Скачать 116.24 Kb.
|
Тема урока: Съедобные и несъедобные грибы. Цели урока:
Задачи:
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,таблицы. Ход занятия
Окружающий нас мир интересно познавать! Его тайны и загадки мы готовы разгадать.
-А давайте вспомним, что такое природа? СЛАЙД 2 -А какая бывает природа? СЛАЙД 3 3. Встреча с лесом. Весной веселит, летом холодит, Осенью умирает, весной оживает. (Лес) Слайд 4 Что называют, словом лес? (Большую местность, занятую деревьями, кустарниками, травами, мхами, грибами.) Лес- это природное сообщество. Растения в нем располагаются ярусами. Их может быть несколько: 1-й ярус - высокие деревья, 2-й ярус - деревья пониже; 3-й ярус – кустарники (подлесок), 4-й – травы, 5-й – грибы и мхи. Слайд 5 Какие виды лесов вы знаете? (Лиственный, хвойный, смешанный) Здравствуй, лес, дремучий лес! Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи: Ты же видишь - мы свои! Лес пускает нас к себе в гости. - Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи). - А для нас, человека, какое значение имеет лес? (Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха). - Итак, мы отправляемся в лес на природу. 4.Изучение нового материала. 1. Я под шапкою цветной На ноге стою одной. У меня свои повадки: Я всегда играю в прятки. ( гриб) СЛАЙД 6 2.Тема нашего урока «Съедобные и несъедобные грибы». СЛАЙД 7 - Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес, в особое царство природы. Мы должны выяснить с вами где, когда и как надо собирать грибы, какие из них съедобные и несъедобные и что дальше делать, если отравился грибами. Будьте очень внимательны. -А что такое гриб? СЛАЙД 8 Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. - Существует даже целая наука, посвященная её изучению. Она называется “микология”. На доске: микология (“микос” – гриб, “логос” – наука). - Как можно перевести “микология” с латыни? (Наука о грибах). СЛАЙД 9 3. - Давайте вместе разберемся, как называются части гриба. СЛАЙД 10 Ребята, как мы назовем ту часть гриба, которая находится над землей? (Надземная часть). - Что составляет надземную часть? (Шляпка и ножка). Правильно. - В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, имеют название “плодовое тело”. - Другая часть гриба находится под землей. Какое название дадим ей? (Подземная часть). - А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину, корни). - Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей). - А на самом деле подземная часть называется “грибница (мицелий)” - Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая часть из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело, потому что только грибница способна вырастить плодовое тело, без нее не будет грибов). - А как гриб питается? (Грибница высасывает из почвы воду с растворенными в ней солями). - Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. - Есть ли дружба между растениями? (Многие грибы дружат с определенными видами деревьев. Эта дружба полезна грибам и деревьям. Корни их срастаются и питают друг друга.) ВЫВОД: Растения дружат друг с другом. Содружество растений и грибов. СЛАЙД 11 5.Роль грибов в природе СЛАЙД 12
- Посмотрите на тех животных, которые питаются грибами. Вывод: В природе лишних растений нет! Относитесь к ним бережно! 6.Физкультминутка. 7. Продолжение изучения материала. 1.- Отдохнули? Хорошо. Сели ребята. - Продолжим наше путешествие по лесу. - А знаете ли вы, что на нашей планете растет около 100 тысяч видов грибов. - Как вы думаете, где мы их можем встретить грибы? (Везде: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, на складах, на старых кострищах в лесу и даже в музеях, на деревьях). СЛАЙД 14 2.- Как понимаете народную поговорку: “Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут”? СЛАЙД 15 8. Съедобные и ядовитые грибы СЛАЙД 16 Сбор съедобных грибов в корзинку. СЛАЙД 17 - Отгадайте загадки о грибах, узнайте их на слайде и покажите номер, под которым этот гриб изображен.
- Как называются все эти грибы? - Можно ли срезать гриб, в съедобности которого вы не уверены? Ядовитые грибы СЛАЙД 18 Он в лесу стоял, Никто его не брал, В красной шапке модной Никуда не годный. (мухомор) Есть старуха вредная. На ней шляпка бледная, А нога в ботинке, На чулке – пестринки, Вокруг ворота – Пораспорото. Кто к ней прикоснется, Тот не проснется. (бледная поганка) СЛАЙДЫ 19 - 22 Грибы-двойники
Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб. Вывод: Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Нужно уметь их различать 9 .Красная книга СЛАЙД 23 - Рассмотрите эти грибы. Они занесены в Красную книгу России, а значит они, к сожаленью, редки. 9.- Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет). - Почему? (Среди них бывают ядовитые грибы, которыми человек может отравиться) – Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти. - А какой самый ядовитый гриб вы знаете? (Бледная поганка). Показ гриба “Бледная поганка”. СЛАЙД 24 - Берегись бледной поганки! В ней содержится самый сильный яд. Съеденный кусочек гриба сильнее укуса змеи. Узнать ее не трудно. Ножка у нее будто вылезает из горлышка широкого горшочка. Цвет шляпки белый, бледно-зеленый. В верхней части ножки, как у мухомора, есть пленчатое кольцо. - Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать. 10. Правила сбора грибов. - Ребята, а кто знает, что означает “тихая охота”? (Это собирание грибов. Так назвал Сергей Аксаков – писатель и знаток русской природы СЛАЙД 25 Правила сбора грибов. СЛАЙД 26
11. Первая помощь при отравлении грибами. - Итак, грибы бывают съедобные и несъедобные. Недостаточные знания людей приводят к тяжелым отравлениям, особенно маленьких детей. СЛАЙД 27
- Расскажу вам несколько случаев из жизни. Обратите внимание на правила 1 помощи при отравлении грибами. Случай 1. Маленькая девочка, гуляя на даче недалеко от домика, нашла мухомор и попробовала его. Спустя полчаса развилась рвота и расстройство кишечника. Возникло обильное слюнотечение. Развилось отравление. К счастью, родители быстро вызвали врача. Случай 2. 5-летняя девочка нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у нее началась рвота, тошнота. Девочку отвезли в больницу, где ей сделали промывание желудка и кишечника. Девочке стало лучше. Родители вопреки советам врача забрали ее домой, где состояние резко ухудшилось. Вскоре девочка умерла. Причина- отравление бледной поганкой. - Назовите признаки отравления грибами? - Что нужно предпринять при отравлении грибами? - Сверьте свои ответы с верными ответами. При отравлении грибами: СЛАЙД 28
Первая помощь при отравлениях грибами! СЛАЙД 291. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно вызвать “скорую помощь” по телефону …. “03”. 2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь: Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты. Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе. В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку. 3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории. – И вообще! (грозит пальцем) Детям до 10 лет есть грибы, не рекомендуется! Запомнили?! – Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники! - Как же поступить с теми грибами, которые могут навредить нашему здоровью? Провокация: – Не лучше ли их растоптать, посшибать палками, уничтожить? (Ответы детей). Вывод: Эти грибы нужны лесным обитателям, которые вылечивают себя от болезней. Заповедь должна быть одна – все живое имеет право на жизнь. Любуйся их красотой. 12. Подведение итогов урока. - Давайте подведем итоги. Вопросы: СЛАЙД 30 Грибы – это растения или животные? (Особое царство природы). Какая часть грибов является самой важной? (Грибница). Какие бывают грибы? ( Съедобные и ядовитые). Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка). Что нужно делать при отравлении грибами? (ответы детей). Можно ли палками и ногами сбивать ядовитые грибы? Почему? (Ими лечатся животные). Вывод: В природе лишних растений нет! 13. Итог - Посмотрите, как оказывается много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах! - Что узнали нового о грибах? - Как ответим на контрольный вопрос: Грибы – враги или друзья? СЛАЙД 31 Вывод: Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести вред нашему здоровью. - Наше путешествие в царство грибов подходит к концу. - Всем спасибо за хорошую работу! СЛАЙД 32 |
«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» Образовательное учреждение – моу «Средняя общеобразовательная школа №1 р п. Татищево» | Урок исследование Тема: Грибы. Съедобные и несъедобные Дидактическая цель: знакомство с особой группой живых организмов, шляпочными грибами | ||
Тема : Съедобные и несъедобные грибы Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский... | Конкурсные материалы тема: лесные опасности Образовательные: определить, какие растения и животные могут быть опасными; закрепить понятия «Съедобные» и «несъедобные» грибы и... | ||
Тема урока: «Грибы-«мусорщики». Правила сбора грибов, съедобные и несъедобные» Мбоу «Камско-Устьинского татарская средняя общеобразовательная школа» Камско-Устьинского муниципального района рт | Реферат по дисциплине «Окружающий мир» на тему: «Съедобные и несъедобные грибы» В тоже время ныне действующими гостами и техническими условиями допущено к заготовке 53 вида. А заготавливается итого меньше, так... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: выяснить, какие опасности могут подстерегать ребят в лесу; закрепить понятия «съедобные» и «несъедобные» грибы и ягоды; научить... | Конспект интегрированного занятия по обж «Грибы съедобные и несъедобные»,... Воспитание правильной осанки; воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: учить различать съедобные и несъедобные (ядовитые) ягоды и грибы; познакомить с жалящими насекомыми и правилами безопасного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Найди ошибку»; 6 корзин с грибами и 12 коробочек со словами: съедобные, несъедобные, плакат «Полянка» и 26 грибов, клей | ||
Внеклассное мероприятие в 6 классе Биология Ролевая игра «Суд над грибами» О грибах писал Плиней Старший (1 в н э.) впервые разделив их на съедобные и несъедобные. Греческий врач Диоскорид упоминал в своих... | Тема: Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. 2 класс Цель Мбоу «Камско-Устьинского татарская средняя общеобразовательная школа» Камско-Устьинского муниципального района рт | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В лесах созрели ягоды и орехи. Продолжается и «тихая грибная охота». И главное, чтобы в корзинку попадали только съедобные грибы.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: Познакомить с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов; формировать представление о роли грибов в жизни леса,... | ||
Урока биологии на тему: «Царство грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы» Умк: В. В. Пасечник Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения. – М.: Дрофа, 2011 | Урок по биологии в 6 классе Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи.... Оборудование: таблицы: «Шляпочные грибы», «Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Дрожжи», микроскопы, выращенные грибы, готовые микропрепараты... |