Фёдоровна Феномен смеха в культуре





НазваниеФёдоровна Феномен смеха в культуре
страница1/10
Дата публикации26.06.2013
Размер1.52 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Культура > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ИСКУССТВ и КУЛЬТУРЫ


На правах рукописи


Балина Лариса Фёдоровна


Феномен смеха в культуре


(Специальность: 24.00.01 – теория и история культуры)


Диссертация на соискание учёной степени кандидата

философских наук


Научный руководитель: доктор философских наук,

профессор Л.Н.Захарова

Тюмень – 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. многоаспектность исследований смеха 14

1.1. Философия, эстетика и социология смеха 15

1. 2. Культурологический подход к изучению смеха 43

Глава 2. универсальность смеха в культуре 79

2.1. Общечеловеческие начала смеха 79

2.2. Смех как фактор культурной идентификации (на примере смеховых традиций народов ханты и манси) 95

заключение 127

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 132

ПРИЛОЖЕНИЕ 157


ВВЕДЕНИЕ



Актуальность исследования. Актуальность настоящего исследования обусловлена возрастающей ролью общечеловеческих начал в культуре на фоне процессов глобализации.

Смех связывают с субкультурами различных этносов, для каждой из которых характерны свои смеховые миры. Они неизменно взаимодействуют друг с другом, образуя единое целое.

Смеховая культура XX века обладает рядом особенностей. Расширяется спектр осмеиваемых явлений в сравнении с предыдущими периодами: наряду с бульварным, поверхностным осмеянием всего непонятного возникают новые формы смеховой культуры, ориентированные на высокообразованную аудиторию, на взыскательного читателя и зрителя; пародийный смех превращается в орудие самоанализа культуры. Смеховая культура несет на себе отпечаток времени, когда обостряются противоречия между цивилизациями и идет формирование глобальной культуры.

информационные технологии, приобщая человека к всемирному сообществу, снижают эмоциональную окраску восприятия, со-бытия (человек остается наедине с самим собой). Однако смеховая культура в силу своих особенностей может компенсировать негативные стороны информационного образа жизни, давая «живой» отклик на происходящее.

Общечеловеческие начала смеховой культуры помогают избежать ненужных разногласий, сгладить противостояние в мире. Смех является одним из начал, влияющих на целостность культурной системы.

Смех затрагивает все стороны человеческой жизни. Существуют физиологические, психологические аспекты смеха. И в тоже время смех несет большую социальную нагрузку.

Смех в системе культуры является мерилом соотношения поступков индивида с требованиями социума. Культурой определяются взаимоотношения людей, и смех как её феномен участвует в этом процессе. Смех сопровождает каждый этап развития культуры, оберегая ее целостность, способствует самоидентификации личности в системе культуры.

Современные мировые тенденции глобализации накладывают отпечаток и на российскую культуру, состоящую из множества субкультур (этнокультур). Каждая из них по-своему воспроизводит и воспринимает глобальные тенденции, которые относятся и к смеху, как феномену культуры. Существуют народы, культура которых находится на грани исчезновения, в частности коренные народы Севера. Глобализация ставит под угрозу существование многих этнокультур.

В связи с этим исследования смеховой культуры и смехового мира, их сопоставление, соответствие культурно-историческому процессу приобретают особое значение. Они необходимы и для разработки теории культуры, в частности, проблем соотношения различных видов и уровней культуры в целом.

Степень научной разработанности проблемы. Впервые смех начинают анализировать в античности. Платон в «Филебе», Аристотель в трактатах «Поэтика», «Риторика», «Политика» выявляли причины, вызывающие смех. Для Платона смех – это одновременно боль и удовольствие. По Аристотелю, смех вызывает несчастья и отрицательные явления, никому не причиняющие страдания и ни для кого не пагубные.

Цицерон создал первую классификацию приемов остроумия: во-первых, смешное проистекает из самого содержания предмета; во-вторых, некая словесная форма должна включать двусмысленность, каламбуры, пословицы, метафоры, иронию и так далее.

В средние века, несмотря на наличие народной (карнавальной – по М.М.Бахтину) смеховой культуры, разработки теории смеха практически не велись вплоть до эпохи Возрождения, а затем исследования продолжились в Новое время. в трактате «О страстях души» Р.Декарт определяет смех как следствие радости. В этом же контексте говорит о нем Б.Спиноза. Т.Гоббс в «Левиафане» считает смех выражением внезапного триумфа от чувства превосходства над чем-либо или кем-либо.

И.Кант в «Критике способности суждения» отмечал, что смех (как и музыка) – это «тип игры эстетическими идеями, посредством которого ничего не мыслится, но доставляет живое удовольствие». Он относит шутку скорее к приятному, нежели к прекрасному искусству, а поскольку все, что вызывает веселый неудержимый смех, заключает нечто бессмысленное, его можно понимать как аффект вследствие превращения ожидания ни во что.

Ирония по Ф.Шлегелю – форма парадоксального, выражение и совмещение противоречивого. Он пытался объединить философию с поэзией, искусство с наукой через иронию как художественный метод творчества.

Ф.Шеллинг полагал, что всякое переворачивание (соотношения необходимости и свободы) изначально имеет комическое действие. он так же, как и Ф.Шлегель, за основу берет комическую ситуацию, в которой присутствует обнаруживающееся противоречие.

К проблеме смеха Г.Гегель в разных разделах «Эстетики» обращается через категорию комического, не давая систематического изложения его теории. Само же комическое характеризует тремя моментами: 1) «нечто в самом себе ничтожное», «ложное и противоречивое явление»; 2) самоуничтожение самого себя; 3) качество «мнимости» комических явлений.

Г.Гегель считал смех индивидов победой их субъективности, остающейся внутри себя устойчивой, несмотря ни на что. Автор «Эстетики» отмечает, что часто путают смешное и собственно комическое, так как всякий контраст может быть смешон. Смех могут вызывать, как самые пошлые вещи, так и значительные явления. К комическому же должны быть предъявлены определенные требования. Например, не будут комичными: пороки людей, глупости, нелепости, заблуждения и так далее.

А.Шопенгауэр в теории познания рассматривал смешное как интеллектуальное порождение. Смех возникает из распознавания несоответствия между физическим ожиданием и абстрактным представлением о некоторых вещах, людях или действиях. причина смешного в успешном распознавании абсурда, осознании несовпадения между понятием и реальным объектом.

XIX век приносит усложнение духовного мира личности и ставит ее в центр социальных отношений, что отразилось в направлении критического реализма с использованием эстетических идеалов народных представлений о бытии человека (Н.В.Гоголь, М.Е.Салтыков-Щедрин и другие).

В начале XX века большую известность приобретают книги А. Бергсона «Смех», «Смех в жизни и на сцене», для которого: смех – плата злом за зло и в то же время мера человеческого стремления к самоутверждению; условия смеха – в необщительности лица, нечувствительности зрителя и автоматизме, источники комического – в наивности, экзальтации и так далее. Назначение смеха А.Бергсону виделось в корректировке социального поведения человека.

В ХХ столетии с изучением смеха связаны такие имена как З.Фрейд, К.Лоренц, М.М.Бахтин, Д.С.Лихачев, В.Я.Пропп, Б.Дземидок, А.З.Вулис, Л.В.Карасев, А.Н. Лук, А.Панченко, Ю.Борев и другие.

В эпоху постмодернизма в центре внимания исследователей оказалась ирония. И поскольку прошлое нельзя разрушить, его можно иронично пересмотреть (У.Эко). Истинная сущность открывается на уровне самоиронии, самопародии. Пародия связана с комедийной игрой смыслами в отличие от предшествующей ей пародии эпохи модерна, когда драматизм подавлял комедийное начало.

На современном этапе развития науки многие стороны «смеха» являются предметом междисциплинарных исследований. Наиболее разработанными оказались темы, связанные с категорией комического.

Представителем социологического подхода можно назвать А.В.Дмитриева, который убежден, что юмор и вызываемый им смех требуют, прежде всего, социологического объяснения, но не общепринятого философского и эстетического.

Некоторые авторы (М.Т.Рюмина) считают, что существуют два пути осмысления истории смеха: во-первых, как исторически обусловленного набора случайных и разрозненных мнений о нем; во-вторых, как поиска логики в обозначенном процессе, который приближает к пониманию сути смеха.

Большой интерес представляют научные статьи, посвященные проблемам смеха и комического, например, серия исследований С.Зенкина, В.Шкаровской, В.Иваницкого и других авторов.

Феноменологии смеха была посвящена Международная научная конференция «Карикатура, пародия, гротеск: феномены современной культуры», организованная в мае 2001 года на базе Российского института культурологии. По ее материалам вышел сборник статей «Феноменология смеха», в котором была предпринята попытка определения места комического в его разнообразных формах и жанрах современного отечественного искусства и художественной культуры. Комическое здесь определяется как неуловимый феномен, чуткий к социальным переменам, на котором негативно сказываются политические несвободы и идеологическая цензура.

Весьма своевременными, а также значительными по своему содержанию являются исследования последних лет, посвященные смеховым традициям в этнокультурном пространстве. В данном контексте интересны работы Т.Г.Борджановой «Смеховая культура калмыков (предварительные заметки)».

в статье Р.Б.Унароковой «Смех в культуре общения адыгов (по материалам фольклорно-этнографических экспедиций 1997-1999 годов в Турцию)» рассматриваются вопросы, связанные со специфическими для турецких адыгов способами и формами актуализации смеховой культуры, с репрезентативными особенностями смеховых прений, а также с текстами «Историй» поэта-импровизатора Даута Бырса и его исполнительской манерой. Как синкретический элемент народной культуры смех был объектом размышлений некоторых исследователей-адыговедов.

З.Ф.Семенова обращается к основным функциям самоиронии смеховой культуры якутов. А.Г.Козинцев рассматривает национальную специфику и общечеловеческие закономерности в статье «смех и антиповедение в России…». В этих работах этнокультурные смеховые особенности анализируются в социокультурном контексте. В то же время анализ исследовательских работ по культуре коренных народов Севера (ханты, манси и других) показал полное отсутствие материала об особенностях смеховой реальности данных народов.

В имеющейся научной литературе смех обычно анализируется в психологическом, физиологическом, философском, эстетическом и социологическом (в последние годы социокультурном) аспектах Концепции большинства авторов, разрабатывающих проблемы смеха, также сложно отнести к какому-то одному направлению. Например, исследования З.Фрейда можно рассматривать как в психологическом, так и в социальном и эстетическом планах; Л.В.Карасева – в философском и социологическом; М.М.Бахтина – в философском и культурологическом и так далее.

Тем не менее, какая-то из сторон в рассмотрении данного феномена превалирует, что дает основание для выделения различных аспектов изучения смеха. Смех как сложный феномен может изучаться с разных точек зрения в зависимости от контекста исследования. Некоторые стороны смеха остаются без внимания учёных, например, структура смеховой реальности в культуре. Требует разъяснения та смеховая реальность, которая окружает человека в повседневной жизни. Актуально также исследование бытия смеховых этномиров в эпоху глобализации.

Проблема исследования заключается в необходимости поиска новых подходов к изучению феномена смеха, особенно при исследовании проблемы существования и сохранения этнокультур в глобальном мире.

Культурология как наука, переживающая период становления, имеет неиспользованный потенциал в осознании феноменов культуры. Проблема исследования согласуется с целями и задачами диссертации.

Цель ее состоит в анализе феномена смеха в культуре.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

  1. рассмотреть основные направления исследования смеха и выделить культурологический подход;

  2. выявить способ существования смеха в системе культуры;

  3. определить уровни структуры смеха в культуре, показать их взаимосвязь;

  4. проанализировать основания универсальности смеха в культуре;

  5. показать роль смеховых традиций в культурной идентификации этноса (на примере народов ханты и манси).

Многие стороны в исследовании смеха (например, проблема соотношения смеха и свободы, смеха и агрессии, смеха и стремления к удовольствию, смеха как средства самоутверждения и так далее) должны стать предметом отдельного разговора, а это не входит в задачи данного исследования. Специфика самого феномена смеха не позволяет полностью отойти от эстетических аспектов, поэтому в диссертационное исследование включен анализ категорий комического, художественного и других.

Для решения указанных задач необходимо было дополнить круг исследуемого научного материала конкретными практическими примерами, взятыми из популярной литературы, а также из средств массовой информации.

Объектом исследования является смех как феномен бытия человека.

Предметом исследования является смех как феномен культуры (на примере смеховых традиций народов ханты и манси).

Методологическими ориентирами диссертационного исследования являются работы Г.Гегеля, З.Фрейда, М.М.Бахтина, Д.С.Лихачева.

Работа выполнена с позиций культурологического подхода. В диссертации использованы культурологические взгляды: Л.Уайта, П.Д.Мердока, Ф.Боаса, П.Сорокина, а также М.С.Кагана, Ю.В.Ларина и других.

Поставленные задачи, объект и предмет исследования определяют круг методов, используемых в работе, в их числе: ряд общенаучных – диалектический, историко-сравнительный, системный и структурно-функциональный методы. На основе деятельностного и системного подходов осуществлялось изучение публикаций в периодической печати, монографий, учебно-методических и справочных материалов. В ходе данного исследования был проведен опрос экспертов. В качестве экспертов выступили представители коренных народов Севера (ханты и манси), сотрудники этнокультурных центров.

Решению поставленных задач способствовал анализ литературно-художественных изданий, сборников песен, былин, частушек, анекдотов и тому подобное

Научная новизна состоит в осуществлении культурологического подхода в изучении феномена смеха: рассмотрение его в системе культуры как сложной эволюционной реальности. В качестве новых положений также можно назвать следующие:

  • определение смеха как универсального элемента культуры, существующего через взаимосвязь субъект-объектно-субъектных отношений, являющихся выражением отрицания и утверждения как двух амбивалентных начал культуры;

  • выявление основных уровней смеховой реальности в культуре, разграничение понятий «смеховой мир», «народная смеховая культура», «смеховая культура», не являющихся по сути своей синонимичными;

  • рассмотрение смеха как фактора культурной идентификации (на примере народов ханты и манси).

Положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. Сложившаяся к настоящему времени система культурологического знания позволяет рассмотреть смех как универсальный феномен культуры, существующий через взаимосвязь субъект-объектно-субъектных отношений, являющихся выражением отрицания и утверждения, как двух амбивалентных начал культуры.

  2. Смех является основой формирования таких сложных взаимообусловленных образований как смеховая культура, народная смеховая культура и смеховой мир.

  3. Смеховой мир представляет собою биосоциокультурное явление. Народная смеховая культура – более сложный социокультурный феномен. Смеховая культура является профессиональным культурным феноменом.

  4. В условиях глобализации сохраняется особая реальность смехового мира коренных народов Севера, имеющая в основе своей миросозерцательный характер, свойственный традиционной культуре.

  5. Смех является одним из факторов культурной идентификации народа, его выживания и самосохранения, что можно наблюдать на примере смехового мира народов ханты и манси.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты позволяют обосновать актуальность культурологического подхода (наряду с другими подходами) при изучении феномена смеха. Культурологический подход предполагает признание культуры как эволюционно развивающейся, сложно структурированной системы, как особой реальности человеческого бытия; признание всеобщности культуры как единства материального и духовного, как универсальности, инвариативности феноменов культуры (одним из которых является смех).

Диссертация дополняет исследования по проблеме поддержания и сохранения традиционной культуры народов Тюменского Севера.

Практическая значимость. Представленный в данной диссертационной работе подход и полученные выводы имеют определенное практическое значение. Материалы исследования могут быть использованы в преподавании теории и истории культуры в учреждениях высшей школы, при подготовке учебных пособий, спецкурсов, семинаров в рамках программных курсов по культурологии.

Положения диссертации могут служить методологической основой для проведения региональных исследований культур коренных народов Севера.

Апробация работы. Результаты данного диссертационного исследования обсуждались на совместном заседании кафедр менеджмента социальной сферы, гуманитарных дисциплин, культурологии Тюменского государственного института искусств и культуры, кафедры философии Тюменского государственного университета.

Выполнена научно-исследовательская работа по гранту губернатора Тюменской области «Особенности смеховой культуры народов ханты и манси» в 2001 году.

Отдельные положения диссертации излагались на научно-практических конференциях.

Международные конференции: научная конференция «Толерантность в контексте многоукладности российской культуры» (г.Екатеринбург, 29-30 мая 2001 года), V научно-практическая конференция «Реальность этноса. Этнонациональные аспекты модернизации образования» (г.Санкт-Петербург, 18-21 марта 2003 года), научно-техническая конференция «Нефть и газ Западной Сибири» (г.Тюмень, 12-13 ноября 2003 года).

Всероссийские научно-практические конференции: «Язык культуры и культура языка» (г.Тюмень, 15-16 марта 2001 года), «Глобализация, федерализм и региональное развитие» (г.Тюмень, сентябрь 2001 года), «Большой Урал – XXI век: XIII Уральские социологические чтения» (г.Екатеринбург, 13-14 сентября 2001года), «Мировоззрение как социокультурный феномен» (г.Екатеринбург, 17 - 18 декабря 2002 года), «Загадки жизни и парадоксы познания» (г.Тюмень, 31 мая 2003 года), «Социокультурная динамика и экономическое развитие Тюменского региона. XXI век» (г.Тобольск, октябрь 2004 года), «Культура Тюменской области: история, современное состояние, проблемы и перспективы» (г.Тюмень, 15-16 апреля 2004 года), «Глобализация и региональная культура: методологические проблемы изучения» (г.Тюмень, 28 октября 2004 года).

Региональные научно-практические конференции: «Художественная культура как феномен» (г.Тюмень, 11-12 апреля 2002 года), «Региональная культура» (г.Тюмень, 17-18 апреля 2003 года).

Теоретические положения и выводы настоящей диссертационной работы апробированы также в научных публикациях по теме исследования.

Структура диссертации. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, библиографии, приложения.

Основное содержание изложено на 156 страницах.

Библиография включает 270 источников.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фёдоровна Феномен смеха в культуре iconФеномен улыбки в русской, английской и американской культуре
Ведущая организация: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А добролюбова
Фёдоровна Феномен смеха в культуре iconМолостова Лилия Федоровна Приложение №7
Автор: Молостова Лилия Федоровна, учитель географии, высшая квалификационная категория
Фёдоровна Феномен смеха в культуре icon1 Л. В. Сабинин,2
Культура как феномен направлена на поиск сакрального смысла бытия. Характеристика культурологии, культурной антропологии метафизическое...
Фёдоровна Феномен смеха в культуре iconТворчества как особого рода деятельности и концепция поэта как особой...
Проблема «предромантизма» в литературоведении. Предромантизм как феномен культуры второй половины XVIII века. Полемика с позитивистскими...
Фёдоровна Феномен смеха в культуре iconПредставление образа Антихриста в Средневековье и феномен Папы-Антихриста
...
Фёдоровна Феномен смеха в культуре iconРеферат "Феномен любви в русской национальной культуре"
Культурное тело как-бы надстраивается над телом антропологическим и социальным, корректируя механизмы жизнеобеспечения. Образ "телесного...
Фёдоровна Феномен смеха в культуре iconТематический план элективного курса «Феномен Смутного времени» 10...
Введение, цели и задачи курса. Определение понятия Смутного времени. В чем его феномен?
Фёдоровна Феномен смеха в культуре iconСценарий праздника «День юмора и смеха»
Оборудование: стены актового зала украшены плакатами с пословицами, поговорками и афоризмами
Фёдоровна Феномен смеха в культуре iconГюнай Видади кызы образ «джентльмен» как лингвокультурный феномен:...
Как лингвокультурный феномен: когнитивный и коммуникативно-прагматический аспекты
Фёдоровна Феномен смеха в культуре iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Б. Он хотел дышать свежим голосом будущих городов, шумных от листвы и детского смеха
Фёдоровна Феномен смеха в культуре iconСценарий праздника «день смеха!»
Подготовку к нему лучше начинать заранее, чтобы дети приняли в этом активное участие, прониклись атмосферой праздника
Фёдоровна Феномен смеха в культуре icon11. феномен группового давления (порядка 20 страниц но можно менее)
Мой реферат на тему 11. Феномен группового давления (порядка 20 страниц но можно менее)
Фёдоровна Феномен смеха в культуре iconУрок улыбки и смеха
Рабочая программа составлена на основании «Программы по судебной медицине для студентов высших медицинских учебных заведений» (лечебных,...
Фёдоровна Феномен смеха в культуре iconМетодическая разработка по воспитательной работе тема: «1 апреля День смеха»
Праздник 1 апреля является одним из любимых в Европе. Его отмечают в Германии, Италии, Англии, Скандинавии, Франции
Фёдоровна Феномен смеха в культуре iconКлассный час "день здорового смеха"
Форма проведения – юмористическое представление. В нем участвуют все ученики класса. Чтобы создать интригу, класс делится на две...
Фёдоровна Феномен смеха в культуре iconКлассный час в 5 классе "День здорового смеха"
Форма проведения – юмористическое представление. В нем участвуют все ученики класса. Чтобы создать интригу, класс делится на две...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск