Учебное пособие раскрывает сущность и основные понятия, а также особенности рекреативной физической культуры в учреждениях отдыха различного типа.





НазваниеУчебное пособие раскрывает сущность и основные понятия, а также особенности рекреативной физической культуры в учреждениях отдыха различного типа.
страница1/17
Дата публикации01.07.2015
Размер2.57 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Культура > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

В.С. Макеева, З.С. Тинькова

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ.

ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рекомендовано ФГБОУ ВПО «Государственный университет – УНПК» для использования в учебном процессе в качестве учебного пособия для высшего профессионального образования»

Орел 2012

УДК 796.011

ББК 75.1
М - 15

Макеева В.С. Теория и методика физической рекреации.

Основы оздоровительной физическая культура: учебное пособие ДЛЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ/В.С. Макеева, З.С. Тинькова . - Орел: ФГБОУ ВПО «Государственный университет – УНПК» , 2012. - 193с.
Учебное пособие раскрывает сущность и основные понятия, а также особенности рекреативной физической культуры в учреждениях отдыха различного типа.

Предназначено студентам высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032103 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», изучающим дисциплину «Теория и методика физической рекреации».
УДК 796.011

ББК 75.1
ISBN 978-5-93932-438-0

©


СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. ХАРАКТЕРИСТКА РЕКРЕАТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Сущность и основные понятия рекреативной физической культуры………4

1.2. Основные функции и формы занятий рекреативной физической культурой во время рабочего дня и отдыха 13

1.3. Общие требования к методике и организации занятий рекреативной физической культурой

1.4. Содержание и особенности проведения малых форм рекреативной физической культуры

1.5. Основные направления игровых форм и особенности их использования в рекреативной физической культуре

1.6. Содержание и построение игровых комплексов 41

1.7. Основные формы и особенности методики занятий гимнастической направленности в рекреативной физической культуре

1.8. Плавание и туризм в рекреативной физической культуре

1.9. Занятия на тренажерах в рекреативной физической культуре

1.10. Определение нагрузки при занятиях рекреативной физической культурой и оценка психофизических состояний

Глава 2. РЕКРЕАТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОТДЫХА И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА …………………………………

2.1. Места массового отдыха населения, их рекреационный потенциал………41

2.2. Рекреативная физическая культура в санаториях……..……………………43

2.3. Характеристика двигательных режимов, принятых в санаториях………….47

2.5. Рекреативная физическая культура в домах отдыха и пансионатах………52

2.5. Рекреативная физическая культура на турбазах……………………………56

2.6. Характеристика рекреативной физической культуры по месту жительства населения………………………………………………………………..…..………59

2.7.. Центры рекреативной физической культуры по месту жительства населения…………………………………………………………………………………..61

2.8.. Физкультурно-оздоровительные комбинаты………….………………...…62

2.9.Управление рекреативной физической культурой в ПКиО ………………69

2.10. Методика организации и проведения занятий на плоскостных

спортсооружениях……………………………………………………..…….……..71

Глава 3. Содержание специальных средств рекреативной физической культуры....................................................................................................................................

Глава 1. ХАРАКТЕРИСТКА РЕКРЕАТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1. 1. Сущность и основные понятия рекреативной физической

культуры
На современном этапе профилактика заболеваний и укрепление здоровья населения из медицинской превращается в социальную. Наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта в продлении активного творческого долголетия людей, в адаптации трудоспособного населения к профессиональной деятельности. Это является составной частью стратегии развития современного общества, направленной на гуманизацию и демократизацию его потенциала.

В здоровом теле – здоровый…ум. Такие данные дают ученые из Швеции, которые провели исследование с участием более миллиона молодых мужчин. Оказалось, что в тестах на интеллект высшие баллы набирали люди с самой здоровой сердечнососудистой системой. В исследовании использовались данные, собранные о 1 221 727 шведах, рожденных в 1950-1976 годах, годных к прохождению военной службы в 18 лет.

«В период ранней юности и начала взрослой жизни центральная нервная система человека очень пластична» - отмечает Nancy Pedersen, профессор психологии (University of Southern California), США. Однако одного этого факта было недостаточно для того, чтобы понять, каким образом хорошая физическая форма стимулирует развитие познавательных функций головного мозга.

Maria Aberg нейрохирург из университета Готенбурга, Швеция, отметила, что полученные результаты поддерживают утверждение о том, что физические упражнения могут оптимизировать успехи в образовании, что подтверждает древнеримское высказывание о том, что физическое и психическое здоровье идут рука об руку. Эта связь была подтверждена, когда интеллектуальные успехи сопоставляли со здоровьем сердечнососудистой системы.

Большие возможности в обеспечении, сохранении и укреплении профессионального здоровья заложены в структуре свободного времени человека. Свободное время не только досуг, отдых и восстановление сил, но и время для всестороннего саморазвития человека как личности, умножающее его производительные силы. Это отмечается в работах В.А. Артемова, Н.З. Асовского, С.Г. Вершловского, Л.Ф. Колесникова, С.С. Сергеева и др.

В рамках отдыха задачи сохранения профессионального здоровья, восстановления работоспособности на уровне ее оперативного и кумулятивного снижения решает физическая рекреация (М.Г. Бердус, Г.П. Виноградов, Ю.П. Галкин и др.).

Не имея своего названия, физическая рекреация возникла в жизни, быту людей еще в древнейшие времена, задолго до того как появились термины «спорт», «физическая культура». Более полно рекреационная деятельность проявилась в период начала развития капитализма, чтобы снизить неблагоприятные воздействия монотонного, напряженного труда. В последующие периоды развития общественных отношений рекреационные занятия физическими упражнениями заполняют перерывы в процессе рабочего дня, между учебными занятиями или по окончанию их, превращаясь из самодеятельных форм в организованные.

На рубеже ХХ и ХХI веков, физическая рекреация в рамках физической культуры выделяется в отдельное направление, целью которого является формирование, восстановление, укрепление и сохранение здоровья человека. Озабоченность по вопросам внедрения физической рекреации обоснована высокой заболеваемостью и снижением трудоспособности населения. Человек от природы наделен ресурсом здоровья, которое он одновременно расходует и восстанавливает. Вне системы этот процесс приводит к односторонности решения проблемы здоровья, к различным перегибам, чаще к разрушению отдельных элементов физического состояния организма. Ритмы современной жизни большинства индустриально развитых стран сопровождаются увеличением массива производства, урбанизацией, нередко ухудшением экологической обстановки, изоляцией горожан от природы, поступлением чересчур широкого объема информации. Указанные факторы способствуют накоплению усталости – физической и психологической, что, в свою очередь, приводит к увеличению конфликтных ситуаций в быту и на производстве, способствует ухудшению здоровья, снижает трудовую и жизненную активность. В таких условиях пассивный отдых уже не обеспечивает полноценного восстановления трудоспособности человека.

Преодолению негативных последствий помогают массовый отдых и туризм, являющийся эффективной формой практически полного, всестороннего обновления, так как человеку предоставляется возможность временно покинуть место постоянного жительства и трудовой деятельности, изменить привычную обстановку и образ жизни. Такой отдых содействует рациональному использованию свободного времени человека, обогащает социально-экономическую инфраструктуру и межрегиональное сотрудничество стран, государств и народов.

По убеждению Э. Фромма: «Человек и творец и предмет своего искусства, и скульптор и мрамор, и врач и пациент», а жизнь есть «искусство - самое важное, трудное из всех практикуемых человеком искусств». Поэтому создание теории физической рекреации является актуальной задачей, поскольку этот вид физической культуры вобрал в себя самое лучшее и радостное, что даётся нам в ощущениях от двигательной активности, сравнимой лишь с нашим детством, когда дети удивляют взрослых своей непомерной энергией, весельем от души, не замечая усталости. Этому способствуют разнообразные формы ее проведения, которые допускают изменения характера и содержания физических упражнений в зависимости от мотивов, интересов и потребностей. Однако, несмотря на свободу выбора содержания, характера и форм занятий физическими упражнениями, положительный эффект можно получить лишь благодаря грамотной и умелой организации знаний и их влияния на молодой организм.

Термин рекреация означает активный отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, учебы, тренировочных занятий или соревнований и приносящий удовлетворение от него. В то же время физическая рекреация относится к той сфере деятельности, в которой должны быть осведомлены и специалист, и каждый отдельный человек. Не менее важным в проблемных аспектах физической рекреации является воспитание здорового образа и спортивного стиля жизни детей и молодежи.

К основам физической рекреации для восстановления здоровья населения следует отнести следующие положения:

- построение комплексной программы физической рекреации для формирования, укрепления и сохранения здоровья на всех уровнях жизни с учетом пола, возраста, физической подготовленности и других условий и обстоятельств;

- разработка рекреационных мероприятий, направленных на восстановление здоровья людей, их социального и профессионального благополучия;

- использование современных методов здоровье формирующих технологий.

Физическая рекреация является тем самым средством, которое способствует возвращению в лоно ощущений двигательной радости. Однако, современный этап развития научного знания в этой области физической культуры характеризуется достаточно большим количеством проблем, главной из которых является неопределённость самой сущности физической рекреации.

В настоящее время обсуждение проблем, посвященных теории и практике рекреации, ведется достаточно активно. Проблему составляют различия в интерпретациях понятия «рекреация», а также отождествление его с другими понятиями, такими как отдых, развлечение, досуг, функция досуга, восстановление сил и т.п. Этот ряд можно увидеть в любом словаре, открыв его на странице «рекреация».

Так, в определении В.В. Храмова (2004): «рекреация — это отдых людей вне жилищ и помещений (преимущественно на лоне природы), целенаправленно используемый для восстановления физических и духовных сил, израсходованных в процессе трудовой деятельности». Теоретически физической рекреации как средству отдыха, развлечения и восстановления придается все большее значение, но ее практическая организация еще не достигла необходимого уровня. Анализ литературы по проблеме позволяет принять за основу определение рекреации, как «восстановление физических и духовных сил». Это дает возможность толковать педагогическую рекреацию, как восстановление и сбережение многообразных ресурсов здоровья человека в процессе организации его жизнедеятельности.

Целевая установка. Руководствуясь концептуальной моделью одного из основоположников современной теории физической культуры профессора В. М. Выдрина, рассматривавшего этот феномен с позиций теории деятельности и потребности, в каждом из видов можно выделить чёткую целевую установку. Если искусственно сузить изучаемый аспект только до задач двигательной активности: то, например, для физического воспитания цель будет заключаться в развитии физических качеств и формировании умений и навыков; в спорте - в достижении максимального результата; в физической реабилитации - в восстановлении утраченных функций.

Основная цель физической рекреации заключается в психофизиологической и физической регенерация, формировании определенных общественно полезных качеств, в том числе и физических, ценный и в личностном и в общественном отношении результат.

В других видах физической культуры от занятий физическими упражнениями можно получать удовольствие. Но сам результат и сами спортсмены оцениваются совершенно по иным категориальным критериям. Можно получать удовольствие и от занятий физическим воспитанием, но основная цель заключается в изменении физических качеств, умений и навыков, находящих свое развитие лишь в сдаче определённых нормативов. И в этом отношении школьное физическое воспитание напоминает неудачную модель начальных занятий спортом, где также существуют определённые разряды и нормативы. Не лишены чувства удовольствия и занятия в целях физической реабилитации, однако в этом случае наблюдается довольно жёсткая регламентация, которая предопределяется соответствующими задачами и состоянием здоровья.

В главных своих направлениях физическая рекреация сопряжена с практическим решением комплекса социально-экономических, физиологических, медицинских, архитектурно-строительных и иных разноплановых задач как по организации и внедрению различных форм массового отдыха населения, так и по непосредственному сохранению и укреплению здоровья каждого человека и населения в целом. Крупнейшими разработками в области оздоровления являются следующие: создание теории индивидуального и общественного здоровья, кибернетической модели жизнедеятельности и управления здоровьем человека; программы тестирования и мониторинга психофизического здоровья и качества жизни, персонального кода жизни человека и технологии разработки, реализации и коррекции персональных оздоровительных программ.

Рекреация, как область видового разнообразия отдыха, способствует восстановлению сил и трудоспособности человека, и, соответственно, психофизиологических ресурсов общества. Рекреативной деятельности присущи социально оправданные цели и организация. Ее главная социальная функция воспроизводящая, позволяющая обновить силы и внутренние ресурсы человека, затраченные как в ходе трудовой деятельности, так и при выполнении повседневных бытовых обязанностей. Рекреативная деятельность осуществляется личностью в свободное время и мотивируется последующим чувством удовлетворения. Основными составляющими физической рекреации и их соотношением, требующими дополнительного разъяснения, являются понятия «отдых», «досуг», «развлечения», «здоровье».

Слово «спорт» происходит от старофранцузского и английского слова «de sporte», что означает развлечение, увеселение, забава. Ныне содержание понятия спорт лишь отчасти соответствует этому определению, в настоящее время доминирует – спортивный результат, хотя для зрителей первоначальный смысл сохраняется и спорт остается зрелищем.

Каким бы ни был по своему характеру труд, процесс утомления распространяется как на мышечную, так и на нервную систему. В наибольшей степени оно всегда затрагивает отдел головного мозга - кору больших полушарий, снижается работоспособность отдельных ее участков. Кроме того, в современных условиях труд не всегда дает достаточную нагрузку на органы чувств, и человек начинает испытывать так называемый, «сенсорный голод». При этом наиболее действенным фактором является профилактика утомления, это не просто временный покой отдельных участков мозга, а покой, связанный с работой других органов. Развлечения помогают утолить потребность в эмоционально насыщенных впечатлениях, дефицит которых переживается человеком как эмоциональная неудовлетворенность. Поэтому очень важную роль играет насыщение досуга яркими зрелищами, юмором, шутками, играми и т. д.

Этот эффект лег в основу целостной теории отдыха. Суть ее заключается в периодическом чередовании видов деятельности. Когда одни нервные клетки находятся в сильном возбуждении, другие, наоборот затормаживаются. Периодическая смена процессов возбуждения и торможения сохраняет организм от перенапряжения и является, таким образом, естественным защитником нервной системы. Переход от одного вида занятия к другому, способствуя оптимальному чередованию процессов возбуждения и торможения, обеспечивает своеобразную подзарядку утративших работоспособность нервных центров.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие раскрывает сущность и основные понятия, а также особенности рекреативной физической культуры в учреждениях отдыха различного типа. iconИнститут развития образования республики башкортостан
Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации системы образования руководителей, педагогов,...
Учебное пособие раскрывает сущность и основные понятия, а также особенности рекреативной физической культуры в учреждениях отдыха различного типа. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей системы образования руководителей, педагогов, психологов, социальных педагогов,...
Учебное пособие раскрывает сущность и основные понятия, а также особенности рекреативной физической культуры в учреждениях отдыха различного типа. iconОдс. 08 Частные методики адаптивной физической культуры
Цель дисциплины: освоить студентами закономерности, основные принципы и особенности методики адаптивной физической культуры в работе...
Учебное пособие раскрывает сущность и основные понятия, а также особенности рекреативной физической культуры в учреждениях отдыха различного типа. iconТематика рефератОВ
Использование игрового и соревновательного методов физического воспитания в образовательных учреждениях различного типа
Учебное пособие раскрывает сущность и основные понятия, а также особенности рекреативной физической культуры в учреждениях отдыха различного типа. iconУчебное пособие Москва 2008 Орлова Е. И. Образ автора в литературном...
Терминология, связанная со всем кругом проблем, возникающих вокруг автора, еще не стала упорядоченной и общепринятой. Поэтому прежде...
Учебное пособие раскрывает сущность и основные понятия, а также особенности рекреативной физической культуры в учреждениях отдыха различного типа. iconСоставитель учитель физической культуры мбоу сош №3 Петров Е. М....
По важности в процессе воспитания выходит на первое место учебная дисциплина, связанная с физической подготовкой
Учебное пособие раскрывает сущность и основные понятия, а также особенности рекреативной физической культуры в учреждениях отдыха различного типа. iconРекомендации по введению третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении...
Учебное пособие раскрывает сущность и основные понятия, а также особенности рекреативной физической культуры в учреждениях отдыха различного типа. iconСреднее специальное учебное заведение «Минусинский педагогический...
Инновационные технологии в области преподавания физической культуры. Методика преподавания физической культуры на базовом и профильном...
Учебное пособие раскрывает сущность и основные понятия, а также особенности рекреативной физической культуры в учреждениях отдыха различного типа. iconМельникова Н. Ю. История физической культуры и спорта. Учебник. М.:...
Особенности физической культуры в странах древнего Востока (Месопотамия, Египет, Ассирия, Вавилон, Персия Индия, Китай, Япония)
Учебное пособие раскрывает сущность и основные понятия, а также особенности рекреативной физической культуры в учреждениях отдыха различного типа. icon2. “Метод локусов” представляет собой » мнемотехнический прием, улучшающий...
Ачкасов Е. Е., Руненко С. Д., Пузин С. Н., Султанова О. А.,Таламбум Е. А. Врачебный контроль в физической культуре. Учебное пособие....
Учебное пособие раскрывает сущность и основные понятия, а также особенности рекреативной физической культуры в учреждениях отдыха различного типа. iconИнформация о педагогах мо естественнонаучного цикла, обж и физической культуры
Особенности физического развития детей школьного возраста на уроках физической культуры
Учебное пособие раскрывает сущность и основные понятия, а также особенности рекреативной физической культуры в учреждениях отдыха различного типа. iconУчебное пособие Бийск
История мировой культуры [Текст]: учебное пособие / Н. В. Виницкая; фгбоу впо «агао». Издание 2-е: переработанное и дополненное....
Учебное пособие раскрывает сущность и основные понятия, а также особенности рекреативной физической культуры в учреждениях отдыха различного типа. iconТема основные понятия теории физической культуры
Гос впо по специальности 080111. 65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта2000 г., №202 эк/сп
Учебное пособие раскрывает сущность и основные понятия, а также особенности рекреативной физической культуры в учреждениях отдыха различного типа. iconУчебное пособие Москва 2014 министерство образования и науки российской федерации
Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей исторических факультетов, обучающихся по специальности «История», а...
Учебное пособие раскрывает сущность и основные понятия, а также особенности рекреативной физической культуры в учреждениях отдыха различного типа. iconУчебное пособие по дисциплине «Математическое моделирование и теория принятия решений»
Общие сведения и основные понятия математического моделирования и теории принятия решений
Учебное пособие раскрывает сущность и основные понятия, а также особенности рекреативной физической культуры в учреждениях отдыха различного типа. iconУчебное пособие
А информатики и икт в школьном образовании, а также методические примеры, образцы выполнения лабораторных работ в курсе Теории и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск