Скачать 249.74 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Социологический факультет УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе профессор___________Е.Г.Елина "__" __________________2011 г. Рабочая программа дисциплины Основы социолингвистики Направление подготовки 040100– СОЦИОЛОГИЯ Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 1. Цели и задачи освоения дисциплины. Цель дисциплины: исследовать теоретические основы закономерности языкового поведения человека в обществе и методику использования социолингвистических исследований. Задачи дисциплины: Освоение материала данного спецкурса требует от студентов решения целого ряда задач: - Изучить теоретическое и методологическое обоснование взаимообусловленности социальных и языковых структур. - Освоить роль языка как диагностического средства изучения социальных явлений. - 2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина вариативной части профессионального цикла. Приступая к ее изучению, студент должен предварительно прослушать курсы «Философия» и «Общая социология» из цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Для более успешного усвоение дисциплины будут полезны базовые знания, полученные при прохождении курсов «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык». Дисциплина «Основы социолингвистики» является первой дисциплиной профессионального цикла предметов, изучающих социальную коммуникацию («Социология общественных связей», «Социология коммуникаций», «Рекламоведение», «Связи с общественностью», «Социальные технологии», «Имиджеология») и исследует основные категории социальной коммуникации на ее языковом уровне. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Студент по направлению подготовки «Социология» с квалификацией бакалавр по итогам изучения курса должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями: а) общекультурными (ОК) - владеть культурой мышления, способностями к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1); - уметь логически верно, аргументировано и ясно выстраивать устную и письменную речь, создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-2); - использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9); б) профессиональными (ПК): способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1); способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2); способность и готовностьучаствовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учётом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3); умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5); способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6); способность и готовностью к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-9); В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - основные классические и современные социолингвистические теории и школы; - многофакторную взаимообусловленность социальных и языковых структур на основе антропоцентрического подхода; - основные социолингвистические методы, применяемые в прикладной социологии. •Уметь: - использовать исследование языка как диагностического средства изучения социальных явлений. - реализовывать самостоятельные исследовательские проекты; - представлять результаты исследовательской и аналитической работы. •Владеть - способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике; - навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая интернет и зарубежную литературу. 4. Структура и содержание дисциплины. Программа курса рассчитана на 1 семестр, предполагает проведение лекционных и семинарских занятий (2 семестр – 16 часов лекционных, 18 часов – практических занятий), самостоятельную работу студентов, также предусматривает формы текущего контроля успеваемости. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц - 144 часов.
Содержание разделов дисциплины. Раздел 1. Введение в социолингвистику. Предмет социолингвистики. Приоритеты социально ориентированной лингвистики. Функции языка. Диалектология и происхождение социолингвистики. Макро- и микросоциолингвистика. Этапы развития социолингвистики в России. История развития зарубежной социолингвистики. Методы социолингвистических исследований: количественные и качественные. Методики сбора полевых данных. Наблюдение. Социолингвистическое анкетирование. Социолингвистическая выборка. Эксперимент в социолингвистике. Пример практического задания. Придумайте возможные актуальные темы проведения макро- и микросоциолингвистических исследований. Обоснуйте их актуальность. Раздел 2. Вариационная социолингвистика. Акцент и диалект. Способы социологического исследования варьирования: типы экспериментальных планов, сетевой подход. Проблема определения класса. Престижный и непрестижный варианты языка. Просторечие. Региональные варианты языка и их социальные характеристики. Понятие социолингвистической переменной. Модель У. Лабова: стратификационное варьирование, стилистическое варьирование, взаимосвязанность стилистических маркеров и стратификационных индикаторов. П. Траджил и изучение социальной дифференциации в английском языке в Норвиче: модель социально-регионального варьирования. Язык и гендер: варьирование по принадлежности. Гендерная асимметрия языка. Мужская и женская дискурсивные стратегии: стереотипы и действительность. Роль языка в конструировании гендерной идентичности. Язык и возраст: варьирования по отношениям. Возрастные особенности речи. Особенности речи при общении с людьми разного возраста. Пример практического задания.
Раздел 3. Социальная и функциональная дифференциация языка и общества Социальная дифференциация языка в связи с социальным расслоением общества. Территориальные и социальные диалекты. Понятие литературного языка. Понятие языковой нормы, ее формирование. Отношение общества к языковой норме. Язык и письменность. Дописьменное существование языка. Бесписьменные языки в современном обществе. Наиболее распространенные в современном обществе виды письма (латиница, арабица, кириллица; иероглифическое письмо). Просторечие. Характеристика разновидностей языка по функциям, доминантам, сферам употребления, языковым средствам выражения, социальной базе носителей идиома, жанровому разнообразию. Ситуативно-стилистическая вариативность языка. Регистр. Стратификационная и ситуативная вариативность языковых единиц различных уровней. Формы существования языка, их взаимодействие и взаимовлияние. Речевые портреты социальных групп. Профессиолекты. «Птичьи языки» социальных групп: коды или регистры. Жаргон, арго. «Языки» менеджеров, врачей. Исследования языка ученых (М.Линч). Подражание и эксперты. Языковые средства конструирования общности и достижения несогласия (гипотеза Сакса). Структуралистская перспектива М.Фуко. Эмпирические примеры изучения языковых надстроек. Пример практического задания. Возьмите интервью с представителем одной из профессий (устное задание). Попробуйте проанализировать вместе с информантом причину возникновения профессиолекта, его роль в профессиональной деятельности. Раздел 4. Языковая личность в социолингвистическом аспекте Социальные варианты речи в жизни человека, их функциональное распределение. Тип речи и коммуникативная ситуация. «Функциональные стили». Зависимость речи от адресата. Понятие языкового регистра. Межличностная коммуникация. Ключевые понятия конверсационного анализа. Особенности межкультурной коммуникации. Язык как способ внешней идентификации («маркер идентичности»). Отношение через язык. Языковые стереотипы. Методы исследования стереотипов, связанных с языком. Язык как способ самоидентификации. Личная языковая идентификация. Личные имена. Способы обращения: местоимения, имена, слова-обращения. Социально престижный и непрестижный языки. Изменения языкового поведения. Конструирование новой идентичности. Методы изучения отношения к языку. Языковая социализация. Проявление социального статуса и роли в языке. Коннотации. Язык как средство воспитания. Интеракционная социолингвистика. Речевое общение, речевое поведение. Самооценка. Социологическая драматургия И. Гоффмана. Концепция лингвистической вежливости П. Браун и С. Левинсона, ее корректировка К. Кербрат-Ореккиони. Коммуникативные максимы П. Грайса. Правила речевого общения С. Эрвин-Трипп. Вербальная коммуникация в теории Дж. Гамперца. Речевой этикет. Пример практического задания. Проведите исследование методом наблюдения в Вашей семье. Отразите в дневнике наблюдения описание функционирование слов, которыми члены Вашей семьи пользуются для того, чтобы называть друг друга. а) Способы обращения друг к другу в зависимости от ситуации; от того, кто к кому обращается. б) Способы называния родственников в 3-м лице в зависимости от ситуации; от того, кто к кому обращается. Раздел 5. Функционирование социально-коммуникативных систем. Опыты целенаправленного воздействия на языковую ситуацию. Языковое строительство. Сохранение малых языков и диалектов. Возрождение (ревитализация) и уничтожение языков. Язык и государство. Языковые интересы государства, языковая политика, законы о языке. Языковые конфликты. Государственные языки VS малые языки. Проблемы малых языков в современном обществе. Язык и общественно-политическая система. Использование языка в политике: варьирование по целям. Направленное и осознанное варьирование, манипулирование с помощью языка, дискурс-анализ политической риторики как примера речевых актов. Анализ риторики. Язык в тоталитарном обществе. Язык медиа – социальная консолидация и разрушительное воздействие на языковое разнообразие. Язык электронных коммуникаций. Новые каналы языковой коммуникации. Одноязычное и многоязычное общество. Доминирующий язык и языковые меньшинства. Многоязычие и терпимость. Функциональное распределение языков в многоязычном обществе. Понятие диглоссии. Переключение кодов. Феномен билингвизма. Конкуренция языков. Языковые контакты. Понятие lingua franca. Креольские языки. Смешанные языки. Пиджины. Пиджины на территории РФ. Языковые сдвиги. Утрата и гибель языка. Пример практического задания. Проведите интервью с информантами, активно владеющими двумя языками, опишите распределение этих языков. На каком языке ваш знакомый говорит дома, со своими родителями? с братьями и сестрами? с женой / мужем, с детьми? На работе / в институте / в школе? С друзьями? На улице - в магазине? На каком языке он читает газеты / книги? Влияет ли тема разговора на выбор языка? Раздел 6. Методы социолингвистических исследований. Специфика изучения объекта социальных наук. Качественные и количественные методы. Прямые и непрямые методики. Социальная маркированность языковых единиц. Собственные методы социолингвистики и используемые методы других наук. Области применения методик. Методы отбора информантов, сбора материала, анализа полученных данных. Методические приемы основных направлений социолингвистики. Применение новых информационных технологий в социолингвистических исследованиях. Пример практического задания.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (пилотажное социологическое исследование, социологический учебный практикум, компьютерное тестирование) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. В список базовых объектов самостоятельной работы студентов входит следующее:
Варианты использования указанных объектов следующие:
Предусматриваются следующие формы работы студентов: прослушивание лекционного курса; подробное конспектирование лекций, чтение рекомендованной литературы. Проведение семинарских занятий с обучением чтению научной литературы, проведением ролевых игр, более подробным рассмотрением ключевых проблем дисциплины, проведением индивидуальных авторских исследований. Помимо устного изложения материала, в процессе лекций предполагается использовать визуальную поддержку в виде компьютерной презентации содержания лекции, отражающей основные тезисы, понятия, схемы, иллюстрации по теме лекции. Промежуточный контроль знаний осуществляется на основе самостоятельных работ бакалавров, а так же, эссе рефератов, посвященных теоретическим вопросам курса. Итоговая оценка знаний производится по результатам тестирования, оценки выступлений с докладом на занятиях и выполненного авторского исследования. Контроль над выполнением студентами каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служить основанием для промежуточной и итоговой аттестации. Примерные темы эссе:
Примерный список вопросов к зачету:
7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. а) основная литература:
б) дополнительная литература:
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru): Социолингвистика; Этнолингвистика. Электронная библиотека ЗНБ СГУ - ONLANE http://www.biblioclab.ru/ в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: http://lib.socio.msu.ru/l/library – электронная библиотека социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова www.ecsocman.edu.ru – портал по социологии, экономике и менеджменту www.nir.ru/socio/scipubl/socjour.htm– электронная версия «Социологического журнала», издаваемого Российской академией наук Институтом социологии РАН http://socis.isras.ru/ – журнал «Социологические исследования» www.wciom.ru – официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) www.pressclub.host.ru – один из ведущих сайтов по прикладным аспектам социальной коммуникации 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) 1. Класс, оснащенный компьютерами с операционной системой Windows 2000, программой QPL 4.1, SPSS 10, доступом в Интернет; проектор для презентаций, маркерная доска, письменные столы и стулья, числом соответствующие показателю среднего по учебному заведению количества студентов в группе, равного 21 человеку. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению 040100 СОЦИОЛОГИЯ и профилю подготовки ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ Автор: доцент кафедры прикладной социологии Н.Ю. Кравченко Программа одобрена на заседании кафедры прикладной социологии от 28.02.2011 года, протокол № 6. Подписи: Зав. кафедрой прикладной социологии профессор А.Д. Крахмалева Декан социологического факультета профессор Г.В. Дыльнов |
Российской федерации приказ Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации... | Без гражданства в российской федерации Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав... | ||
Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации... «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов... | Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Министерство экономического развития российской федерации Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской... | ||
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной... | Национальный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Утверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития... Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18... | Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской... | ||
Национальный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Об утверждении порядка Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов... |