Скачать 121.84 Kb.
|
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования. Филиал Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма в г.Новочебоксарске. ЛОГИКА Программа дисциплины Новочебоксарск2010 Программа утверждена и рекомендована на заседании учебного совета филиала РГУФКСиТ Протокол №_____от «____» ____________2010 г. Составители: Блашенков Алексей Николаевич, преподаватель кафедры ОПД Рецензент: Программа дисциплины национально-регионального вузовского компонента цикла ГСЭ составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению подготовки (специальности).
Логика - важнейший элемент гуманитарной культуры, необходимый для подготовки полноценных специалистов во всех сферах деятельности, в том числе в области юриспруденции, управления и бизнеса. Если человек выбирает профессию, связанную с необходимостью четко и строго рассуждать, то он должен сделать это предметом специального изучения. Логика способствует формированию логической культуры любого специалиста. Логически образованный человек способен мыслить точно, последовательно, доказательно. Логика формирует дисциплину мышления, обостряет критическую функцию ума, исключает бездоказательные, голословные утверждения и мнения, приучает к обстоятельности в суждениях и оценках, совершенствует полемическое мастерство личности. Требования логики очень прости, четки, однозначны, нормативны. Нарушать эти требования недопустимо. В простых ситуациях они, как правило, и не нарушаются, но в более сложных случаях логические неточности, небрежности, тем более ошибки далеко не очевидны и могут приводить к очень серьезным негативным последствиям принципиального характера в самых различных сферах человеческой деятельности. При изучении логики на первом месте должно стоять не запоминание, а формирование практических навыков. Важным условием усвоения курса является последовательное изучение тем, поскольку изучение предшествующих тем необходимо для понимания последующих. 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате изучения курса студент должен:
- уметь находить в изучаемой по другим дисциплинам литературе логические формы, законы, выявлять логическую структуру рассуждения авторов и давать им логическую оценку; - уметь корректно, логически грамотно вести диспуты, полемику, дискуссии, в том числе при работе на семинарах.
И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
4. Содержание дисциплины 4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Предмет и задачи курса Предмет и основные понятия логики. Логические формы и структуры мышления. Логические законы и принципы. Основные этапы развития логики. Традиционная и современная (математическая) логика. Особенности классической логики (логики высказываний и логики предикатов) и неклассической логики. Общая характеристика основных направлений и разделов современной неклассической логики: многозначная логика, модальная логика, логика оценок, логика норм, паранепротиворечивая и другие логики. Теоретическое и практическое значение логики. Логика и язык. Многочисленные приложения логики. Логика и вычислительная техника. Логика и компьютер. Тема 2. Понятие как форма мышленияПонятие как одна из форм правильного мышления.Значение логических приемов анализа и синтеза, абстрагирования и обобщения в образовании понятий. Определение содержания и объема понятий и отношений между ними. Понятия общие, единичные и собирательные, конкретные и абстрактные. Логическая характеристика понятия. Виды отношений между понятиями: тождественность, подчинение, соподчинение, пересечение, противоположность и противоречивость. Логические действия над понятиями – обобщение и ограничение, определение и деление – их познавательное и практическое значение. Приемы обобщения и ограничения; виды определения и деления понятий; правила определения и деления понятий и логические ошибки, связанные с их нарушением. Правила определения и деления понятий. Классификация понятий. Тема 3. Суждение и нормаНормативный характер логики. Нормативная истина и нормативная ложь. Суждение как одна из форм правильного мышления, как форма отражения действительности в ее связях и отношениях, как мысль, содержащая утверждение или отрицание чего-либо о чем-либо. Количество и качество суждения. Отличие суждения от грамматического предложения, различие между понятием и суждением. Структура суждения. Классификация суждений. Классическая логика высказываний. Логические связки и их выражение в естественном языке. Таблицы истинности. Отношение между суждениями посредством логического квадрата. Сложные суждения. Таблицы истинности. Тема 4. Вопросно-ответные формы Характеристика вопросов с логической точки зрения. Логически корректные и логически некорректные вопросы. Открытые и закрытые вопросы. Правильные и неправильные, полные и неполные, сильные и слабые ответы. Тавтология, нерелевантность. Тема 5. Основные законы логикиЗаконы логики как необходимые условия построения мыслей, содействующие правильному ходу познающего мышления. Основные логические законы. Закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Их познавательное и практическое значение. Тема 6. УмозаключениеУмозаключение как одна из форм правильного рассуждения, как получение правильного знания на основании ранее полученного знания; как вывод заключения из двух или большего числа суждений. Различие дедуктивных и индуктивных умозаключений. Дедукция как умозаключение от знания большей степени общности к новому знанию меньшей степени общности. Существо вывода с логической необходимостью. Вывод в категорическом силлогизме. Аксиома силлогизма. Правила вывода в простом категорическом силлогизме. Возможные ошибки, связанные с нарушением этих правил. Фигуры и модусы категорического силлогизма, правила силлогизма. Условно-категорические и разделительно-категорические силлогизмы, их модусы и правила. Исчисление высказываний и силлогистика. Семантика традиционной силлогистики. Познавательное значение силлогизмов. Индукция как умозаключение от знания меньшей степени общности к новому знанию большей степени общности. Логические обоснования индуктивных выводов, познавательное значение и сравнительная ценность различных видов индукции (полная индукция, индукция через простое перечисление, научная индукция). Сущность методов индуктивного исследования причинной зависимости между явлениями – метод сходства, различия, остатков и сопутствующих изменений. Логические ошибки в индуктивных умозаключениях. Единство и различие индукции и дедукции. Аналогия как вид умозаключения. Условия ее применимости и ошибки, связанные с нарушением этих условий. Тема 7. Логические основы аргументацииСуть и задача аргументации. Структура аргументации. Доказательство как частный случай аргументации. Прямое и косвенное доказательство. Опровержение. Требование к элементам доказательства. Ошибки в проведении доказательства. Спор как диалог. Эристика как искусство ведения спора. Виды споров. Условия рационального ведения спора. Позволительные и непозволительные уловки ведения спора. Тема 8. Формы развития знания Роль изучение форм развития знания в юриспруденции и гуманитарных науках. Проблема. Развитые и неразвитые проблемы. Ступени проблемы как процесс развития знания. Гипотеза. Требование, которым должны удовлетворять гипотезы. Гипотезы о социальных явлениях. Гипотезы как судебно-следственные версии. Проблема доказательства судебно-следственных версий. Эмпирический и теоретический уровни познания. Теория как достоверное и предсказательное знание. Объяснение явлений с помощью теорий.
Основная:
Дополнительная:
7. СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ 7.1. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ 1. Предмет и значение логики как науки. 2. Формы познания и его характеристика. 3. Логика и язык. 4. Общая характеристика понятия. 5. Содержание и объем понятия. 6. Множество и его элементы. 7. Отношение между понятиями. 8. Виды понятий. 9. Определение понятий и правила. 10. Деление понятий и правила. 11. Ограничение и обобщение понятий. 12. Дихотомическое деление понятия. 13. Общая характеристика суждения. 14. Виды простых суждений. 15. Распределенность терминов в суждении. 16. Категорические суждения и его виды. 17. Сложное суждение и виды. 18. Отрицание сложного суждения. 19. Логический квадрат. 20. Модальные суждения. 21. Общее понятие об умозаключении. 22. Превращение и обращение непосредственных умозаключений. 23. Простой категорический силлогизм – общее понятие. 24. Фигуры и модусы силлогизма. 25. Условно-категорические умозаключения. 26. Формализация дилемм. 27. Индуктивные умозаключения и его виды. 28. Виды неполной индукции. 29. Умозаключение по аналогии и его виды. 30. Структура доказательства. Виды доказательного рассуждения. 31. Теория спора и теория аргументации. Понятие опровержения. 32. Основные законы логики. 33.Закон тождества. 34.Закон непротиворечия. 35.Закон исключенного третьего. 36. Закон достаточного основания. 37. Логическая структура вопроса и его виды. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... План-конспект урока по технологии учителя моу «Гимназия №6» г. Новочебоксарск Друговской Е. В | Урока по геометрии в 10 классе по теме «Правильные многогранники. Теорема Эйлера» Весновская Оксана Валерьевна, учитель математики и оригами моу «сош №20» г. Новочебоксарск | ||
Г. Новочебоксарск Чувашская Республика программа по профилактике табакокурения на 2007-2008 г г Федеральный закон «Об ограничении курения табака» от 10 июля 2001 г. №87-фз ( в редакции Федеральных законов от 31. 12. 200 г. №189-фз,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Торжественное открытие чемпионата г. Чебоксары по баскетболу среди коррекционных образовательных учреждений г. Чебоксары, г. Новочебоксарск... | ||
Проект мероприятий по совершенствованию системы снабжения зао «нпп... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №48 «Журавлик» города Новочебоксарска Чувашской... | ||
Система работы по формированию здоровьесберегающей среды в образовательных... Цель данного урока: формирование специальных знаний, практических умений и навыков использования средств физической культуры для... | Межпредметный элективный курс «Химия и экология» Автор: учитель химии... Юридическим изобретателем термина «экология» является последователь Чарльза Дарвина Эрнст Геккель, в конце девятнадцатого века определивший... | ||
Элективный курс Уравнения и неравенства с параметрами (10 класс,... Элективный курс для 10 класса «Уравнения и неравенства с параметрами.» рассчитан на 32 часа | Ученица 9 класса мбоу «сош №16» г. Новочебоксарск Чувашской Республики... Веру Федоровну Никонорову (прил. 1) совершенно с другой стороны. Порой мы ищем знаменитых людей, чтобы еще больше узнавать о них,... | ||
Элективный курс Тайны живой природы Автор: Моисеева Татьяна Николаевна,... Курс «Тайны живой природы» предназначен для учеников 10х классов и имеет цель вызвать интерес к биологии, желание изучать данный... | Элективный курс Текст. Стиль. Речь. Автор: Данилова Светлана Александровна,... Закрепить знания о функциональных стилях и типах речи; научить правильному анализу текста, вызвать интерес к данной теме; показать,... | ||
Рабочая программа дисциплины «Гражданская война в России: источники и историография» Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные... | Программа дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины... Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции | ||
Программа дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины... Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ую программу дисциплины, где представлены цели, задачи и предмет дисциплины; требования к уровню освоения дисциплины; объем дисциплины... |