Урок-исследование. Тема: «Волшебник и великий музыкант»





Скачать 97.76 Kb.
НазваниеУрок-исследование. Тема: «Волшебник и великий музыкант»
Дата публикации28.02.2015
Размер97.76 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Муниципальное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов № 80 городского округа Тольятти.

Литературное чтение. Музыка.

Третий класс.
Интегрированный урок-исследование.

Тема: «Волшебник и великий музыкант»

(по рассказу К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

и музыке Э.Грига)

Учитель нач. классов: Гарифуллина И.С.

Учитель музыки: Ховятская С.В.
2012-2013 уч.г.

Класс: 3 Б класс
Сроки проведения: 14 апреля
Цели: Воздействие на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения, побуждение к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов,

осуществление комплексного подхода к уроку через межпредметные

связи (музыка, чтение, изобразительное искусство).
Задачи урока:

  1. Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умения понимать образные выражения, использованные в нём, представлять картину, нарисованную автором.

  2. Умение высказывать своё отношение к написанному автором. Использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли.

  3. Заучивание наизусть небольшого отрывка прозы с использованием соответствующей интонации тона, темпа, громкости речи и логического ударения.

  4. Развитие исполнительско-творческих навыков и умений.

  5. Воспитывать культуру речи, чуткость и видение прекрасного.


Оборудование:

- фортепиано;

- магнитофон;

- фонограммы с произведениями Э.Грига;

- рисунки детей;

- портреты К.Паустовского и Э.Грига;

- книги о К.Паустовском и Э.Григе;

- декорации к инсценировкам.


ХОД УРОКА:

(ученик играет на флейте «Песню Сольвейг»)

УМ (учитель музыки): Ребята, мы сегодня с вами вместе отправляемся на встречу с великими волшебниками, сказочниками в области литературы и музыки – Константином Паустовским и Эдвардом Григом

УНК (учитель начальных классов): А также мы проведём небольшое исследование, в котором выясним, являются ли события, описанные в рассказе К.Паустовского из жизни Э.Грига – а) реальными;

б) вымышленными;

г) или же, взяв отдельные факты из биогра-

фии Грига и соединив их воедино, К.Па-

устовский написал высокохудожествен-

ное произведение.
(звучит фрагмент лирической пьесы Э.Грига «Утро»)

Учитель на фоне музыки читает отрывок из рассказа К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
УНК: «Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелёными прядями до самой земли. Кроме того, в горных лесах живёт, как птица пересмешник, весёлое эхо. Оно только и ждёт, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы».

Вы, конечно же, догадались, из какого произведения этот отрывок.

(из произведения К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)
Природу какой страны описывает Паустовский?

(Норвегии)

Какими художественными средствами пользуется писатель, описывая природу родной для Грига Норвегии?

(писатель использует сравнение)

Константин Паустовский – настоящий мастер поэтических приёмов. Докажите это примерами. (проверка дом. задания)

«туман шуршит»

«ковры портьеры приглушают звук»

«рояль мог петь»

«чёрные и белые клавиши убегали»

«капли твердили»

«музыка уже не пела»

«эхо, как птица пересмешник»

Спасибо, ребята. Вы убедили нас в том, что Паустовский – действительно мастер слова.
УМ: А теперь музыкальный вопрос. Вы узнали пьесу, которая сопровождала текст?

(Пьеса «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига)

Правильно. Чтобы глубже понять, прочувствовать и проанализировать рассказ К.Паустовского, необходимо хорошо знать музыку Эдварда Грига и его жизнь.

Сегодня некоторые ребята подготовили небольшие сообщения о Григе.

В чём значение творчества Эдварда Грига?
У (ученик): Григ – великий норвежский композитор, дирижёр, пианист, основоположник норвежской музыки. Григ – первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры.

Благодаря Григу самобытное искусство, быт и нравы маленькой северной страны стали известны всему миру.

Путь к Григу, путь к его музыке проходит через природу, жизнь и историю его родной Норвегии.
УМ: Созвучна ли музыка Грига тексту рассказа?

(да, музыка созвучна)

Напоём мелодию пьесы «Утро» со словами:

Солнышко всходит и небо светлеет,

Природа проснулась, и утро пришло.

(дети поют)

Используя какие средства музыкальной выразительности Э.Григ помог нам лучше увидеть и почувствовать природу Норвегии, этой величественной и суровой страны?

(Мотив напоминает пастушеский наигрыш. На протяжении пьесы он неоднократно повторяется и варьируется у различных инструментов: струнных, и деревянных духовых. Мелодия неторопливая, спокойная, звучит нежно прозрачно в верхних и средних регистрах)
В какой песне Э.Грига также рассказывается о норвежской природе, о радости общения человека с ней?

( в «Лесной песне»)

Как мы будем её исполнять?

(нежно, певуче, спокойно, но достаточно активно)

Дети исполняют песню.
УНК: Молодцы! Наше впечатление о музыке Грига мы можем передать словами русского писателя А.М.Горького: «Слушая Грига, видишь чудесные картины северной природы: туманное утро, солнечные лужайки, фьорды и скалы, мирные пастбища, тихий ручей».
Давайте посмотрим рисунки, которые выполнили наши ребята к сегодняшнему уроку.

Кто из «художников» расскажет о своих мыслях и чувствах, возникающих под впечатлением прочитанного и услышанного о Норвегии?

(рассказы детей)

Вывод: действительно, Э.Григ и К.Паустовский являются волшебниками, т.к. заставляют нас думать, размышлять, передавать свои впечатления в рисунках.
УНК: Эдвард Григ и Константин Паустовский – великие мастера. Один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства любви к природе.

Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.

Как вы думаете, почему случай, связанный с маленькой девочкой описы –

вает Паустовский и почему в его рассказе Григ с такой любовью и вниманием относится к ребёнку? Свяжите с фактами из биографии, было ли в жизни Грига что-то подобное, что описывает К.Паустовский.
У: Обычно запоминается из биографии такое жизненное событие, которое вызвало потрясение, запало в душу.

Григ очень любил детей. У него была дочь Александра. Но прожила она совсем недолго, чуть больше года.

«Она была красивым, милым ребёнком, развитая и умная; она мгновенно замолкала, стоило Эдварду сесть за рояль. Особенно любила слушать Шума – на», - так писала в письме Нина, жена композитора о дочери. Больше в семье детей не было.
УМ: Через всю жизнь пронёс утрату Э.Григ в своём сердце. Любовь к дочери он перенёс на своих друзей – ребятишек.
У: Для занятий музыкой в последние годы жизни Григ построил небольшой домик у озера специально для творческой работы. Никто не смел мешать ему во время неё. Но, несмотря на запрет, к домику приходили дети, чтобы послушать музыку. Особенно часто приходила маленькая девочка Агга. Она боялась помешать Григу и вела себя очень тихо. Но однажды, устав сидеть, не двигаясь, она уснула. Григ увидел её. Проснувшись, Агга очень испугалась, но композитор успокоил её: «Если ты так любишь музыку, я позволю тебе приходить сюда, когда вздумается».

Агга действительно очень любила музыку. Через несколько лет она стала известной норвежской певицей. Её звали Агга Фрик.
УНК: Самым драматичным моментом в жизни Грига была смерть дочери. И, безусловно, в каждой девочке он видел свою дочь. Это, конечно, понимал и

К.Паустовский.

Сейчас ребята покажут нам сцену встречи Грига с девочкой. Но прежде, чем вы это увидите, я хочу задать вам вопрос: «Могла ли девочка, собирая в лесу шишки, петь песенку?

(Могла, потому что, когда на душе светло, радостно, хочется эти чувства выразить. И, находясь одна в лесу, она пела песенку)
ИНСЦЕНИРОВКА

(на фоне пьесы «В пещере горного короля)
УНК: Почему композитор обещал девочке сделать подарок только через несколько лет? Ответьте цитатой из книги.

(«Такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых»)
УМ: Григ никогда не писал музыку специально для детей, как Шуман или Чайковский, но в любом сборнике его фортепианных пьес обязательно найдутся пьесы, как будто нарочно написанные для детей. Многие пьесы Грига очень понятны и близки детям. Примером может послужить пьеса «Про маленькую девочку».

(Пьесу исполняет ученица на фортепиано)
Какое впечатление произвела на вас пьеса?
(Музыка сначала спокойная, затем она всё более и более становится драматичной. Можно предположить, что Григ писал эту пьесу думая о своей дочери)
УНК: Давайте вернёмся к произведению К.Паустовского. Ребята, ответьте с помощью цитаты, где Григ начал писать музыку для Дагни?
(«В Бергене всё было по-старому»)
Когда Григ начал писать?
(«Началась зима. Туман закутал город по горло. Заржавленные пароходы приходили из разных стран и дремали у деревянных пристаней, тихонечко посапывая паром»

«Вскоре пошёл снег. Григ видел из своего окна, как он косо летел, цепляясь за верхушки деревьев»)
Как долго писал он это произведение?
(«Григ писал музыку для Дагни Педерсен больше месяца. Он писал о глубочайшей прелести девичества и счастья»)
УМ: «Рояль мог петь обо всём». Почему так написано у Паустовского?
(Языком музыки можно передать человеческие чувства: радость, гнев, любовь.
Кто сказал, что Дагни похожа на первый аккорд увертюры?
(Её дядя Нильс)
УНК: Почему он так сказал? Вы маленькие, вас тоже можно назвать первым аккордом. У вас всё ещё впереди. А школа – ваша увертюра.

От того, как вы будете учиться, какие книги будете читать, какую музыку слушать, зависит дальнейшее развитие произведения, то есть ваша жизнь.
УМ: Давайте представим тёплый июнь, белые ночи, городской парк, концерт симфонической музыки под открытым небом…
ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА, СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.

(Э.Григ «Первый концерт для фортепиано с оркестром)

Почему именно Дагни захотел Григ посвятить свою музыку?
(Он почувствовал её чистую добрую душу, её музыкальность, любовь к природе)

УНК: Наша встреча подходит к концу. По вашим ответам мы поняли, что все вы хорошо потрудились, готовясь к этому уроку: читали книги о Паустовском и Григе, выписывали интересные факты из жизни этих замечательных людей, слушали и исполняли музыку, подготовили сообщения, участвовали в инсценировке.
УМ: К какому мнению вы пришли в процессе исследования: встреча Грига с девочкой является фактом из его биографии, вымыслом или образ девочки собирательный?
Вывод: Мы пришли к общему мнению, что, взяв отдельные факты из жизни Грига и соединив их воедино, Паустовский написал высокохудожественное произведение.
Почему музыка Грига вдохновляет писателей, поэтов на создание литературных произведений? На этот вопрос можно ответить словами Чайковского: «Григ сумел сразу и навсегда завоевать русские сердца. В его музыке есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик».
УНК: Русский поэт И.Северянин написал стихотворение «Григ».
Тяжёлой поступью проходят гномы.

Всё ближе. Здесь. Вот затихает топ

В причудливых узорах дальних троп

Лесов в горах, куда мечты влекомы,
Студёные в фиордах водоёмы.

Глядят цветы глазами антилоп.

Чьи слёзы капают ко мне на лоб?

Не знаю, чьи, но как они знакомы!
Прозрачно капли отбивают дробь,

В них серебристо-радостная скорбь,

А капли падают и замерзают.
Сверкает в ледяных сосульках звук.

Сосулька сверху падает на луг,

Меж пальцев пастуха певуче тает.
УМ: Григ действительно великий музыкант и волшебник. Он своей музыкой воздействует на наши чувства, вызывает эмоции, пробуждает воображение.
УНК: Людей искусства благодарят аплодисментами. Давайте поблагодарим К.Паустовского за прекрасный рассказ и Э.Грига за чудесную музыку!
АПЛОДИСМЕНТЫ
Подведение итогов: а) выставление оценок;

б) д/з – сочинение миниатюра «Мои мысли, когда я

слушаю музыку Эдварда Грига»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-исследование. Тема: «Волшебник и великий музыкант» iconИсследование в 5 классе, Басова Жанна Васильевна, учитель музыки мбоу «сош п. Искателей»
«Волшебник и музыкант» (урок-исследование в 5 классе), Басова Жанна Васильевна, учитель музыки мбоу «сош п. Искателей»
Урок-исследование. Тема: «Волшебник и великий музыкант» iconИсследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика
Конспект урока по русскому языку. Урок-исследование. Тема: "имя существительное. Исследование слова ветер". 4 класс
Урок-исследование. Тема: «Волшебник и великий музыкант» iconУрок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
Урок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» в 8 классе с использованием структурно-логической схемы
Урок-исследование. Тема: «Волшебник и великий музыкант» iconУрока: урок-исследование Необходимые технические средства
Тема: «Вывод, расчет и исследование математической модели контура r-c с использованием эвм»
Урок-исследование. Тема: «Волшебник и великий музыкант» iconУрок по музыке и опк, урок-исследование. Тема. Колокола на Руси. 1 урок на 40 мин. 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №12 муниципального образования Темрюкский...
Урок-исследование. Тема: «Волшебник и великий музыкант» iconТема: «Волшебник-ударение».
Цель: углубить знания учащихся о слогах, гласном звуке, как слогообразующем, роли ударения в словах
Урок-исследование. Тема: «Волшебник и великий музыкант» iconУрока: урок формирования новых знаний (урок-исследование) Задачи: образовательные
Тема урока: «Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные»
Урок-исследование. Тема: «Волшебник и великий музыкант» iconТема: Почва
Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе (умк «Перспективная начальная школа»)
Урок-исследование. Тема: «Волшебник и великий музыкант» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наряду с обычными уроками я провожу следующие формы уроков: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-обзор, урок-расследование,...
Урок-исследование. Тема: «Волшебник и великий музыкант» iconТехнологическая карта развития творческих способностей учащихся на уроке
Уроки когнитивного типа: урок-концепт, урок-наблюдение, эксперимент, исследование объектом, лабораторный урок, урок конструирование...
Урок-исследование. Тема: «Волшебник и великий музыкант» iconИсследование (Творческий моно проект). Тема урока: «Исследование...
Тема урока: «Исследование творчества Н. А. Некрасова. Отрывок из поэмы «Крестьянские дети»
Урок-исследование. Тема: «Волшебник и великий музыкант» iconУрок по теме: «Великий русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев и его учение о периодичности»
А презентация учителя к уроку «Великий русский учёный Д. И. Менделеев и его учение о периодичности»
Урок-исследование. Тема: «Волшебник и великий музыкант» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Точность и объективность создания картины природы в произведениях В. Бианки «Музыкант», «Сова»
Урок-исследование. Тема: «Волшебник и великий музыкант» iconУрок исследование Тема: Грибы. Съедобные и несъедобные
Дидактическая цель: знакомство с особой группой живых организмов, шляпочными грибами
Урок-исследование. Тема: «Волшебник и великий музыкант» iconКонспект Занятия в подготовительной группе Тема: «Удивительные места на Земле»
«Географическое положение Африки. История открытия и исследование материка». Урок №1
Урок-исследование. Тема: «Волшебник и великий музыкант» iconРазработка урока музыки в 5-м классе. Тема: "Музыка главный герой сказки"
Образовательные- познакомить со сказкой «Музыкант-чародей», песней «Сказки гуляют по свету» муз. Е. Птичкина


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск