ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(8-9 классы)
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одой из насущных потребностей человека, общества государства.
В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года отмечено: «в условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политики в области национальной безопасности».
Подготовка подрастающих россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Учебный курс «ОБЖ» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие ЦЕЛИ:
-безопасное поведение учащихся в ЧС природного, техногенного и социального характера;
-пониманием каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
-принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
-антиэкстремистское и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
-отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
-готовность способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных ЗАДАЧ, как:
-формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в ЧС природного, техногенного и социального характера;
-формирования индивидуальной системы здорового образа жизни;
-выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
(10-11 классы)
ЦЕЛИ:
-углублённое изучение тем в области безопасности жизнедеятельности, формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
-расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснения социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологи и практике;
-совершенствование военно-патриотического воспитания и повышение мотивации к военной службе в современных условиях.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных ЗАДАЧ, как:
-получение начальных знаний в области обороны и обучение по основам военной службы и по военно-учетным специальностям в объеме, необходимом для военной службы;
-распознавание и анализирование особенностей жизнедеятельности человека при его автономном пребывании в различных природных условиях;
-окончательное формирование модели своего поведения при возникновении различных ЧС;
-применение в реальных природных условиях различных способов ориентирования на местности;
-анализирование основных направлений в организации защиты населения РФ от ЧС;
-обоснование основного предназначения Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера;
-формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим наиболее пагубное влияние на здоровье;
-формирования убеждения в ключевой роли благополучной семьи в обеспечении здоровья личности и общества, а также в демографической безопасности государства.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8 КЛАСС
(1час в неделю, всего 35 часов)
Академический школьный учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»
под общей редакцией А.Т. Смирнова, издательство «Просвещение» 2011 год.
№ раздела,
главы, темы
| Наименование раздела, главы, темы
| Характеристика видов деятельности учащихся
| РАЗДЕЛ I.
| ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.
(11 часов)
| ГЛАВА 1.
| ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.
(3 часа)
| Тема 1.1
| Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.
(1час)
| Анализирует причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.
Запоминают права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту.
Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания, оказание помощи младшим, престарелым и тд.
Характеризуют основные мероприятия, проводимые МЧС России, по совершенствованию пожарной безопасности в стране.
Составляют планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дом, общественном месте (стадион, кинотеатр) и записывают их в дневник безопасности.
| Тема 1.2
| Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. (1час)
| Тема 1.3
| Права, обязанности и ответственность граждан в области личной пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах.
(1час)
| ГЛАВА 2.
| БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ.
(3 часа)
| Тема 2.1
| Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей.
(1час)
| Анализируют причины дорожно-транспортных происшествий.
Повторяют правила дорожного движения, запоминают дорожные знаки.
Запоминают правильные алгоритмы безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда.
| Тема 2.2
| Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.
(1час)
| Тема 2.3
| Велосипедист – водитель транспортного средства.
(1час)
| ГЛАВА 3.
| БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДОЕМАХ. (3 часа)
| Тема 3.1
| Безопасное поведение на водоемах в различных условиях.
(1час)
| Характеризуют состояние водоемов в различное время года.
Объясняют правила безопасного поведения на водоемах.
Сравнивают способы обеззараживания воды.
Объясняют правила безопасного поведения на воде.
Отрабатывают в паре правила само- и взаимо-помощи терпящим бедствие на воде.
| Тема 3.2
| Безопасный отдых на водоемах.
(1час)
| Тема 3.3
| Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
(1час)
| ГЛАВА 4.
| ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ. (2 часа)
| Тема 4.1
| Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.
(1час)
| Ищут в интернете информацию об экологической обстановке в местах своего проживания.
Анализируют состояние окружающей среды.
Запоминают приемы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
| Тема 4.2
| Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.
(1час)
| РАЗДЕЛ II.
| ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ. (12 часов)
| ГЛАВА 5.
| ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРАИ ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ. (9 часов)
| Тема 5.1
| Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
(1час)
| Характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распространения.
Различают чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией.
Составляют алгоритм своего поведения во время характерной чрезвычайной ситуации техногенного характера, возможной в регионе своего проживания.
Анализируют расположения потенциально опасных объектов в районе своего проживания и степень исходящей от них опасности.
Характеризуют основные мероприятия, проводимые в РФ, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях.
Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Отрабатывают в паре (в группе) правила безопасного поведения в условиях различных чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
| Тема 5.2
| Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия.
(1час)
| Тема 5.3
| Обеспечение радиационной безопасности населения.
(1час)
| Тема 5.4
| Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия.
(1час)
| Тема 5.5
| Обеспечение химической защиты населения.
(1час)
| Тема 5.6
| Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.
(1час)
| Тема 5.7
| Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.
(1час)
| Тема 5.8
| Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.
(1час)
| Тема 5.9
| Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.
(1час)
| ГЛАВА 6.
| ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА.
(3 часа)
| Тема 6.1
| Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
(1час)
| Объясняют порядок оповещения населения и организацию его эвакуации (в комплексе с другими мероприятиями) в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Характеризуют основные мероприятия, проводимые в стране, по инженерной защите населения (укрытие людей в защитных сооружениях гражданской обороны и др.).
| Тема 6.2
| Эвакуация населения.
(1час)
| Тема 6.3
| Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
(1час)
| РАЗДЕЛ III.
| ОСНОВЫ МЕДЕЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
(12 часов)
| ГЛАВА 7.
| ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
(8 часов)
| Тема 7.1
| Общее понятие о здоровье как основной ценности человека.
(1час)
| Характеризуют особенности индивидуального здоровья, его духовную, физическую и социальную составляющие.
Объясняют общие понятия о репродуктивном здоровье как общей составляющей здоровья человека и общества.
Обосновывают значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
Анализируют собственные поступки и их влияние на личное благополучие.
Формулируют правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики неинфекционных заболеваний и вредных привычек, записывают правила в дневник безопасности.
Формулируют кратко свое понимание здоровья человека и указывают критерии, по которым можно оценить его уровень.
По итогом изучения раздела «Основы здорового образа жизни» пишут реферат на одну из тем предложенных в учебнике.
| Тема 7.2
| Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.
(1час)
| Тема 7.3
| Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества.
(1час)
| Тема 7.4
| Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
(1час)
| Тема 7.5
| Здоровый образ жизни и профилактика основных инфекционных заболеваний.
(1час)
| Тема 7.6
| Вредные привычки и их влияние на здоровье.
(1час)
| Тема 7.7
| Профилактика вредных привычек.
(1час)
| Тема 7.8
| Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.
(1час)
| ГЛАВА 8.
| ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.
(4 часа)
| Тема 8.1
| Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение.
(1час)
| Анализируют возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи.
Отрабатывают в паре приемы оказания первой помощи при отравлениях АХОВ, при травмах, при утоплении.
По итогам изучения раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи» пишут реферат на одну из тем предложенных в учебнике.
| Тема 8.2
| Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно-химически опасными веществами (практическое занятие)
(1час)
| Тема 8.3
| Первая медицинская помощь при травмах (практическое занятие)
(1час)
| Тема 8.4
| Первая медицинская помощь при утоплении (практическое занятие)
(1час)
| |