Российской федерации





Скачать 249.74 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
Дата публикации22.05.2015
Размер249.74 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Социологический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе

профессор___________Е.Г.Елина
"__" __________________2011 г.

Рабочая программа дисциплины

Основы социолингвистики


Направление подготовки

040100– СОЦИОЛОГИЯ
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная


Саратов,

2011

1. Цели и задачи освоения дисциплины.

Цель дисциплины: исследовать теоретические основы закономерности языкового поведения человека в обществе и методику использования социолингвистических исследований.

Задачи дисциплины:

Освоение материала данного спецкурса требует от студентов решения целого ряда задач:

- Изучить теоретическое и методологическое обоснование взаимообусловленности социальных и языковых структур.

- Освоить роль языка как диагностического средства изучения социальных явлений.

-

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина вариативной части профессионального цикла. Приступая к ее изучению, студент должен предварительно прослушать курсы «Философия» и «Общая социология» из цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Для более успешного усвоение дисциплины будут полезны базовые знания, полученные при прохождении курсов «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык».

Дисциплина «Основы социолингвистики» является первой дисциплиной профессионального цикла предметов, изучающих социальную коммуникацию («Социология общественных связей», «Социология коммуникаций», «Рекламоведение», «Связи с общественностью», «Социальные технологии», «Имиджеология») и исследует основные категории социальной коммуникации на ее языковом уровне.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Студент по направлению подготовки «Социология» с квалификацией бакалавр по итогам изучения курса должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:
а) общекультурными (ОК)

- владеть культурой мышления, способностями к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

- уметь логически верно, аргументировано и ясно выстраивать устную и письменную речь, создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-2);

- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
б) профессиональными (ПК):

способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

способность и готовностьучаствовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учётом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3);

умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6);

способность и готовностью к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-9);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:

- основные классические и современные социолингвистические теории и школы;

- многофакторную взаимообусловленность социальных и языковых структур на основе антропоцентрического подхода;

- основные социолингвистические методы, применяемые в прикладной социологии.

Уметь:

- использовать исследование языка как диагностического средства изучения социальных явлений.

- реализовывать самостоятельные исследовательские проекты;

- представлять результаты исследовательской и аналитической работы.

Владеть

- способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике;

- навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая интернет и зарубежную литературу.
4. Структура и содержание дисциплины.

Программа курса рассчитана на 1 семестр, предполагает проведение лекционных и семинарских занятий (2 семестр – 16 часов лекционных, 18 часов – практических занятий), самостоятельную работу студентов, также предусматривает формы текущего контроля успеваемости.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц - 144 часов.




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Семинары

СРС

КСР

1

Введение в социолингвистику

2

1, 2, 3, 4

4

4

12




Эссе

2

Вариационная социолингвистика

2

5, 6, 7

2

4

12




Практическое задание

3

Социальная и функциональная дифференциация языка и общества.

2

8, 9

2

2

10




Практическое задание

4

Языковая личность в социолингвистическом аспекте.

2

10, 11

2

2

10




Практическое задание

5

Функционирование социально-коммуникативных систем.

2

12, 13

2

2

10




Практическое задание

6

Методы социолингвистических исследований

2

14, 15, 16, 17

4

4

20




Презентации авторских исследований




Итого




17

16

18

74








Содержание разделов дисциплины.
Раздел 1. Введение в социолингвистику.

Предмет социолингвистики. Приоритеты социально ориентированной лингвистики. Функции языка. Диалектология и происхождение социолингвистики. Макро- и микросоциолингвистика. Этапы развития социолингвистики в России. История развития зарубежной социолингвистики. Методы социолингвистических исследований: количественные и качественные. Методики сбора полевых данных. Наблюдение. Социолингвистическое анкетирование. Социолингвистическая выборка. Эксперимент в социолингвистике.
Пример практического задания.

Придумайте возможные актуальные темы проведения макро- и микросоциолингвистических исследований. Обоснуйте их актуальность.
Раздел 2. Вариационная социолингвистика.

Акцент и диалект. Способы социологического исследования варьирования: типы экспериментальных планов, сетевой подход. Проблема определения класса. Престижный и непрестижный варианты языка. Просторечие. Региональные варианты языка и их социальные характеристики. Понятие социолингвистической переменной. Модель У. Лабова: стратификационное варьирование, стилистическое варьирование, взаимосвязанность стилистических маркеров и стратификационных индикаторов. П. Траджил и изучение социальной дифференциации в английском языке в Норвиче: модель социально-регионального варьирования.

Язык и гендер: варьирование по принадлежности. Гендерная асимметрия языка. Мужская и женская дискурсивные стратегии: стереотипы и действительность. Роль языка в конструировании гендерной идентичности. Язык и возраст: варьирования по отношениям. Возрастные особенности речи. Особенности речи при общении с людьми разного возраста.
Пример практического задания.

  1. Найдите как можно больше примеров гендерной асимметрии в русском языке. Примеры из английского: а) Гиперонимом (=обобщающим словом) для слов man и woman является слово man. б) Одному обращению к мужчине (Mr) соответствуют два обращения к женщине (Miss и Mrs).

  2. Пронаблюдайте в своих семьях и опишите особенности речи взрослых при обращении к младенцам / маленьким детям. Описывайте а) фонетические особенности, б) особые слова, в) структуру предложения, г) типы предложений (вопросы / побуждения / оценочные высказывания и др.), д) тематика.

  3. Найдите все функционирующие в обществе способы называть а) детей до 5-ти лет, б) подростков (12-17), в) людей среднего возраста (30 - 50), г) пожилых людей (от 60-ти). Отметьте особо слова и выражения, имеющие уничижительный оттенок.


Раздел 3. Социальная и функциональная дифференциация языка и общества

Социальная дифференциация языка в связи с социальным расслоением общества. Территориальные и социальные диалекты. Понятие литературного языка. Понятие языковой нормы, ее формирование. Отношение общества к языковой норме. Язык и письменность. Дописьменное существование языка. Бесписьменные языки в современном обществе. Наиболее распространенные в современном обществе виды письма (латиница, арабица, кириллица; иероглифическое письмо). Просторечие. Характеристика разновидностей языка по функциям, доминантам, сферам употребления, языковым средствам выражения, социальной базе носителей идиома, жанровому разнообразию.

Ситуативно-стилистическая вариативность языка. Регистр. Стратификационная и ситуативная вариативность языковых единиц различных уровней. Формы существования языка, их взаимодействие и взаимовлияние. Речевые портреты социальных групп.

Профессиолекты. «Птичьи языки» социальных групп: коды или регистры. Жаргон, арго. «Языки» менеджеров, врачей. Исследования языка ученых (М.Линч). Подражание и эксперты. Языковые средства конструирования общности и достижения несогласия (гипотеза Сакса). Структуралистская перспектива М.Фуко. Эмпирические примеры изучения языковых надстроек.
Пример практического задания.

Возьмите интервью с представителем одной из профессий (устное задание). Попробуйте проанализировать вместе с информантом причину возникновения профессиолекта, его роль в профессиональной деятельности.
Раздел 4. Языковая личность в социолингвистическом аспекте

Социальные варианты речи в жизни человека, их функциональное распределение. Тип речи и коммуникативная ситуация. «Функциональные стили». Зависимость речи от адресата. Понятие языкового регистра. Межличностная коммуникация. Ключевые понятия конверсационного анализа. Особенности межкультурной коммуникации.

Язык как способ внешней идентификации («маркер идентичности»). Отношение через язык. Языковые стереотипы. Методы исследования стереотипов, связанных с языком. Язык как способ самоидентификации. Личная языковая идентификация. Личные имена. Способы обращения: местоимения, имена, слова-обращения. Социально престижный и непрестижный языки. Изменения языкового поведения. Конструирование новой идентичности. Методы изучения отношения к языку.

Языковая социализация. Проявление социального статуса и роли в языке. Коннотации. Язык как средство воспитания.

Интеракционная социолингвистика. Речевое общение, речевое поведение. Самооценка.

Социологическая драматургия И. Гоффмана. Концепция лингвистической вежливости П. Браун и С. Левинсона, ее корректировка К. Кербрат-Ореккиони. Коммуникативные максимы П. Грайса. Правила речевого общения С. Эрвин-Трипп. Вербальная коммуникация в теории Дж. Гамперца. Речевой этикет.
Пример практического задания.

Проведите исследование методом наблюдения в Вашей семье. Отразите в дневнике наблюдения описание функционирование слов, которыми члены Вашей семьи пользуются для того, чтобы называть друг друга. а) Способы обращения друг к другу в зависимости от ситуации; от того, кто к кому обращается. б) Способы называния родственников в 3-м лице в зависимости от ситуации; от того, кто к кому обращается.
Раздел 5. Функционирование социально-коммуникативных систем.

Опыты целенаправленного воздействия на языковую ситуацию. Языковое строительство. Сохранение малых языков и диалектов. Возрождение (ревитализация) и уничтожение языков. Язык и государство. Языковые интересы государства, языковая политика, законы о языке. Языковые конфликты. Государственные языки VS малые языки. Проблемы малых языков в современном обществе. Язык и общественно-политическая система. Использование языка в политике: варьирование по целям. Направленное и осознанное варьирование, манипулирование с помощью языка, дискурс-анализ политической риторики как примера речевых актов. Анализ риторики.

Язык в тоталитарном обществе. Язык медиа – социальная консолидация и разрушительное воздействие на языковое разнообразие. Язык электронных коммуникаций. Новые каналы языковой коммуникации.

Одноязычное и многоязычное общество. Доминирующий язык и языковые меньшинства. Многоязычие и терпимость. Функциональное распределение языков в многоязычном обществе. Понятие диглоссии. Переключение кодов. Феномен билингвизма. Конкуренция языков. Языковые контакты. Понятие lingua franca. Креольские языки. Смешанные языки. Пиджины. Пиджины на территории РФ. Языковые сдвиги. Утрата и гибель языка.
Пример практического задания.

Проведите интервью с информантами, активно владеющими двумя языками, опишите распределение этих языков. На каком языке ваш знакомый говорит дома, со своими родителями? с братьями и сестрами? с женой / мужем, с детьми? На работе / в институте / в школе? С друзьями? На улице - в магазине? На каком языке он читает газеты / книги? Влияет ли тема разговора на выбор языка?
Раздел 6. Методы социолингвистических исследований.

Специфика изучения объекта социальных наук. Качественные и количественные методы. Прямые и непрямые методики. Социальная маркированность языковых единиц. Собственные методы социолингвистики и используемые методы других наук. Области применения методик. Методы отбора информантов, сбора материала, анализа полученных данных. Методические приемы основных направлений социолингвистики. Применение новых информационных технологий в социолингвистических исследованиях.
Пример практического задания.

  1. Проведите самостоятельное исследование методом интервью.

  2. Выберите тему и обоснуйте ее актуальность.

  3. Составьте программу исследования.

  4. Обоснуйте выбор информантов.

  5. Найдите ключевой вопрос и составьте гайд интервью.

  6. Проведите интервью на выбранную тему.

  7. Составьте транскрипт записи.

  8. Закодируйте полученную информацию.

  9. проведите анализ полученного текста.

  10. Сделайте выводы, подготовьте презентацию исследования.




  1. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (пилотажное социологическое исследование, социологический учебный практикум, компьютерное тестирование) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

В список базовых объектов самостоятельной работы студентов входит следующее:

  • демонстрационные слайды, плакаты;

  • медиа-презентации, медиа-сопровождение практических занятий;

  • программное обеспечение социологического исследования;

  • практические задания, нацеленные на закрепление навыков проведения социологического исследования.


Варианты использования указанных объектов следующие:

  • изучение (прочтение, просмотр);

  • индивидуальное и командное решение заданий;

  • выполнение тестовых заданий.


Предусматриваются следующие формы работы студентов: прослушивание лекционного курса; подробное конспектирование лекций, чтение рекомендованной литературы. Проведение семинарских занятий с обучением чтению научной литературы, проведением ролевых игр, более подробным рассмотрением ключевых проблем дисциплины, проведением индивидуальных авторских исследований. Помимо устного изложения материала, в процессе лекций предполагается использовать визуальную поддержку в виде компьютерной презентации содержания лекции, отражающей основные тезисы, понятия, схемы, иллюстрации по теме лекции. Промежуточный контроль знаний осуществляется на основе самостоятельных работ бакалавров, а так же, эссе рефератов, посвященных теоретическим вопросам курса. Итоговая оценка знаний производится по результатам тестирования, оценки выступлений с докладом на занятиях и выполненного авторского исследования. Контроль над выполнением студентами каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служить основанием для промежуточной и итоговой аттестации.
Примерные темы эссе:


  1. Языковое поведение билингва. На материале собственных наблюдений студента.

  2. Способы именования близких родственников в современном российском обществе: социолингвистический анализ.

  3. Регистр общения с маленькими детьми в современном российском обществе. На материале собственных наблюдений студента.

  4. Регистр общения с пожилыми людьми в современном российском обществе. На материале собственных наблюдений студента.

  5. Регистр общения с маленькими детьми в современном российском обществе. На материале собственных наблюдений студента.

  6. Региональный акцент и социальный статус: исследование корреляции.

  7. Социальное конструирование норм вежливости.

  8. Отношение к языковой норме, к литературному языку и к нарушениям норм в современном российском обществе.

  9. Жаргон в социолингвистическом аспекте: на материале чатов и блогов.

  10. Отношение к иммигрантам с Кавказа в современном российском обществе на материале слов, обозначающих выходцев с Кавказа. Динамика изменений.

  11. Особенности социального поведения иммигрантов в Москве по данным исследования их отношения к русскому языку.

  12. Государство и русский язык: анализ событий последних лет (принятие Закона о языке, год русского языка и т.д.).

  13. Языковая реформа как социальный феномен: анализ материалов дискуссии вокруг проекта реформы в середине 90-х.

  14. Многоязычие как государственная проблема: анализ языковой ситуации в одной из стран бывшего СНГ.

  15. Искусственно поддерживаемые языковые различия: языковая граница между «мы» и «они».

  16. Престижные жаргоны: словарь гламура.

  17. Общественное восприятие языка профессионалов: на конкретном примере.

  18. Роль языка в поддержании профессии.

  19. Тюремный жаргон в жизни нашего общества: маркер?

  20. Язык в политическом процессе: речи и дебаты (анализ риторики).

  21. Отношение к языковой норме в современном российском обществе.

  22. Русский язык как государственная ценность в современном российском обществе



Примерный список вопросов к зачету:

  1. Основные направления социолингвистики.

  2. Чем отличается микросоциолингвистика от макросоциолингвистики?

  3. Приведите примеры исследований по микросоциолингвистике и макросоциолингвистике.

  4. Место социолингвистики в ряду других наук.

  5. Приведите примеры связи между языком и социальными слоями общества.

  6. Опишите особенности социолингвистического наблюдения.

  7. Роль эксперимента в социолингвистике. Приведите примеры исследований, основанных на социолингвистическом эксперименте.

  8. Этические проблемы социолингвистических исследований.

  9. Назовите основные области применения социолингвистических исследований.

  10. Что такое гендерная асимметрия языка? Приведите примеры.

  11. Что называют языковым сексизмом?

  12. Приведите примеры различий в языковом воспитании мужчин и женщин.

  13. Приведите примеры стереотипов, связанных с речевым поведением мужчин и женщин.

  14. Назовите и охарактеризуйте особенности речевого поведения мужчин и женщин.

  15. Опишите исследования корреляции между гендером, социальным статусом и языковым поведением.

  16. Охарактеризуйте различия в речевом поведении людей разных поколений.

  17. Охарактеризуйте различия в речевом поведении людей при общении с людьми разных поколений.

  18. Что такое жаргон, сленг, арго?

  19. Приведите примеры жаргонов в современной России и охарактеризуйте особенности их функционирования.

  20. Охарактеризуйте просторечие в современной России.

  21. Речь и социальный статус: приведите примеры взаимосвязи.

  22. Что такое вариационная социолингвистика?

  23. Опишите исследования социальной стратификации У. Лабова.

  24. Охарактеризуйте социолингвистические методы исследования языковых изменений.

  25. Каковы возможные социальные причины языковых изменений?

  26. Кто является инноватором в процессах языковых изменений по У. Лабову и Дж. и Л. Милроям?

  27. Каковы возможные отношения между языками в ситуации многоязычного общества?

  28. Какова роль социального престижа в формировании и поведении языковой личности?

  29. Приведите примеры зависимости речи одного говорящего от социальных условий.

  30. Охарактеризуйте понятие языкового мифа, приведите примеры. Каков источник языковых мифов?

  31. Что такое профессиолект? Приведите примеры

  32. Что такое коммуникативная ситуация? Приведите примеры влияния коммуникативной ситуации на речь.

  33. Что такое языковой регистр? Приведите примеры языковых регистров, охарактеризуйте их.

  34. Приведите примеры исследований из области межкультурной коммуникации.

  35. Опишите языковые проявления вежливости и охарактеризуйте их роль в коммуникации.

  36. Опишите типичные варианты изменения языкового поведения личности на протяжении жизни.

  37. Каким образом происходит внешняя идентификация личности через ее языковые характеристики? Приведите примеры.

  38. Приведите примеры языковых стереотипов, связанных а) с гендером, б) с этничностью, в) с социальным статусом и т.д.

  39. Что такое метод парных масок? Приведите примеры исследования языкового поведения с помощью метода парных масок.

  40. Охарактеризуйте роль языка в самоидентификации личности.

  41. Этничность и язык: типичные случаи и отклонения от них.

  42. Понятие «родной язык» и его относительность - приведите примеры.

  43. Приведите примеры коллективной самоидентификации с помощью языка.

  44. Что такое языковая ситуация? Приведите примеры.

  45. Охарактеризуйте особенности многоязычного общества.

  46. Назовите типичные проблемы многоязычного общества.

  47. Что такое диглоссия?

  48. Как реализуется многоязычие в жизни отдельного человека?

  49. Что такое переключение кодов? Опишите типичные ситуации переключения кодов.

  50. Что такое государственный язык и зачем он нужен государству?

  51. Приведите примеры государств с одним / двумя государственными языками, охарактеризуйте языковую ситуацию в этих государствах.

  52. Что называется малыми языками?

  53. Опишите типичные проблемы малых языков в современном мире.

  54. Приведите примеры языковых контактов разного рода и охарактеризуйте их последствия.

  55. Что такое lingua franca? Приведите примеры.

  56. Что такое пиджин? условия его возникновения.

  57. Приведите примеры пиджинов на основе русского языка, охарактеризуйте их.

  58. Что такое креольские языки? как они возникают? Приведите примеры.

  59. Что такое языковой сдвиг? как он происходит?

  60. Опишите типичные ситуации утраты языка.

  61. Что такое языковой сдвиг?

  62. В чем проблема разграничения диалектов и языков?

  63. Что такое языковые континуумы?

  64. Статус диалекта в современном мире.

  65. Как связан социальный статус и диалект / региональный вариант языка?

  66. Проблема язык или диалект как социально-политическая: приведите примеры.

  67. Что такое литературный язык? Назовите его особенности.

  68. Какую роль играет норма в современном обществе?

  69. Назовите существенные отличия письменного общества от бесписьменного.

  70. Охарактеризуйте особенности функционирования бесписьменных языков.

  71. Опишите динамику изменения роли письменности в жизни общества.

  72. Социально-политическая роль выбора графической системы для общества.

  73. Приведите примеры конфликтных ситуаций, связанных с видом письменности в современном мире.

  74. Приведите примеры целенаправленного воздействия на языковую ситуацию.

  75. Охарактеризуйте специфику существования малых языков в современном мире.

  76. Проблема сохранения малых языков: за и против.

  77. Назовите возможные действия с целью сохранения малых языков.

  78. Приведите примеры государственных конфликтов, связанных с языком.

  79. Охарактеризуйте Закон о языке РФ.

  80. Как влияет общественно-политический строй на функционирование языка в обществе?

  81. Что такое языковое манипулирование?

  82. Назовите и охарактеризуйте наиболее типичные средства языкового манипулирования.

  83. Охарактеризуйте особенности существования языка в тоталитарном обществе.

  84. Как влияет появление новых средств передачи информации на язык?

  85. Охарактеризуйте роль медиа в жизни а) малых языков, б) диалектов, в) литературного (стандартного) языка?

  86. Охарактеризуйте особенности языка а) смс коммуникаций; б) коммуникаций через Интернет.


7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
а) основная литература:

  1. Солганик Г. Я. Основы лингвистики речи. Издательство:  Москва, МГУ, 2010 - 128 с. – Электронная библиотека ЗНБ СГУ - ONLANE http://www.biblioclab.ru/

  2. Социолингвистика / Немченко В. Н. Введение в языкознание. Издательство:  М., Дрофа, 2008. - 704 c. Электронная библиотека ЗНБ СГУ - ONLANE http://www.biblioclab.ru/

б) дополнительная литература:
  1. Новое в лингвистике. Вып. 7: Социолингвистика. Под редакцией:   Чемоданов Н. С. Издательство:  М., Прогресс, 1975 - 485 с.

  2. Личность - Язык - Культура: материалы II Всерос. науч.-практ. конф., 27-28 нояб. 2008 г. / ГОУ ВПО Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, Ин-т филологии и журналистики, Каф. англ. филологии ; редкол.: И. А. Банникова [и др.]. - Саратов : ИЦ "Наука", 2009.


  3. Язык как материя смысла: сб. ст. к 90-летию акад. Н. Ю. Шведовой / Рос. акад. наук, Отд-ние ист.-филол. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН ; редкол.: А. Б. Куделин (председатель) [и др.] ; отв. ред. М. В. Ляпон. - М. : Азбуковник, 2007.

  4. Язык, политика, культура: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Саратов, 5 февр. 2009 г. - Саратов : ИЦ "Наука", 2009.

  5. Языковой дискурс в социальной практике [Текст] : материалы межрегион. науч.-практ. конф. 14-15 апр. 2006 г. Тверь : Твер. гос. ун-т [изд.], 2006.

  6. Мечковская, Н. Б. Общее языкознание. Структурная и социальная типология языков: учеб. пособие / Н. Б. Мечковская. - 4-е изд., испр. - М. : Флинта : Наука, 2006.

  7. Герд А. С. Введение в этнолингвистику: курс лекций и хрестоматия / А. С. Герд ; С.-Петерб. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.

  8. Губогло М. Н. Именем языка: очерки этнокультур. и этнополит. истории гагаузов / М. Н. Губогло ; Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - М. : Наука, 2006.

  9. Костомаров В. Г. Русский язык среди других языков мира. М.: Просвещение, 1975.

  1. Алпатов В.М. 150 языков и политика: 1917 - 2000. М., 2000.

  2. Алпатов В.М. Языковая ситуация в регионах современной России\\ Отечественные записки. – М., 2005, № 2.

  3. Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика: Учебник для вузов. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001

  4. Белл Р. Социолингвистика: Цели, методы и проблемы. М., 1980 (Введение. С. 26-29; Разд. 1: Проблемы и принципы изучения вариативности. С. 30-52; Гл. 5:

  5. Блакар Р. М. Язык как инструмент социальной власти (теоретико-эмпирические исследования языка и его использования в социальном контексте) // Язык и моделирование социального взаимодействия. – Б.: БГК им. Бодуэна де Куртенэ, 1998. – С. 88-125.

  6. Вахтин Н.Б. Языки народов Севера в XX веке. Дмитрий Буланин. 2001

  7. Вахтин Н.Б., Головко Е.В. Социолингвистика и социология языка. С-Пб.: Гуманитарная Академия, 2004 г.

  8. Введениe в гендерные исследования. Ч.II. Хрестоматия. Под ред. С. В. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя. 2001.

  9. Гамперц Д. Речевая общность. (перевод Gumperz J. The Speech Community // International Encyclopedia of the Social Sciences. Macmillan. 1968.

  10. Гамперц Дж. Дж. Типы языковых сообществ. Новое в лингвистике. Вып. VII. Социолингвистика. – М., 1975.

  11. Китайгородская, М. В. Речь москвичей. Коммуникативно-культурологический аспект. - М. : Науч. мир, 2005.

  12. Клоков, В. Т. Языковая политика во франкоязычных странах Африки. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1992.

  13. Коттхофф Х. Гендерные исследования в прикладной лингвистике // Гендер и язык. Языки славянской культуры. М., 2005. С. 563 - 622.

  14. Кронгауз М.А. Бессилие языка в эпоху зрелого социализма.

  15. Лабов У. Исследование языка в его социальном контексте//Новое в лингвистике. Вып. 7. М., 1975.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru):

Социолингвистика; Этнолингвистика.

Электронная библиотека ЗНБ СГУ - ONLANE http://www.biblioclab.ru/

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

http://lib.socio.msu.ru/l/library – электронная библиотека социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

www.ecsocman.edu.ru – портал по социологии, экономике и менеджменту

www.nir.ru/socio/scipubl/socjour.htm– электронная версия «Социологического журнала», издаваемого Российской академией наук Институтом социологии РАН

http://socis.isras.ru/ – журнал «Социологические исследования»

www.wciom.ru – официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)

www.pressclub.host.ru – один из ведущих сайтов по прикладным аспектам социальной коммуникации
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) 1. Класс, оснащенный компьютерами с операционной системой Windows 2000, программой QPL 4.1, SPSS 10, доступом в Интернет; проектор для презентаций, маркерная доска, письменные столы и стулья, числом соответствующие показателю среднего по учебному заведению количества студентов в группе, равного 21 человеку.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению 040100 СОЦИОЛОГИЯ и профилю подготовки ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Автор: доцент кафедры прикладной социологии Н.Ю. Кравченко
Программа одобрена на заседании кафедры прикладной социологии от 28.02.2011 года, протокол № 6.
Подписи:
Зав. кафедрой прикладной социологии

профессор А.Д. Крахмалева
Декан социологического факультета

профессор Г.В. Дыльнов



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск