Урок исследование Тема: Грибы. Съедобные и несъедобные





Скачать 78.41 Kb.
НазваниеУрок исследование Тема: Грибы. Съедобные и несъедобные
Дата публикации19.09.2014
Размер78.41 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Урок – исследование

Тема: Грибы. Съедобные и несъедобные

Дидактическая цель: знакомство с особой группой живых организмов, шляпочными грибами.

Педагогическая цель: развитие умения самостоятельно находить пути решения проблемы

Задачи:

-познакомить со шляпочными грибами;

- содействовать развитию умения задавать вопросы, сравнивать объекты, выдвигать гипотезу, делать выводы;

- способствовать овладению способом совместной деятельности в паре;

-создать условия для воспитания бережного отношения к природе.
Оборудование: мультимедийная презентация, рисунки, карточки.

Тип урока - открытия нового знания

Ход урока

  1. Эмоциональный настрой

Я – твой друг и ты – мой друг.

Сколько у меня друзей вокруг!

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся.


  1. Актуализация субъективного опыта.

Продолжить предложения:

Все, что нас окружает и не сделано руками человека называется … (природа).

Природа делится на … (живую и неживую).

Живая природа делится на …(растения и животные).

Растения – это … (часть живой природы, которая имеет корень, стебель, листья, цветы, плоды).

Животные – это … (часть живой природы, которая имеет голову, тело, конечности, перемещается).

По ходу работы на доске выстраивается схема:

Природа

живая неживая

растения животные


  1. Мотивация.

Сегодня мы продолжим изучать природу. А что именно, вы узнаете отгадав загадку:

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. (Гриб)

Сформулируйте тему нашего урока. (Слайд 1)

Как вы думаете, можем ли вы сейчас рассказать все о грибах? Где мы находимся на лесенке знаний? На какую ступеньку мы себя поставим? (На доске рисунок лесенки. Ученик помещает человечка на ступеньку.) Почему? А где бы вы хотели оказаться в конце урока? А что для этого необходимо?


  1. Основная часть урока.

Что бы вы хотели узнать о грибах? Составим план изучения грибов.

А с какого вопроса надо начать изучать грибы? (Что это?) К доске прикрепляется план изучения темы:

Что это

Строение гриба

Где встречается

Польза

Использование человеком

И так, ответьте мне на вопрос «Что же такое грибы?» (Предположения детей). Мы это можем точно утверждать, или мы только предполагаем? (Предполагаем). Начинаем предложение «Я думаю …»

Как нам определить, являются ли грибы растениями? (Учащиеся проводят «Линию сравнения». На доске рисунки гриба и растения. Учащиеся сравнивают растение и гриб по цвету, строению.)

И так, делаем вывод: грибы не относятся к растениям. Так, что же такое грибы? Может, грибы относятся к животным? (Ответы детей).

Какой мы делаем вывод. (Грибы – это не растения и не животные.)

Грибы – это особая группа живой природы. (Схема на доске дополняется.)

Природа

живая неживая
растения животные

грибы

Назовите отличительные признаки грибов. (Шляпка, ножка, растут в лесу) И все эти грибы называются шляпочные грибы. Как вы думаете, почему? У всех грибов есть … (шляпка)

Как вы сказали, у шляпочных грибов есть шляпка и ножка. (Обозначаем на доске части гриба)

Шляпка

d:\школа\уроки\чел. и мир\урок 11. съедобные и ядовитые грибы\гриб.jpg
споры
ножка

Эти части гриба, которые мы видим. Это называется плодовое тело или плод. А есть ли часть гриба, которую мы не видим? Какая это часть? Кто-нибудь знает, как она называется? Грибница – основная часть гриба. (Слайд 3)

Попробуйте более точно рассказать, что такое шляпочные грибы. (Шляпочные грибы – это часть живой природы, которая имеет шляпку, ножку, грибницу.)

Как вы думаете, случайно ли именно такое строение имеет гриб. Обоснуйте. Объясните значение грибницы для гриба, ножки, шляпки. (Грибница всасывает полезные вещества, полезные вещества поднимаются по ножке к шляпке.). (Слайд 4)

Под шляпкой находятся споры – семена. Семена попадают в землю, развивается грибница, затем вырастает плод – гриб.

На какие вопросы мы нашли ответы? (Отмечаем галочкой)

Попробуйте ответить на следующий вопрос.

Где можно встретить шляпочные грибы? (В лесу, парке, саду) Чаще всего они встречаются в лесу. Что нам может помочь в лесу найти грибы? Ответить на этот вопрос нам поможет физминутка. Вам надо дополнять ее подходящими словами.

Физминутка (под музыку)

Осень. Погода хорошая. Мы взяли корзинки и отправились в лес.

Шли, шли, к березе подошли

И (подберезовик) нашли.

Присели, срезали, дальше пошли.

Шли, к осине подошли и (подосиновик) нашли.

Присели, гриб срезали, дальше пошли.

К пеньку подошли и уйму (опят) нашли.

Присели, срезали, дальше пошли.

В бор зашли, (боровик) нашли.

Посмотрите, что-то вдали рыжее проглядывает.

Подошли, (рыжики) нашли.

А это, что за гриб красивый:

Красная шляпка в белую крапинку.

Присели, срезали и …

Полную корзинку собрали. Пора домой.

Почему мы не взяли мухомор? Какие еще грибы вы знаете, кроме тех, которые встретились в физминутке? (с опорой на рисунок.) Самый ядовитый гриб – бледная поганка.

На какие две группы можно разделить шляпочные грибы? (Ядовитые и съедобные). Схема на доске дополняется:

Природа

живая неживая
растения животные

грибы
съедобные ядовитые

Давайте еще раз расскажем, что такое грибы. (Шляпочные грибы – часть живой природы, которая имеет шляпку, ножку, грибницу. Шляпочные грибы делятся на съедобные и ядовитые.)

Вернемся к нашему вопросу, что в лесу поможет нам найти грибы, вспомните физминутку.

Как вы думаете, почему большинство шляпочных грибов растет под деревьями?

Грибы нужны деревьям. Что именно дают грибы дереву, нам расскажет Аня. (Заранее подготовленный ребенок говорит о том, что грибы помогают деревьям получать воду и минеральные соли. В одном из степных районов сажали лесные полосы. Но деревья росли плохо. Чего-то им не хватало. Ученые заметили, что в молодом лесу нет ни одного гриба! Из старого леса привезли почву с грибницей. Через некоторое время произошло чудо: деревья пошли в рост, стали набирать силу, лес словно ожил.)

Что заметили ученные в молодом лесу? Что они сделали? Какой результат получили?

Как вы думаете, кому еще нужны грибы? (Животным, человеку)

Работа в парах (учащиеся читают материал и рассказывают соседу по парте.) Назовите правила работы в паре.

1 вариант – использование грибов животными

Грибы охотно поедают многие животные: лоси, медведи, олени, белки, мыши. В конце лета белка начинает запасать грибы на зиму. Летом и осенью грибы склевывают тетерева, глухари, куропатки, сойки

Из домашних животных грибы охотно едят коровы, свиньи, кролики.

Грибы в качестве лекарства едят многие дикие и домашние животные. Лоси и коровы поедают мухоморы и вылечиваются от опухолей, любят его также лисы, сороки и другие птицы.

Огромное значение как лекарство имеет гриб, растущий на берёзе - чага. Лоси, белки, зайцы и другие животные грызут чагу, избавляясь таким образом от заболеваний лёгких, желудка и других.(Слайд 5)

2 вариант – использование грибов человеком?

Человек употребляет грибы в пищу. В грибах содержится большое количество минералов и витаминов. Витамины укрепляют кости, зубы. Улучшают зрение. Помогают организму не заболеть. Витамины помогают мышцам и сердцу хорошо работать. Кальций укрепляет зубы и кости. Белок помогает организму нормально расти и развиваться.

Человек использует грибы не только в пищу, но и в целебных целях. Многие грибы, даже мухоморы используются в изготовлении лекарств.

Как используют грибы животные? Человек?

Какой делаем вывод о пользе грибов? (Вывод: грибы нужны человеку, животным и деревьям).

(На доске схема)

Грибы
деревья животные люди

Грибы нужны всем, а какая выгода грибам от этого? (Дети читают со слайда. Деревья помогают грибам получать органические вещества, которые им очень нужны. Животные помогают грибам рассеивать семена-споры.) (Слайд 6.)

Какую пользу получает гриб от животных и деревьев? Какой мы делаем вывод: грибы нужны деревьям, животным, человеку. Но и деревья, животные нужны грибам. Все взаимосвязано.

Грибы
деревья животные люди

А человек? Что может дать грибам человек? (Чистый лес.) Еще человек должен соблюдать правила сбора грибов. Назовите правила сбора грибов. А сейчас прочитайте правила сбора грибов в учебнике и отметьте карандашом те, которые вы еще не называли.

Вспомните тему нашего урока. Мы с вами ответили на все вопросы, которые мы ставили перед собой в начале урока? Что вы сейчас можете сказать о шляпочных грибах?

Игра «Задай вопрос однокласснику» (Учащиеся задают вопрос, сами дополняют ответ. Учитель тоже может задать вопрос «Что такое грибы? Почему грибы нельзя отнести к растениям? Как называется основная часть гриба?»).


  1. Самооценка

Ребята, как выдумаете, поднялись ли мы по лестнице знаний? (Перемещают человечка на доске). Почему вы поместили себя не на самый верх лесенки?
Ребята, может у вас возникли еще вопросы по теме нашего урока?

У меня возник вопрос, почему эта группа живой природы не просто грибы, а они имеют еще одно название «шляпочные». (Предположение детей.)

Оказывается, существуют и другие виды грибов. Вы с ними встречались.

Например, молочный продукт, кефир, не возможно сделать без кефирного грибка. А кто из вас любит булочки? При изготовлении хлебобулочных изделий используют дрожжи, которые тоже являются грибком. (Слайд 7.)

Посмотрите на слайд, как вы думаете, что это? (Слайд 8. На слайде плесень под микроскопом.) Скажите, что бывает с продуктами, которые долго не употребляются в пищу? (Они портятся.) Как определить, что продукт испортился? (Запах, плесень) Плесень – это тоже гриб. На слайде плесень под микроскопом. Что такое микроскоп? Как вы думаете, плесень вредная или полезная? Та плесень, которая образуется на просроченных продуктах, во влажных помещениях вредная. Но есть и полезная плесень. Во время ВОВ на основе плесени было изготовлено лекарство пенициллин, который помог многим раненным солдатам выжить. А еще полезная плесень используется при изготовлении сыра с плесенью. (Слайд 9.)

А вам интересно посмотреть, как растет плесень? Посмотрите. (Видеофильм).


  1. Рефлексия учебной деятельности

Продолжите предложение

Теперь я знаю, что …

Теперь я знаю, как …

Я сегодня узнал, что…

Меня удивило то, что …


  1. Домашнее задание

Вырастить дома гриб. Какой гриб можно вырастить дома? (плесень). А на следующем уроке мы посмотрим ваши грибы под микроскопом.

Подготовить рассказ о любом шляпочном грибе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок исследование Тема: Грибы. Съедобные и несъедобные iconТема : Съедобные и несъедобные грибы
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский...
Урок исследование Тема: Грибы. Съедобные и несъедобные iconКонкурсные материалы тема: лесные опасности
Образовательные: определить, какие растения и животные могут быть опасными; закрепить понятия «Съедобные» и «несъедобные» грибы и...
Урок исследование Тема: Грибы. Съедобные и несъедобные icon«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами»
Образовательное учреждение – моу «Средняя общеобразовательная школа №1 р п. Татищево»
Урок исследование Тема: Грибы. Съедобные и несъедобные iconТема урока: «Грибы-«мусорщики». Правила сбора грибов, съедобные и несъедобные»
Мбоу «Камско-Устьинского татарская средняя общеобразовательная школа» Камско-Устьинского муниципального района рт
Урок исследование Тема: Грибы. Съедобные и несъедобные iconСъедобные и несъедобные грибы
Муниципальное специальное ( коррекционное ) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Урок исследование Тема: Грибы. Съедобные и несъедобные iconРеферат по дисциплине «Окружающий мир» на тему: «Съедобные и несъедобные грибы»
В тоже время ныне действующими гостами и техническими условиями допущено к заготовке 53 вида. А заготавливается итого меньше, так...
Урок исследование Тема: Грибы. Съедобные и несъедобные iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: выяснить, какие опасности могут подстерегать ребят в лесу; закрепить понятия «съедобные» и «несъедобные» грибы и ягоды; научить...
Урок исследование Тема: Грибы. Съедобные и несъедобные iconКонспект интегрированного занятия по обж «Грибы съедобные и несъедобные»,...
Воспитание правильной осанки; воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора,...
Урок исследование Тема: Грибы. Съедобные и несъедобные iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: учить различать съедобные и несъедобные (ядовитые) ягоды и грибы; познакомить с жалящими насекомыми и правилами безопасного...
Урок исследование Тема: Грибы. Съедобные и несъедобные iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Найди ошибку»; 6 корзин с грибами и 12 коробочек со словами: съедобные, несъедобные, плакат «Полянка» и 26 грибов, клей
Урок исследование Тема: Грибы. Съедобные и несъедобные iconТема: Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. 2 класс Цель
Мбоу «Камско-Устьинского татарская средняя общеобразовательная школа» Камско-Устьинского муниципального района рт
Урок исследование Тема: Грибы. Съедобные и несъедобные iconУрок по биологии в 6 классе Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи....
Оборудование: таблицы: «Шляпочные грибы», «Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Дрожжи», микроскопы, выращенные грибы, готовые микропрепараты...
Урок исследование Тема: Грибы. Съедобные и несъедобные iconВнеклассное мероприятие в 6 классе Биология Ролевая игра «Суд над грибами»
О грибах писал Плиней Старший (1 в н э.) впервые разделив их на съедобные и несъедобные. Греческий врач Диоскорид упоминал в своих...
Урок исследование Тема: Грибы. Съедобные и несъедобные iconИсследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика
Конспект урока по русскому языку. Урок-исследование. Тема: "имя существительное. Исследование слова ветер". 4 класс
Урок исследование Тема: Грибы. Съедобные и несъедобные iconУрока: урок-исследование Необходимые технические средства
Тема: «Вывод, расчет и исследование математической модели контура r-c с использованием эвм»
Урок исследование Тема: Грибы. Съедобные и несъедобные iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В лесах созрели ягоды и орехи. Продолжается и «тихая грибная охота». И главное, чтобы в корзинку попадали только съедобные грибы....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск