Социальное как иррациональное? (Диагнозы 1990 года)





Скачать 409.77 Kb.
НазваниеСоциальное как иррациональное? (Диагнозы 1990 года)
страница1/5
Дата публикации27.06.2013
Размер409.77 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5


Павел Романов, Елена Ярская-Смирнова

Социальное как иррациональное?

(Диагнозы 1990 года)





"Восемь лет назад он предсказал мое будущее. Тогда я смеялся..." - так начинается довольно большая статья о хиромантии, опубликованная в журнале "Огонек" в 1990 году1. А сейчас, пишет автор, к официально практикующему известному хироманту записываются за два месяца на прием. Идут вовсе не от "сытости, утомившись от веселья и радости", и спасаются не от официального режима, а от собственного духовного рабства, где оказались, "отгородившись от мира", игнорируя информацию о линиях на руке человека. А между тем, именно эти линии могут освободить нас от рабства, говорится в той статье: ведь зная судьбу, мы можем ее изменить!..

Отчего же действенным путем освобождения от прежней идеологии стали считаться практики и ценности альтернативного знания? Только ли в силу сладости недавнего запретного плода? Была ли эта связь конца реального социализма со вспышкой интереса к "запредельному" случайной и сугубо исторически обусловленной?

Мы обсудим, как и почему произошли тогда столь сильные сдвиги в массовом сознании, какую роль в этих процессах сыграли государство и наука, механизмы культурного производства новых мифов, постараемся понять, что побуждало людей обращаться в поисках ответов на свои вопросы к альтернативной науке, целителям и другим агентам рынка иррациональных услуг. Вначале мы рассмотрим изменения в механизмах публичного распространения информации в перестроечный период, затем - основные интеллектуальные форматы восприятия целительства и нетрадиционной медицины, и шире - социальные факторы разграничения науки/ненауки, и, наконец, общие культурные закономерности легитимации иррационального в общем контексте социальной трансформации рубежа 1980-1990-х годов.

"РАССЛАБЬТЕСЬ, СЯДЬТЕ ПОУДОБНЕЕ,

ПРИМИТЕ КОМФОРТНУЮ ПОЗУ..."

БЕЗНАРКОЗНАЯ ХИРУРГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Массовый интерес к паранаучным и паранормальным явлениям стал расти в Стране Советов примерно с середины 1980-х, и с тех пор волнами возникали и исчезали запретные прежде темы; то одну, то другую сенсацию подхватывали перестроечные газеты, журналы, телепрограммы.

А как же советская рациональность? Механизм модернизации, сделавшей человека советским - неверующим индивидуалистом, атомизированным и изолированным от других, казалось, еще более усиливался призывами к эффективности под лозунгами "перестройки", "ускорения", "гласности" и "человеческого фактора". Но перестроечной волной, накрывшей и индустрию культуры, сорвало все мыслимые и немыслимые запреты и ограничения, накладываемые на людей рациональных, индустриальных и подцензурных. Человек оказался в ситуации культурного разрыва - или перерождения: после "усыпительных десятилетий советской схоластики"2 здесь происходило философское, культурное, психологическое пробуждение, подготовленное, впрочем, еще ранее, во всевозможных формах самиздата.

Публицистика в этот период играла огромную роль в общественной и культурной жизни страны: подписка на "Огонек" зашкаливала за пять миллионов, а тираж "Аргументов и фактов" в конце 1980-х перекрыл все мыслимые пределы и попал в "Книгу рекордов Гиннесса". В литературных журналах печатались ранее запрещенные книги, создавались новые и реабилитировались "полочные" фильмы, рушились и устанавливались вновь каноны, "кипела гражданская война в литературе между "западниками" и "почвенниками", в воздухе витало желание перемен и обновления"3. В этой ситуации и литература, и философия, и религия, и любые квазирелигиозные и квазинаучные альтернативы помогали объяснить смысл происходящего - были альтернативами, необходимыми для "восстановления разрушенной культурной модели и обретения индивидом своего места в окружающем социальном мире"4.

И поэтому не случайно, что ода хиромантии как подлинному и действенному типу знания появилась в журнале, известном и своими перестроечными эмоциональными разоблачительными статьями, и ярким разнообразием жанров, вырывавшихся из рамок традиционной журналистики. Жесткие политические расследования, памфлеты, научные статьи соседствовали здесь с очерками и фотографиями повседневной жизни с ее "эксцессами, провалами, восторгами, с неподдельным изумлением и сочувствием к страданию, о котором еще не начали в то время говорить..."5. В официальных СМИ появлялись астрологические прогнозы и рецепты народной медицины...

Впрочем, гороскопами увлекались и при коммунистах, в 1920-е годы, а затем во времена "хрущевской оттепели", а в 1970-е сформировались кружки астрологов в Москве, Киеве, Харькове, Ленинграде, Вильнюсе. И поскольку в течение 70 лет советским людям внушали мысль о том, что религия есть опиум для народа, то на ее место в объяснении непостижимого вышла астрология6. В конце 1980-х годов астрологи начинают выступать в средствах массовой информации, а первые регулярные астрологические прогнозы в советской прессе стали печататься с 1990 года в "Московском комсомольце", что послужило, кстати, одним из факторов, повлиявших на значительное повышение тиража газеты на следующий год - число ее подписчиков в 1991 году выросло с 200 до 800 тыс. Публиковал эти "прогнозы на каждый день", а также свои статьи астролог С. Вронский, чья книга вышла в том же, 1990 году в издательстве "Наука"7. Вскоре и в "Аргументах и фактах", и в правительственной "Российской газете", и в новых региональных СМИ регулярно стали печататься гороскопы. В некоторых ежедневных изданиях публиковалось по тричетыре различных астрологических прогноза. Еще большую популярность приобрела телепублицистика. Новые передачи поднимали острые, волнующие вопросы актуальной политики, экологии, экономики и культуры, а их ведущие сильно отличались от неподвижных, монотонных советских дикторов. "600 секунд", "Взгляд", "До и после полуночи" шли поздно вечером, но привлекали внимание огромной аудитории.

Телекинез, ясновидение, астрология, целители, экстрасенсы, маги... Медиапроизводство "чуда" одновременно создавало спрос и отвечало состоянию общественного сознания. У одних граждан вера в светлое рыночнокапиталистическое будущее сочеталась "с апокалиптическими предчувствиями и ожиданием неизбежного наказания за двойственность существования", а другие уже давно не связывали с государством и его рыночной эволюцией никаких надежд и пытались "строить капитализм в отдельно взятой квартире и в ближайшем своем окружении". Эсхатологические настроения третьих рисовали тупиковые линии нашей социальной жизни, заставляя "людей бежать от этой реальности куда угодно - в Австралию и США, в Израиль и ЮАР - или верить в благополучный исход, несмотря ни на что, верить в мессию, который придет и наведет порядок"8. По данным ВЦИОМ, две трети опрошенных в апреле 1990 года не верили в успех перестройки, но зато верили в чудо - в Кашпировского, Чумака, Джуну, в колдовство, биополе, телекинез и телепатию (табл. 1).

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: Верите ли вы в следующие явления, способности, события? Опрос ВЦИОМ, апрель 1990 г.9




Верю


Не верю

Трудно сказать определенно

В возможность лечения болезней гипнозом

62,5


11,5

26,2


В возможность лечения болезней телевизионной психотерапией (как А. Кашпировский)

56,7


16,8

26,7

В возможность лечения болезней биополем (как Джуна)

51,6

13,1


35,5

В приметы


49,8

25,5


24,8

В способность отдельных людей предсказывать будущее, судьбу по звездам, по гороскопу

41,9

23,0

35,5


В возможность передавать мысли на расстоянии (телепатия)

41,2

24,9

33,0


В способность отдельных людей колдовать, наводить порчу

35,0


35,7


29,4


В то, что на Земле появлялись "летающие тарелки"

33,9


26,7


39,4


В возможность лечения болезней (как А. Чумак)

29,0

34,0

37,2


В возможность перемещения предметов усилием мысли

23,0


41,3

35,7


В возможность общения с душами умерших

11,3


64,6

24,1


Фигура Кашпировского, появившись на экранах алма-атинского телевидения в 1986-м, а на центральном канале в 1988-1989 годах, стала "символом первой пятилетки перестроечного ТВ"10. Американский антрополог Ф. Боас в свое время говорил об одном шамане, что тот стал великим колдуном не потому, "что излечивал своих больных, но излечивал их потому, что смог завоевать их доверие, в основе которого лежало тщательно культивируемое им незнание, облеченное в мифологические и магические образы"11. Подобно тому шаману, Кашпировский пользовался безграничным доверием своей аудитории; его сеансы гипноза, "безнаркозной хирургии", демонстрации уникальных "способностей" из Четвертой студии в прямом эфире "Взгляда" стали своеобразным документом эпохи и, по позднейшим урезонивающим оценкам, "свидетельством перехлестов свободы"12.

Вечерние сеансы здоровья собирали у телеэкранов миллионы граждан Страны Советов, соревнуясь по популярности с сериалом "Рабыня Изаура". Улицы пустели. Народ не терял возможности вылечиться и запастись чудесными снадобьями, никуда не выходя из собственной квартиры, не выстаивая в очередях и не тратясь на врачей. Люди стремились избавиться от болезней и невзгод, внимательно послушав "целебную" тишину экстрасенса по телевидению и радио или зарядив положительной энергией воду, лекарства, продукты, мази... Кашпировский и Чумак, Лонго и Руцко, Глоба и Джуна стали не менее популярны, чем поп-звезда Алла Пугачева; они совершали гастрольные турне в СССР и за границей, публиковались в газетах, стремительно повышая собственную популярность и тиражи изданий, участвуя в коммерческой деятельности и государственных акциях, консультируя политиков и чиновников.

По телевидению и в печати выступали профессора и академики, доказывавшие как пользу, так и вред сеансов. С их выступлениями соседствовали высказывания представителей Русской православной церкви - о "делах тьмы", Ордена колдунов России - о высочайшем профессионализме экстрасенсов, письма исцелившихся и тех, кому стало хуже...

В 1990 году "сеансы здоровья" с Кашпировским на советском телевидении прекратились после нескольких громких разоблачающих выступлений ученых и журналистов (в том числе в России и Болгарии)13, и его популярность здесь пошла на спад - однако это нисколько не помешало ему продолжать выступать в Польше, где он был удостоен престижной премии "Виктор" за наивысшую популярность серии его передач, а впоследствии - и в США.

Разоблачения - это неотъемлемая часть сеансов магии, и они парадоксальным образом лишь укрепляли популярность и всенародную любовь к кудеснику, позволяя ему выступать еще и в амплуа несправедливо обиженного и оклеветанного. Аналогичный путь прошли Чумак и большинство других звезд паранормального шоу-бизнеса, а также... более поздние мошенники с ценными бумагами - братья Мавроди, основавшие МММ, пережившие его бум, массовое распространение, а позднее - банкротство, при том что толпы обманутых поклонников у здания суда требовали оправдания своих любимцев14.

Вскоре власть, "то ли опасаясь за психическое здоровье нации, то ли приревновав к славе новоиспеченных звезд"15, прикрыла массовые сеансы излечения: в 1996 году Министерство здравоохранения России издало приказ об урегулировании нетрадиционных методов лечения на государственной основе16, и оздоровительные телесеансы экстрасенсов прекратились. Но рост паранауки остановить было уже невозможно. Фактически она интегрировалась в корпус медицины, политики, обороны, в повседневность обычных людей. Деятельность колдунов и экстрасенсов постепенно нормализовалась, чудеса стали обычным делом в сознании людей. К середине 1990-х годов, по некоторым оценкам, в Москве, например, насчитывалось более 50 тысяч "специалистов по нетрадиционным методам лечения", а в целом по России действовали сотни тысяч магов, колдунов, предсказателей. Более того, они получали мощную легитимацию в виде государственных лицензий, постов, одобрения со стороны политиков и всенародных избранников.

Приведем лишь несколько иллюстраций. Доктор Касьян был народным депутатом и героем Первого съезда народных депутатов СССР (май-июнь 1989 года). Академия астрологии, получившая государственную лицензию на образовательную деятельность, была открыта в 1990 году17. Кашпировский с 1993 по 1995 год был депутатом Госдумы, а перед тем якобы даже подумывал возглавить страну: "У меня был полный, абсолютный шанс занять то место, которое занимал Ельцин. Заканчивался 90-й год, и моя популярность была бы в несколько раз больше, я располагал огромными материальными средствами, естественно, я мог бы претендовать на этот пост и больше чем уверен, что выиграл бы"18.

ПСИХОАНАЛИТИК, ШАМАН, МЕССИЯ, РЫНОЧНЫЙ АГЕНТ ИЛИ МЕНЕДЖЕР ПО (САМО)ПРОДАЖАМ?

В популярных медицинских изданиях наибольший интерес к нетрадиционным методам врачевания наблюдался в самом начале и середине 1990-х годов, а затем пошел на спад19. Среди авторов журналов "Наука и жизнь", "Врач" в 1990 году нет единого мнения о перспективах развития народной медицины, многие считают, что спектр ее применения "очень широк... от практической организации медицинской помощи до использования традиционной медицины в космосе при орбитальных полетах"20, отмечают "растущий авторитет этого направления среди медиков" и указывают на "необходимость интенсифицировать работу и объединить усилия рефлексотерапевтов и врачей, работающих в области традиционной медицины, с физиологами, биохимиками, математиками, инженерами. Такой союз будет эффективен, если получит поддержку широкой общественности"21.

Однако не все настроены столь толерантно: по мнению академика АМН СССР Д. Саркисова22, сторонники "так называемой народной медицины являются злом, с которым необходимо бороться". Саркисов полагает, что пропаганда "нетрадиционной медицины" чревата "тяжелыми последствиями для больных", и возлагает ответственность за это в первую очередь на СМИ:

...ныне несравненно более широкой стала пропаганда деятельности шарлатанов: если в прежние времена они давали о себе знать только в сравнительно редких и небольших рекламах, то теперь их "работа" всесторонне, систематически и весьма подробно освещается в центральной прессе, по телевидению, радио23.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социальное как иррациональное? (Диагнозы 1990 года) iconТемы рефератов Актуальность развития социальной работы как науки...
Базовые технологии социальной работы: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная диагностика, социальная терапия,...
Социальное как иррациональное? (Диагнозы 1990 года) icon«Как социальное расслоение влияет на наших детей» Александра Соболева, Елена Емельянова
А как к проблеме социального неравенства относятся дети? Ведь школа никогда не существовала в отрыве от мира взрослых и всегда являлась...
Социальное как иррациональное? (Диагнозы 1990 года) iconГлобальные социальные тенденции как фактор дальнейшего развития образования
Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности...
Социальное как иррациональное? (Диагнозы 1990 года) iconРекомендации классным руководителям по правовому воспитанию Пгт Юрья
Конвенция одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Верховным...
Социальное как иррациональное? (Диагнозы 1990 года) icon«Конвенция о правах ребенка» одобрена Генеральной Ассамблеей ООН...
«Конвенция о правах ребенка» одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20. 11. 1989; вступила в силу для России с 15 сентября 1990 года;...
Социальное как иррациональное? (Диагнозы 1990 года) iconАнализ педагогической деятельности учителя биологии моу харатская...
Я, Филимоненко Ольга Петровна, работаю в моу харатская сош с 1990 года. Общий стаж педагогической работы – 28 лет. В данной школе...
Социальное как иррациональное? (Диагнозы 1990 года) iconТестовые задания по теме «Россия в мире: внешняя политика России: 1990-е годы»
Выберите положения, которые характеризуют внешнеполитические изменения, произошедшие в 1990-х годах
Социальное как иррациональное? (Диагнозы 1990 года) iconОбусловленные клинические диагнозы ослабленных детей и работа с ними...
Существуют врожденный и приобретенный пороки сердца – впс и ппс соответственно. Как правило, впс возникает в результате незавершенности...
Социальное как иррациональное? (Диагнозы 1990 года) iconСходство культур и галлюциногены
Перевод с английского Богайчука И. К., ї 1990 Prism Press, Unity Press, Text copyright 1990 by Marlene Dobkin de Rios
Социальное как иррациональное? (Диагнозы 1990 года) iconДуховные ориентиры молодёжи татарстана в условиях новой конфессиональной...
Охватывают современные проблемы государственно-конфессиональных отношений в рт (1990-2000-е годы) 1
Социальное как иррациональное? (Диагнозы 1990 года) iconВоскресенская Н. О
Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности...
Социальное как иррациональное? (Диагнозы 1990 года) iconПатентам и товарным знакам (19)
С2, 27. 06. 2001. Ru 2035610 C1, 20. 05. 1995. Su 1562507 A1, 07. 05. 1990. Su 1506162 A1, 07. 09. 1989. Us 4492210 A, 08. 01. 1985....
Социальное как иррациональное? (Диагнозы 1990 года) iconПрограмма курса «История России. 1917-1990-е гг.» Программа курса...
России, а также минимум профессиональных умений и навыков, которые формируются при изучении отечественной истории в высшей школе....
Социальное как иррациональное? (Диагнозы 1990 года) iconЗакон рсфср от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской...
Института проблем эффективного государства и гражданского общества Финансового университета при Правительстве РФ
Социальное как иррациональное? (Диагнозы 1990 года) iconФинансовые ресурсы обеспеченность материально-техническими ресурсами
Выписка из решения Ханты-Мансийского районного совета Народных депутатов хмао №68 от 25. 05. 1990 о реорганизации и утверждении сети...
Социальное как иррациональное? (Диагнозы 1990 года) iconТестовые задания по теме «Россия в мире: внешняя политика России: 1990-е годы»
Определите правильную хронологическую последовательность событий внешней политики России в 1990-е годы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск