Доклад
О совершенствовании гастрольно-концертной деятельности театрально-концертных организаций в муниципальных образованиях Чеченской Республики С начала 2012 года гастрольная деятельность театрально-концертными организациями по муниципальным образованиям осуществлялась в плановом режиме, в рамках традиционной географии выездов, за исключением тех муниципальных образований, где нет элементарных условий для показа спектаклей и проведения концертов. При этом театры преимущественно осуществляют выездные показы спектаклей в учебных заведениях, а концертные учреждения пытаются наладить работу с руководителями сельских и районных домов культуры.
Так, за текущий год в районах республики проведены 40 концертов и около 90 спектаклей, на которых обслужено 11940 зрителей.
Конечно, во многих домах культуры трудно планировать гастрольную деятельность, т.к. их сценические площадки довольно малых размеров. Многие дома культуры имеют слабое материально-техническое оснащение, затрудняющее установку декораций и, тем более, смену декораций во время спектакля, а также порой отсутствие свето- и звукотехнического оборудования значительно снижает художественную составляющую как спектакля, так и концерта.
В последнее время открывается все больше сценических площадок, что, несомненно, должно способствовать повышению уровня гастрольной деятельности. Однако, при планировании своих гастролей творческие коллективы слабо используют возможности дворцов и домов культуры, сценические площади которых позволяют проводить на них показы спектаклей и концерты больших хореографических коллективов.
Очень серьезно влияет на качество культурного обслуживания населения в муниципальных образованиях республики слабое рекламное сопровождение гастрольной деятельности или полное его отсутствие. На достаточно должном уровне рекламную компанию проводит лишь Молодежный театр «Серло». Остальные коллективы слабо рекламируют свою гастрольную деятельность.
Все перечисленное не способствуют качественному культурному обслуживанию населения в муниципальных образованиях республики.
Культурная политика эффективна, если она направлена на создание жизненно необходимых условий и продиктована современной ситуацией. Базовым ресурсом, на основе которого оказываются услуги в сфере культуры на селе в нашей республике, являются учреждения клубного типа, библиотеки, 8 государственных музейных учреждений (Аргунский музей-заповедник, Мемориальный музей А.А.Кадырова, Краеведческий музей им.Х.Исаева, 5 филиалов Национального музея ЧР – музеи: Толстого, Лермонтова, Айдамирова, Мамакаева, Махкетинский краеведческий). Необходимо сразу же отметить, что перечисленные учреждения культуры не используют в работе все возможности по взаимодействию. Во многих районах используются учреждения культуры на селе при организации районных мероприятий, но говорить о едином культурном и информационном пространстве не приходится.
Руководство республики ставит перед Министерством задачу усилить работу на селе по удовлетворению и развитию потребностей населения в духовном и культурном формировании личности, для развития творческих способностей, образования и нравственного воспитания детей и молодежи.
Для решения этой задачи, помимо усиления в районах гастрольно-концертной деятельности профессиональных творческих коллективов, необходимо также разрабатывать и реализовывать культурные проекты с привлечением всей сферы культуры на селе.
Важную роль в воспитании эстетических вкусов у подрастающего поколения играют театрально-зрелищные учреждения. В связи с этим состоялась рабочая встреча министров культуры и образования и науки, на которой обсуждались вопросы межведомственного сотрудничества, как по вопросу приобщения школьников к театрально-зрелищному искусству, так по вопросу проведения тематических мероприятий на базе государственных музейных учреждений.
Нами неоднократно поднимался вопрос о необходимости организации работы театрами и концертными организациями по привлечению зрителя в театр или в районные и сельские дома культуры, а не проводить спектакли и концерты по школам и другим учреждениям, не имеющим сценических площадок. Это не воспитывает в школьниках эстетического вкуса, разрушает элемент таинственности и загадочности от представления, и в результате не способствует приобщению детей и подростков к театрально-зрелищному искусству.
Отделом искусств и учебных заведений уже начата работа по планированию показов спектаклей и концертов для школьников в рамках вышеуказанного межведомственного сотрудничества. На ближайшие выходные в двух современных отреставрированных Дворцах культуры г.Грозный – ДК Химиков им.Ш.Эдилсултанова и ДК «Оргтехника» - запланированы выступления Чеченского государственного театра юного зрителя со спектаклем «Звездный мальчик» и Республиканского детского ансамбля песни и танца «Башлам» с сольным концертом.
Совместная работа театрально-концертных организаций и городских департаментов и районных отделов образования республики будет проводиться постоянно. Мы должны постоянно работать по привлечению зрителя в театры, в городские и районные дворцы и сельские дома культуры.
И последнее. В целях упорядочения организации и проведения концертно-зрелищных мероприятий на территории Чеченской Республики, координации работы учреждений и организаций культуры и искусства республики, обеспечения контроля в области налогового законодательства и Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» Министерством культуры ЧР разрабатывается проект нормативно-правового акта об организации и проведении гастрольно-концертной деятельности в Чеченской Республике с определением в нем следующих позиций:
- гастрольно-концертная деятельность на территории Чеченской Республики организуется и проводится государственными театрально-зрелищными учреждениями республики, а также другими юридическими и физическими лицами, имеющими право на осуществление данного вида деятельности;
- координацию гастрольно-концертной деятельности, контроль за ее проведением осуществляет Министерство культуры Чеченской Республики;
- государственные театрально-зрелищные учреждения республики планируют гастрольно-концертную деятельность, согласовывая ее с Министерством;
- планирование и проведение гастролей цирковых коллективов на территории Чеченской Республики предварительно согласовывается с Министерством и проводится при наличии гастрольного удостоверения;
- гастролирующие театральные и концертные коллективы и исполнители заключают с руководителями концертных площадок договоры о проведении платных мероприятий или договора об аренде;
- проведение концертно-зрелищных мероприятий осуществляется по билетам;
- учет билетов производится в соответствии с инструкциями по ведению билетного хозяйства в театрально-зрелищных учреждениях и (или) в культурно-просветительных учреждениях и учреждениях изобразительных искусств системы Министерства культуры РФ;
- цены на билеты учреждения культуры устанавливают самостоятельно; при организации платных мероприятий учреждения культуры обязаны устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы и другим лицам в соответствии с законодательством РФ;
- руководитель концертной площадки заключает договоры о проведении концертно-зрелищных мероприятий, об аренде помещения при условии использования сторонними театральными, концертными, цирковыми коллективами и исполнителями билетов данной концертной площадки, зарегистрированных в местной налоговой инспекции или билетов государственных театрально-зрелищных учреждений республики;
- доставка рекламной продукции в места проведения гастролей возлагается на гастролирующие театрально-концертные коллективы;
- руководители государственных театрально-зрелищных учреждений республики обязаны осуществлять контроль за своевременной доставкой и размещением рекламы в местах проведения гастролей и ее достоверностью, обеспечивать высокий организационный и исполнительский уровень гастролей;
- районные отделы культуры обязаны осуществлять контроль по работе руководителей клубных учреждений по обеспечению необходимых условий для проведения концертно-зрелищных мероприятий с соблюдением санитарных, противопожарных норм, техники безопасности.
|