Скачать 347.89 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ Н.Н. Павлова основы медицинских знаний И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.65 «Музыкальное образование» Тюмень, 2011 УДК: 61 (075.8) ББК: Р.я73 П 121 Н.Н. Павлова. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.65 «Музыкальное образование. – Тюмень, 2011. В работе представлены учебно-методические материалы по дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», в том числе рабочая программа, темы контрольных работ и рефератов, тесты для самоконтроля, список рекомендуемой литературы, экзаменационные вопросы. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» является дисциплиной федерального компонента для студентов I курса специальности 050601.65 «Музыкальное образование» (ОПД.Ф.10) очной и заочной форм обучения. Рекомендовано к изданию электронным способом учебно-методической комиссией ТГАКИСТ. РецензентЫ: Плясухина И.Б., к.мед.наук, завотделением функциональной диагностики ГЛПУ ТО «Консультативно-диагностический центр»; Ковалевский А.К., к.п.н., завкафедрой физического воспитания ТГАКИСТ Пояснительная запискаЦелью курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» является обеспечение студентов знаниями в области здорового образа жизни, формирование навыков по сохранению и укреплению здоровья, по оказанию первой медицинской помощи. Задачи:
Основные компетенции, которые должен приобрести студент при изучении курса:
Требования ГОС к содержанию курса Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызывающие. Диагностика и приемы оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Комплекс сердечно – легочной реанимации и показания к ее проведению, критерии эффективности. Характеристика травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при них. Меры профилактики инфекционных заболеваний. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Принципы и методы формирования здорового образа жизни. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Формирование мотивации к здоровому образу жизни. Профилактика вредных привычек. Тематический план курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
Содержание программы курса по темам Тема 1. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Методы формирования здорового образа жизни. Составляющие здорового образа жизни. Принципы и методы формирования здорового образа жизни. Культура и здоровье. Формирование потребности в укреплении здоровья. Питание и здоровье. Двигательная активность человека. Движение как средство физического и психического развития. Культура умственного труда. Понятие физического, психического и социального здоровья. Факторы физического здоровья: физическая подготовленность, функциональная подготовленность. Внешние и внутренние факторы физического и социального здоровья, их взаимосвязь. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Норма и патология. Факторы, влияющие на здоровье человека: генетические, конституциональные особенности. Экология и здоровье. Личная гигиена и здоровье. Адаптационные резервы организма: структурные резервы, функциональные резервы (биохимические, физиологические, психические). Биоритмы. Влияние биоритмов на функциональное состояние человека. Формирование мотивации к здоровому образу жизни. Тема 2. Профилактика вредных привычек. Употребление алкоголя, табакокурения и риски для здоровья, связанные с ним. Программы профилактики алкоголизма: популяционные, групповые, индивидуальные. Первичная, вторичная и третичная профилактика для лиц, страдающих алкоголизмом. Наркомания. Психическая зависимость от наркотиков. Физическая зависимость от наркотиков. Виды наркомании. Социальная, педагогическая и медицинская профилактика наркомании. Группы риска. Физиологические пробы определения здоровья. Тема 3. Профилактика инфекционных заболеваний. Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Причины возникновения инфекционных заболеваний. Туберкулез. Причины роста заболеваемости. ОРЗ, грипп – разновидности. Способы передачи инфекции. Периоды течения инфекционных заболеваний. Антитела и антигены. Аллергия и аллергические реакции. Гельминтозы. Педикулез и.т.д. Синдром приобретенного иммунодефицита – СПИД. Государственная программа профилактики и борьбы со СПИДом. ВИЧ-инфекция. Заболевания, передающиеся половым путем. Виды иммунитета. Профилактика инфекционных заболеваний. Вакцины – специфические факторы защиты. Методы и средства ухода за больными. Основные принципы лекарственной помощи. Тема 4. Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызывающие. Наружные кровотечения: артериальные, венозные, артериовенозные, капиллярные. Экстренная медицинская помощь при артериальном кровотечении. Остановка кровотечения при помощи стандартного жгута, жгута - закрутки, максимального сгибания конечности. Внутренние кровотечения: легочное, внутригрудное, желудочно-кишечное, внутрибрюшное. Экстренная медицинская помощь при внутренних кровотечениях. Доврачебная помощь при ранениях. Общая характеристика острых отравлений. Первичные детоксикационные мероприятия. Отравления этиловым спиртом (алкоголем), метиловым спиртом, кислотами и едкими щелочами. Отравление угарным газом, сальмонеллез. Отравление грибами. Ботулизм. Отравление лекарственными препаратами. Первая медицинская помощь при различных видах отравления. Виды укусов насекомых и животных. Первая медицинская помощь при укусах пчел, ос, клещей, змей, теплокровных животных и т.д. Оказание первой медицинской помощи при шоке, коллаже, обмороке. Тема 5. Диагностика и приемы оказания первичной помощи при неотложных состояниях. Основные признаки заболеваний органов дыхания. Меры профилактики. Хирургические заболевания органов брюшной полости: «острый живот», аппендицит, острый панкреатит и др. Симптомы различных заболеваний органов брюшной полости. Экстренная медицинская помощь и особенности транспортировки в медицинское учреждение. Признаки клинической и биологической смерти. Тема 6. Комплекс сердечно – легочной реанимации, показания к ее проведению, критерии эффективности. Общая характеристика заболеваний органов кровообращения: инфаркт миокарда, стенокардия, нарушения сердечного ритма, гипертоническая болезнь. Основные признаки проявления заболевания органов кровообращения и оказания первой медицинской помощи. Заболевания органов дыхания: острые респираторные вирусные инфекции, бронхиальная астма, туберкулез органов дыхания и др. Показания к проведению реанимационных мероприятий. Реаминационные мероприятия при остановке сердца. Техника проведения реанимационных мероприятий. Проведение искусственной вентиляции легких. Наружный (непрямой) массаж сердца. Тема 7. Характеристика травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при них. Место травматизма среди других заболеваний. Ушибы конечностей, грудной клетки, живота, головы. Общие принципы оказания первичной помощи при ушибах. Переломы и их общая характеристика. Признаки переломов. Переломы ключицы, ребер, позвоночника, конечностей, бедра. Правила оказания первой доврачебной помощи при различных видах переломов. Закрытые повреждения суставов: растяжения связок, вывихи. Оказание первой медицинской помощи при травмах. Меры профилактики различных травм. Раны. Классификация ран, их особенности. Оказание доврачебной помощи. Десмургия. Классификация повязок по их характеру и назначению. Общие правила наложения повязок. Транспортировка раненых и больных. Темы практических занятий Практическое занятие 1. Неотложная медицинская помощь и уход за больными при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
Практическое занятие 2. Оказание первой медицинской помощи при травматизме.
Практическое занятие 3. Способы остановки кровотечений.
Практическое занятие 4. Ожоги. Обморожения. Отравления.
Практическое занятие 5. Понятие об инфекционном и эпидемическом процессе.
Практическое занятие 6. Медицинские аспекты полового воспитания.
Технические и электронные средства обучения, иллюстрированные материалы: персональный компьютер, проектор с экраном, плакаты, макеты, учебные фильмы. 1. Reader’s Digest. Загадки человеческого тела. Серия учебных видеофильмов: – «Чудо новой жизни»; – «Пора расцвета»; – «На пороге зрелости». 2. Dallas Telecourses. Здоровый образ жизни. Серия учебных видеофильмов: – «Сердечно-сосудистые заболевания»; – «Наркомания и злоупотребление наркотиками». Выпускники должны овладеть практическими навыками оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях и заболеваниях: – сердечно-сосудистой системы; – нервной системы; – дыхательной системы; – опорно-двигательного аппарата; – органов пищеварения; – мочевыделительной системы; – аллергических реакциях и судорожных состояний; должны уметь: – использовать методы и средства оказания неотложной медицинской помощи при возникновении приступа стенокардии и инфаркта миокарда; острой сосудистой недостаточности (обморок, коллапс, шок, кома); гипертонического криза; приступа бронхиальной астмы; ложного крупа; эпилептического и истерического припадка; аллергических реакций (немедленного и замедленного типа); «острого живота»; при ранениях, ушибах, повреждениях, растяжениях связок и сухожилий, при открытых и закрытых переломах; травматическом шоке; ожогах, тепловом и солнечном ударах; при обморожениях и замерзаниях; при укусах животными и насекомыми; при попадании инородного тела в глаз, нос и уши; – подсчитать пульс и частоту дыхательных движений; – измерить и оценить артериальное давление; – нанести прекардиальный удар; – провести непрямой массаж сердца; – провести искусственную вентиляцию легких; – наложить кровоостанавливающий жгут или импровизированный «жгут-закрутку»; – остановить кровотечение пальцевым прижатием артерии или максимальным сгибанием конечности; – продезинфицировать и обработать рану; – наложить бинтовую давящую повязку на различные участки тела; – наложить импровизированную шину на поврежденную конечность; – удалить инородное тело из верхних дыхательных путей; – использовать методы психологического воздействия в чрезвычайных условиях различного происхождения; – оперировать знаниями о здоровье и его слагаемых; – использовать знания о сохранении, укреплении и преумножении здоровья, о саморегуляции и самокоррекции; – формировать навыки здорового образа жизни. |
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | Дыхание по фролову Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | ||
Экзаменационные вопросы Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | Программа по биологии общие указания Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | ||
Сборник статей выступающих на конференции Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | Программа вступительного экзамена по биологии Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | ||
Ооо «геофон» введение в понятие биополя Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | Стандарт основного общего образования по биологии Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | ||
А. А. Альтшуллер Практическая психология для менеджера Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Биология» Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | ||
Социальное как иррациональное? (Диагнозы 1990 года) Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | Программа для студентов одо специальности 050601. 65 «Музыкальное образование» Голубева Н. В. «Элементарное музицирование на уроке музыки». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов одо специальности... | ||
Аттестационные педагогические измерительные материалы по дисциплине... Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | Академия управления глобальными и региональными процессами социального... Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | ||
Горшков ю. И., Ниретин н. И. Первая медицинская помощь в экстремальных... Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | Программа курса лекций кандидатского минимума для аспирантов биологических... Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... |