Духовные ориентиры молодёжи татарстана в условиях новой конфессиональной политики государства (1990-2000-е гг.)





НазваниеДуховные ориентиры молодёжи татарстана в условиях новой конфессиональной политики государства (1990-2000-е гг.)
страница1/5
Дата публикации06.09.2014
Размер0.6 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > История > Автореферат
  1   2   3   4   5


На правах рукописи

Фазлиев Айваз Миннегосманович

ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ МОЛОДЁЖИ ТАТАРСТАНА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

(1990-2000-е гг.)


Специальность 07.00.02 – Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Казань – 2011
Работа выполнена на кафедре политической истории исторического факультета Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»


Научный руководитель: доктор исторических наук,

профессор

Набиев Ринат Ахматгалиевич
Официальные оппоненты: доктор исторических наук,

профессор

Юнусова Айслу Билаловна
кандидат исторических наук,

Липаков Евгений Васильевич
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет»


Защита состоится 26 мая 2011 года в 14 часов на заседании диссертационного cовета Д 212.081.01 в Казанском федеральном университете по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18, корп. 2, ауд. 1113.


С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 35.


Автореферат разослан « » апреля 2011 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета, к.и.н. Д.Р. Хайрутдинова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Крушение официальной идеологии, социалистической системы ценностей повлекли за собой заметные изменения в общественном сознании, мировоззренческих ориентациях различных групп населения, в том числе в их отношении к религии. Поступательный рост интереса к религии часто обозначается в научной литературе и СМИ широким понятием религиозного возрождения. В России сформировалась совершенно новая религиозная ситуация, характеризующаяся нормализацией государственно-церковных отношений, повышением роли и престижа религии, появлением новых религиозных общин, активизацией религиозных организаций в различных сферах жизнедеятельности, реальным и формальным изменением уровня религиозности. Свобода вероисповеданий получила адекватное правовое закрепление. Религия становится все более заметным фактором процессов, происходящих в реформируемом российском государстве.

Изучение двадцатилетнего периода с начала действия законодательных актов о свободе совести и вероисповеданий имеет большое значение для выявления основных тенденций движения общества от атеистической унификации массового сознания к смене морально-идеологических, духовно-мировоззренческих и иных ориентиров, мощному всплеску активности по отношению к религии. Этноконфессиональная безопасность в современной России представляет собой наиважнейший аспект государственной политики. Часто можно слышать о таких явлениях как ксенофобия, исламофобия, различного вида этнофобии. Урегулирование спорных моментов, воспитание толерантности среди подрастающих поколений является приоритетной задачей государства. Намного эффективнее регулярно проводить профилактические мероприятия, нежели разрешать вспыхнувший межнациональный или межрелигиозный конфликт. Поэтому глубокое исследование проблемы крайне необходимо для нашего будущего, прежде всего, в плане недопущения новых и предотвращения уже существующих социальных противоречий.

Государственная целостность Российской Федерации, её этноконфессиональное многообразие во многом зависят от сохранения политической стабильности, поддержания толерантных межэтнических и межконфессиональных отношений. Для эффективного противодействия экстремизму чрезвычайно важно задействовать миротворческий, гуманистический потенциал традиционных конфессий и новых религиозных объединений, которые в свою очередь активно работают с молодёжной средой, оказывают на своих приверженцев значительное умиротворяющее воздействие, и влияют на формирование их культуры – бытовой и политической. Религиозная активность нашей молодежи, ее формы и основные направления деятельности требуют серьезного научного анализа. Особый интерес представляет исследование этой проблемы на примере наиболее динамично развивающихся поликонфессиональных и многонациональных регионов РФ, к числу которых относится Татарстан.

В РТ, с ее глубокими этноконфессиональными корнями и традициями, религиозный вопрос, не смотря на сходство с общероссийской ситуацией, сохраняет свои особенности. Анализ республиканского опыта в области религиозной политики, взаимоотношений власти, социума и религии имеет серьезное историко-теоретическое значение, открывает широкие возможности для развития новых научных направлений, а также обладает значительной практической ценностью. Исследование данной проблемы органично вписывается в концепцию современной историографии и обществознания в целом, разрабатывающих вопросы природы, содержания и направленности трансформационных процессов, в которые было втянуто российское общество в конце XX-начале XXI столетия. Социально-политические силы и государственные структуры, занятые поисками форм обновления и гармонизации сложной сферы взаимовлияния культур и религий народов России, нуждаются в конкретных примерах и обобщениях сложившихся реалий.

Объектом настоящего исследования является молодежь региона, изучение и теоретическое осмысление эволюции ее религиозных взглядов с началом общественных перемен и новой конфессиональной политики государства на рубеже XX-XXI веков.

Особый акцент был сделан на изучение “видимых” признаков религиозного возрождения, таких как: увеличение числа верующих, рост количества культовых сооружений и зарегистрированных религиозных общин, формирование системы религиозного образования, внекультовая деятельность религиозных объединений.

Предмет исследования – анализ специфики религиозной ситуации в молодежной среде на срезе российской провинции (Республики Татарстан) в контексте развития государственно-конфессиональных отношений в постсоветской России.

Понятийный аппарат. Под государственно-церковными (государственно-конфессиональными) отношениями в тексте диссертации понимаются отношения государства со всеми религиозными организациями, будь то православные, мусульмане, католики, протестанты и т.д. Понятие “церковь” используется в широком смысле для обозначения общественных институтов религии вне зависимости от принадлежности к какой-либо конфессии.

Хронологические рамки диссертации охватывают 1990-е годы XX в. – первое десятилетие XXI в., т.е. период развёртывания постсоветских социальных трансформаций, выразившихся среди прочего в коренном изменении государственной, молодежной, конфессиональной и национальной политики, в преобразовании коллективных ментальных основ российского общества. В связи с поставленными в диссертации целью и задачами частично затрагивается исследованиями также середина и конец 1980-х годов, связанные с провозглашением политики «перестройки и гласности» и началом изменения государственно-конфессиональных отношений. Нижняя граница определяется временем принятия в 1990 году законодательных актов РСФСР и СССР о свободе совести, кардинально изменившим религиозную ситуацию в стране. В качестве верхней границы исследования мы обозначили конец первого десятилетия XXI века. В жизни республики данный рубеж связан с началом формирования качественно новых взаимоотношений между религиозными объединениями и государством, объявлением 2009 года – «Годом молодёжи» в России и СНГ, произошедшими изменениями в высшем руководстве Татарстана в начале 2010 г.

Территориальные границы исследования обусловлены актуальностью научного решения проблемы в региональном аспекте и включают в себя территорию современной Республики Татарстан как одного из субъектов Российской Федерации. Исторически этот регион формировался как полиэтничный и поликонфессиональный. Большинство населения республики составляют татары и русские, исповедующие в основном ислам и православие.

Целью работы является исследование роли религии в жизни молодёжи Татарстана, особенностей трансформации религиозных институтов и духовных ориентиров населения в процессе демократических преобразований и складывания современных форм взаимоотношений государства и конфессий.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

  • проанализировать религиозную ситуацию в стране и на территории республики в 1990-2000-е гг. в целом и отдельные элементы ее составляющие;

  • определить этноконфессиональные особенности молодёжи Татарстана, а также наиболее устойчивые тенденции и закономерности влияния на нее религиозного фактора, историко-региональных традиций и процессов национально-культурного возрождения;

  • раскрыть содержание, основные направления и методы реализации государственной политики по отношению к религиозным объединениям, новые формы межконфессионального взаимодействия и социально-значимой деятельности религиозных общин и молодёжи в РТ;

  • охарактеризовать проявления эволюции стратегической линии руководства республики в религиозных вопросах, а также опыт местных органов власти и традиционных конфессий по развитию современного профессионального религиозного образования.

Методы исследования. Методологической основой работы является принцип историзма как универсальное основание для изучения тенденций общественного развития в целом, так и социально-политической активности современной молодежи и религиозных конфессий в частности. Он способствует не только логическому и объективному изучению процесса взаимодействия конфессий, государства и молодёжного сообщества, но и выявлению определенной закономерности в трансформации основных институтов религиозных общин и эволюции идей этнорелигиозного характера, позволяющих личности опереться на традиционные ценности. Поэтому в соответствии с общим замыслом в диссертационном исследовании применялся комплексный междисциплинарный подход к исследованию проблемы, с использованием достижений и методов гуманитарных наук. Изучаемые явления рассматривались в их взаимосвязи, противоречивости, в совокупности всех факторов, количественных и качественных характеристик. В работе сочетаются в соотношениях, необходимых для решения исследовательских задач методы конкретно-исторического исследования с методами идеально-типологическими, которые мобилизуются в социологических и политических науках.

Степень изученности проблемы. Обращаясь к историографии вопроса, следует сказать, что комплекс историко-политической литературы по исследуемому периоду и региону еще только формируется. В ней, как правило, освещаются лишь отдельные аспекты исследуемой нами проблемы.

Произошедшие в конце 1980-х гг. радикальные перемены в социально-политическом устройстве страны и общественном сознании позволили, опираясь на ранее известные и особенно на вновь открывшиеся источники, пересмотреть и внести значительные коррективы в освещение истории государственно-церковных отношений. Следует отметить, что в монографиях и публикациях конца 1980-начала 1990-х гг., с одной стороны, преобладает резко критический пафос отрицания какого-либо опыта времен социалистического строительства; с другой – господствовала методологическая установка, которая исходила из общей концепции “перестройки”, объясняющей все как позитивные, так и негативные моменты в религиозной политике государства, соответственно, возвращением к “ленинским принципам” или отступлением от них.

Со второй половины 1980-х гг. значительно сокращается общее число атеистической литературы, стремившейся доказать демократичность государственно-церковной политики, начиная с ее первых декретов. Тем не менее, эта линия продолжала разрабатываться: например, в работах А.А. Круглова “Развитие атеизма в Белоруссии (1917-1989 гг.)”; “Атеизм, религия и современная идеологическая борьба”; “Атеизм и религия в современной идеологической борьбе”; Е.А. Юшина “Англо-американская буржуазная историография взаимоотношений Советского государства и Русской Православной церкви в 1917-1923 гг.” и некоторых других1.

Началом нового этапа в историографии данной проблемы можно считать выход в издательстве «Прогресс» в 1989 г. сборника статей историков, священнослужителей, социологов, публицистов, озаглавленного “На пути к свободе совести”. Авторы предложили новые подходы к узловым вопросам исторического пути РПЦ и других конфессий. Поставили вопрос о целесообразности существования системы атеистического воспитания в СССР, рассмотрели ранее неизвестные широкому кругу общественности стержневые проблемы и ситуации, связанные с церковно-государственными отношениями, предприняли попытку анализа религиозной политики советского государства2.

Так или иначе, весь постсоветский период характеризуется повышением устойчивого интереса ученых к проблеме религиозного возрождения, взаимоотношениям религиозных институтов и государства в истории Отечества, о чем свидетельствуют, в частности, диссертационные исследования 1990-х годов3. В эти годы проблемы религии, церкви и их взаимоотношения с государством и обществом стали объектом исследования целого ряда гуманитарных наук. Прежде всего, к этим вопросам традиционно обращаются историки. Одним из первых, серьезным монографическим исследованием проблем государственно-церковных отношений является работа В.А. Алексеева “Иллюзии и догмы”. Используя многочисленные источники, автор рассмотрел механизм секулярной политики, в частности в 1920-е гг., выявил ее методику и характер, показал роль отдельных партийных деятелей в проведении религиозной политики большевизма. В его работах присутствует обобщение исторического опыта взаимоотношений советских государственных органов с религиозными объединениями, прежде всего с РПЦ, сюжеты, посвященные антирелигиозному движению в СССР, деятельности СВБ. Автор анализирует характер, формы и методы работы этой организации, показывает отрицательные результаты ее деятельности4.

Региональный подход к исследованию государственно-церковных отношений присутствует в работах Н.И. Музафаровой, которая, исследуя религиозную ситуацию на Урале, пришла к выводу, что попытки покончить с религией ускоренными темпами не дали и не могли дать ожидаемых результатов: часть людей восприняла атеизм в виде своеобразной религии и, предпочитая более углубленное “погружение” в вероучение, перешла в сектантство1. Применительно к Татарстану и Среднему Поволжью проблемы влаимоотношений государства и церкви в 1940-1980-е и первой половине 1990-х гг. затронуты в диссертациях Р.Р. Ибрагимова, М.Н. Фасиховой и В.П. Козлова2.

Выделившаяся в отдельное направление религиозная проблематика этнологии изучает современные аспекты религий и их взаимосвязь с этническими процессами. Не ограничиваясь фиксацией современных религиозных явлений, она рассматривает их исторически, в их становлении и развитии. Изучая современные религии как часть культуры, этнология определяет место и роль религиозных систем в различных социально-культурных и этнических условиях. В Татарстане это направление, прежде всего, представлено работами Р.Н. Мусиной и Д.М. Исхакова3.

Можно с уверенностью сказать, что в современной этнологической науке, как на общероссийском, так и на региональном уровне наиболее интенсивно ведётся изучение всего спектра религиозных конфессий и течений, действующих на территории РФ, их влияния на наше общество4. Проводятся масштабные и локальные этносоциологические исследования религиозности отдельных групп населения, связи этнической и конфессиональной идентичности, разрабатываются вопросы формирования толерантности среди представителей различных верований и национальностей5. Так, К. Каариайнен и Д.Е. Фурман в своих работах затрагивают тему эволюции религиозности в российском социуме в постсоветский период. В 1990-2000-е гг. авторы стабильно отмечают мировоззренческую неопределённость и эклектику сознания большинства россиян1. Социологические исследования религии в современной России также проводились Ю.Ю. Синелиной2. Перекрёстное исследование православной и мусульманской религиозности показало низкий уровень воцерквленности их представителей. Были отмечены общие черты в развитии данных традиционных конфессий в России. А Д. Льюис, анализируя изменения, произошедшие в конфессиональном пространстве бывшего СССР и сознании людей в постатеистический период, приходит к выводу, что «приверженность традиционным религиям многими воспринимается как признак национальной принадлежности»3.

В работах В.Н. Рагузина, А.Б. Юнусовой, Н.В. Шилова, Е.Н. Мокшиной анализируется роль религиозного фактора в полиэтничных регионах4. Данные публикации весьма значимы, так как их авторы изучают близлежащие к Татарстану административные территории и процессы, протекающие здесь, имеют схожие черты, или непосредственно влияют на этноконфессиональную ситуацию в республике. Исследователи уделяют особое внимание исламо-христианскому взаимодействию в Волго-Уралье. Не меньшее значение для разработки вопросов по национально-государственным и духовно-нравственным аспектам, кроме, вышеперечисленных имеют труды таких учёных как: Р.М. Валеев, Л.М. Дробижева, И.Г. Нурутдинов, Р.К. Уразманова, А.Ю. Хабутдинов, Е.А. Ходжаева и Е.А. Шумилова5.

В 2000-е годы к анализу государственно-церковных отношений в СССР и России обратились и правоведы. Юридический подход к анализу этих вопросов сосредоточен на выявлении влияния современного российского законодательства на правовой статус различных конфессий, учет в юридической практике требований самих религиозных общин1.

Взаимоотношения государства с религиозными конфессиями оказались в центре внимания политологии. Однако этот аспект, слабо влияющий на функционирование современной российской политической системы, рассматривается вскользь, в ряду других духовных и культурных влияний на государственную жизнь. Признаки отделения религиозных объединений от государства исследованы в работах П.Н. Дозорцева, В.Н. Жбанкова, Д.В. Потоцкого2. Наибольший вклад в политологическое изучение религиозных проблем в Республике Татарстан внесен работами Р.М. Мухаметшина о наиболее общих тенденциях развития и функционирования ислама и татарской мусульманской общины в республике и стране в целом. Он выявляет особенности исповедания ислама в Татарстане в советское время, а также современное состояние дел внутри этой конфессии3.

В рамках современного религиоведения религия изучается как составная часть духовной культуры, взаимоотношений государства и церкви, поэтому она играет важнейшую регулятивную роль в жизни общества. Задачу суммировать и систематизировать исторический опыт деятельности государственных органов, контролирующих деятельность религиозных объединений, поставил в своих работах М.И. Одинцов. Он подробно описывает процесс законодательного изменения государственно-церковных отношений, подчеркивая, что перемены в этой сфере социальных отношений происходили значительно медленнее, чем в других областях общественной жизни4. Докторская диссертация Р.А. Набиева, написанная по материалам национальных республик Поволжья и Приуралья, освещает проблемы формирования государственно-церковных отношений периода 1920-1930-х гг. и советской религиозной политики в этом многонациональном и поликонфессиональном регионе. Публикации ученого последних лет охватывают современные проблемы государственно-конфессиональных отношений в РТ (1990-2000-е годы) 1.

Весьма широкий круг актуальных проблем истории и роли религии в современном обществе представлен материалами международной научно-практической конференции “Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции”2. Значимую для научных исследований информацию о религиозных организациях, действующих на территории РТ, республиканских законодательных и нормативных актах по вопросам свободы совести содержат справочники “Религиозные объединения Республики Татарстан”, “Религия и общество” подготовленные информационно-аналитическим и методическим центром Совета по делам религий при КМ РТ3. Анализ проблемы возрождения ислама, деятельности мусульманских общин стал одним из доминирующих в научных статьях ученых-обществоведов республики4.

Итак, говоря о степени научной разработанности проблемы, мы выяснили, что за последнее время она стала весьма востребованной среди российских и татарстанских ученых: историков, этнологов, социологов, правоведов и политологов. Однако, несмотря на существенные достижения отечественной историографии в изучении религиозной ситуации в регионах России, комплексное исследование конфессиональной политики государства в Татарстане на рубеже XX-XXI вв. до сих пор не предпринималось. Приходится констатировать и тот факт, что при наличии довольно большого количества научных трудов, посвященных духовной сфере и религиозности людей в целом, практически отсутствуют исследования, рассматривающие эту проблему в молодёжной среде. Можно выделить лишь несколько работ, которые непосредственно посвящены данному вопросу.

Например, статья И.П. Никитина «Белое братство – Юсмалос»5. Ее автор останавливается на причинах породивших братство и даёт полное представление о его жизни (еда, молитвы, запреты, идеалы, финансирование). Возращение домой подростков, ставших членами секты – вот та основная задача, которую И.П. Никитин выдвигает на первое место в своей статье. Второй такой работой, где рассматривается тема отношения молодёжи к религии, является статья М.П. Мчедлова «О религиозности российской молодёжи»6. В ней автор анализирует результаты проведённого Российским независимым институтом социальных и национальных проблем репрезентативного общероссийского социологического исследования на тему «Молодёжь в новой России: Какая она? Чем живёт? К чему стремится?». Одна из задач исследования касалась выявления параметров религиозности молодёжи России. Анализ, проведённый М.П. Мчедловым, позволил, прежде всего, констатировать новое, по сравнению с данными доперестроечного периода явление. Речь идёт о преодолении ранее бытовавших среди молодёжи отрицательных, насаждаемых школьными программами и атеистическим воспитанием в целом, стереотипов. Но всё же, в конце работы, он приходит к выводу, что при общем возрастании, по сравнению с прошлыми десятилетиями, числа верующих, среди молодых людей выявляется довольно значительная часть (более 50%) неопределившихся – колеблющихся между верой и неверием, и также индифферентных и верящих в безликие сверхъестественные силы, а нерелигиозный тип мировоззрения продолжает занимать значительное место в сознании молодёжи.

Третьей – «Современные этнокультурные процессы в молодежной среде Татарстана: язык, религия, этничность»1. Где авторами статей выступили признанные этносоциологи Я.З. Гарипов, Р.И. Зиннурова, К.М. Миннуллин, Р.Н. Мусина, Р.М. Мухаметшин, Л.В. Сагитова. Книга посвящена изучению процессов, связанных с ростом этнического и конфессионального самосознания, их влияния на межнациональные отношения, систему ценностей, общественно-политические ориентации молодежи, а также роли этнического фактора в ее социализации. Издание подготовлено на базе социологических исследований (научный руководитель Р.Н. Мусина), проведенных в 1999-2000 гг. в РТ. В результате, одним из её ключевых выводов стал тезис о том, что столь резкое увеличение числа людей, признающих себя верующими, нельзя однозначно интерпретировать как стремительный подъём религиозности, как показатель глубоких изменений в мировоззрении современной молодёжи. В значительной степени эта реакция на изменение государственной идеологии, когда жёсткий идеологический контроль сменился ориентацией на демократические нормы, в том числе и вопросах вероисповедания. Появилась возможность для удовлетворения как личного любопытства, столь свойственного для молодёжи, так и духовных и интеллектуальных её запросов посредством религии. А, четвертой является брошюра «Социокультурный и интеллектуальный статус молодежи в РТ»2, в которой лишь частично затрагиваются вопросы, касающиеся духовной жизни и религиозных ценностей молодых татарстанцев.

В целом, следует заметить, что современному научному сообществу есть, что ответить на вопросы, которые часто возникают перед нами сегодня. В сумме эти работы позволяют создать определённое видение духовного развития молодежи, религиозной жизни Татарстана и выявить перспективные направления дальнейших исследований.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Духовные ориентиры молодёжи татарстана в условиях новой конфессиональной политики государства (1990-2000-е гг.) iconК проблеме церковной и конфессиональной политики государства во второй...
Порой, одобрение церковью действий государства было достаточным основанием для всеобщего признания. В обмен светская власть одаривала...
Духовные ориентиры молодёжи татарстана в условиях новой конфессиональной политики государства (1990-2000-е гг.) iconОтчет по научно-методической работе мбоу «Гимназия №1»
Методическая работа в 2012 -2013 учебном году направлена на совершенствование концепции развития школы в условиях новой образовательной...
Духовные ориентиры молодёжи татарстана в условиях новой конфессиональной политики государства (1990-2000-е гг.) iconРеализация государственной молодежной политики в Республике Татарстан Вступление
Татарстана. История реализации государственной молодежной политики в Татарстане – одна из страниц становления республики в новых...
Духовные ориентиры молодёжи татарстана в условиях новой конфессиональной политики государства (1990-2000-е гг.) iconРешение комиссии по проведению конкурса рефератов на тему: «Конституция...
«Конституция Российской Федерации: нравственные ориентиры справедливости для общества и государства»
Духовные ориентиры молодёжи татарстана в условиях новой конфессиональной политики государства (1990-2000-е гг.) iconЗакон рсфср от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской...
Института проблем эффективного государства и гражданского общества Финансового университета при Правительстве РФ
Духовные ориентиры молодёжи татарстана в условиях новой конфессиональной политики государства (1990-2000-е гг.) iconТестовые задания по теме «Россия в мире: внешняя политика России: 1990-е годы»
Определите правильную хронологическую последовательность событий внешней политики России в 1990-е годы
Духовные ориентиры молодёжи татарстана в условиях новой конфессиональной политики государства (1990-2000-е гг.) iconЦели и задачи дисциплины
Цель дисциплины: формирование профессиональных компетенций бакалавров организации работы с молодежью, необходимых для участия в реализации...
Духовные ориентиры молодёжи татарстана в условиях новой конфессиональной политики государства (1990-2000-е гг.) iconПояснительная записка (8-9 классы) в настоящее время вопросы обеспечения...
Ов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности,...
Духовные ориентиры молодёжи татарстана в условиях новой конфессиональной политики государства (1990-2000-е гг.) iconРазговоры с Богом
Информирование молодежи и развитие информационной компетентности молодежи как приоритет молодежной политики
Духовные ориентиры молодёжи татарстана в условиях новой конфессиональной политики государства (1990-2000-е гг.) iconПояснительная записка Проблема патриотического воспитания молодежи...
Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной...
Духовные ориентиры молодёжи татарстана в условиях новой конфессиональной политики государства (1990-2000-е гг.) iconСант Такар Сингх Восприимчивость и медитация Духовные беседы с 1976 по 1990 годы
Восприимчивость развивается с помощью медитации и повторения заряженных Силой Имен
Духовные ориентиры молодёжи татарстана в условиях новой конфессиональной политики государства (1990-2000-е гг.) iconМентальность российской молодежи: политические ориентиры и кумиры
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Духовные ориентиры молодёжи татарстана в условиях новой конфессиональной политики государства (1990-2000-е гг.) iconЕго жена; Бог огня и труда
Информирование молодежи и развитие информационной компетентности молодежи как приоритет молодежной политики
Духовные ориентиры молодёжи татарстана в условиях новой конфессиональной политики государства (1990-2000-е гг.) icon2. Эволюция внешней политики России в 1990-е 2010-е годы 9 Тема Формирование...
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации
Духовные ориентиры молодёжи татарстана в условиях новой конфессиональной политики государства (1990-2000-е гг.) iconТест по философии для группы Дефектология за март
Информирование молодежи и развитие информационной компетентности молодежи как приоритет молодежной политики
Духовные ориентиры молодёжи татарстана в условиях новой конфессиональной политики государства (1990-2000-е гг.) iconИз опыта работы муниципальных библиотек городского округа г. Бор
Информирование молодежи и развитие информационной компетентности молодежи как приоритет молодежной политики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск