Фгоу впо «южный федеральный университет» педагогический институт сухорукова л. М. Аналитический потенциал программы унитвин /юнеско





Скачать 435.03 Kb.
НазваниеФгоу впо «южный федеральный университет» педагогический институт сухорукова л. М. Аналитический потенциал программы унитвин /юнеско
страница1/2
Дата публикации05.09.2013
Размер435.03 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2



ФГОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СУХОРУКОВА Л.М.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

ПРОГРАММЫ УНИТВИН /ЮНЕСКО

(UNITWIN/ UNESCO) ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Общественно-просветительский проект факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования


Ростов-на-Дону 2009

УДК 37.014

ББК 74.04

Р ---------------
ФГОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Кафедра управления образованием.
Филиал кафедры ЮНЕСКО

«Подготовка и переподготовка специалистов в условиях рыночной экономики» ТИСБИ.
Филиал кафедры ЮНЕСКО

по правам человека и демократии МГИМО (У).
Сетевая кафедра

«Менеджмент деятельности в образовательной, социокультурной и гуманитарной сферах: измерение «Европа – Юг России (Ростовская область) – Юг – Евразия».

СУХОРУКОВА Л.М.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

ПРОГРАММЫ УНИТВИН /ЮНЕСКО

(UNITWIN/ UNESCO) ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Общественно-просветительский проект факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования


Ростов-на-Дону 2009

ВВЕДЕНИЕ
Объективным феноменом современного мирового развития образования стал процесс глобализации, изучаемый, в частности, ЮНЕСКО. ЮНЕСКО является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки, культуры и коммуникации. Начиная с момента ее создания в 1945 году, она занималась деятельностью по улучшению положения дел в сфере образования во всем мире посредством оказания технических консультаций, разработки международных норм, инновационных проектов и создания дееспособной организационной сети. Ее тесные связи с министерствами образования и другими партнерами в 188 странах ставят ее в положение локомотива реформ.

Тремя стратегическими целями ЮНЕСКО являются: продвижение образования как основополагающего права; улучшение качества образования; стимулирование экспериментального и инновационного подходов, политический диалог.

ЮНЕСКО определила пять основных функций для того, чтобы выполнить свою миссию:

- Лаборатория идей: идентифицирует возникающие проблемы, ищет стратегии их решения, создает условия для диалога и опробирует инновационные решения.

- Разработка международных норм: разработка новых норм в таких ключевых областях, как техническое и профессионально-техническое образование, и признание квалификаций высшего образования.

- Формирование условий: расширяет возможности правительств, экспертов, гражданского общества и сообществ через консультативные услуги, учебные материалы и симпозиумы, международные конференции и информационный обмен.

- Информационный ресурс: аккумулирует и осуществляет обмен информацией о том, какие процессы идут в сфере образования, особенно в части, касающейся лучших методов и инноваций. Создание в Интернете портала ЮНЕСКО по вопросам образования является частью этих усилий.

- Международный катализатор: стимулирует международное сотрудничество по вопросам образования и гарантирует, что многосторонние и двусторонние программы отражают цели и приоритеты ЮНЕСКО.

В условиях взаимозависимого мира интеграция становится структурной составляющей глобализации. При этом региональная интеграция на современном этапе выступает как один из факторов формирования государствами ответа на новые вызовы и угрозы.

На протяжении последних десятилетий действуют несколько факторов глобализации, таких как:

– технический прогресс, который позволил резко уменьшить издержки хранения, поиска и обработки информации;

– либерализация торговли и других сфер экономики, что привело к ослаблению торгового протекционизма;

- институциональные изменения: образовательные учреждения активно выходят на сотрудничество на национальный, многонациональный, интернациональный и глобальный уровень, в нашем случае – это сотрудничество с организациями ЮНЕСКО: кафедральной программой УНИТВИН/ЮНЕСКО.

- универсальное признание ценностей культуры мира, образования для всех и т.д.;

Преодоление глобальных проблем во всех сферах жизни является одной из задач современного мира. Новые вызовы затрагивают не только вопросы, связанные с доступом, равенством, финансированием или качеством образования, но также и проблемы, связанные с национальным суверенитетом, культурным разнообразием, нищетой и устойчивым развитием. Поиск принципиально новых способов решения проблем приводит к необходимости создания нового категориального аппарата мышления и воспитания человека, способного мыслить категориями мира.

В настоящее время, несмотря на широкое употребление данного термина, отсутствует единство взглядов между исследователями относительно его определения. Процессы глобализации носят всеобъемлющий характер. Их различные грани входят в область осмысления и изучения практически всех общественных наук (экономики, международных отношений, политики, образования и др.).

Глобализация представляется как явление, которое оказывает воздействие на образование, а интернационализация образования толкуется как одно из проявлений реакции высшего образования на возможности и проблемы, возникающие благодаря глобализации. Интернационализация охватывает широкий круг вопросов, например таких, как учебные программы, преподавание/обучение, научные исследования, институциональные соглашения, мобильность учащихся/преподавателей, сотрудничество в целях развития и многое другое.

Во Всеобщей декларации прав человека говорится, что все дети, подростки и взрослые имеют право на образование. Тем не менее, миллионы людей никогда не будут иметь возможности учиться. Отказ им в праве на образование обедняет человеческий потенциал и тормозит социальное, экономическое и культурное развитие.

В Брюссельском заявлении 13 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций подчеркивается значение равенства и справедливости возможностей в обществе знаний. В нем говорится, что руководствуясь принципами, изложенными в Декларации тысячелетия, и содержащимся в ней признанием того, что … несем коллективную ответственность за поддержание этих принципов человеческого достоинства, равенства и справедливости и за обеспечение того, чтобы глобализация стала позитивной силой для всех народов мира, мы обязуемся бороться за благотворную интеграцию наименее развитых стран в глобальную экономику, противостоять их маргинализации, будучи полны решимости обеспечить ускоренный устойчивый экономический рост и искоренить нищету, неравенство и лишения" (С текстом Брюссельской декларации можно ознакомиться на веб-сайте ЮНКТАД по следующему адресу: http:// www.unctad.org/en/docs/aconf191d12.en.pdf.). Равенство и справедливость возможностей в обществе знаний могут быть поставлены под угрозу со стороны некоторых из наиболее глобальных проявлений в сфере высшего образования.

С потенциальным воздействием глобализации на образование связаны как новые возможности, так и вызовы, что зависит от приоритетов в политике, ресурсов, силы и слабости стран. Потенциальные возможности являются многообразными. Они включают: расширение спектра образовательных услуг и более широкий доступ к ним учащихся, поддержка экономики знаний, разработка совместных степеней, слияние или сближение культур, усиление сопоставимости квалификаций, усиление роли ориентированных на рыночные условия подходов, экономические выгоды для провайдеров образовательных услуг и диверсификация и создание новых условий для работы академических учреждений.

Современный этап развития образования характеризуется глобальными проблемами, с которыми сталкивается общество, социум, цивилизация в целом, что неизбежно сказывается и на состоянии сферы образования. XXI век объявлен «веком образования» (ЮНЕСКО). Во всем мире меняются его приоритеты, выделяется ведущее значение гуманитарного образования, определяются общемировые, планетарные и европейские тенденции развития непрерывного образования.

Интеграция российского образования в мировое образовательное пространство, в том числе участие России в Болонском процессе, создает условия для перехода от традиционной отечественной парадигмы «образование на всю жизнь» к новой: «непрерывное образование на протяжении всей жизни», то есть «образование через всю жизнь». Актуальным становится и трансграничное образование, предусматривающее взаимодействие мира труда и мира образования.

Глобализация носит многоуровневый характер и поэтому затрагивает интересы различных страт общества. Процессы демократизации в мировом сообществе привели к усилению роли социальных аспектов. Социальное измерение глобализации напрямую связано с интересами широких масс населения, где на первый план выходят вопросы труда, здравоохранения и образования. Раскрытие социального измерения глобализации – ключ к повышению качества жизни людей всего мира в XXI веке.

Новые условия глобализованного мира требуют коренных изменений в социальной политике, нахождения новых политических концепций и подходов для формулировки адекватных ответов на вызовы в образовательной сфере. Россия, как активный участник международных и мировых отношений, в том числе, с ЮНЕСКО, на собственном опыте ощущает актуальность эффективной образовательной политики.

Опыт ЮНЕСКО демонстрирует универсальное политическое воздействие на проблему образования, социальной политики, коммуникации. Приоритетным направлением деятельности ЮНЕСКО является оптимизация глобализационных процессов, что весьма актуально на современном этапе – и как модель управления глобализацией, и как модель снятия наиболее острых противоречий современного периода в развитии образоваия, что нашло отражение в декларациях, конвенциях, всемирных форумах и т.д. С этой целью используется метод многоуровневого анализа – мировой процесс, государство, университет.

Все это свидетельствует о том, что современный период развития международных отношений и мировой политики представляет собой фундамент для построения новой модели – интеграция деятельности международных организаций совместно с крупными университетами: ЮНЕСКО – Южный федеральный университет как мегавуз.

Смена мировоззренческой парадигмы, в рамках которой приоритетной и долгосрочной целью становится человек, происходит в настоящее время во всех сферах жизни общества: заметно расширяется социокультурная среда деятельности будущих специалистов, умеющих работать в системе «человек – человек»; углубляются контакты с представителями иноязычных культур; наблюдается интенсивный рост интереса к традициям других народов и их культурам. В основе изменения образовательной системы лежит определенная последовательность согласованных действий по формированию образования нового типа, что находит свое отражение в идее управления коммуникативным образованием студентов.

Образование всегда являлось и является составной частью общественно-социальных систем. И как всякая система она имеет свою качественную характеристику. В ней можно выделить несколько организационно-функциональных принципов: принцип парадигмальности.

Система образования развивается на основе парадигмальной концепции, характерной для определенного времени и общества; принцип наследования определенных культурных традиций; принцип трансляции. Степень и условия реализации этих принципов во многом определяется образовательной политикой.

Образовательная политика – это сфера деятельности, связанная отношениями между социальными группами по передаче новым поколениям накопленного социального опыта, и трансляция культуры. Предметом образовательной политики являются отношения или система отношений, возникающие в процессе деятельности. Так, программа ЮНЕСКО «Образование для всех», а также другие неотложные проблемы общества постепенно выдвигаются на передний план университетской миссии. Бывший генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор очень красноречиво охарактеризовал это новое, расширенное видение, выходящее за пределы чисто академической сферы: «Необходимо возродить старые и создать новые партнерские объединения на всех уровнях: между отдельными секторами и формами образования с учетом особой роли преподавателей… а также между образованием и другими правительственными подразделениями… Говоря о «расширении видения и усиленной приверженности», мы подразумеваем, что в центре этих явлений лежат партнерские связи» (UNESCO, 1990, Art. VII).

Один из важнейших выводов глобальной кампании «Образование для всех» (EFA) заключается в фундаментальной значимости расширенных партнерских связей. Весь опыт кампании, начавшейся в 1990 г. Всемирной конференцией по образованию в Джомтьене и достигшей своего пика к Дакарскому всемирному образовательному форуму 2000 года, свидетельствует о том, что для удовлетворения минимальных образовательных потребностей каждого человека недостаточно усилий, предпринимаемых деятелями сферы образования. Свой вклад в эту деятельность должны внести не только все ветви власти, но и общество в целом.

Таким образом, образовательная политика определяет формы образования, продолжительность, доминирующие функции и задачи, объемы содержания и, наконец, ценности и приоритеты.

Одним из новых направлений в образовательной политике следует является глобальная проектная деятельность ЮНЕСКО в сфере современного образования, науки, осуществляемая при помощи кафедр ЮНЕСКО. ПРОГРАММА КАФЕДРЫ УНИТВИН/ЮНЕСКО рассматривает программу “УНИТВИН/ЮНЕСКО” в качестве основной формы развития межуниверситетского сотрудничества и содействия повышению качества преподавания, подготовки кадров и научных исследований. В ее рамках создана всемирная сеть университетов и кафедр, насчитывающая на сегодняшний день более 500 кафедр ЮНЕСКО в 113 странах мира.

Кафедры ЮНЕСКО созданы и объединены в университетскую сеть UNITWIN Networks в 1992 году в соответствии с резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО на 26 сессии в 1991 году. Программа университетских кафедр ЮНЕСКО (UNITWIN) является главным средством для обмена, трансфера новых знаний во взаимодействии со многими высшими учебными заведениями, неправительственными организациями.

Программы, разрабатываемые кафедрами ЮНЕСКО, являются, как правило, междисциплинарными, способствуют интеграции образования, науки, культурного многообразия, направлены на воспитание культуры мира. Выполняя лидирующую роль по поддержке международных сообществ, работающих в точности в соответствии с ее основными функциями,

ЮНЕСКО является лабораторией идей и центром обмена информацией, организацией, определяющей стандарты и способствующей расширению возможностей стран-членов ЮНЕСКО, и катализатором международного сотрудничества. ЮНЕСКО была создана с целью воспитания культуры мира: “поскольку, если мир существует, то прежде всего он должен быть нужен женщинам и мужчинам всего мира. Но прежде, чем эта идея обретет форму в голове каждого из нас, нам придется пройти долгий путь.” (http://portal.unesco.org/en/ev.php.).

ЮНЕСКО разработала кафедральную программу UNITWIN/ЮНЕСКО (породненных университетов»), »предназначенная для развития университетской сети и других путей сотрудничества высших учебных заведений на межрегиональном, региональном и субрегиональном уровнях. Кафедры ЮНЕСКО созданы и объединены в университетскую сеть UNITWIN Networks в 1992 году в соответствии с резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО на 26 сессии в 1991 году.

Миссией ЮНЕСКО является поддержка образования как основополагающего права, улучшение качества образования и стимулирование экспериментов, инноваций и стратегического диалога. В этом контексте, ЮНЕСКО считает своим долгом помочь Государствам - членам ЮНЕСКО добиться Образования для Всех к 2015 году. В этой связи университетские кафедры ЮНЕСКО (UNITWIN) является главным средством для обмена, трансфера новых знаний во взаимодействии со многими высшими учебными заведениями, неправительственными организациями.

Программы, разрабатываемые кафедрами ЮНЕСКО, являются, как правило, междисциплинарными, способствуют интеграции образования, науки, культурного многообразия, развитию целостности, динамичности и альтернативности мышления. Целостность - найти место объекта (субъекта) в системе взаимосвязей; построить систему взаимосвязей. Динамичность - найти зависимость между объектами (субъектами); развернуть динамику развития системы, найти ошибки в решении и с их учетом построить новое решение. Альтернативность- рассмотреть возможные пути развития; определить спектр решений проблемы, ее причин и возможных последствий; оценить вероятность осуществления или целесообразность предложенных вариантов.

Кафедры ЮНЕСКО занимаются обменом опытом, преподавателями, технологиями в образовании в таких сферах, как права человека, экология, авторское право, коммуникация, сохранение природного и культурного наследия и др. С помощью кафедр ЮНЕСКО оказывается всесторонняя поддержка международному сотрудничеству в области устойчивого образования. В содержательном плане создание образования в интересах устойчивого развития представляет собой крупнейший инновационный проект, сопоставимый с Болонским процессом в институциональной сфере. Поэтому Россия должна начать формирование этой новой образовательной системы, в долговременном плане имеющей огромное значение для создания условий и подготовки перехода РФ к устойчивому развитию. Формирование системы образования для устойчивого развития направлено на модернизацию образования путем внедрения идей устойчивого развития в образовательный процесс.

К ключевым результатам этого проекта относятся:

- сформированы предложения по реализации стратегии образования для устойчивого развития в России;

- разработаны образовательные магистерские программы для классических и технических университетов по тематике «Устойчивое развитие»;

- разработка Национальной стратегии и Национального плана действий по образованию для устойчивого развития учреждений образования, социальной и гуманитарной сфер, имеющих возможность развиваться на глобалокальном уровне, выстраивать образовательные и исследовательские сети на основе информационных технологий.

Растущее многообразие познавательно-информационных запросов разных слоев населения невозможно удовлетворить в рамках существующих форм традиционного образования. Обостряется проблема несоответствия сложившейся системы образования новым потребностям общества и человека. Это порождает требование иного подхода к организации массовой образовательной деятельности взрослых – обучение должно отвечать разноуровневым интересам и возможностям граждан, органично вписываться в их образ жизни, учитывать специфику запросов того или иного контингента и даже отдельных групп обучаемых.

Процессы непрерывного образования понимаются теперь не только как «учение длиною в жизнь» (lifelong learning), но и как «учение шириною в жизнь» (lifewide learning). Последнее акцентирует внимание на разнообразии видов образования – формальное, неформальное, информальное, – которые сопутствуют любой сфере жизнедеятельности современного человека – профессиональной, досуговой и даже семейно-бытовой.

Принципы просветительской деятельности программы УНИТВИН/ЮНЕСКО:

- принцип партнерства предполагает консолидацию возможностей всех социальных партнеров, подчинение интересов партнеров целям совершенствования системы образования;

- принцип целостности означает единую стратегию скоординированного развития всех частей системы образования. Это достигается на основе баланса интересов участников образовательного процесса.

- принцип саморазвития определяет уровень самодостаточности системы образования, наличие внутренних источников ее роста, способность адаптироваться к изменениям в обществе.

- принцип развития глобально-ориентированного мышления и деятельности на основе межкультурных коммуникаций.

Развитие программы УНИТВИН/ЮНЕСКО как образовательно-научного кластера инновационно – образовательных программ» предполагает:

- формирование в национальном университете инновационной образовательной среды, интегрирующей власть, гражданское общество, образование, науку и производство в полиэтническом и многоконфессиональном регионе;

- ФПК и ППРО как центр инновационного развития многоуровневой системы непрерывного профессионального образования региона с учетом глобальных образовательных инициатив и проектов, программ ЮНЕСКО;

- создание глобальной открытой образовательной сети подготовки менеджеров для инновационного развития в контексте диалога культур «Европа – Юг России (Ростовская область)- Юг-Евразия»;

- формирование просветительского пространства ЮФУ как условие подготовки нового поколения специалистов, способных реализовать стратегию национальной безопасности и позитивный сценарий развития Южно-российского макрорегиона.

Основная стратегическая задача образования в постиндустриальном обществе это переход от парадигмы преподавания (передачи информации) к парадигме научения (передачи компетентных знаний – потенциала к действиям), определенный вклад в который может внести просветительская деятельность кафедр ЮНЕСКО.

Наименее разработанной в деятельности УНИТВИН/ЮНЕСКО на ФПК и ППРО является общественно-просветительская деятельность. В нашей стране имеются давние традиции общественного просвещения: деятельность российских просветителей XVIII века, декабристов и народников в XIX веке, сельской интеллигенции в первые годы Советской власти и других подвижников просветительства. На протяжении двадцатого столетия эта сфера общественной жизни четко регламентировалась государством и использовалась большей частью для
решения идеологических задач. С учетом имеющегося длительного опыта общественно-просветительской деятельности в отечественной педагогической практике полагаем, что общественно-просветительская деятельность может стать одной из главных составляющих в деятельности кафедр ЮНЕСКО, составляющих программу УНИТВИН/ЮНЕСКО в Южном федеральном университете.

Общественно-просветительская деятельность является предметом исследования различных научных областей: философии, обществознания, искусствоведения, этнографии и других наук. Идеи просвещения получили свое рождение в философских системах древности. В произведениях древнегреческих мыслителей Платона, Аристотеля, Сократа, Демокрита содержалось много высказываний о роли просвещения как о явлении социальном, направленном на развитие духовной и общественно-экономической жизни общества. Сократ считал, что путем приобщения человека к знанию его можно сделать мудрым, поскольку добродетель есть некоторое знание о совершеннейшей жизни, и ее можно назвать мудростью. Воздействуя посредством слова на интеллект, приобщая человека к знанию, добродетели, по мнению Сократа, можно воспитать его и таким образом преобразовать общество. В трактате «Законы» Платон подчеркивал значимость социальных функций воспитания, призванных сделать человека совершенным гражданином. При этом данное явление в настоящее время не имеет однозначного толкования.

Все названные направления общественной деятельности объединяет то, что они связаны с просвещением. В Советском энциклопедическом словаре «просвещение» определяется как «распространение знаний, образования; система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений». В данной трактовке термин близок понятию «обучение» и не раскрывает в полной мере особенности просвещения. «Просвещение» как педагогическая категория в настоящее время рассматривается в современных учебных пособиях по педагогике наряду с понятиями «воспитание», «обучение», «образование» и другими.

Пришедшее из сербского языка в русский слово «просвещение» означает «озарение», человек просвещенный - просветленный, озаренный, облагороженный светом знания. Под просвещением обычно понимают разновидность образовательной деятельности, рассчитанной на большие, не расчлененные на устойчивые учебные группы и неоформленные (официально не зарегистрированные) аудитории» (Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская).

Просветительский потенциал кафедр ЮНЕСКО, составляющих программу УНИТВИН/ЮНЕСКО в Южном федеральном университете, можно охарактеризовать как социально-гуманитарную общественную организацию, развивающаяся на основе принципов гуманиатаризма, выступающего методологическим основанием изучения целей, функций, приоритетных направлений деятельности данной программы. Основу современного гуманитарианизма составляют базовые идеи исторически сложившегося гуманистического движения: концепции человеколюбия, идеи о благе и добродетели, идеи о нравственности, концепции о свободе человеческой личности, идеи о духовно богатой личности. Накопление социально-идейного потенциала на всех этапах развития человечества в конце ХХ в. реализовалось в концепции глобального гуманитарианизма. Современные гуманитарные, миротворческие миссии, благотворительная деятельность различного рода организаций, в первую очередь, связаны с заботой о человеке, призваны улучшить его жизнь.

Деятельность ЮНЕСКО, деятельность Института ООН по исследованию проблем разоружения и международных отношений, его Департамента по гуманитарным вопросам, данные по которым свидетельствуют о том, что данная организация является лидером в системе гуманитарианизма.

Миссия данного проекта – программы УНИТВИН/ЮНЕСКО Южного федерального университета – создать в поликультурном регионе (Южный федеральный округ) разветвлённую структуру просветительской, социально-гуманитарную деятельность по диссеминации гуманных идей ЮНЕСКО в современном мире.

В данном проекте использованы материалы международных организаций – ООН, ЮНЕСКО и ряда дочерних комиссий и комитетов, институированных в рамках этих наиболее авторитетных международных органов (по материалу ежегодных отчетов комиссий и комитетов с их статистическими данными и выводами в пользу разработки международных и региональных стратегий развития культуры и сферы образования – культурной и образовательной политики).

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Проект разработан для координации и согласованной деятельности просветительских программ на основе деятельности:

Сетевой кафедры «Менеджмент деятельности в образовательной, социокультурной и гуманитарной сферах: измерение «Европа – Юг России (Ростовская область) – Юг – Евразия».

Филиала кафедры ЮНЕСКО «Подготовка и переподготовка специалистов в условиях рыночной экономики» ТИСБИ.

Филиала кафедры ЮНЕСКО по правам человека и демократии МГИМО (У).

Научно-исследовательская лаборатория «Теоретико-методологические основания проектирования и реализации многоуровневого образования и постдипломного развития педагогических и управленческих кадров образовательной, социокультурной и гуманитарной сферы в мегауниверситете на основе методологии форсайта на период 2008 – 2011 годы» (руководитель – профессор Сухорукова Л.М., доктор педагогических наук).

Официальных документов, являющихся нормативной базой для организации образовательной деятельности (закон «Об образовании РФ», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изменениями на 31 декабря 2005 г.).

Развитие международного, межсекторального и междисциплинарного образовательно-научного направления в деятельность факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования совместно с отделением ЮНЕСКО в Ростовской области:
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фгоу впо «южный федеральный университет» педагогический институт сухорукова л. М. Аналитический потенциал программы унитвин /юнеско iconЛекция Творческий потенциал человека Вопросы
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Фгоу впо «южный федеральный университет» педагогический институт сухорукова л. М. Аналитический потенциал программы унитвин /юнеско iconСтановление и развитие высшего исторического образования на Дону в первой четверти XX в.
Диссертация выполнена в фгоу впо «Южный Федеральный университет Педагогический институт»
Фгоу впо «южный федеральный университет» педагогический институт сухорукова л. М. Аналитический потенциал программы унитвин /юнеско iconФедеральное агентство по образованию фгоу впо «южный федеральный...
...
Фгоу впо «южный федеральный университет» педагогический институт сухорукова л. М. Аналитический потенциал программы унитвин /юнеско iconТриз – технология творчества
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Фгоу впо «южный федеральный университет» педагогический институт сухорукова л. М. Аналитический потенциал программы унитвин /юнеско iconСовременный русский язык
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Фгоу впо «южный федеральный университет» педагогический институт сухорукова л. М. Аналитический потенциал программы унитвин /юнеско iconТемы конкурса рефератов
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Фгоу впо «южный федеральный университет» педагогический институт сухорукова л. М. Аналитический потенциал программы унитвин /юнеско iconПротокол №7 от «22» марта 2011 г
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Фгоу впо «южный федеральный университет» педагогический институт сухорукова л. М. Аналитический потенциал программы унитвин /юнеско iconРазвитие воображения у детей
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Фгоу впо «южный федеральный университет» педагогический институт сухорукова л. М. Аналитический потенциал программы унитвин /юнеско iconРабочая программа курса «Русский язык»
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Фгоу впо «южный федеральный университет» педагогический институт сухорукова л. М. Аналитический потенциал программы унитвин /юнеско iconСборник статей под редакцией Гайденко П. П
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Фгоу впо «южный федеральный университет» педагогический институт сухорукова л. М. Аналитический потенциал программы унитвин /юнеско iconИнтуициология: начала начал науки о творчестве человека1
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Фгоу впо «южный федеральный университет» педагогический институт сухорукова л. М. Аналитический потенциал программы унитвин /юнеско iconКонференция «Наука и творчество: взгляд молодых профессионалов»
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Фгоу впо «южный федеральный университет» педагогический институт сухорукова л. М. Аналитический потенциал программы унитвин /юнеско iconУрок обобщения. Цели: развить орфографическую зоркость
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Фгоу впо «южный федеральный университет» педагогический институт сухорукова л. М. Аналитический потенциал программы унитвин /юнеско iconВопросы для подготовки к вступительным испытаниям по русскому языку
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Фгоу впо «южный федеральный университет» педагогический институт сухорукова л. М. Аналитический потенциал программы унитвин /юнеско iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 01  «Русский язык»
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Фгоу впо «южный федеральный университет» педагогический институт сухорукова л. М. Аналитический потенциал программы унитвин /юнеско iconРусскому языку по н аправлени ю подготовки 050100. 68 Педагогическое образование
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск