В.П.КоневТесты для проверки знаний по курсу■ • А. Всегда выбирается только один ответ
1. Сакральный и рецептурный тип знания характерен для: а) преднауки цивилизаций Древнего Востока;
б) формирующейся науки в Античной Греции;
в) классической науки Нового времени;
г) неклассической науки XX в.
2. Характерной чертой Античной науки являлось:а) широкое использование экспериментального метода;
б) формирование основ теоретического знания;
в) постоянное воплощение в динамично развивающейся технике;
г) опора в основном на магию и заклинания.
3. Согласно стандартам средневекового типа знания, важнейшая
наука — это:а) биология;
б) геология;
в) психология;
г) теология..
4. Экспериментально-математическое естествознание возникает:а) в Древнем Египте;
б) Античной Греции;
в) Средневековой Аравии;
г) Европе Нового времени.
5. Промышленный переворот в Англии конца ХУШ в. означал переход:а) к ремесленной технике;
б) машинной технике;
в) комплексно автоматизированной технике;
г) отказу от техники.
6. Соединение науки с высшим образованием в Европе связывают с
предложенным А. Гумбольдтом проектом реформы:а) Парижского университета;
б) Оксфордского университета;
в) Берлинского университета;
г) Московского университета.
7. С проникновением науки в микромир связана научная революция:а) ХУ1-ХУП вв.;
б) конца XIX- начала XX вв.;
в) конца XX — начала XXI вв.;
г) эпохи неолита.
8. Современный этап развития науки называется:а) классическим;
б) неклассическим;
в) постнеклассическим;
г) паранормальным.
9. Основателем экспериментального метода в европейской науке счи
тается:а) Дж. Бруно;
б) Фр. Энгельс;
в) Аристотель;
г) Г. Галилей.
10.Формирование системного подхода как самостоятельного метода научного познания происходило:а) в 10-20-х годах XX в.;
б) 80-90-х годах XX в.;
в) 40-х годах XIX в.;
г) 40-70-х годах XX в.
11. Автором гелиоцентрической системы мира являлся:а) Коперник;
б) Птолемей;
в) Эйнштейн;
г) Гадамер.
12. Наука может рассматриваться как ... (исключите неправильный
ответ):а) форма обыденного мировоззрения;
б) определенный способ человеческой деятельности (исследование);
в) проверяемая особым образом система знаний о реальности;
г) определенный социальный институт.
13. Рассмотрение истины как результата соглашения между учеными
характерно для:а) прагматизма;
б) конвенционализма;
в) диалектического материализма;
г) когерентного подхода.
14. К функциям научного исследования относятся:а) описание;
б) объяснение;
в) прогнозирование;
г) все перечисленные.
15. Соперничающими подходами в поиске основных закономерностей
развития науки являются:а) коммунизм и антикоммунизм;
б) кумулятивизм и антикумулятивизм;
в) креационизм и эволюционизм;
г) субстратный и функциональный.
16. Автором книги «Структура научных революций» является:а) Т. Кун;
б) Т. Гоббс;
в) Т. Джефферсон;
г) И. В. Сталин.
17. Как социальный институт наука в Х1Х-ХХ вв. прошла следующие
стадии развития:а) малая, глобальная, большая;
б) малая, большая, глобальная;
в) глобальная, большая, малая;
г) большая, малая, глобальная.
18. Правильным высказыванием о науке будет:
а) наука активна, но не реактивна;
б) наука реактивна, но не активна;
в) наука и активна, и реактивна;
г) наука ни активна, ни реактивна.
19. Техника может быть определена как ... (исключите неправильный
ответ):а) система искусственных средств и стандартных приемов человеческой деятельности;
б) искусственная комбинация искусственно преобразованных естественных процессов;
в) органопроекция человека;
г) результат развития машиностроения в XX в.
20. Современная теория процессов самоорганизации в открытых системах— это:а) энергетика;
б) синергетика;
в) диалектика;
г) метафизика.
21.Стандартная модель постановки и решения исследовательских задач — это:а) сигма;
б) энигма;
в) парадигма;
г) диафрагма.
22. Для неклассической науки характерен:а) механистический детерминизм;
б) вероятностный детерминизм;
в) индетерминизм;
г) терминизм.
23 .Алхимию с современной точки зрения нельзя рассматривать как науку, так как она:а) подвергалась преследованиям со стороны католической церкви;
б) развивалась в средние века;
в) использовала такие магические элементы как заклинания;
г) пыталась опираться на опытное исследование.
24. Выдающийся древний автор, написавший трактат «Об искусстве
сооружать автоматы»:а) Герон;
б) Геродот;
в) Гиппарх;
г) Гален.
25. Позволило перейти от изготовления уникальных машин вручную к
массовому производству стандартных машин с помощью машин:а) изобретение прядильного и ткацкого станков;
б) изобретение паровой машины двойного действия;
в) изобретение универсального токарного станка с поворотным суп
портом;
г) изобретение компьютера.
26. Наиболее общая характеристика научно-технической революции —
это:а) освоение космического пространства;
б) развитие автоматизации и информатизации;
в) развитие генной инженерии;
г) превращение науки в непосредственную техническую силу.
27. Крупнейшим представителем классической науки являлся:а) Архимед;
б) Ньютон;
в) Гейзенберг;
г) Хаббл.
28. Считают решающими факторами развития науки внешние факто
ры представители:а) интернализма;
б) экстернализма;
в) номинализма;
г) реализма.
29. Наиболее слабая черта науки в понимании ее большинством сред
невековых мыслителей:а) требование логического вывода;
б) отказ от опоры на опыт;
в) отказ от опоры на религиозную веру;
г) отказ от опоры на авторитет.
30. Алхимия, алгебра, алкоголь — слова, происходящие из языка:а) греческого;
б) латинского;
в) арабского;
г) китайского.
Б. Возможен выбор как одного, так и более правильных ответов. В других случаях требуется установить соответствие, последовательность
31. Методами теоретического познания являются:а) идеализация;
б) эксперимент;
в) системный подход;
г) формализация;
д) наблюдение.
32. Расположите в правильной логической последовательности фазы
научного творчества:а) сосредоточение усилий на решении задачи;
б) накопление знаний, навыков, умений для четкой формулировки
проблемы;
в) проверка найденного решения;
г) уход от проблемы, переключение на другие виды деятельности;
д) озарение («инсайт»).
33. Выделите (подчеркните) формы научного познания:интуиция,
проблема,
анализ,
теория,
закон,
индукция,
факт,
идея,
опыт,
принцип.
34. Выделите (подчеркните) факторы, которые способствуют научно
му творчеству на индивидуальном уровне:память, физическая усталость, воображение, внимание, интуиция, сообразительность, эмоциональная подавленность.
35. Установите соответствие между понятиями и их значениями:
метод — учение о методах познавательной деятельности;
методика — специально разработанная для данного случая система методов;
методология — путь исследования, ведущего к истине (Платон).
36. Установите соответствие между уровнями научного познания и их
функциями:
эмпирический уровень — объяснение выявленных законов;
предпосылочный уровень — обнаружение, описание и обобщение фактов;
теоретический уровень — фиксация философско-методологических оснований.
37. Методами эмпирического познания являются:а) абстрагирование;
б) моделирование;
в) измерение;
г) наблюдение;
д) аналогия.
38. Основными видами теории являются:а) аксиоматическая;
б) гипотетико-дедуктивная;
в) формализованная;
г) описательная;
д) индуктивная.
39. В структуру научной теории входят:а) исходная теоретическая основа;
б) логика развития теории;
в) альтернативные теории;
г) совокупность выводного знания;
д) реализация теории в изобретениях.
40. Выстройте в правильной логической последовательности этапы
наблюдения:а) выбор способа наблюдения;
б) проведение наблюдения;
в) определение задачи;
г) обработка полученных данных;
д) выбор объекта.
41. Установите правильное соответствие:
фактуализм — научные факты определяются теорией;
эмпиризм — основным источником познания выступает разум;
рационализм — нет ничего в разуме, что не прошло бы прежде через чувства;
» сенсуализм — основа познания — опыт;
■ теоретизм — «факты — упрямая вещь».
42. Расположите в правильной логической последовательности этапы
научного исследования:а) создание теории;
б) выдвижение гипотезы;
в) формулирование проблемы;
г) сбор эмпирических данных;
д) проверка гипотезы.
43. Установите парные методы познания:анализ,
исторический,
индукция,
диалектика,
дедукция,
синтез,
логический,
метафизика.
44. Подчеркните требования, предъявляемые к научной гипотезе:принципиальная проверяемость,
абсолютная достоверность,
простота,
эвристическая сила,
соответствие ранее установленным научным положениям,
экономический эффект.
45. Сильными сторонами интуитивного познания являются:а) неорганизованность;
б) относительная свобода от стереотипов и схем;
в) более высокая скорость мышления;
г) отсутствие опоры на предшествующий опыт;
д) большая возможность образования ассоциаций.
46. Выстройте верную логическую последовательность этапов экспе
римента:а) само манипулирование исследуемым объектом;
б) планирование эксперимента;
в) интерпретация полученных результатов;
г) выбор средств.
47. Видами эксперимента являются:а) модельный;
б) кибернетический;
в) фантастический;
г) гуманистический;
д) поисковый.
48. Установите соответствие между названиями методов и их опи
санием:а) индукция — расчленение объекта на составляющие для раздель
ного их изучения;
б) синтез — движение мысли от частного к общему метод;
в) анализ — рассуждения от общего к частному;
г) дедукция — мысленное или практическое объединение изучаемо
го объекта в целое.
49. Преимуществами эксперимента над наблюдением являются:а) естественность;
б) воспроизводимость;
в) возможность вмешаться в изучаемый процесс;
г) неповторимость.
50. К видам научного прогнозирования относятся:а) прогнозирование на фактографической основе;
б) прогнозирование на основе экспертной информации;
в) прогнозирование по взаимному расположению планет;
г) прогнозирование на аналогии.
51. Крупным отечественным философом, посвятившим многие свои
труды проблеме творчества, был:а) Л. Н. Толстой;
б) А. С. Хомяков;
в) Н. А. Бердяев;
г) В. С. Соловьев.
52. Выделите несуществующее правило классификации:а) в рамках одной классификации необходимо придерживаться еди
ного основания;
б) сумма объемов членов классификации должна равняться объему
всего класса;
в) члены классификации должны взаимно исключать друг друга;
г) допустимо менять основания классификации от одного класса к
другому.
53. Главный вопрос философии творчества — это:а) как научить творчеству;
б) какие методы творчества существуют;
в) как вообще возможно творчество;
г) сколько платить за творчество?
54. Гипотеза «ас! Нос» — это:а) общая гипотеза;
б) окончательная гипотеза;
в) гипотеза для данного случая;
г) доказанная гипотеза.
55. В интуитивном познании ведущая роль принадлежит:а) сознательному;
б) бессознательному;
в) логическому;
г) дискурсивному.
56.Принцип фальсифицируемое предложил:а) И. Лакатос;
б) М. Шпик;
в) Т. Кун;
г) К. Поппер.
57. Модель и оригинал состоят в отношении:а) полного сходства;
б) полного несходства;
в) частичного сходства;
г) взаимоисключения.
58. «Брейнсторминг» — это:а) состояние головы после «излишне веселого вечера»;
б) метод «мозговой атаки»;
в) измененное состояние сознания;
г) способ стимулирования коллективного творчества.
59. Эксперимент как метод познания первоначально возник:а) в биологии;
б) гуманитарном знании;
в) естествознании;
г) математике.
60. Наблюдение — это:а) метод построения научной теории;
б) метод эмпирического познания;
в) метод выдвижения гипотезы;
г) метод теоретического познания.