ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
на заседании Директор МОУ СОШ № 33
педагогического совета Л.Н. Болтнева_____________
от _______________2011г. _____ ________________ 2011.
ОСНОВНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 33
г. КАЛИНИНГРАДА
Оглавление Оглавление 2
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. 3
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. 25
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. 273
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. 1. Пояснительная записка. Настоящая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на всех ступенях общего образования и направлена на:
- формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное и интеллектуальное развитие обучающихся;
- создание условий для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность;
- развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС.
Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране в последние десятилетия, обусловили модернизацию системы образования. Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся.
В послании федеральному собранию российский президент, Д.А.Медведев, определяя базовые параметры модернизации школы, отметил: «Её главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития».
Последовательная всеобщая модернизация отечественного образования, а фактически его реформирование на компетентностной основе означает реальный переход к новой образовательной парадигме, поскольку это требует сущностных изменений во всех звеньях педагогической системы.
В ценностях, целях и результатах обучения и воспитания – от обеспечения усвоения школьниками ЗУНов к формированию базовых социальных и предметных компетенций/компетентностей современного человека;
В содержании образования – от совокупности абстрактных теоретических понятий, по-предметно разбросанных по многим учебным дисциплинам, к системным, межпредметным, надпредметным, метапредметным, практико-ориентированным концептуальным представлениям о мире и способах социально нормированного практического действия и поступка в нем;
В педагогической деятельности учителя – от монологического изложения учебного материала к педагогике творческого сотрудничества и диалога с обучающимися;
В учебно-познавательной деятельности учащихся – от репродуктивной, "ответной" позиции приема и запоминания учебной информации к созиданию образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир интеллектуальной, духовной, социальной и предметной культуры;
В технологическом обеспечении образовательного процесса – от традиционных образовательных технологий к инновационным технологиям деятельностного типа, когда в основу совместной деятельности обоих субъектов образовательного процесса положены принципы активного творческого взаимодействия, единства познавательной, исследовательской и будущей практической деятельности;
В школьной образовательной среде, составляющей внутренний контекст деятельности учителей, школьников и администрации школы как системе влияний и условий формирования и развития личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении;
В отношениях с внешней средой, задающей внешний контекст образовательной деятельности школы: с семьей, социальным окружением города или деревни, своей национально-культурной общностью, производственными предприятиями, средствами массовой информации, учреждениями культуры, отдыха и спорта, страной и миром.
Определение главных целей образования всего периода обучения в общеобразовательной школы дает возможность конкретизировать эти цели на каждой ступени образования.
Теоретико-методологической основой настоящей программы служит системно-деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др., компетентностный подход к обучению.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; - признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Источники содержания обучения и воспитания:
– педагогически обоснованное, проблемно представленное и дидактически адаптированное в соответствии с возрастом обучающихся системное содержание наук, отвечающее требованиям ФГОС;
– содержание реальной жизнедеятельности человека в виде системы востребованных жизнью его ключевых социальных и предметных (включая профессиональные) компетенций/компетентностей.
Содержание образования формируется из двух источников:
а) дидактически преобразованной информации соответствующих научных дисциплин;
б) жизни и будущей практической деятельности.
Основная единица поведения и деятельности школьника – поступок как форма его личностной активности, предполагающая действия и поступки другого человека и характеризующаяся ценностным содержанием, диалогичностью и ответственностью.
Мотивационная основа деятельности школьника:
взаимообусловленное развитие познавательных и деятельностных мотивов в процессе трансформации учебной деятельности в социально- практическую.
Предмет деятельности школьника: деятельные способности человека и гражданина, развивающиеся в процессе практического овладения им с опорой на научную картину мира общекультурным, интеллектуальным, социальным, гражданским и духовным опытом человечества.
Общие формы организации деятельности школьников:
коллективная (совместная), групповая, парная, индивидуальная при ведущей роли коллективной. Из них составляются конкретные формы в зависимости от текущих целей, содержания и условий образовательной деятельности. Учебный класс выступает как единая команда, объединенная общей целью овладения содержанием образования; внося личный вклад в достижение этой цели, каждый ее член развивается «через- и с помощью других» как творческая индивидуальность.
Система методов обучения и воспитания выбирается в зависимости от целей, содержания, условий обучения и воспитания, от предметной и межпредметной области знаний, личностного предпочтения учителя в рамках интеграции традиционных и инновационных образовательных технологий деятельностного типа: проектные формы организации учения, методы исследовательского, проблемного обучения, дискуссия, анализ конкретных ситуаций и др.
Позиция учителя: гуманистическая, личностно центрированная на ученике: он не столько учит и воспитывает, сколько создает учебную ситуацию: актуализирует, стимулирует учащихся к развитию, создает развивающую образовательную среду, условия для самовыдвижения, самореализации и всестороннего развития каждого школьника.
Позиция обучающегося: школьник не «готовится» к будущей жизни и труду, а выступает «здесь и теперь» подлинным субъектом собственного целеполагания и целереализации, развития личной культуры и жизнестроительства в «предлагаемых обстоятельствах» жизнедеятельности.
Образовательная среда: представляет собой интегративное единство пяти сред, задающих смыслообразующие контексты деятельности субъектов образовательного процесса: информационной, общекультурной, социальной, предметно-профильной и собственно образовательной.
Управление и контроль качества образования: организуется посредством оперативной самооценки индивидуального продвижения в содержании образования и роста возможностей каждого школьника посредством мониторинга его достижений в процессе обретения ключевых социально-предметных и профессиональных компетентностей, развития интеллектуальной, социальной, гражданской, духовной, предметной культуры. Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа предусматривает для всех ступеней общего образования:
·достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
·выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, с использованием возможностей учреждений дополнительного образования; ·организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
·участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
·использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
·возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке учителей и других педагогических работников;
·включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.
|