Скачать 0.59 Mb.
|
К Т Д В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно способна творить чудеса. У каждого, кто погружался в чарующую атмосферу коммунарского сбора, участвовал в КТД, магическим образом пробуждался творческий потенциал, возникали самые добрые чувства к своим товарищам. Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КТД. КТД планируются и проводятся в течение месяца, меняя названия и содержание каждый год. Три из них напрямую связаны с преподаваемыми предметами (точные, гуманитарные, естественные дисциплины), два других произвольные. За последние три года в школе прошли КТД: «Графоман», «Очевидное - невероятное», «Это наш город!», «Россия на рубеже веков», «Тегга шсо§ш1а (Земля неизведанная)», «Мой Пушкин», «День телевидения», «За здоровый образ жизни», «Самая сильная сила» и многие другие. Их разнообразие и периодичность позволяют учащимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. Результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры, сценки, агитбригады. Выставки, организуемые почти всегда во время проведения коллективных творческих дел, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера, начиная с рисунков, плакатов, газет, заканчивая поделками, изделиями из различных материалов, макетами. Большие выставки прикладного и письменного творчества, а также публичные выступления ребят на сцене друг перед другом, часто не просто перед ровесниками из параллели, а перед младшими и старшими, создают ситуации демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений относительно успехов других. Коллективное творческое дело имеет огромное влияние как на личность каждого человека, на класс, который является первичным коллективом, так и на весь большой ученическо-учительский коллектив школы. Это подтверждают результаты диагностики, анализ КТД в классных коллективах и самоанализ участников. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива и формирование личности школьника. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших. С этой целью заключительный этап КТД часто проходит в форме разновозрастного сбора «В кругу друзей». Он охватывает учащихся 5-9-х классов, из которых формируются разновозрастные отряды. Командиры и наставники отрядов - ученики 10-11-х классов. Они уже владеют организаторскими навыками, им есть чему научить младших товарищей. В роли консультантов выступают педагоги, организаторы, классные воспитатели. Такие игры проводятся 2-3 раза в год. Во время планирования и организации коллективных творческих дел взрослые и дети приобретают большой опыт организаторских навыков, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за организацию определенного этапа коллективного творческого дела. Коллективные творческие дела становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождают добрые чувства, сопереживание всех всем Одно из наиболее ярких проявлений системы "коллективных творческих дел - соуправление и самоуправление. И главные здесь не органы самоуправления, которые зачастую создаются формально и существуют только на бумаге, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Через Советы дела, которые формируются для подготовки КТД, каждый может приобщиться к управлению. Состав советов постоянно обновляется и представляет возможность участия каждому желающему попробовать свои силы. Самоуправленческая деятельность осуществляется в разных видах: - участие в планировании, разработке ; проведении и анализе ключевых дел коллектива; - выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений; - творческие дежурства по школе, организация творческих перемен; - деятельность Советов дел. Большое значение творческие дела имеют для педагогов. Они выводят их из замкнутого мира преподавания одного предмета, приобщают к общим действиям с коллегами, открывают широкие возможности для взаимодействия, взаимодополнения, педагогической рефлексии. Идет интенсивный процесс не только совершенствования профессионального мастерства, но и развития личности педагога. К тому же каждый воспитатель в той или иной степени осуществляет процесс мягкого, гибкого управления. Таким образом, коллективные творческие дела как крупные воспитательные акции создают в школе периоды повышенного эмоционального напряжения положительной направленности, яркие события школьной жизни, подготовленные сознательно и осуществленные большинством, содержат в себе ценные нравственные ориентиры, на которых строится жизнь этого большинства, позволяют перевести ценности системы в личные ценности каждого из ее участников. КТД - это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности. К Т Д дают возможность
• : формирование коллектива единомышленников; • освоение культурного пространства • формирование личности. В школе созданы 23 клуба и объединения по интересам. Работа клубов и объединений строится по принципам коллективной творческой деятельности, предоставляя учащимся возможность реализации своих интересов и потребностей, развития способностей общения, самовыражения и самореализации в среде сверстников. Кроме того, участие в клубной деятельности позволяет детям отдохнуть, найти друзей. Самыми многочисленными и популярными являются туристический клуб «Вибрам» и КВН-клуб. 'Коллективное творческое дело (КТД), в нашем понимании, - это групповая деятельность, имеющая игровую инструментовку, совокупность приемов, действий, выстроенных в определенной последовательности. Организация коллективной творческой деятельности происходит в несколько этапов, которые мы видоизменили и дополнили, исходя из целей и задач школы (расширен состав участников, создано широкое творческое пространство деятельности, введен промежуточный этап, игровая инструментовка на всех этапах). Схема организации КТД КТД проходят в школе 4-5 раз в год, охватывая весь ученический (с 1-го по 11-й классы) и педагогический коллективы. В подготовке и проведении участвуют методические объединения учителей (МО), классные руководители, классные воспитатели, организаторы досуга, руководители кружков и факультативов, педагоги дополнительного образования, родители, выпускники школы. Воспитательно-образовательное содержание КТД формируется в виде дидактических задач, однако для детей они не выступают открыто, а реализуются через игровые действия и правила, что значительно облегчает их решение, делает процесс увлекательным, эмоционально насыщенным. Игра способствует формированию положительной мотивации, расширяет состав участников КТД, делает его привлекательным. Игра как средство воспитания выбрана нами не случайно. В процессе игры требования взрослых к детям становятся их требованиями к себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра-это свободная, естественная форма проявления деятельности детей, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения, саморазвития. Мгра — главная сфера общения детей, в ней решаются проблемы межличностных отношений, партнерства, дружбы, товарищества; игра — это сильнейшее средство социализации. Важнейшими воспитательными и разбивающими функциями игры являются: • социокультурное назначение игры; • функция самореализации ребенка в игре; • коммуникативная; • диагностическая; • игротерапевтическая; • коррекционная; • развлекательная. Предмет игры- наслаждение ее процессом, конечный результат -реализация и развитие способностей, формирующих личность. В схеме это можно представить так: 1. Наслаждение удовольствием от игры «Хочу играть». Р И Г 2 Принятие игровой задачи «Надо играть так, а не иначе». А Р 3 Выполнение задачи (творчество!) «Я могу» З А 4 Рефлексивный этап «Что получилось, что не удалось...» В И Т И Е. Коллективное творческое дело может быть трудовым, развлекательным, спортивным, дидактическим, праздничным... Организация КТД начинается с того, что образуется временная инициативная группа, которая на основе решений предыдущих КТД и насущных интересов коллектива школы предлагает тему, предусматривает цель, задачи нового КТД, распределяет обязанности между членами коллектива по его подготовке. Инициативная группа становится основой общешкольного Совета дела. Советы дела образуются и в каждой параллели. Совет дела параллели формируется из учеников (1-2 или более человек от каждого класса), а также состоит из организаторов, учителей-предметников и классных руководителей. Совет дела — это активные, заинтересованные люди, от которых зависит организация проведения КТД. Этапы КТД. С тарт К Т Д. Проводится во всех параллелях в форме игр, линеек, рекламы... На нем сообщается тема, цель, задачи, этапы, задания по этапам. Стартовая игра должна быть продумана. Она должна быть яркой и запоминающейся, такой, чтобы каждому присутствующему захотелось принять участие в КТД. Промежуточный этап . После старта проводятся промежуточные этапы КТД в классах. Они показывают, как ребята готовятся к итоговому КТД, находят новую информацию, приобретают новые знания, умения, навыки. Промежуточный этап проходит в разных формах: в форме устных журналов, конференций, посиделок, ярмарок. Их главная цель - накопление знаний, умений. В промежуточном этапе каждый может найти дело по душе. Изготовить поделку, принять участие в составлении проекта заключительной игры, сшить костюмы, декорации. Попробовать себя в качестве поэта, музыканта, оформителя... Результатом промежуточных этапов является: выпуск газет, плакатов, кроссвордов, ребусов, карт, макетов, литературных произведений, сочинений, поделок и много другого. Заканчивается этап школьной выставкой творческих работ, в которой может принять участие каждый. Работы могут быть коллективные, индивидуальные, семейные, единственное условие, чтобы они соответствовали теме КТД. Каждый самостоятельно выбирает форму и вид творчества, может продемонстрировать свои способности в любой сфере деятельности. Это могут быть стихи, буклеты, картины, рефераты, рекламные статьи, костюмы изучаемой эпохи и т.д. Каждый может предложить и защитить свой творческий проект. Итоговое К Т Д . Итогом любого КТД становятся театрализованные ! представления, интеллектуальные, развлекательные, спортивные игры, литературные гостиные, телепередачи на сцене, КВН, конкурсы и т.д. Здесь же подводятся итоги КТД. Лучшие участники получают дипломы, благодарственные письма за лучший сценарий, лучшую творческую работу, самое яркое выступление, лучший реферат. Вручаются медали выдающимся знатокам, эрудитам, организаторам КТД и т. д. Анализ КТД. КТД в каждом классе проводится анализ. Это один из важнейших этапов работы: оценка результата, соотнесение полученного с запланированным. Для педагога это педагогическая диагностика. Основные вопросы, которые должны быть обсуждены, на первый взгляд, просты: Как было организовано дело? Что мы узнали друг о друге? Что делал лично я, чему научился, что узнал? Какие мысли и чувства вызвало у тебя КТД? и т.д. Отмечаются успехи класса и личный вклад каждого. Задача классного руководители - фиксировать и отслеживать роли и позиции, которые занимают дети в различных КТД. Стремиться к тому, чтобы не «эксплуатировались» явные способности (например, умение рисовать - позиция оформителя); при его умелом руководстве ребенок меняет роли, приобретая тем самым новые способности и умения. Таким образом, КТД становятся личностно ориентированным. А их периодичность и повторяемость способствует приобретению положительных привычек, формированию характера, приобретению и развитию способностей. КТД И РАБОТА В СОДРУЖЕСТВАХ Воспитательная работа в гимназии ведется по коммунарской методике, разработанной профессором Ленинградского пединститута И.П. Ивановым на основе идей А.С. Макаренко. Работа ведется по содружествам. Каждое содружество объединяет ребят младшего, среднего и старшего возрастов, например: 1 «Б» - 5 «Б» - 8 «Е» классы или 3 «Г» - 6 «3» - 10 «А» классы. Всего 17 содружеств. По содружествам ребята планируют, готовят, проводят и анализируют коллективные творческие дела, которые объединяют всех учащихся школы с 1-го по 11-й класс. 9-10 коллективных творческих дел (КТД) принимаются в начале сентября на общем сборе-старте, где проходит коллективное планирование с участием представителей всех классов-содружеств вместе с их старшими товарищами - классными руководителями. Многие из них стали традиционными: День знаний, старт-слет, День дублера - День учителя, Новогодний бал-маскарад, коммунарские сборы, «Салют, Победа!», Последний звонок. 2-3 КТД меняют тематику в связи с юбилейными датами страны. Название дел не меняется, но содержание обновляется постоянно, так как ребята не терпят повторения: «Все творчески, а иначе - зачем?». Затем формируются советы дел по каждому КТД, куда входят ребята 7-11-х классов. Итак, большинство ребят проходят школу организаторов дел. В состав Совета дела входит 20-30 человек. Совет дела проходит по четвергам. Главное - зажечь ребят. Начинаем с обсуждения: с какой целью проводим это КТД, сроки проведения, форма проведения, а затем, исходя из целей, - содержание. Через членов Совета дела держим связь с классами. В процессе подготовки КТД подростки приучаются самостоятельно выполнять принятые решения, развивают организаторские навыки, творческие способности, чувство ответственности. Стараемся привлекать и учителей, и классных руководителей, но это сложно в связи с перегрузкой учителей и двухсменностью занятий. В ходе проведения КТД Совет дела, учителя увлекают ребят личным примером бодрого настроения, мажорного тона, доброй шуткой, радостной перспективой близкого успеха. Ребята убеждаются в необходимости с честью выходить из затруднительного положения. Следующая стадия - коллективное подведение итогов КТД, причем по «свежим следам». Дела обсуждаем в каждом классе и на общем сборе-огоньке Совета КТД. В ходе анализа ребята отмечают, что получилось, что было хорошо, почему, т. е. прежде всего отмечают хорошие моменты, что им понравилось, а затем - что не понравилось, что было плохо и почему. Отмечают, что взять на будущее, какие уроки можно извлечь, что изменить. С чувством гордости ребята отмечают удачные моменты дела, что им удалось, понравилось другим, хорошую организацию, трудности; видят и говорят о своих ошибках, о безответственности отдельных ребят. Говорят сами. По традиции в конце каждой четверти во всех классах проводится классный час на тему: «Анализ деятельности классного коллектива за четверть (год) и корректирование плана на следующую четверть». Много положительных моментов отмечено в ходе анализа: - организованность классов; - сплоченность коллективов классов-содружеств; - участие родителей в КТД; - полезные и интересные встречи с работниками медицины, психологической службы, правоохранительных органов, с артистами; - участие в КТД учителей гимназии, которых объединяют общие заботы, тревоги о детях, общие с ними дела, которые делают жизнь детей яркой, наполненной фантазией и творчеством, вселяют уверенность в свои силы и воспитывают способность выжить и устоять в любых условиях. Коммунарская методика создает огромные возможности для творческого развития детей. Причем она рассчитана не только на интеллектуалов, но и на «обычных» детей. Коммунарская методика нацеливает коллектив на творчество, она учит ребят творческому отношению к своей общественной жизни. Именно в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. В школе активно развито самоуправление. С 1988 года действует детская организация - коммуна «Костер». Устав ее обсужден и принят в ноябре 1994 года. Основой Коммуны является содружество классов, объединяющее детей младшего, среднего и старшего возрастов. Высшим органом Коммуны является коммунарский сбор, который проводится 2 раза в год (в январе в дни зимних каникул и в августе перед началом учебного года). Какою бы не была окружающая детей жизнь, воспитатель обязан учить его лучшей жизни. Суть коммунарской методики в организации определенного образа жизни коллектива, где все основывается на началах нравственности и творчества. У коммунарской методики высокая цель - воспитание идейности. Коммунарская жизнь - стремление к достижению по-настоящему трудных, усложняющихся целей, борьба за претворение в жизнь принципов служения людям, творческая самоотдача. Коммунарская жизнь, сложная и счастливая, раскрывает людей, заставляет ценить в каждом его неповторимость, уникальность. Взаимная любовь, искренность, взаимопонимание, забота друг о друге, братство рождают ощущение счастья. Идейность, как говорили коммунары, - «умение повести за собой», воспитать в себе «комиссарские качества», способность понять человека, душевность. Вот, пожалуй, самые главные черты коммунарства. Они формировались, определяли поведение по мере того, как каждым «присваивалась» общественно значимая цель - улучшать окружающую жизнь, бороться с недостатками в ней. Поначалу коммунаров увлекает все: необычная обстановка, сами творческие дела, добрые отношения, интересные взрослые. Но постепенно определяющим мотивом становится общественно значимая цель. И, что особенно важно, - эта цель неизменно подтверждается делами. Сила коммунарской методики не в отдельных элементах, а в ее целостности, связи частей: не будет благородной идеи - не получится разговор на сборе. Не будет сбора - не появится чувства заботы, а значит, сорвется дух поиска дел. Сорвется планирование - не будет дела, нечего будет анализировать. А если будет и дело, и сбор, но без юмора и песни, - тоже ничего не получится. Как это целое передать? Опыт показывает: через форму сбора. «Сборовский» путь стал основным во всех очагах коллективного творческого воспитания. Пока что мы рассматриваем только коммунарский сбор как модель, по которой ребята учатся лучшей жизни. Теперь стало яснее, как эта лучшая жизнь создается, как это вообще можно: быстро создать почти идеальную жизнь в далеко не идеальном коллективе. В ходе коммунарского сбора никаких побуждений, деклараций, принцип «Все творчески, иначе зачем?» обеспечивает равенство, быстрое развитие детей и высокое качество работы, коллективный самоанализ побуждает к самовоспитанию, свободно работающие старшие друзья (учителя) развивают и поддерживают творческую активность ребят. Итак, идея, творчество, анализ, старшие друзья, сбор, советы дела, «огоньки». Стоит вынуть одно звено, как вся постройка рухнет: ничего не получится без возвышенной цели, или без творчества, или без анализа, без старших друзей, или без «огоньков» с хорошей песней. Интересно заметить, что при такой системе воспитания, если оно продолжается достаточно долго, многие традиционные проблемы педагогики практически снимаются сами собой. Сводится к минимуму проблема хулиганства, пьянства, воровства, агрессивности, грубости, порчи имущества, аморального поведения, проблема юношеского пустого скептицизма и критиканства, неуважительного отношения к взрослым. Снимается проблема «потребительства», исчезает психология исполнительства - «что велят, то и сделаю». Основная идея сборов - идея «заражения». На сборах готовим актив, «заражаем» его, затем актив «заводит» всю школу. Нетерпение, с которым ждет очередной сбор большое количество ребят всех возрастов, желающих участвовать в нем, эффект эмоционального «заражения», благотворное влияние на все, особенно на воспитательную работу, яркие воспоминания, остающиеся в памяти, - все это убеждает нас, что найдена верная форма. Программа сбора начинает формироваться за два месяца. В одно из воскресений ноября в гимназии собираются все желающие принять в этом участие. На сбор-старт приходит 60-70 человек. Мы делимся на группы по 7-9 человек и проводим мозговую атаку. Через 25-30 минут каждая группа высказывает свои предложения по содержанию сбора, его цели проведения, месту проведения, срокам проведения и количеству дней. Многие изпредложений тут же осмысливаются. Группа взрослых тоже проводит мозговую атаку и предлагает свои варианты будущего сбора. Здесь же, на сборе-огоньке создается специальный Совет дела, куда войдут как взрослые, так и школьники. Работает Совет по методу свободной дискуссии. Такой метод очень продуктивен и, как ни странно, быстрее приводит к единодушию. Идейно-нравственный настрой сборов отражается в их Заповедях: > Все за одного, один за всех. > Живи для улыбки товарища. > Лучше трудно, чем нудно. > Каждое дело - творчески, иначе зачем? > Правда, но без громких фраз, > Красота, но без прикрас И добро не напоказ -Вот что дорого для нас! > Думать коллективно, Работать оперативно, Спорить доказательно -Для всех обязательно. > Критикуешь - предлагай. Предлагаешь - делай. Совершенно особую роль на сборах играет песня. Это активнейший участник всех дел и событий. Она создает настроение, выражает чувства, которые трудно передать словами, главное - сближает, роднит людей. Ее поют негромко и проникновенно. Форсировать звук нельзя: можно сфальшивить, нарушить эмоциональную окрашенность. В ней нет солистов, все поют только вместе, от начала до конца. Сборы посвящены важнейшему событию года. В них много труда, познания, спорта, художественного творчества, обучения организаторским навыкам. Насыщенность сборов такова, что они резко выделяются из всех других дней года. Основной структурной единицей сбора является разновозрастный отряд в количестве 23-27 человек. В него входят учащиеся 5-11-х классов. Такие отряды, созданные до начала сбора, окрепшие во время сбора, и играют важную роль в сплочении школьного коллектива «по вертикали». |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Особое место занимают сведения из истории семейного права. Сравнивая прошлое и настоящее можно увидеть, как менялось семейное право... | Методика и организация проведения коллективного творческого дела (ктд) У каждого, кто погружался в чарующую атмосферу коммунарского сбора, участвовал в ктд, магическим образом пробуждался творческий потенциал,... | ||
Гендерные аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста Цель Она апеллирует к метафизическим, трансцендентальным и априорным истокам опыта. Особое место в ее предметном содержании занимают... | Пояснительная записка Образовательная программа «Пластика современного... Среди множества форм художественного воспитания детей и подростков хореография занимает особое место | ||
Каждая выставка – это взгляд на мир человека, подготовившего ее В ряду различных форм рекламы книги, популяризации книжного фонда, выставки занимают особое место | Индивидуальная программа саморазвития личности учителя Через ктд реально вклад в общее дело. Ктд способствует тому, что каждый учится работать в команде, то есть ктд «специально организованная... | ||
Теоретические основы проектирования роторно-вращательных насосов c циклоидальными зацеплениями Особое место занимают профили, обеспечивающие пониженные виброшумовые характеристики насосов. Создание новых профилей роторов неотделимо... | Составитель Ж. В. Третьякова трудовое право Коллективные трудовые отношения. Социальное партнерство. Коллективные договоры и соглашения. Коллективные трудовые споры и порядок... | ||
Составила Ж. В. Третьякова трудовое право Коллективные трудовые отношения. Социальное партнерство. Коллективные договоры и соглашения. Коллективные трудовые споры и порядок... | Ю. С. Сопранцова Она апеллирует к метафизическим, трансцендентальным и априорным истокам опыта. Особое место в ее предметном содержании занимают... | ||
Производственный травматизм Среди всех причин первичной инвалидности и смертности травмы занимают третье место, а у лиц трудоспособного возраста травмы занимают... | Рабочая программа дисциплины Она апеллирует к метафизическим, трансцендентальным и априорным истокам опыта. Особое место в ее предметном содержании занимают... | ||
Лингвистические гендерные исследования Она апеллирует к метафизическим, трансцендентальным и априорным истокам опыта. Особое место в ее предметном содержании занимают... | Тойтукова Айнура Ормошевна Она апеллирует к метафизическим, трансцендентальным и априорным истокам опыта. Особое место в ее предметном содержании занимают... | ||
Реферат по дисциплине «Математика на тему «Это удивительное число семь» Среди тайн особое место занимают тайны чисел, их возникновение и влияние на людей. Мы сталкиваемся с числами на каждом шагу, они... | Гендерный подход в воспитании и обучении детей Она апеллирует к метафизическим, трансцендентальным и априорным истокам опыта. Особое место в ее предметном содержании занимают... |