Реферат тема: «марийские праздники»





Скачать 239.57 Kb.
НазваниеРеферат тема: «марийские праздники»
страница1/3
Дата публикации01.08.2015
Размер239.57 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
  1   2   3
МОУ «ЧКАРИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РЕФЕРАТ

ТЕМА:

«МАРИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ»

ВЫПОЛНИЛА: ХИСМАТОВА КРИСТИНА,

УЧЕНИЦА 9-ГО КЛАССА

РУКОВОДИТЕЛЬ: АНДРЕЕВА С.Н.,

УЧИТЕЛЬ ИКН

Село Чкарино 2009 .

Содержание:

I. Введение ……………………………………………………….

II. Основная часть ………………………………………………..

1. Шорыкйол (Новый год, святки) ………………………………………

2. Уярня (Масленица) …………………………………………………….

3. Кугече (Пасха) ……………………………………………………………

4. Агавайрем (Праздник пашни) …………………………………………

5. Семык (Семик) …………………………………………………………..

6. Сурем (Праздник летнего жертвоприношения) …………………….

7. Угинде (Праздник нового хлеба) ………………………………………

8. У пучымыш (Праздник новой каши) …………………………………

9. Шыже кусо (Праздник осеннего жертвоприношения) ……………..

10. Марий Эл Республикын Кечыже (День Республики Марий Эл) ….

11. Пеледыш пайрем (Праздник Цветов) …………………………………

12. Марий Талешке кече (День национального героя) …………………

13. Марий тиште кече (День марийской письменности) ……………….

III. Заключение ……………………………………………………

IV. Литература …………………………………………………….

Введение.

Народные календарные праздники и обряды представляют особую ценность в культурном наследии марийского народа. Формируясь в течение многих веков, развиваясь в различных исторических условиях, они сыграли важную роль в сохранении самобытности народа. Воплотив в себе ценное, что есть в народе - народное мировоззрение, психологию, художественное творчество, народные праздники и обряды до настоящего времени продолжают занимать определенное место в жизни марийцев.

Народные праздники и обряды складывались в процессе трудовой деятельности наших предков и были связаны с циклическим развитием природы, с основными этапами сельскохозяйственных работ - весеннего сева, пахоты, уборки урожая и т. д. Разнообразные обряды и обычаи, магические действия, приметы и поверья, игры и развлечения, культ предков, общие трапезы и жертвоприношения, входящие в комплекс ритуалов праздничного календарного цикла, были направлены на обеспечение плодородия земли, получение богатого урожая, а также высокой рождаемости и семейного благополучия людей, приплода скота. Обряды совершались соответственно природному ритму, повторяясь из года в год.

Наиболее значимыми периодами в обрядовом календаре марийцев являлись дни зимнего (22декабря) и летнего (22 июня) солнцестояний, весеннего (22 марта) и осеннего (22 сентября) равноденствий, а также дни, связанные с определенными фазами луны. Периоды солнцестояний и равноденствий, а также лунный календарь, исчислявший время от одного новолуния до другого, были известны марийцам с давних времен. С изменениями фаз луны согласовывалась практическая жизнь людей - хозяйственная, семейная. В сочетании лунного и солнечного календарей определялись даты народных календарных праздников. Праздники в дни солнцеворотов - древнейшие из календарных праздников. Для крестьян не было твердых дат, они ориентировались по природе. В дни зимнего солнцестояния отмечался праздник Шорыкйол (Шортйол, Шачаял), означавший наступление нового времени, нового года. В период весеннего равноденствия справлялся праздник Уярня (Масленица), позже сдвинутый на более ранние сроки. Ко времени летнего солнцестояния был приурочен - сынса жап (время цветения ржи), в это время не разрешалось трогать землю - пахать, рыть, рубить деревья, выполнять работы, связанные с резкими запахами. Считалось, что в эти дни земля нуждалась в покое. Осеннее равноденствие приходилось на время окончания сельскохозяйственных уборочных работ, с этого момента начали проводить праздничные обряды в честь нового урожая.

С внедрением в жизнь марийцев христианства, народные календарные праздники были приближены по срокам к православным праздникам, например, Шорыкйол- к Рождеству, Кугече- к Пасхе, Сурем ( Кусо)- к Петрову дню, Угинде- к Ильину дню и т.д. Несмотря на это, древние языческие традиции, глубоко вошедшие в повседневную жизнь народа, не забывались, стали уживаться с христианскими, дополняя друг друга, сохраняя при этом свой исконный смысл и структуру. Сроки прихода отдельных праздников продолжались исчисляться по- старому, с использованием лунно-солнечного календаря.

Но с течением времени, развиваясь в разных социально – экономических и бытовых условиях, народные праздники и обряды трансформировались , и по – разному осмыслялись, в них появлялись новые элементы, менялась временная приуроченность праздников.

Значительные изменение в праздничном народном календаре произошли в советский период. В 1920 – е годы в условиях социальных преобразований в стране и Марийском крае , возникают новые праздники и обряды . В 1920 – е годы в условиях социальных преобразований в стране и Марийском крае , возникают новые праздники и обряды . В 1920 году в с . Сернур был проведен праздник Йошкар пеледыш пайрем – праздник красного цвета (впоследствии Пеледыш пайрем ).Он стал первым массовым праздником нового типа. Образование Марийской автономной области отмечено в 1921 году всенародным торжеством – Марий автономий кече (День образования автономии), сегодня – это Марий Эл Республикын кечыже (День Республики Марий Эл). Народные праздники постепенно вытеснялись советскими праздниками, теряли массовость и свое значение в жизни народа. Многие обычаи и обряды упростились или прекратили свое существование , произошел пересмотр их идеологического смысла . Однако , являясь важной частью народного быта , праздники марийцев полностью не исчезли. Они бытовали в сельской местности, сохраняя свои национальные черты.

В настоящее время идет процесс возрождения традиционной культуры, в том числе и праздников, и есть надежды, что они вновь обретут устойчивость и закрепятся в праздничном календаре марийского народа.

В 1990-е годы появились праздники – Марий Талешке кече (День национального героя), Марий Тиште кече (Де6нь марийской письменности). Они ещё не стали массовыми, находятся на стадии формирования, но в будущем без сомнения станут всенародными праздниками и внесут свой вклад в развитии марийской национальной культуры.

Изучив различные этнографические источники, публикации по праздникам марийцев, используя материалы этнографических экспедиций, я хочу дать информацию о сроках проведения, способах времяисчисления отдельных праздников. Цель моей работы – помочь иметь общее представление о праздниках марийцев и времени их проведения тем, кто проявляет интерес к духовной культуре марийского народа.

Основная часть

Шорыкйол (Новый год, святки)

Сроки и время проведения. Шорыкйол традиционно отмечается в период зимнего солнцестояния (22декабря), после нарождения новой луны. Праздник начинается в пятницу и завершается через неделю. Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством (Рошто). Однако при этом первым днем праздника остается пятница (в прошлом традиционный день отдыха у марийцев), которая приходится за несколько дней до Рождества или после него, а иногда и совпадает с ним. Проведение праздника в разное время объясняется тем, что по старому календарному стилю Шорыкйол отмечается в одни сроки с Рождеством. После перехода на новый стиль, дни праздника оказались сдвинутыми и марийцы, придерживающиеся православной религии, стали справлять Шорыкйол в болен позднее время. В настоящее время Шорыкйол повсеместно возрождается.

Значение праздника. Праздник Шорыкйол является важнейшим праздником годового календарного цикла. Он завершает старый и начинает новый год. В прошлом народ связывал с ним будущее благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни. Праздник имеет несколько названий. У большей части марийского населения закрепилось название Шорыкйол - «овечья нога», от совершаемого в праздничные дни магического действия – дергания овец за ноги с целью «вызывания» в новом году большого приплода овец. Однако, такие названия, как Шорыкйол, Шачял, переводимые как рождение нового года - шочшо у ий, можно считать наиболее верными и соответствующими тому времени, когда проводился праздник – в преддверии наступающего года. В содержании праздника отразились серьезные трудовые, хозяйственные интересы с выполнением магических действий, а также веселое времяпровождение с играми, плясками, песнями. В настоящее время многие элементы праздничной обрядности утратили свои традиционные черты, а ряженье и гадания превратились в веселое развлечение.

Обряды. В дни праздника Шорыкйол проводятся всевозможные обряды , магические действия , игры и ряженья , моления . Они направлены на обеспечение хозяйственного и семейного благополучия , увеличения в новом году урожайности полей , приплода скота . Основные обрядовые действия приходятся на первый день праздника . В прошлом рано утром домохозяева сооружали на озимом поле снежные кучки в виде стогов , чтобы в новом году получить необходимое количество скирд хлеба . В саду трясли ветки плодовых деревьев и кустарников, надеясь собрать богатый урожай фруктов и ягод . Дергание овец за ноги должно было обеспечить плодовитость овец . Гадания были связаны с предсказанием судьбы , благополучием хозяйства . По погоде судили о том , какими будут весна и лето . В каждом доме в честь праздника Шорыкйол и хозяйство дома кудорт проводились семейные моления . Выполнялись обряды , связанные с разведением скота. В первый день совершали подворный обход дети и девушки – участницы обряда. Они поздравляли домохозяев с приходом Нового года и желали благополучной семейной и хозяйственной жизни, приплода овец. Хозяева угощали их ритуальным супом из конопляных семян, орешками и сладостями. Вечером по домам выходила группа ряженых во главе со стариком Василием и его старухой – Васли кува – кугыза. Они воспринимались марийцами как предвестники будущего, т.к. предсказывали о будущей жизни, урожае, прибавление семейства, увеличении поголовья домашнего скота. Ряженые производили проверку хозяйственной деятельности, нерадивых хозяев ругали.

Другие дни праздника проходили в веселом времяпрепровождении. Разделившись на группы по возрасту и полу, сельские жители собирались в доме шорыкйол порт, специально нанятый на период праздника. Там они установили различные представления, играли в традиционные игры, например, Сокыр тага, Ний кучен, девушки гадали, пожилые рассказывали сказки, истории из жизни.

Во время праздника соблюдали некоторые запреты: остерегались стирать больше, шить и вышивать, не выполнялись тяжелые виды работ. Существенную роль играла обильная обрядовая еда, она предполагала достаток на предстоящий год.

Распространение. Отмечается всеми группами марийцев. В советский период праздник проводили под названиями Телым ужатымаш. В настоящее время возрождается на традиционной основе.

Уярня (Масленица)

Сроки и время проведения. Масленица справляется через 7 дней после праздника Шорыкйол в конце февраля – начале марта, приурочивается к неделе, когда появляется новая луна. Празднование начинается с понедельника и продолжается в течение одной или двух недель. Первая неделя называется большая Масленица, вторая – малая Масленица. В некоторых местах, где праздник проводится одну неделю, первую половину – до четверга, именуют передняя Масленица, а с четверга – поздняя Масленица.

Значение праздника. Масленица – древнейший праздник марийцев, он соответствует русской Масленице. Это - праздник проводов зимы и встречи весны. Масленица в прошлом была связана с зимним солнцеворотом, но обряды по смыслу относились к весенним. Сочетание элементов весенней и зимней обрядности являются особенностью праздника. В основе праздничной обрядности является особенностью праздника. В основе праздничной обрядности находился аграрный культ. Обряды были направлены на пробуждение природы и вознаграждение плодородных сил земли, достижение хозяйственного благосостояния и семейного благополучия.

Обряды. Праздничные развлечения начинаются в первый день праздника – в понедельник рано утром с катания горы (масленичная гора). Катанию горы в прошлом придавалось большое значение, по поверью, оно избавляло от болезней, прибавляло силы. Женщины при скатывании с горы рассевали на снегу семена зерновых, конопли, чтобы в будущем получить хороший урожай; скатываясь на предметах быта – ночевках, корытах, ржаных снопах, надеялись также иметь осенью богатый урожай. Чтобы уродилась высокой конопля, старались прокатиться как можно дальше. Традиционной считалась масленичная горка. С них скатывались стоя на ногах парами. Катание на лошадях с колокольчиками вокруг деревни совершалось с целью изгнания нечистых сил. В период масленичной недели устраивали различные игры, популярной была народная игра карта. На праздник готовили много масленой еды – блины, колобочки из овсяного теста, блюда из молочных продуктов. Обильная еда означала будущее изобилие и достаток в еде. Значительное место в праздничной обрядности занимал прием гостей, хождение в гости. Во время праздника проводили семейный обряд Первый йумаш - в гости к своим родителям приезжали недавно вышедшие замуж дочери со своими мужьями и их родителями. В последний день праздничной недели проводятся обряд прощания с Масленицей. Собрав накопившийся за праздничные дни мусор, закрепив на шесте ржаной сноп, сжигали с криком «Уярня каен» («Масленица ушла»). Парни и девушки прыгали через костер. Зола разбрасывалась по полю. Сегодня в сельской местности отдельные масленичные обряды продолжают сохраняться.

Кугече (Пасха).

Распространение. Отмечается повсеместно всеми марийцами. Традиционный комплекс обрядов наиболее полно соблюдается марийцами северо-восточных районов РМЭ, восточными марийцами.

Сроки и время проведения. Праздник Кугече начинает справляться за 5 дней до христианской Пасхи - со вторника пасхальной недели и продолжается до воскресенья. Православные марийцы, как и русские, празднуют Пасху в Воскресенье, приходящее после весеннего равноденствия и полнолуния. Восточные марийцы в некоторых местах отмечают в более ранние сроки, но не ранее 22 марта- дня весеннего равноденствия.

Значение праздника. Праздник Кугече является одним из значимых и больших праздников весеннего календарного цикла. Он связан с культом предков семейно-родовыми и общинными молениями, почитанием оживающей природы. Значительное место отводятся также аграрным обрядам.

Кугече входит в комплекс праздников кон пайрем (праздник умерших), поэтому значительное место в нем отводится поминовению умерших родственников с ритуальным угощением. В праздничной обрядности слились языческие и христианские традиции. Марийцы, будучи приверженцами древнеязыческой веры, выполняют обряды своих предков, в то же время соблюдают и христианский. Совершая различные магические действия, обряды, исполняя ритуальные танцы, игры, марийцы надеялись повлиять на природные силы, обеспечить в будущем благополучие в семейной и хозяйственной жизни.

Обряды. Пасхальная обрядность начиналась с вербного воскресенья. Накануне праздника проводился обряд изгнания нечистых сил. Взяв ветки рябины или вербы, ходили по деревне и били по хозяйственным постройкам. Во время праздника Кугече проводились семейно – родовые моления за благосостояние хозяйства, благополучия семьи. В каждый день предпасхальной недели совершались определенные обряды. Во вторник, называемый половина щелокова дня (пел кон кече), предохранялись от проникновения злых сил, колдунов – запирали на засовы двери, ворота, над дверями вешали ветки рябины. Мылись в бане, приглашая и пришедших на праздник умерших родствеников.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат тема: «марийские праздники» iconУрок по предмету «Основы мировых религиозных культур» Тема: «Календари...
Оборудование и средства наглядности: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Праздники иудеев», карточки с названиями...
Реферат тема: «марийские праздники» iconРеферат на тему: «Татарский национальный праздник Сабантуй»
Всё вокруг: деревни и города, вещи, одежда, профессии, природа меняются, а народные праздники продолжают и продолжают жить Знаешь...
Реферат тема: «марийские праздники» iconРеферат по теме: Весенние русские народные праздники
Точками и ориентирами отсчёта годового времени служили христианские праздники. Год делился на четыре сезона: зиму, весну, лето, осень....
Реферат тема: «марийские праздники» iconРеферат: «Великий Пост и Пасха: символика Православных традиций»
В настоящее время люди всё чаще стали соблюдать православные традиции. Почти каждая русская семья с давних времён отмечала такие...
Реферат тема: «марийские праздники» iconРеферат по основам православной культуры Тема: «Православные праздники»
В честь этого события или лица установлены особые песнопения, молитвы и обряды, которые вводят еще новые особенности в неизменный...
Реферат тема: «марийские праздники» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ведущий: дни нашей жизни делятся на будни и праздники. Будни отданы труду. А праздники?
Реферат тема: «марийские праздники» iconРеферат по дисциплине: «Краеведение» по теме: Календарные праздники...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 г. Березники
Реферат тема: «марийские праздники» iconТема: Мусульманские праздники и знаменательные даты
Цель урока: рассказать о главных исламских праздниках, познакомиться подробно с ними
Реферат тема: «марийские праздники» iconТема: «Праздники мусульман» (1 час)
Рабочая программа разработана на основе авторской программы умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской,...
Реферат тема: «марийские праздники» iconПрограмма развития школьной библиотеки на 2012-2015 г г. Информационная...
Массовая работа (обзоры литературы, уроки внеклассного чтения, праздники книги, литературные игры, творческие конкурсы, интеллектуальные...
Реферат тема: «марийские праздники» iconРеферат по теме Гонение на христиан при Хрущёве
Жизнь народа России была проникнута религиозными традициями (посты, праздники, крестные ходы). В силу этого государство всегда уделяло...
Реферат тема: «марийские праздники» iconУрок по православной культуре в 10 классе. Тема урока: «Православные праздники. Пасха. Радоница»
Познакомить учащихся с православными праздниками: Пасха и Радоница. Их обычаями, традициями
Реферат тема: «марийские праздники» iconУрок Тема: «Календари и праздники»
Цель: Познакомить учащихся с культурой Древней Индии, дать представление о Буддизме, как мировой религии. Выявить ее влияние на развитие...
Реферат тема: «марийские праздники» iconУрока Цель: Научить учащихся вести беседу по теме «Праздники в Великобритании (Christmas)»
Научить учащихся вести беседу по теме «Праздники в Великобритании (Christmas)», создать условия для проявления индивидуальности и...
Реферат тема: «марийские праздники» iconТема реферат: «Грач»
Реферат предназначен для использования на уроках природоведения, географии, биологии
Реферат тема: «марийские праздники» iconУрок кубановедения, 4 класс. Тема урока: «Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани»
Воспитание у учащихся любви к своей малой Родине, чувства уважения к традициям других народов, проживающих на территории Краснодарского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск