Цели и задачи дисциплины 1.1.Цель и задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований ФГОС).
Цель дисциплины: формирование профессиональных компетенций бакалавров организации работы с молодежью, необходимых для участия в реализации политики государства в отношении молодежи:
Задачи дисциплины:
углубление, систематизация знаний бакалавров в области международной и государственной политики в отношении молодежи, нормативно-правового обеспечения работы с молодежью;
создание условий для осмысления студентами сложных и противоречивых процессов, происходящих в молодежной среде, возможностей социальных институтов в формировании и реализации молодежной политики;
развитие способности анализа сущности, содержания, проблем государственной молодежной политики, выявления тенденций ее развития, возможности применения профессионального знания (в т.ч. научно-методического обеспечения) в решении молодежных проблем.
формирование у студентов активной жизненной позиции, устойчиво позитивного отношения к правозащитной деятельности, умения применять нормативно-правовой инструментарий в процессе организации и осуществления работы с молодежью, молодежными сообществами
Формируемые компетенции выпускника:
профессиональные компетенции специалиста по работе с молодежью (способность участвовать в реализации социально-психологической адаптации молодых людей в организации; способность участвовать в регулировании конфликтов молодых людей; умение использовать социально-технологические методы при осуществлении профессиональной деятельности; умение использовать социальные технологии в выявлении проблем в политических и общественных движениях молодежи; способность участвовать в развитии инновационных технологий в практике работы с молодежью) (ПК-2);
проективные компетенции (умение организовывать и планировать работу с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи; способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи; умение организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными СМИ; способность участвовать в организации деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений; готовность участвовать в организации гражданско-патриотического воспитания молодежи; владеть навыками содействия деятельности спортивно-оздоровительных организаций молодежи; владение навыками организации досуговой деятельности) (ПК-3);
| Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать пути и механизмы формирования и реализации молодежной политики, критерии оценки ее эффективности, законодательную базу, стратегические приоритеты реализации государственной молодежной политики, тенденции развития международной и государственной политики в отношении молодежи. | Студент должен уметь учитывать тенденции молодежной политики при прогнозировании, планировании социально-педагогической и психолого-педагогической работы с молодежью, осуществлять научно-методическое сопровождение работы с молодежью в сфере молодежной политики.
| Студент должен владеть способностью применять законодательство РФ, знания в области молодежной политики при осуществлении процесса сопровождения социального становления и развития молодежи, психолого-педагогическими и социальными методами и технологиями, применяемыми в сфере управления молодежной политикой.
| Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем)
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Б3.Б1. Введение в специальность
| Б3.Б11. Правовое обеспечение работы с молодежью.
| Б3.Б3. Педагогическое обеспечение работы с молодежью
| Б3.Б12. Экономические основы работы с молодежью
| Б3.В.ДВ.7.1. Формирование социально-активной позиции молодежи
| Б3.Б.13. Региональная и муниципальная молодежная политика
| Б3.В.ДВ.7.2. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи
| 4. Б3.В.ДВ.6.2. Профессиональная мобильность молодежи на рынке труда
| Б3.Б2. Психологические основы работы с молодежью
| 5. Б3.Б9. Социальные технологии работы с молодежью
| Б3.Б8. Молодежные движения в России: история и современность
| 6. Б3.Б16. Менеджмент в молодежной политике
| Б3.Б14. История и современное состояние молодежной политики за рубежом
|
| Б3.В.ОД.4. История социальной политики и социальной работы
|
| Б3.В.ОД.9. Инновационный потенциал общества
|
|
1.2.Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)
Неделя
| Кол. час
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| 1
| 2
| 3
| 4
| Лекции
| 1,2
| 4
| Тема 1. Государственная молодежная политика: современное состояние, перспективы развития.
Характеристика понятий «социальная политика», «молодежная политика», «государственная молодежная политика». Особенности молодежи как возрастной и социальной группы населения. Молодежь как субъект и объект социальных отношений. Органы по делам молодежи: структура, основные функции. Механизмы реализации государственной молодежной политики. Нормативное правовое обеспечение государственной молодежной политики. Программно-целевой подход в государственной молодежной политики: опыт, проблемы и перспективы реализации. Социальное партнерство в молодежной политике.
| М
П
Д
ПБ
| 3,4
| 4
| Тема 2. Государственная молодежная политика: цели, содержание, приоритеты, механизмы реализации
Предпосылки формирования современной молодежной политики
Особенности трансформации государственной молодежной политики в условиях модернизации российского общества
Приоритетные направления современной государственной молодежной политики в Российской Федерации
Конкурсы социальных программ как механизм госзаказа
Социальные лифты как механизм вертикальной мобильности молодежи.
| М
П
Д
ПБ
| 5,6
| 4
| Тема 3. Международный опыт разработки и реализации молодежной политики.
Сравнительный анализ концептуальных основ государственной политики зарубежных стран
Деятельность ООН в отношении молодежи: приоритеты, инициативы, нормативные документы.
Политика Совета Европы в отношении молодежи
Программы Евросоюза в области молодежной политики
Зарубежный опыт молодежной политики и возможности его использования в условиях современной России.
| М
П
Д
ПБ
| 7
| 2
| Тема 4. Региональная молодежная политика: сущность, специфика формирования
Региональная молодежная политика: инновационные подходы
Тенденции общественной интеграции молодежи в социально-политическое пространство региона
Содержание и уровень региональной общественно-политической активности молодежи
Развитие общественно-политической активности в рамках региональной молодежной политики.
Специфика и критерии оценки эффективности реализации моложенной политики на региональном уровне
Молодежная политика в регионе. Деятельность органов по делам молодежи.
| М
П
Д
ПБ
| 8,9
| 4
| Тема 5. Молодежные общественные объединения как объект и субъект государственной молодежной политики.
Государственная молодежная политики в отношении общественных объединений детей и молодежи
Роль общественных объединений в формировании и реализации молодежной политики
Молодежные общественно-политические организации как феномен политической жизни современной России
Механизмы повышения активности молодежи и ее вовлечения в деятельность общественно-политических организаций
Тенденции развития взаимодействия государства и общественно-политических организаций молодежи.
Психолого-педагогические основы деятельности детских и молодежных общественных объединений
Социальное партнерство и межсекторальное взаимодействие в реализации государственной молодежной политики
Психолого-педагогическая поддержка и развитие социальных инициатив подростков и молодежи.
| М
П
Д
ПБ
| Семинары
| 1,2
| 4
| Тема 1. Государственная молодежная политика как объект управления.
Становление и развитие системы управления государственной молодежной политики в России
Федеральный, региональный, муниципальный уровни управления государственной молодежной политикой: сравнительная характеристика
Межсекторальное взаимодействие в управлении государственной молодежной политикой
Критерии эффективности реализации государственной молодежной политики
| Э,ПБ,И
| 3
| 2
| Тема 2. Программно-целевой подход как механизм реализации государственной молодежной политики
Программно-целевой подход в молодежной политики как объект научной дискуссии
Федеральная целевая программа «Молодежь России»: сравнительный анализ
Современные программы работы с молодежью Федерального агентства по делам молодежи
| Э,ПБ,И
| 4
| 2
| Тема 3. Корпоративная культура и этика молодежного работника.
Понятие «корпоративная культура». Пути и средства формирования корпоративной культуры
Моделирование профессионально-личностных качеств современного молодежного работника.
Этика делового общения в молодежной сфере
| Э,ПБ,И
| 5
| 2
| Тема 4. Имидж молодежного работника
Культура публичного выступления, особенности работы в молодежной аудитории
Психолого-педагогическая характеристика молодежной аудитории
Структура публичного выступления
Речевое поведение и этикет оратора
| Э,ПБ,И
| 5,6
| 4
| Тема 5. Учреждения органов по делам молодежи: сущность и содержание деятельности
Инфраструктура социально-воспитательной работы с молодежью.
Содержание деятельности учреждений, организаций, служб, работающих с детьми и молодежью в сфере молодежной политики.
Кадровое обеспечение системы работы.
Содержание профессиональной деятельности.
Научно-методическое обеспечение деятельности в учреждениях органов по делам молодежи.
Информационно-методическая работа: формы контроля и критерии эффективности программного обеспечения деятельности.
| Э,ПБ,И
| 7,8
| 4
| Тема 6. Законодательная база деятельности учреждений органов по делам молодежи.
Доктрина государственной молодежной политики в Российской Федерации и ее правовое обеспечение
Стратегия государственной молодежной политики в РФ
Социально-правовая защита молодежи в сфере образования и науки
Социально-правовая защита молодежи в сфере трудовых отношений
Социально-правовая поддержка молодых семей
Социально-правовая защита права молодежи на отдых и досуг
|
| 9
| 2
| Тема 7. Взаимодействие, сотрудничество, диалог и партнерство в социально-педагогической работе с молодежью.
Роль и значение традиционных институтов воспитания в становлении молодого поколения.
Сущность деятельности органов по делам молодежи в воспитании молодежи
Образовательные учреждения и трудовые, воинские коллективы: общее и отличительные характеристики работы с молодежью
Межсекторальное взаимодействие в решении молодежных проблем
| Э,ПБ,И
|
Индивидуальная работа преподавателя со студентом
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на НОК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др.
| Методы
| 1-9
|
| Подготовка тезисов к внутривузовским, региональным и международным конференциям по следующей тематике:
Риск-менеджмент в сфере управления развитием молодежи
Молодая семья как объект государственной молодежной политики в РФ: состояние и перспективы развития
Профилактика молоденых девиаций в рамках мероприятий ГМП: оценка эффективности
Гражданские ценности и гражданственность современной российской молодежи
Проблемы и перспективы развития молодежного предпринимательства в России
| ЭПБИ
| 1-9
|
| Подготовка выступлений в научных кружках по следующей тематике:
История молодежной политики в России
Инновационный потенциал молодежи в России
Образовательное учреждение как субъект государственной молодежной политики: опыт вуза
Досуг молодежи как направление государственной молодежной политики
Этнические стереотипы современной российской молодежи
Здоровый образ жизни как цель развития молодежной сферы
Кумиры современной российской молодежи
| Э,
И ПБ
| Самостоятельная работа студента
Реализуется в виде:
освоения отдельных тем или вопросов программы учебной дисциплины «Государственная молодежная политика в РФ», выделенных преподавателем для самостоятельного изучения;
рецензирования и составления аннотаций на научные статьи отечественных и зарубежных специалистов;
подготовки рефератов по заданной тематике;
подготовки научных докладов для выступления на заседаниях научных студенческих кружков, научных студенческих конференциях, конкурсах и др.;
подготовки к тестированию;
выполнения письменных индивидуальных заданий;
подготовки тезисов и статей в сборники научных трудов молодых преподавателей, аспирантов, студентов и др.
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
| Методы
| 1-3
| 6
| Тема 1. Основные характеристики деятельности учреждений органов по делам молодежи.
Темы контрольных работ, докладов и рефератов:
Учреждения органов по делам молодежи: структура, назначение
Содержание и формы работы социальных учреждений органов по делам молодежи
Нормативные документы, регулирующие деятельность учреждений органов по делам молодежи
Кадровое обеспечение деятельности учреждений органов по делам молодежи.
| Э, ПБ, И
| 4-6
| 6
| Тема 2. Волонтерское движение: теория и практика
Темы контрольных работ, докладов и рефератов:
Работа с детьми и подростками. Возрастные особенности. Дети группы риска. Дети из приютов и детских домов
Работа с больными и инвалидами. Физиологические и психологические особенности. Потребности и способы их реализации
Работа с пожилыми людьми. Возрастные особенности. Потребности и способы их реализации
Работа в окружающем мире: экологическое направление; защита животных; благоустройство; защита и восстановление памятников истории, археологические раскопки
Мотивация добровольческой деятельности
Методы сопровождения работы добровольцев
Технологии организации волонтерской работы
|
| 7-9
| 6
| Тема 3. Поддержка и развитие молодежного предпринимательства.
Темы контрольных работ, докладов и рефератов:
Закон Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»
Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ
Федеральная целевая программа «Молодежь России» (подпрограмма «Поддержка молодежного предпринимательства»).
Организация деятельности Центров и Фондов поддержки молодежного предпринимательства
Организация и проведение молодежных бизнес-фестивалей
|
| 10-12
| 6
| Тема 4. Молодежные службы и центры в регионах: сущность и специфика деятельности
Темы контрольных работ, докладов и рефератов:
Условия и факторы, определяющие цели, задачи, направления деятельности молодежных служб и центров в регионах.
Опыт деятельности региональных молодежных служб и центров
Молодежные службы и центры Ростовской области: содержание и особенности деятельности в условиях поликультурного региона
|
| 13-15
| 6
| Тема 5. Формирование стиля здоровой жизни подростков и молодежи
Темы контрольных работ, докладов и рефератов:
Здоровый образ жизни как социально-личностная проблема
Социально-психологические аспекты нарушений здорового образа жизни
Физическая культура и спорт. Основа здоровой жизни
Отклонения от здорового стиля жизни и их социально-личностные последствия
Ресурсное обеспечение программ здорового образа жизни как направление ГМП.
|
| 16-18
| 6
| Тема 6. Профилактика правонарушений, наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних и молодежи.
Темы контрольных работ, докладов и рефератов:
Состояние, диагностика правонарушений, наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде
Профилактика безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма несовершеннолетних
Взаимодействие государственных органов и общественных организаций в решении профилактических задач
Защита прав несовершеннолетних. Законодательная база
|
| МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДОВ.
Цель подготовки доклада.
Выполнение доклада способствует расширению понимания и лучшему усвоению вопросов курса, позволяет приобрести опыт самостоятельной работы со специальной литературой, дает возможность приобрести аналитические навыки при изучении теоретических вопросов дисциплины «Государственная молодежная политика в РФ».
Доклад должен состоять из следующих элементов:
титульный лист (см. приложение);
основная часть,
заключение,
список литературы;
Объем доклада – 5-8 страниц формата А4.
Оформление доклада должно соответствовать требованиям стандарта ГОСТ 2.105-99 «Общие требования к текстовым документам». Примером оформления текста может служить любая специальная литература, используемая в реферате.
Писать или печатать, необходимо на одной стороне листа, аккуратно и разборчиво. Все страницы должны иметь сквозную нумерацию, причем на титульном листе номер страницы не проставляется. Графики и диаграммы должны также иметь сквозную нумерацию, подрисуночная надпись для них должна располагаться ниже иллюстрации, а номер таблицы и её наименование – над табличным материалом.
После «Заключения», в котором проводятся собственные выводы по раскрытой теме, необходимо привести список фактически использованной литературы, на которую даны сноски. Список литературы должен оформляться с указанием автора, наименования источника, места издания, издательства, года издания, а также страниц источника, использованного в докладе.
ПРИМЕР: Иванов И.И. Социология молодежи. // Московский либертариум [Электронный ресурс]: Библиотека Либертариума. — http://www.libertarium.ru/libertarium/10623
Петров П.П. Государственная молодежная политика. Ростов-н/Д.: Феникс. 2012. С.29.
Выбор темы доклада. Общая тематика докладов приведена в данных методических рекомендациях. Темы соответствуют изучаемым темам курса и выполняются в привязке к ним, в сроки изучения данных тем по календарному плану. Выбор темы доклада согласовывается с преподавателем, который выступает в роли научного руководителя.
Выступление с докладом. Студент должен подготовить доклад к определенному преподавателем семинарскому занятию и уложиться в регламент времени, отведенный на выступление. Материал должен излагаться свободно, логично и последовательно в доступной форме с примерами и отступлениями. Завершить выступление необходимо выводами, на которые делается особый акцент. Студент должен быть готов ответить на вопросы, как преподавателя, так и сокурсников по теме выступления.
Доклад с оценкой «неуд.» должен выполняться повторно с учетом замечаний, сделанных преподавателем. По всем вопросам, касающимся изучения дисциплины «Государственная молодежная политика в РФ» и написания доклада, студенты могут получить консультацию на кафедре «Экономической теории», РГЭУ, ауд.332.
ПРИЛОЖЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОУВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ» Факультет ТОРГОВОГО ДЕЛА
Кафедра ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ДОКЛАД по дисциплине «Государственная молодежная политика в РФ» Тема: «__________________»
Выполнил(а) студент(ка) группы ………… ИОФ ______ подпись, дата Проверил: к.с.н., доцент А.В. Бедрик Ростов – на –Дону
2013 г. 1.3.Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе
№
| Наименование основных методов
| Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения
| 1.
| Использование информационных ресурсов и баз данных
| Применяется во всех темах изучаемой дисциплины для получения официальных данных федеральных и региональных органов статистики, законодательных и нормативных актов Российской Федерации, программных документов Правительства РФ,
| 2.
| Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий
| Применяется для упрочения теоретических знаний
| 3.
| Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ
| Применяются тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др., позволяющие активизировать творческий потенциал студентов. Они реализуются на базе научного кружка.
| 4.
| Применение инновационных идей в содержании курса
| Используются результаты диссертационных исследований аспирантов и их апробаций на практике.
| 5.
| Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук
| Применяется во всех темах изучаемой дисциплины, т.к. она сама является междисциплинарным синтезом, применяемым для анализа реалий российского общества.
| 6.
| Применение активных методов обучения, на основе опыта и др.
| Используются результаты научной работы преподавателя, опубликованные в монографиях, статьях и апробированные на научно-практических конференциях.
| 7.
| Использование методов, основанных на изучении практики (case studies)
| Во всех темах изучаемой дисциплины применяются различные методологические подходы для обработки результатов социологических исследований, статистических данных, в том числе методы и инструментальные технологии общенаучного исследования, экономико-статистических группировок, статистического анализа и прогнозирования. Каждый из частных методов используется адекватно его функциональным возможностям и разрешающим способностям для решения соответствующих познавательных этапных задач.
| 8.
| Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач
| Проектное задание: комплексная система обеспечения мероприятий ГМП в РФ
| 9.
| Другие
| -
| 1.4.Средства обучения
Информационно-методические
№
| Перечень литературы
| Нали-чие в библиотеке РГЭУ
|
| Основная литература.
|
| 1
| Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р – URL:: http://www.economy.gov.ru/
|
| 2
| Лубский А.В., Степанов О.В., Резванов А,А. Практика социальной работы с молодежью. Учебное пособие / Под общей ред. проф. Ю.А. Зубок. – Ростов-на-Дону, 2008.
|
| 3
| Нормативное правовое обеспечение молодежной политики в вузах России в 3 т./ сост. А.В. Пономарев, Е.В. Осипчукова. – М.: ООО «ВК», 2011.
|
| 4
| Правовые основы работы с молодежью: учебно-методическое пособие/ авторы-составители: А.А. Шульга, И.В. Кошман, И.И. Шульга и др. – Новосибирск: изд. НГПУ, 2007.
|
| 5
| Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью»/ М.И. Рожков. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2008.
|
| 6
| Сборник нормативных актов и методических материалов в сфере государственной молодежной политики в Ростовской области. Под общ. редакцией С.В. Чуева. – Ростов н/Д.: Альтаир, 2010.
|
| 7
| Социальная работа с молодежью: Учеб. пособие / Под ред. Н.Ф. Басова, 2-е изд., испр. М.: Издат.- торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
|
| 8
| Социология молодежи. Энциклопедический словарь/ Отв. ред. Ю.А.Зубок и В.И. Чупров. – М.: Academia, 2008.
|
| 9
| Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Распоряжение правительства РФ от 18.12.2006 № 1769-р. – URL:: http://www.admhmao.ru/socium/molod/Yprav/1760.htm
|
| 10
| Суртаев В.Я. Ценностные ориентации молодежи в социокультурном пространстве/ В.Я. Суртаев; С-Петерб.гос.ун-т культуры и искусств. – СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2010.
|
| 11
| Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» №98-ФЗ от 21.03.95
|
| 12
| Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»(1999) // Российская газета, 30.06.99
|
| 13
| Чальцева И.С. Основы социально-педагогической работы с молодежью Учебно-методическое пособие. Ростов н/Д, ООО «Сальвадор». 2010.
|
| 14
| Юзефавичус Т.А. Проблемы социальной работы с молодежью: учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / Т.А. Юзефавичус. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
|
| Дополнительная литература
| 1
| Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. – М.: Голос, 2001.
|
| 2
| Коряковцева О.А. Комплексная поддержка молодой семьи: учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью» / О.А. Коряковцева, М.И.Рожков. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2008.
|
| 3
| Луков Вал.А. Теории молодежи: Междисциплинарный аналих: науч. Монография. / Вал. А. Луков. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012.
|
| 4
| Материалы мониторинга // Официальный сайт Федерального агентства по делам молодежи -. URL:: http://fadm.gov.ru/agency/page.php
|
| 5
| Переверзев М.П., Калинина З.Н. Менеджмент в молодежной политике: Под. общ. редМ.П. Переверзева. – М.: ИНФРА- М., 2007.
|
| 6
| Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / В.М. Сафронова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
|
| 7
| Постановление Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ» (№ 5090-1 от 3.06.93). М. 1993
|
| 8
| Савельев В.А. Горячая молодежь России. Лидеры. Организации и движения. Тактика уличных битв. Контакты. – М.: ООО «Кванта», 2006.
|
| 9
| Социальная педагогика: учебник для бакалавров/ Под ред. В.И. Загвязинского, О.А. Селивановой. – М.: Издательство Юрайт, 2012.
|
| 10
| Социальная педагогика. Полный курс: учебник / Л.В. Мардахаев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.Издательство Юрайт, 2011.
|
| 11
| Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. – М.: Academia, 2009.
|
| 12
| Чупров В.И., Зубок Ю.А., Певцова Е.А. Права молодежи в России: состояние и проблемы реализации: Сравнительный социолого-правовой анализ – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007.
|
| |