Законодательство Российской Федерации





Скачать 137.97 Kb.
НазваниеЗаконодательство Российской Федерации
Дата публикации19.04.2015
Размер137.97 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Культура > Закон


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ «Гимназия № 1 г. Орска»

___________ Т.А.Грунина



ПОЛОЖЕНИЕ

об организации учебного процесса комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в МАОУ «Гимназия № 1 г. Орска»



  1. Нормативно – правовые основы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ниже ОРКСЭ) в образовательных учреждениях


Преподавание ОРКСЭ осуществляется в соответствии с нормами законодательства:

Международные документы:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

  • Международная конвенция о правах ребенка (1989 г.);

  • Протокол №1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1952 г.);

  • Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.);

  • Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);

  • Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 1991 г. и др.

Законодательство Российской Федерации:

  • Конституция РФ (ст. 13, 14, 17, 19);

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273 – ФЗ;

  • «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 5);

  • ФГОС.

Нормативно – правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса ОРКСЭ являются:

  • Поручение Президента РФ от 2 августа 2009 г. № Пр.-2009 в части введения с 2012 года комплексного учебного курса ОРКСЭ;

  • Распоряжение Председателя Правительства РФ от 28 января 2012 г. (№ 84-р);

  • Приказ Минобрнауки России № 69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образовании Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р;

  • Приказ Минобрнауки России № 74 от 01.02.2012 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образовании Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 « в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р;

  • Учебный план ОУ;

  • Локальный акт об организации изучения курса ОРКСЭ в рамках ООП НОО.

  1. Общие положения


Курс «Основы религиозных культур и светской этики» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени начального общего образования. Для обязательного изучения основ религиозных культур и светской этики на базовом уровне в 4 классе отводится 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1. Основы православной культуры;

2. Основы исламской культуры;

3. Основы буддийской культуры;

4. Основы иудейской культуры;

5. Основы мировых религиозных культур;

6. Основы светской этики.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» преподают учителя общеобразовательных учреждений при соответствующем повышении квалификации (в объеме не менее 72 часа).


  1. Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»


Цель: формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

  1. познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  2. развить представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  3. обобщить знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимся в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  4. развить способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Основными принципами организации преподавания ОРКСЭ являются:

1.Формирование ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе  в рамках ценностного подхода.

2.Основной методологический принцип реализации курса – культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре. В контексте данного учебно-методического комплекта культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, их обычаи, традиции и верования.

3.Воспитание  толерантного, уважительного отношения к «другим»  через умение и стремление узнать и понять их, учиться жить в мире и согласии, учить лучше понимать  не только окружающих людей, но и через них -  самого себя.

4. Решение задач социализации, усиления социальной функции образования – постепенное формирование умения жить в многообразном мире, успешно адаптироваться в нем, ориентироваться  в ситуациях.

  1. Особенности преподавания курса ОРКСЭ

Курс носит культурологический, воспитательный характер. Является обязательным для изучения в 4-х классах во всех общеобразовательных учреждениях России с 1 сентября 2012 года. Является комплексным и состоит из 6 модулей: «Основы

православной культуры» (ОПК), «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры». Вместе с тем учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, Семья, Культурная традиция. Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам и требованиям. Модульное построение учебного курса реализует право на свободный выбор обучающимися и их родителями (законными представителями) одного из модулей курса.

Один из модулей изучается обучающимися с его согласия и  по выбору его родителей (законных представителей). Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка.

В течение года у родителей (законных представителей) не будет возможности изменить решение в пользу другого модуля.

  1. Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки обучающихся по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса ОРКСЭ -  не предусматриваются. Уроки по курсу ОРКСЭ  - уроки безотметочные, объектом  оценивания  является универсальная способность человека понимать значениие нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию.

При оценивании текущих достижений обучающихся при изучении курса ОРКСЭ используются:

  1. качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов;

  2. вербальное поощрение, похвала;

  3. одобрение;

  4. интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности;

  5. использование технологии портфолио  по желанию учащихся и их родителей (составление портфеля творческих работ и достижений ученика позволит учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ, самопроверку своих действий по овладению учебным материалом.

При работе в парах или группах важна качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга, например, в виде создания и презентации собственных проектов. Ученики должны быть ориентированы в большей степени на самооценку, оценка учителем осуществляется в диалоге с учеником, она может быть изменена, уточнена. Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале. Учащиеся должны уметь: осмысливать задачу, находить информацию, несколько вариантов решения проблемы, работать в коллективе, инициировать учебное взаимодействие со взрослыми, связно излагать материал, уверенно держать себя во время выступления, отвечать на вопросы, анализировать собственные достижения.

              Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности (обязательно для всех обучающихся) представляются в форме реферата, презентации или творческой работы любого вида. Прохождение материала по предмету фиксируется в журнале успеваемости обучающихся. Оценивание результатов обучения школьников в течение года осуществляется без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок по пятибалльной шкале. По итогам года обучающийся аттестуется или не аттестуется (запись в журнале и личном деле – «зачтено»/ «незачтено»).
Оценивание достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения

    • Исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При неправильном ответе ученика запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д.

    • Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

    • Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки. Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и научение ребенка.

    • По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся.

    • По ОРКСЭ домашние задания носят творческий характер (обсуди высказывание с родителями, составь рассказ, составь ребусы, сочини частушку о родине, напиши эссе и т.п.).

    • По ОРКСЭ безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года. При оценивании достижений обучающихся при изучении курса ОРКСЭ используется качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио обучающихся. В течение года индивидуально или в группах обучающиеся выполняют проектные работы. Все итоговые работы выполняются с учетом общих задач курса и с выходом на диалог культур и традиции многонационального народа России. Защита работ осуществляется на общеклассных мероприятиях. Независимого от того, какую религиозную культуру изучал школьник, в ходе мероприятия он знакомится и с другими культурами.

    • Формы продуктов проектов: Web-сайт, атлас, карта, видеофильм, выставка, газета, журнал, костюм, модель, коллекция, игра, мультимедийный продукт, музыкальное или художественное произведение, постановка, праздник.

    • Формы защиты итоговых работ: игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей, доклад, пресс-конференция, путешествие, экскурсия, ролевая игра, спектакль, соревнование, телепередача и т.д.

    • Оценка результатов по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе. Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности (обязательны для всех обучающихся) предоставляются в форме реферата, презентации или творческой работы любого вида.

    • Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.

    • Учащиеся должны уметь: осмысливать задачу, находить информацию, несколько вариантов решения проблемы, работать в коллективе, инициировать учебное взаимодействие со взрослыми, связано излагать материал, уверенно держать себя во время выступления, отвечать на вопросы, анализировать собственные достижения.

Методы организации контроля

  • Для оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличия зачатков ценностного мышления учитель может использовать:

- педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ;

- самооценка учащихся по результатам урока.

  • Система оценивания курса содержит диагностику теоретических знаний и диагностику личностных изменений обучающихся (приложение 2). Для диагностики теоретических знаний разрабатываются тестовые задания всех видов, анкеты, викторины, кроссворды. Для диагностики личностных изменений учащихся реализуется мониторинг духовно-нравственного развития обучающихся 4-ых классов, ведётся Портфолио ученика. Портфолио ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, лучшие работы, отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные работы и пр.

Оплата за преподавание курса ОРКСЭ

При наличии в классе обучающихся, выбравших различные модули, вносятся изменения в положение об оплате труда образовательного учреждения. Определяется минимальное количество человек в группе. Возможно осуществлять стимулирующие выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда.

Ведение документации

  • По курсу составляется рабочая программа с календарно-тематическим планированием на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.

  • Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно ООП НОО и рабочей программе. Отметки в журнале не выставляются.

  • В журнале успеваемости фиксируется следующее:

- список обучающихся по ими выбранному модулю;

- наименование дисциплины: Основы религиозной культуры и светской этики. Модуль «Основы светской этики» или другой один из 6 модулей;

- ФИО учителя, даты проведения и темы уроков;

-по итогам года обучающийся аттестуется или не аттестуется и делается запись в журнале и личном делезачтено/ не зачтено.

  • Если в классе сформировано несколько учебных групп по модулям, то в классном журнале на каждую учебную группу выделяются отдельные страницы.

  • Для изучения курса ОРКСЭ используются методические материалы к учебникам по ОРКСЭ, которые включены в Федеральный перечень учебников. Рекомендованных Министерством образования и науки к использованию в образовательном процессе.

  1. Достижение результатов

Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» в гимназии направлено на достижение следующих результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата- вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения

учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и

жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

- осознание ценности человеческой жизни.
 Ожидаемые результаты:

- понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является непроходящей ценностью, залогом устойчивого развития человечества, что его уважение является фактором развития демократических и гражданско- правовых основ жизни российского общества;

-понимание учащимися того, что их поведенческие модели – одни из равноправных моделей поведения, в основе которых лежат некоторые этно-конфессиональные принципы; носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «золотого правила нравственности»: не делай другому того, что не желаешь себе;

- потребность в общении с представителями иной религиозно – культурной традиции, стремление интегрировать усилия общих социально значимых задач;

-мотивация учащихся к осмыслению неожиданных для них поведенческих реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их религиозно-культурной традиции;

-стремление предотвращать и умение  избегать конфликных ситуаций, навыки находить компромиссные решения, выходы из конфликтов, обусловленных мировоззренческими, религиозными, культурными различиями, толерантное отношение к другим людям, одноклассникам.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Законодательство Российской Федерации iconТест №10. «Законодательство РФ об образовании» в конституции Российской...
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16. 03. 2010 №152н «О мерах, направленных на формирование...
Законодательство Российской Федерации iconЗаконодательство России
Об утверждении Положения о конкурсе работ, представляемых на соискание премий Президента Российской Федерации и премий Правительства...
Законодательство Российской Федерации iconКонспект лекции по теме 1 «Права человека и современное национальное...
Понятие и содержание конституционно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации icon1. Законодательство о видах животных, занесенных в красные книги (краснокнижных видах)
«ответственность за нарушения законодательства по объектам животного мира, занесенным в красную книгу российской федерации и в красные...
Законодательство Российской Федерации iconСовет безопасности Российской Федерации
Законодательство о принципах и гарантиях свободы информации состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства
Законодательство Российской Федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Законодательство Российской Федерации iconУчебно-тематический план по дисциплине «Нотариат в Российской Федерации»
В связи с тем, что законодательство о нотариате находится в тесной взаимосвязи с гражданским, семейным, жилищным, земельным, гражданско-процессуальным...
Законодательство Российской Федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Законодательство Российской Федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Законодательство Российской Федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Законодательство Российской Федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Законодательство Российской Федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Законодательство Российской Федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Законодательство Российской Федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Законодательство Российской Федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Законодательство Российской Федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск