Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение»





Скачать 155.84 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение»
Дата публикации15.04.2015
Размер155.84 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
Приложение 1. Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение»

Автор-составитель – Е.А.Тихомирова, ведущий научный сотрудник ОИПП ТОИУУ, к.ф.н., доцент

Пояснительная записка

В настоящее время лингвисты, методисты, школьные и вузовские преподаватели, рассматривая язык как культурно- историческую среду, расширяют традиционные границы объекта изучения и активизируют языковые черты, отражающие специфику национального менталитета.

Введение регионального компонента в образовательный стандарт имеет целью воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края, отсюда и задачи курса по лингвокраеведению:

- развивать национальное самосознание учащихся через интерес к русскому языку, истории и культуре, традициям и обычаям жителей региона;

- знакомить учащихся со структурными и функциональными особенностями русского языка в определенном регионе;

- обогащать словарный запас школьников за счет местного языкового материала, ценного с точки зрения познавательной и эстетической; способствовать повышению языковой культуры;

- расширять кругозор учащихся путем привлечения материалов смежных дисциплин (география, история, литература и т.п.).

В результате решения перечисленных задач формируется следующий минимум знаний и умений школьников:

1.Формируется представление о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края.

2.Стимулируется интерес к более глубокому изучению русского языка.

3. Вырабатывается умение анализировать языковые факты и окружающую речевую среду; развивается языковое чутье и повышается речевая культура.

4. Формируются навыки исследовательской работы с языковым материалом с учетом данных смежных наук.

Методы обучения определяются задачами курса:

- репродуктивный (воспроизводящий материал в готовом виде в слове учителя, беседах с учащимися, упражнениях и текстах, в наглядных пособиях, аудио- и видеозаписях, словарях и т.д.);

- проблемно-поисковый;

- коммуникативный.

Количество часов – 34.

Учебно-тематический план







Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекций

Практ. занят.

семи-нары



Введение


6













1

Ономастика как наука. Виды онимов.





1

1







2

Ономастическое пространство





1

1







3

Современное развитие ономастической системы





1




1

Участие в семинаре

I

Топонимика как раздел ономастики. Виды топонимов и способы их образования


12













1

Виды топонимов по характеру номинации





1

1







2

Виды топонимов по объекту номинации





1

1







3

Материал для образования топонимов. Аппелятив и оним





1




1




4

Словообразовательные модели топонимов





1

1







5

Создание легенд и преданий о географических названиях











2




6

Топонимика на службе истории, географии, археологии и др. наук











2

доклады

П

Современная топонимика и микротопонимика


8













1

История города/села, района, края в топонимах








1

1




2

Микротопонимика, методика сбора микротопонимического материала





1

1

2

представление

материала

3

Традиции и переименования. Топонимы в художественных произведениях.





1




1




Ш

Антропонимика


7













1

Официальные и неофициальные варианты антропонимов





1

1







2

Из истории русских фамилий, имен, отчеств. Анализ фамильных преданий





1

1

1




3

Литературная антропонимика








1







4

Функционирование школьных прозвищ











1






Итоговое занятие


1










зачет



Итого


34

11

10

13





Содержание программы

Введение. Ономастика как раздел лингвистики, изучающий собственные имена, закономерности их развития и функционирования. Исторический, географический, этнографический, культурологический, социологический и литературоведческий компоненты ономастики.

Ономастическое пространство: антропонимы, топонимы, зоонимы, фитонимы, космонимы, хрононимы и др.

Описательная, теоретическая, прикладная, историческая, этническая ономастика и ономастика художественных произведений.

Современное развитие ономастической системы и значение имен собственных в жизни человека.

Раздел 1. Топонимика как раздел ономастики. Виды топонимов и способы их образования.

Топонимика и топонимия, виды топонимов. Словообразование топонимов, структурные особенности топонимов. Топонимические словари. «Топонимический словарь Тверской области» В.М.Воробьева (2005).

Этимология гидронимов и ойконимов Тверской области.

Этнография названий жителей Твери и области.

Раздел 2. Современная топонимика и микротопонимика.

Микротопонимия, методика сбора и обработки топонимического материала. Названия улиц (площадей, бульваров, переулков и т.п.) Твери (села, деревни) как отражение его истории. Классификация названий: исторические, географические, символические, цветовые и т.п.

Литературная топонимика, семантика топонимов в произведениях тверских авторов.

Раздел 3. Антропонимика.

Понятие об антропониме, антропонимии и антропонимике.

Историческая эволюция русского именника. Народные, календарные (крестильные) и христианские имена. Формулы именования человека и русская трехчленная модель именования, ее происхождение.

История русских имен, отчеств, фамилий, прозвищ, псевдонимов. Словари личных имен.

Литературная антропонимика.

Методические рекомендации по организации работы

В связи с тем что содержание курса предполагает активную поисковую и исследовательскую работу не только на семинарских занятиях, но и вне аудитории, целесообразно уже на первых двух занятиях определить темы рефератов, состав групп для сбора языкового материала по микротопонимике и антропонимике и формы представления собранного материала (картотека, топонимические карты, альбомы, статьи в школьной прессе или местных СМИ, выступления перед учащимися других классов и т.п.), провести инструктаж по методике сбора и обработки языкового материала, снабдить учащихся опросниками, списком литературы. Обязательно определить время консультации, так как на первых порах у учащихся возникнет много вопросов.

При изучении топонимики и микротопонимики в качестве материала целесообразно использовать карты одной и той же территории разных периодов (например, начала, середины и конца ХХ в.), чтобы можно было проследить изменения топонимических названий. Собранный учащимися материал по микротопонимике обязательно необходимо зафиксировать на карточках и в электронном виде и систематизировать, накапливая данные по разным территориям, так как микротопонимы обычно не фиксируются на географических картах и утрачиваются со сменой поколений.

Формой представления топонимического материала могут стать также иллюстративно-тематические словарики, лингвистические карты, толковые и этимологические словарики с привлечением исторических материалов (летописей, описей, межевых книг и т.п.), а также легенд, преданий, фольклорных данных.

Рассмотрение эволюции русского именника – еще один путь познания языка, истории и культуры родного края.

В настоящее время существует большое количество словарей имен и фамилий, поэтому установить их значение и происхождение не составит труда, хотя и в этом случае нужно поговорить со старшими родственниками. Возможно, у них есть другое, не зафиксированное в словарях толкование личных имен, тем более что многие из них не имеют однозначной этимологии.

Отследить изменения, происходящие в именнике данной территории, поможет изучение книг регистрации новорожденных в органах ЗАГС; хотя этот способ сбора материала может оказаться сложным в связи с возрастом исследователей, поэтому доступ к этим данным должен помочь обеспечить учитель. Динамику именника можно проследить и по архивным данным: переписным книгам, спискам дворян, купцов и мещан.

Особого внимания требуют широко распространенные особенно в сельской местности прозвища и так называемые уличные фамилии, основанием для возникновения которых могут быть, например, род деятельности родителей (Водиловы – дети шофера); какой-либо общий для родни внешний признак (Носатовы); пристрастие к чему-либо (Рыбаки) и т.п.

Уличные фамилии могут сохраняться несколько поколений: Крыловых называют Гришкиными по имени прадеда Григория (Гришки).

Прозвища бывают как индивидуальные, так и групповые, коллективные. Так, жителей д.Рогачёво называют рогачи; д.Катино – катькины; д.Кутицы – блинники (славились блинами) и др.

Материалы по антропонимике могут быть представлены в малых словарях (например, одной деревни/села); в родословных, что будет способствовать изучению не только именника, но и истории рода; в школьной газете в рубрике «Как тебя зовут?» или подобной и в местной печати.

Интересным направлением лингвокраеведческой работы может стать и изучение литературной ономастики, для чего целесообразно использовать произведения местных авторов (не только художественные, но и публицистические, заметки и статьи в прессе), в которых помимо ономастических данных могут найти отражение и языковые особенности данного региона.

Список литературы по ономастике

  1. Климкова Л.А. Диалектолого-ономастическая работа в вузе и школе (Методические рекомендации). Арзамас, 1988.

  2. Лебедева Е.С. Уроки ономастики: научный поиск и творчество учащихся // Русский язык в школе. 2000. №2.

  3. Макаров В.И. Духовные национальные традиции русского народа и лингвистическое краеведение // Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесников. Воронеж, 1996. Ч.1.

  4. Супрун В.И. Краеведческая ономастика // Духовная культура: проблемы и тенденции развития. Сыктывкар. 1994.


Топонимика


  1. Агеева Р.А. Гидронимия русского Северо-Запада как источник культурно-исторической информации. М., 1989.

  2. Агеева Р.А. Страны и народы: Происхождение названий. М., 1990.

  3. Архангельский Н.А. Почему так называется? (О географических названиях Удомельского района Тверской области. Тверь, 1994.

  4. Беленькая В.Д. Топонимы в основе лексической системы языка. М., 1969.

  5. Березович Е.Л. Топонимия Русского Севера. Екатеринбург, 2000.

  6. Буров В.А. «А погост Жабна пуст…». М., 1993.

  7. Бучко Д.Г. Несколько замечаний по топонимным словообразованиям// Ономастика. Ч.2. Грамматика собственных имен. Регион. Ареал. Диалект. М., 1993.

  8. Воробьев В.М. Топонимы – археологические индикаторы//Земля Псковская, древняя и современная. Псков, 1991.

  9. Воробьев В.М. Топонимическая система бассейна реки Уйвеши//Гумилевы и Бежецкий край:По материалам научно-практической конференции. Бежецк, 1996.

  10. Воробьев В.М. Археологические аспекты тверской гидронимии// Тверской археологический сборник. Тверь, 1996. Вып.2.

  11. Воробьев В.М. Названия озер бассейна р.Торопы как отражение адаптации древнего населения края к ландшафту// Тверской археологический сборник. Тверь, 1998. Вып.3.

  12. Воробьев В.М. Географические названия Торопецкого района: справочник. Тверь, 1999.

  13. Воробьев В.М., Воробьева И.Г. История освоения Тверского края в географических названиях: Учебное пособие. Тверь, 1992.

  14. Воробьев В.М., Воробьева И.Г. Топонимическая система Тверской области: Учебно-методические материалы для учителей-краеведов. Тверь, 1997.

  15. Горбаневский М.В. Из опыта культурно-исторического анализа топонимии: русские ойконимы и праславянские // Топонимия и общество. М., 1989.

  16. Горбаневский М.В. Происхождение географических названий. М., 1983.

  17. Горбачевич А.С. Русские географические названия. М., 1965.

  18. Горпунг Б.В. Топонимика // Принципы топонимики. М., 1964.

  19. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.

  20. Жучкевич В.А. Общая топонимика. М., 1980.

  21. Карпенко Ю.А. Свойства и источники микротопонимии //Микротопонимия. М., 1980.

  22. Карпенко Ю.А. Названия деревень как памятники истории и культуры края// Слово в синхронии и диахронии. Тверь, 1993.

  23. Кирпикова Л.В., Шенкевич Н.П. Лингвокраеведческий кружок в школе// Русский язык в школе. 1982. №1.

  24. Кисловский С.В. Знаете ли вы? Словарь географических названий Ленинградской области. Л., 1968.

  25. Ковалева Н.В. О семантическом переосмыслении топонимов. Томск, 1989.

  26. Кокорина Л.Я. Лингвистическое краеведение в школе. Кемерово. 1990.

  27. Кузнецова Н.А. Лексико-семантические группы слов как база образования топонимов // Ономастика Поволжья. М., 1997.

  28. Майорова Т.В. Кружок местной топонимики для учащихся 7-8 классов//Русский язык в школе. 1987. №4.

  29. Мельникова Т.Н. Развитие топонимии. Екатеринбург, 1994.

  30. Меркулов Н.Ю. Местные географические термины в ойконимии Верхневолжья // проблемы русской ономастики. Вологда, 1985.

  31. Микротопонимия. М., 1980.

  32. Мурзаев Э.М.География в названиях. М., 1982.

  33. Мурзаев Э.М. Очерки топонимики. М., 1984.

  34. Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. М., 1984.

  35. Мурзаев Э.М. Топонимика и география. М., 1995.

  36. Нерознак В.П. Названия древнерусских городов. М., 1983.

  37. Никонов В.А. Введение в топонимику. М., 1965.

  38. Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. М., 1966.

  39. Попов А.И. Следы времен минувших: Из истории географических названий Ленинградской, Псковской и Новгородской областей. Л., 1081.

  40. Поспелов Е.М. Топонимика в школьной географии. М., 1981.

  41. Поспелов Е.М. Туристу о географических названиях. М., 1981.

  42. Поспелов Е.М. Названия городов и сел. М., 1996.

  43. Развитие методов топонимических исследований. М., 1970.

  44. Рут Э.М. Топонимический кружок в старших классах средней школы // Кружковая работа по русскому языку. М., 1979.

  45. Сельские населенные пункты Тверской области: статистический бюллетень. Тверь, 1996.

  46. Смирнов Ю.М. Пешком по Тверской области: Топонимические записки краеведа. Тверь, 2000.

  47. Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика. М., 1990.

  48. Смолицкая Г.П. Топонимический словарь Центральной России// Русская речь. 1994. №5; 1996. №3.

  49. Суперанская А.В. Что такое топонимика? М., 1985.

  50. Топонимия Центральной России. М., 1979.

  51. Узин С.В. Тайны географических названий. М., 1961.

  52. Успенский Л.В. Загадки топонимики. Л., 1973.

  53. Чайкина Ю.И. Географические названия Вологодской области. Вологда. 1988.


Антропонимика

  1. Баскаков Н.А.Русские фамилии тюркского происхождения М., 1979.

  2. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. М., 1983.

  3. Веселовский С.Б. Ономастикон. М,. 1974.

  4. Воробьев В.М., Воробьева И.Г. Антропонимия в географических названиях Тверского края: Учебное пособие. Тверь, 1993.

  5. Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий. М., 2001.

  6. Грушко Е.А,, Медведев Ю.М. Словарь фамилий. Нижний Новгород. 1997.

  7. Дмитриев В.Г. Скрывшие имя свое: Из истории анонимов и псевдонимов. М., 1977.

    1. Имя – судьба: Книга для родителей и крестных. М., 1993.

  8. Калакуцкая Л.П. Фамилии. Имена. Отчества: Написание и склонение. М., 1994.

  9. Климкова Л.А. Региональная ономастика. Горький, 1985.

  10. Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. М., 1970.

  11. Никонов В.А. География фамилий. М., 1986.

  12. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. М., 1993.

  13. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. М., 2000.

  14. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. М., 1989.

  15. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий. М., 1975.

  16. Программа факультативного курса по русскому языку «Наши имена» для учащихся 6 класса общеобразовательных школ// Русский язык в школе. 1991. №1.

  17. Справочник личных имен народов РСФСР. М., 1979.

  18. Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии. М., 1984.

  19. Тайна имени. Харьков, 1995. Т.1,2.

  20. Тихонов А.Н., Бояринова Л.З., Рыжкова А.Г. Словарь русских личных имен. М., 1995.

  21. Унбегаун Б.О. Русские фамилии. М., 1989.

  22. Успенский Л.Б. Ты и твое имя. Имя дома твоего. Л., 1972.

  23. Федосюк Ю.А. Русские фамилии: популярный этимологический словарь. М., 1981.

  24. Щетинин Л.М. Русские имена. Ростов-на-Дону, 1975.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение» iconПрограмма элективного курса по географии для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
Программа элективного курса «Введение в экономику» предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение» iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах»
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах». Автор – составитель: Сорокина...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение» iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Профессии юридического мира»
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Профессии юридического мира». Автор составитель: Черткова...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение» iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная...
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная Церковь в истории России». Автор-составитель...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение» iconРабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки в 9-ом...
К элективному курсу предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса «В бесконечном мире задач»
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение» iconПрограмма элективного курса для предпрофильной подготовки автор программы
Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. Содержание программы включает...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение» iconПрограмма межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
Поскольку содержание курса имеет междисциплинарный характер, в процессе подготовки и проведения занятий идет тесная кооперация учителей...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение» iconПрограмма элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки...
Программа элективного курса рассчитана на 8 часов и предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение» iconПояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного...
Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение» iconОбразовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс
Программа элективного курса «Юный лингвист» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение» iconПояснительная записка Основные подходы к изучению данного курса и...
Программа элективного курса разработана заместителем директора по увр, учителем физики моу сош №2 г. Спирово Кудряшовой Н. А
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение» iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы»
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение» iconПрограмма элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся...
Разработка диагностического инструментария для оценки результативности работы по программе
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение» iconПрограмма элективного курса «Физика в профессиях»
Элективный курс предназначен для изучения в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 11 часов. Содержание курса...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение» iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение» iconНаправление: Программа, способствующая развитию детей и молодежи...
Темы лекционных занятий с кратким изложением основных теоретических положений по курсу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск