«Слепой музыкант» математики





Скачать 82.63 Kb.
Название«Слепой музыкант» математики
Дата публикации01.07.2013
Размер82.63 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗЕНДИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Слепой музыкант» математики


Работу подготовили:

учащиеся 9 класса Мамедова Лейла,

Рогожкина Елена, Соколов Алексей

Руководитель: Соколова Ольга Евгеньевна


2010 г.

ПЛАН

  1. Введение

  2. Основная часть

  3. Заключение

  4. Список используемой литературы

  5. Приложение



Цель: собрать данные и обработать информацию о жизнедеятельности нашего земляка Владимира Ивановича Зубова

Основополагающий вопрос:

Чем знаменит наш земляк Владимир Иванович Зубов?

Задачи:

  • ознакомиться с основными этапами жизнедеятельности Владимира Ивановича Зубова;

  • расширить кругозор, повысить общую культуру;

  • способствовать развитию информационной культуры;

  • способствовать формированию коммуникативной культуры учащихся


Введение

«Что такое человек? В человеке есть два начала: разум и дух. Разум – достояние многих существ. Что такое дух? В Библии сказано: «Бог есть дух». Это неотъемлемая часть человеческого существа. На протяжении всей жизни, начиная с самого момента рождения, в каждом развивается, крепнет духовное начало. Естественно, лишь тот, кто целенаправленно стремится к усовершенствованию этой субстанции, становится истинным творцом, мыслителем. С годами тело человека стареет – разрушается тот храм, в котором находится дух. И тогда человека, всю жизнь работавшего над собою, духовное начало продолжается поддерживать. Так рождается чудо – вечная молодость. Но для того, чтобы оно произошло, человека в себе нужно развивать, а не кормить или одевать».

В.И. Зубов.

Кашира – один из самых древних небольших городов Подмосковья. Как любому древнему городу, Кашире присущи свои особенности. В городе сохранились старинные архитектурные памятники, древнерусская городская планировка. В настоящее время город обновляется: появляются современные предприятия, жилые постройки, восстанавливаются церкви.

Но главную гордость Каширы составляют, конечно же, ее люди – творческие, талантливые, трудолюбивые. Одним из таких людей является наш земляк Владимир Иванович Зубов, математик, поэт, мыслитель, член-корреспондент Российской Академии Наук.

Собирая материал об этом замечательном человеке, мы, однако, встретились с трудностями. К сожалению, сведения о нем достаточно скудны: мало информации в Интернете, совершенно отсутствует какая-либо публикация в районной печати. Мы побывали в городском краеведческом музее, в центральной районной библиотеке и по тем крупицам, что нам удалось собрать, написали свой доклад.

Основная часть

В нашем родном городе, в Кашире, родился доктор математических наук, член-корреспондент АН СССР (1981), лауреат Государственной премии СССР (1968), заслуженный деятель науки России (1988) Владимир Иванович Зубов (1930-2000).

- Вы знаете город Каширу, - спрашивал Владимир Иванович. – Знаете… Да-да, это в Московской области… Так вот, за Каширой, по Оке, в районе Серпухово, стоит знаменитый монастырь, создателем которого был наш прародитель Зубов, при пострижении названный Пафнутием. Этот монастырь, ранее известный как Боровский, теперь носит имя Святого Пафнутии – предка нынешних, наших Зубовых.

Вот что поведал о своей родословной сам Владимир Иванович Зубов: «Генеалогическое древо Зубовых чрезвычайно разветвленное, оно мощное и уходит своими корнями в глубокую старину. Не знаю, к какому колену я сам принадлежу. Во всяком случае, доподлинно известно, что предки Зубовых, мои пращуры, похоронены в Донском монастыре в их родовой усыпальнице».

Еще при Иване Грозном был боярин Афанасий Зубов. Его владения пролегали между Серпуховом и Каширой. Он был несметно богат. И разбойник он был отменный, разбойничал на рязанских дорогах. На переправе через Оку купцов, везущих в Москву товары, пропускал только за великую мзду – пошлину. Он так безобразничал, что пришлось ему предстать пред грозны очи самого Ивана Васильевича.

«… Родословная Зубова свидетельствует о том, что дворяне Зубовы Римской империи графы, происходят от древней благородной фамилии Амрагата, по крещении названного Захарием, который в 1237 году находился наместником в городе Владимире. Потомки его, Илья и Афанасий Зубовы, за оказанную храбрость от царя Михаила Федоровича жалованы были поместьями».

Так что Зубовы всегда были на виду. На протяжении веков верой и правдой служили России. Зубовы имели на Руси и поместья, и богатые дома. В Москве и сейчас есть дом Зубовых.

Володя Зубов родился в Кашире 14 апреля 1930 года. Дед его, в прошлом купец первой гильдии, предвидя коллективизацию, хотел спасти семью от разорения, сохранить хотя бы дом в Кашире. Не удалось. Дом отобрали. Хозяевам пришлось перебраться в подвальное помещение. Отец, Иван Алексеевич Зубов, по образованию инженер, был директором Второго Московского часового завода. И маленький Володя с матерью, Евдокией Михайловной, часто приезжал к отцу в Москву. Однако в основном жить и учиться пришлось в родной Кашире, в средней школе №1, тогда семилетке.

1944 год стал судьбоносным. Голодное военное детство. Мечты о подвигах и славе, обычные мальчишеские проделки. Дома у братьев Зубовых хранился целый арсенал. Много чего принесли они с поля боя под Зендиковым. Однажды в руках младшего из братьев, Володи, взорвался запал гранаты. И мир погрузился во тьму… Несколько роковых секунд решили судьбу четырнадцатилетнего паренька. Больница, операция. И вердикт врачей, прозвучавший приговором: «Полная потеря зрения!»

С тех пор мир Володи заполонили звуки, запахи. Солнце он ощущал лишь по теплу на щеке. Такая беда могла бы сломить и взрослого. Но паренек выстоял, проявив недюжинные мужество и стойкость.

Ученику 6 «Д» класса потребовалось немало сил и воли, чтобы привыкнуть к этому новому миру, научиться по-новому жить. Седьмой класс помогли закончить учителя и друзья-одноклассники, которых он всегда вспоминал с благодарностью. Он прекрасно закончил школу. А что делать? Выбор невелик. В стране в те времена было всего два специнтерната для слепых – в Сибири да в Ленинграде. Хотелось быть ближе к дому, к родным. В устройстве племянника помогла сестра отца Мария Алексеевна, работавшая техническим секретарем Московского Метростроя.

Так попал каширский юноша Володя Зубов в Ленинград. И вновь встал выбор: работать головой и учиться дальше или осваивать какое-либо мастерство. Благо, приметил смышленого парнишку учитель истории, которого поразила необыкновенная память Володи и умение рассказывать, способность четко и ясно излагать свои мысли. Дальнейшим этапом становления стала Ленинградская спецшкола – учреждение весьма серьезное, дававшее воспитанникам фундаментальные знания. Это была первая и, возможно, самая важная ступень в науку.

В 1949 году Владимир Зубов прошел первое испытание. Он принял участие в Ленинградской Олимпиаде, проводимой под руководством профессоров Г. М. Фихтенгольца и Д. К. Фадеева, во время которой решил все предложенные задания за двадцать мнут. Следует учесть, что все математические действия он производил в уме, в отличие от остальных, зрячих оппонентов. Как победителю Олимпиады Министерство образования РСФСР разрешило ему поступить в Ленинградский Государственный университет на общих основаниях. Так он стал студентом математико-механического факультета. Чем вызван такой выбор? Сам В. И. Зубов ответил так: «Каждый человек, собственно, математик. Ему свойственно умение наблюдать явления, обобщать, а это и есть математика».

В 1953 году Владимир с отличием, за четыре года, окончил факультет. Его оставили в аспирантуре, а научным руководителем стал выдающийся математик Н. П. Ерагин.

В двадцать пять лет Зубов защитил кандидатскую диссертацию, в тридцать – докторскую. В 1957 году он стал штатным сотрудником ракетного центра. Вместе с крупнейшими специалистами страны по ракетной динамике молодой ученый приступил к конструированию нового вида оружия. В 1958 году вышла первая книга В.И. Зубова – «Методы Ляпунова и их применение», сразу же переведенная и изданная за границей. Всего же перу Владимира Ивановича принадлежит двадцать восемь оригинальных монографий.

Владимир Иванович внес большой вклад в развитие теории дифференциальных уравнений, движения твердого тела, оптимального управления, электромагнитных полей.

Педагогический талант профессора Зубова был не менее ярок, чем научный. Его учениками защищено 28 докторских и 110 кандидатских диссертаций; им создан коллектив высококвалифицированных ученых и инженеров-исследователей, плодотворно работающий в различных областях прикладной математики. Наряду с чуткостью, доброжелательностью, оптимизмом, поразительной работоспособностью он обладал уникальной памятью: наизусть знал имена, телефоны и адреса всех сотрудников; слушая доклад, нередко первым среди присутствующих замечал ошибку или неточность, ибо мог держать в уме одновременно всю цепь рассуждений докладчика и производить при этом сложнейшие расчеты.

Удивительно, математик В.И Зубов был еще и поэтом! Мир Владимир Иванович ощущал не только «математически», но и глубоко поэтически, издав несколько сборников стихотворений:

Люблю Руси простор широкий

От юга до сверканья льда,

И близок мне Восток далекий,

И в сердце у меня мечта:

Вернуться к дальним поселеньям,

К лесам под небом расписным…

Как важно, чтобы у ученого были последователи, те, кто продолжит начатое дело и вступит на тернистый путь науки. Еще важнее, когда последователями становятся его потомки – дети, внуки…

Крупный ученый и семья…. Совместимо ли это? Совместимо. И этому яркий пример – большая и дружная семья профессора Зубова. Женился Владимир Иванович на втором курсе университета на своей сокурснице. Ныне его супруга Александра Федоровна – доктор технических наук, профессор. У них шестеро детей – четыре сына и две дочери, все математики, защитили кандидатские. В семье подрастают семнадцать внуков…

Примером правильной организации семейных отношений были для Владимира Ивановича его родители – Иван Алексеевич и Евдокия Михайловна.

- Светлые они были люди, И должно быть, обладали каким-то врожденным педагогическим чутьем. Нас было трое братьев. И были мы вольными птицами. И именно за это я больше всего благодарен родителям, ибо «праздность вольная – подруга размышленья!» Это сказал А.С. Пушкин. По такому принципу «свободы мысли» и «вольности» воспитывал он и своих детей, посвящая им все свободное время. И регулярно привозил на малую родину – в Каширу, где жил старший брат, Николай Иванович, со своей семьей, водил купаться на Оку, на прогулки в Козловку. Последний раз он посетил Каширу в 1995 году.

Заключение

«Ведь терпит лука тетива,

Зато стрела летит далеко.

Ведь терпит тень в лесу трава,

Зато и тянется высоко».

В.И. Зубов

В этих строках весь Владимир Иванович. Через тернии и колоссальный труд он шел к звездам, верша свою судьбу. Он не терял веры и крепости духа, а потому расступались перед ним горы, распахивались двери, открывались тайны бытия. Ибо «дорогу осилит идущий». Он живет в памяти своих близких, последователей, учеников. Он живет в памяти города Кашира и в памяти поколений.

Владимир Иванович Зубов погребен в Санкт-Петербургской Александро-Невской лавре. На похоронах один из коллег сказал о нём так: «Это-ученый XXI века, и нам еще предстоит осознать и развить его достижения». За скупыми фактами биографии – большая жизнь, которая была «сплошной борьбой», жизнь человека, одолевшего тяжелый недуг. И вопреки всему ему удалось сделать такой вклад в отечественную науку, благодаря которому В.И. Зубова по печальной российской традиции лишь после кончины начинают называть «великим»…

А где-то там, в космическом просторе, живет своей жизнью малая планета Солнечной системы (10022) Zubov, названная так в честь В.И. Зубова. Открыта планета 22 сентября 1979 года, среднее расстояние от Солнца – 354 млн. км, минимальное от Земли – 158 млн.км. Воистину, таков путь гениев: через тернии – к звездам.


Список используемой литературы:


  1. «Слепой музыкант» математики, Р.В. Гайворонская, Московский журнал №7, 2006

  2. Генерал духа, Т. Юшина, газета «Каширские известия», 24 мая 2003 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Слепой музыкант» математики iconУрок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
Урок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» в 8 классе с использованием структурно-логической схемы
«Слепой музыкант» математики iconКонспект лекций по дисциплине: Основы бухгалтерского учета
...
«Слепой музыкант» математики iconПрограмма курса «история и методология математики» для студентов...
Основные этапы развития математики: взгляды на периодизацию А. Н. Колмогорова и А. Д. Александрова. Формирование первичных математических...
«Слепой музыкант» математики iconПрограмма курса «история и методология прикладной математики»
Основные этапы развития математики: взгляды на периодизацию А. Н. Колмогорова и А. Д. Александрова. Формирование первичных математических...
«Слепой музыкант» математики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского; -«Песня о школе» Д. Б. Кабалевского, В. Викторова; -«Музыкант» Б
«Слепой музыкант» математики iconТема Роль математики в современном мире. Основные этапы становления математики
Целью изучения математики является повышение общего кругозора, культуры мышления, формирование научного мировоззрения
«Слепой музыкант» математики iconРичард Докинз Слепой часовщик
Калифорнийском университете в Беркли. С 1970 года он читал лекции по зоологии в Оксфордском университете и был членом совета Нового...
«Слепой музыкант» математики iconI. учебно-тематический план курса
Д. Рикардо, К. Марксу, А. Маршаллу, Дж. Кейнсу, М. Фридмену, Н. Кондратьеву и другим. Эти книги учат глубине анализа. Для теоретического...
«Слепой музыкант» математики iconРеферат на тему: «Языковой портрет личности»
Иван Ургант [1] – популярный ведущий на российском телевидении и радио, музыкант, певец, актер; обладатель трех премий тэфи
«Слепой музыкант» математики iconУрок-исследование. Тема: «Волшебник и великий музыкант»
Цели: Воздействие на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения, побуждение к творчеству на основе совокупного восприятия...
«Слепой музыкант» математики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Точность и объективность создания картины природы в произведениях В. Бианки «Музыкант», «Сова»
«Слепой музыкант» математики icon«Философские вопросы математики»
Цель дисциплины: формирование целостного системного представления о теоретических и методологических основаниях математики, анализ...
«Слепой музыкант» математики iconИтоговая государственная аттестация выпускников института математики...
Методические указания предназначены для сотрудников Института математики и студентов, обучающихся в Институте математики по всем...
«Слепой музыкант» математики iconРазработка урока музыки в 5-м классе. Тема: "Музыка главный герой сказки"
Образовательные- познакомить со сказкой «Музыкант-чародей», песней «Сказки гуляют по свету» муз. Е. Птичкина
«Слепой музыкант» математики iconПроекта
Леопольда Моцарта родился чудо-ребёнок, который в 6 лет мог играть как взрослый музыкант. Программа Вольфганга поражала своим разнообразием...
«Слепой музыкант» математики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. Д. Франк – отец, музыкант, педагог / сб ст к 100-летию Саратовской консерватории. – Саратов: Саратовская гос консерватория, 2012....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск