Скачать 255.45 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского» Балашовский институт (филиал) УТВЕРЖДАЮ Директор БИ СГУ доцент А.В.Шатилова ___________________ 22 октября 2014 г. Рабочая программа дисциплины Методика обучения народному декоративно-прикладному искусству Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль подготовки Педагогика и методика начального образования Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная и заочная Балашов 2014 Содержание:
1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Методика обучения народному декоративно-прикладному искусству» являются: формирование понятий: культура, материальная и духовная культура, знакомство с историей отечественной культуры, виды культурного творчества, знакомство с этнокультурной информацией. Задачи: Знакомство с понятием народной культуры, с ее формами – духовной и материальной, с историей народной памяти. Показать самобытность и неповторимое своеобразие русской народной культуры. Научить понимать художественный язык народного искусства. Подготовить студентов к дальнейшему освоению разных типов культуры. Формировать уважительное отношение к разным национальным формам культуры. 2. Место дисциплины в структуре в структуре образовательной программы: Дисциплина «Методика обучения народному декоративно-прикладному искусству» относится к дисциплинам по выбору (Б3.В.18). Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения «Технологии» и «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе. Освоение дисциплины «Методика обучения народному декоративно-прикладному искусству» является необходимой базой для «Литературное образование младших школьников», «Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников», «Конструирование и моделирование в начальной школе», «Методика преподавания технологии с практикумом», «Методика преподавания изобразительного искусства» и прохождения педагогической практики. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методика обучения народному декоративно-прикладному искусству». Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); - способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); - способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); - готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); - способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: •Знать: основы художественного творчества; виды народного и декоративно-прикладного искусства; народные художественные промыслы, народный костюм и декоративная роспись; значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества. •Уметь: понимать художественно-выразительные особенности языка народной культуры; реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях; использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа; определять, в каком центре традиционных народных художественных промыслов созданы изделия; различать художественно-эстетические достоинства изделий. •Владеть: различными технологиями создания художественных изделий, современными методами диагностирования достижений обучающихся и воспитанников. 4. Структура и содержание дисциплины «Методика обучения народному декоративно-прикладному искусству». Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа. Очная форма обучения: Аудиторные занятия: 30 час. (10 час. лекции и 20 час. практические занятия), самостоятельная работа: 42 часа. Курс завершается зачетом. Заочная форма обучения: Аудиторные занятия: 14 час. (6 час. лекции, 8 практические занятия), самостоятельная работа: 54 час. Курс завершается зачетом. Очная форма обучения
Заочная форма обучения
Содержание дисциплины: Народное и декоративно-прикладное искусство в системе ценностей культуры. Композиция в народном и декоративно-прикладном искусстве. Роспись по дереву. Хохлома. Роспись по дереву. Городец. Росписи Северной Двины и Мезени. Гжельская керамика. Скопинская керамика. Дымковская глиняная игрушка. Каргопольская глиняная игрушка. Филимоновская глиняная игрушка. Русская деревянная игрушка. Игрушка русского Севера. Нижегородская деревянная «топорщина». Полхов-Майданские деревянные тарарушки. Сергиевопосадская деревянная игрушка. Богородская деревянная игрушка. Матрешки (Сергиев Посад, Семенов, Полхов-Майдан). Русские художественные лаки (Федоскино.Палех, Мстера, Холуй.Жостово). Павлопосадские платки. Методика освоения декоративной росписи (Хохломская роспись. Городецкая роспись.). Методика освоения декоративной росписи (Полхов-майданская роспись. Мезенская роспись.). Методика освоения декоративной росписи (Гжельская роспись. Жостовская роспись). Методика работы над лепкой и росписью народных глиняных игрушек (Дымковская игрушка). Методика работы над лепкой и росписью народных глиняных игрушек (Каргопольская игрушка. Филимоновская игрушка). Методика работы над тематической декоративной композицией. Виды и структура орнамента. Многообразие и единство орнаментальных мотивов разных стран и народов. Стилизация природных форм. Орнамент первобытных народов. Орнамент кочевых народов. «Звериный стиль». Греческий орнамент. Орнамент стран древнего Востока (Китай, Япония, Индия). Персидский орнамент. Арабский орнамент. Древнерусский орнамент. Орнамент раннего средневековья. Романский орнамент. Готический орнамент. Орнамент эпохи Возрождения. Орнамент барокко. Орнамент рококо. Орнамент классицизма. Орнамент стиля ампир. Орнамент народов Северного Кавказа и Закавказья. Орнамент народов Восточной Европы и Средней Азии. Орнамент и символ. Орнаментальная композиция и особенности ее построения. Правила построения орнаментальной композиции. Стилизация и трансформация пространственных форм в орнаментальные мотивы. Одежда - неотъемлемая часть материальной культуры народа. Русская народная вышивка. Особенности вязания крючком. Русская кукла. Технология изготовления. Одежда разных возрастных групп и назначений. Костюм русского севера. Южнорусский костюм. Характерный костюм Саратовской местности. Виды Саратовских промыслов. 5. Образовательные технологии Преподавание курса «Методика обучения народному декоративно-прикладному искусству» основано на проведении традиционных объяснительно – иллюстративных лекций и практических занятий с широким использованием учебных таблиц, учебных фильмов, дидактических материалов, иллюстраций. В программе дисциплины предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных педагогических ситуаций, учебные дискуссии, технология современного проектного обучения, развития критического мышления, консультирования, рефлексивные технологии и др.). Эти технологии в сочетании с внеаудиторной работой решают задачи формирования и развития профессиональных умений и навыков обучающихся. В рамках организации процесса освоения дисциплины могут быть предусмотрены мастер-классы специалистов, экспериментальная работа в образовательных учреждениях и другие формы организации обучения. В процессе изучения курса применяются следующие активные методы обучения:
- проведение лекций–путешествий по отдельным темам. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 20 % аудиторных занятий. В преподавании дисциплины могут быть использованы следующие адаптивные технологии: интернет-технологии и дистанционное обучение – для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; разноуровневое и дифференцированное обучение – для слабовидящих обучающихся; ИКТ – технологии, использование ассистивных устройств – для слабослышащих студентов. Универсальные технологии тьюторского сопровождения; инклюзивного и адаптивного обучения; определения образовательного маршрута, технология обособленного контроля самостоятельной работы студентов используются для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Самостоятельная работа студентов предполагает изучение лекционного материала, учебной литературы, разработку самостоятельного проекта по любому предмету начальной школы, создание в сети Интернет страницы проекта. Одна из главных задач подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности связана с усвоением ими теоретических основ метода проектов и формированием у них практических умений и навыков, составляющих основу современной технологии труда учителя начальных классов. В процессе изучения курса студенты выполняют различные виды самостоятельной работы, к которым относятся следующие:
Критерии оценки результатов самостоятельной работы Критериями оценок результатов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся. 1. Примеры вопросов для обсуждения на практических занятиях
2. Пример практических заданий. 1. Назовите традиционные центры изготовления матрешек. Чем различаются и что общего у матрешек из этих центров? 2. Расскажите о художественно-выразительных достоинствах росписи жостовских подносов. 3. Основные этапы создания хохломских изделий. 4. Расскажите о последовательности выполнения росписи городецкого коня. 5. Расскажите о последовательности выполнения основных растительных элементов городецкой росписи. 6. Расскажите о последовательности выполнения росписи мезенского коня. 7. Дайте характеристику основным этапам жостовской росписи. 8. Расскажите об основных этапах лепки дымковской барышни. 9. Сравните особенности формы и росписи дымковской, каргопольской и филимоновской игрушек. В чем их сходство и различие? 10. Составьте характеристику: Ассиро-вавилонский орнамента; Орнамента эклектизма; Орнамента модерна; Азербайджанского орнамента; Туркменского орнамента; Узбекского орнамента. 11. Определение основных и уточных нитей, лицевой и обратной сторон. Подготовка пяльцев для работы. 12. Выполнение простых швов цветными нитками 13. Орнамент и его особенности в вышивке. Виды орнаментов: геометрический, растительный, изобразительный. Понятие о ритме и цвета в орнаменте народной вышивке (демонстрация народных образцов и изделий местных мастериц). 14. Технология выполнения простых швов цветными нитками. Последовательность выполнения швов: вперед иголку, за иголку; строчка, стебельчатый шов, петельный шов. 15. Зарисовка швов: вперед иголку, за иголку, строчка, стебельчатый, петельный - карандашом по миллиметровке с показом хода рабочей нитки на лице и изнанке и расчетом длины стежка (демонстрация технического рисунка). 16. Освоение рабочих приемов выполнения простых швов. Последовательность выполнения швов: вперед иголку, за иголку, строчка, стебельчатый, петельный. Расчет длины стежка в зависимости от толщины, основы и утка ткани, правильный ход рабочей нити. Выполнение изделия по выбранному образцу (детское полотенце, салфетка, косынка). 17. Выполнение вышивки счетными швами. 18. Народная вышивка, выполненная счетными швами. Счетные швы и их применения в оформлении изделий различного назначения. Орнамент и цвет в народных вышивках счетными швами. Сюжетные сцены и их смысловая значимость в народных вышивках. Значение счетных швов для оформления современных изделий. 19. Зарисовки несложного орнамента с народных образцов. Технология выполнения счетных швов. Разработка собственной композиции для счетных швов. Освоение приемов шитья - набор определенного количества нитей на иглу для образования стежков. Выполнения изделия в материале по выбранному образцу. Примерные образцы изделий: закладки для книг, небольшие дорожки, салфетки. 20. Зарисовка швов: вперед иголку, за иголку, строчка, стебельчатый, петельный - карандашом по миллиметровке с показом хода рабочей нитки на лице и изнанке и расчетом длины стежка (демонстрация технического рисунка). 21.Выполнение основных приемов вязания. Упражнения в выполнении столбцов и воздушных петель. Выполнение образцов из столбиков с накидом, ажурных узоров. Выполнить образец орнаментальной полосы из ниток разных цветов. Изготовление готового изделия: кружево для вышитого полотенца, салфетки, косынки.
23. Технология кроя рубахи. Изготовление и украшение мужской и женской рубахи. 24. Изготовление одного из видов сарафанов и его украшения. 25. Изготовление девичьего головного убора- повязки. 26. Шейное украшение из бисера. 27. Бижутерии из кожи, иголок сосны, лозоплетение. 3. Пример контрольных работ Контрольная работа №1 Вариант 1 1.Чем знаменита гжельская керамика? 2. Что общего и какие различия есть у дымковской и филимоновской игрушек? 3. Матрешки (Сергиев Посад). 4. Художественно-выразительные достоинства росписи жостовских подносов. Вариант 2. 1. Что характерно для скопинских керамических сосудов?
Контрольная работа №2 Вариант 1
Вариант 2. 1. В чем сходство и различие между росписью «под фон» и верховым письмом.
4. Примерная тематика рефератов
Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации Вопросы к зачету
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература 1.Васильева, Дина Николаевна. Современное художественное образование: организация детского творчества [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Д. Н. Васильева ; ФГБОУ ВПО Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, Ин-т искусств. - Саратов : [б. и.], 2012. - 121 с. - Библиогр.: с. 115-117 (67 назв.). - ISBN [Б. и.] : Б. ц. 2. Пестрякова, Л. С. Методические указания по предмету "История декоративно-прикладного искусства" [Электронный ресурс] / Л. С. Пестрякова ; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского". - Саратов : [б. и.], 2011. - 19 с. - Библиогр.: с. 9-10 (21 назв.). - Б. ц. б) дополнительная литература
2. Павлик К.В. Изобразительное искусство в начальной школе: [Текст] / Учебные материалы по методике преподавания / К.В. Павлик– 2-е изд. – М.: Флинта, 2002. в) Интернет-ресурсы Элементы народной культуры в образовательном пространстве начальной школы. http://www.art-education.ru/project/seminar-2009/ermolinskaya.htm «Школа народной культуры» как форма реализации культурологического образования http://pedagogika-cultura.narod.ru/private/Articles/N_7/Yanushevs.htm Народная культура в современных условиях. Учебное пособие http://www.riku.ru/lib/narcult/nar-cult-raw.htm Аудиовизуальные средства Видеозаписи уроков технологии. Презентации к лекциям. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) «Методика обучения народному декоративно-прикладному искусству». Стандартно оборудованная лекционная аудитория №404 для проведения лекций, видеопроектор, магнитная доска, компьютер, экран, таблицы и дидактический материал на бумажных и электронных носителях. Программа разработана в 2013 году (одобрена на заседании кафедры педагогики и методик начального образования, протокол № 1от «27» августа 2013 год). Программа актуализирована в 2014 году (одобрена на заседании кафедры педагогики и методик начального образования, протокол № 2 от «21» октября 2014 год). Подписи: Автор программы ____________________к.с\х.н., доцент Попова Е.В. Зав.кафедрой ПиМНО_________________к.ф.н., доцент Мазалова М.А. Декан ФЕНиПО _________ к.с/х.н., доцент Занина М.А. |
![]() | Российской федерации приказ Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации... | ![]() | Без гражданства в российской федерации Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав... |
![]() | Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации... «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов... | ![]() | Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... |
![]() | Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | ![]() | Министерство экономического развития российской федерации Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской... |
![]() | Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной... | ![]() | Национальный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... |
![]() | Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный... | ![]() | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... |
![]() | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ![]() | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... |
![]() | Утверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития... Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18... | ![]() | Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской... |
![]() | Национальный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | ![]() | Об утверждении порядка Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов... |