по архивным данным: переписным книгам, спискам дворян, купцов и мещан. Особого внимания требуют широко распространенные особенно в сельской местности прозвища и так называемые уличные фамилии, основанием для возникновения которых могут быть, например, род деятельности родителей (Водиловы – дети шофера); какой-либо общий для родни внешний признак (Носатовы); пристрастие к чему-либо (Рыбаки) и т.п. Уличные фамилии могут сохраняться несколько поколений: Крыловых называют Гришкиными по имени прадеда Григория (Гришки). Прозвища бывают как индивидуальные, так и групповые, коллективные. Так, жителей д.Рогачёво называют рогачи; д.Катино – катькины; д.Кутицы – блинники (славились блинами) и др. Материалы по антропонимике могут быть представлены в малых словарях (например, одной деревни/села); в родословных, что будет способствовать изучению не только именника, но и истории рода; в школьной газете в рубрике «Как тебя зовут?» или подобной и в местной печати. Интересным направлением лингвокраеведческой работы может стать и изучение литературной ономастики, для чего целесообразно использовать произведения местных авторов (не только художественные, но и публицистические, заметки и статьи в прессе), в которых помимо ономастических данных могут найти отражение и языковые особенности данного региона. Список литературы по ономастике
Топонимика
Антропонимика
|
Программа элективного курса по географии для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки Программа элективного курса «Введение в экономику» предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки | Программа элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах» Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах». Автор – составитель: Сорокина... | ||
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Профессии юридического мира» Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Профессии юридического мира». Автор составитель: Черткова... | Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная... Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная Церковь в истории России». Автор-составитель... | ||
Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки в 9-ом... К элективному курсу предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса «В бесконечном мире задач» | Программа элективного курса для предпрофильной подготовки автор программы Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. Содержание программы включает... | ||
Программа межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки Поскольку содержание курса имеет междисциплинарный характер, в процессе подготовки и проведения занятий идет тесная кооперация учителей... | Программа элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки... Программа элективного курса рассчитана на 8 часов и предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки | ||
Пояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного... Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся... | Образовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс Программа элективного курса «Юный лингвист» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов... | ||
Пояснительная записка Основные подходы к изучению данного курса и... Программа элективного курса разработана заместителем директора по увр, учителем физики моу сош №2 г. Спирово Кудряшовой Н. А | Программа элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы» Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится... | ||
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся... Разработка диагностического инструментария для оценки результативности работы по программе | Программа элективного курса «Физика в профессиях» Элективный курс предназначен для изучения в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 11 часов. Содержание курса... | ||
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Направление: Программа, способствующая развитию детей и молодежи... Темы лекционных занятий с кратким изложением основных теоретических положений по курсу |