Урок по биологии в 6 классе Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа№5: “Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом”





Скачать 93.74 Kb.
НазваниеУрок по биологии в 6 классе Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа№5: “Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом”
Дата публикации23.09.2014
Размер93.74 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Митьковская СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Открытый урок по биологии в 6 классе
Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа№5:

“Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом”.

Учитель: Меженько Вера Владимировна.

Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа№5:

“Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом”.
Задачи:

а) изучить строение и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей;
б) развивать умение работать с учебной и дополнительной литерату-

рой; отрабатывать технику лабораторного опыта;
в) воспитывать санитарно – гигиеническую культуру;

Оборудование: таблицы: «Шляпочные грибы», «Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Дрожжи», микроскопы, выращенные грибы, готовые микропрепараты мукора, дрожжей, предметные и покровные стёкла, иглы, вода, компьютер.

План

I. Актуализация знаний.

Ответьте на вопросы:

  1. Почему грибы принято выделять в отдельное царство?

  2. Какие признаки грибов характерны и для представителей царства растений?

  3. Какие признаки грибов характерны и для представителей царства животных?

  4. Какие способы размножения встречаются у представителей царства грибов?

  5. Какие грибы называют шляпочными? Расскажите о строении шляпочного гриба. Что такое мицелий?  Какова функция плодового тела грибов?

  6. В чем состоит основное отличие трубчатых грибов от пластинчатых? Какие грибы относятся к трубчатым, а какие - к пластинчатым? 


Реши тест:


  1. По способу питания грибы похожи на животных, так как:

А) способны к фотосинтезу

Б) питаются готовыми органическими веществами

В) сами производят органические вещества

Г) поглощают пищу путем всасывания


  1. К трубчатым грибам относится:

А) сыроежка

Б) рыжик

В) опенок

Г) подберезовик


  1. К пластинчатым грибам относится:

А) белый

Б) масленок

В) волнушка

Г) подосиновик


  1. Симбиоз грибницы и корней дерева называется:

А) мицелий

Б) плодовое тело

В) микориза

Г) клубеньки


  1. Какой из перечисленных грибов является ядовитым?

А)Бледная поганка

Б) вешенка

В) трюфель

Г) груздь  

II. Изучение нового материала
1) Плесневые грибы скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека.

Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, плесень остается одной из загадок нашего мира, до конца не изучена и появляется каждый раз в новом качестве.

Поселяются они на растительных и животных останках, на живых организмах, на продуктах питания, на металлических и резиновых изделиях и даже на штукатурке в квартире. Человек сталкивается с представителями царства грибов гораздо чаще, чем принято думать. Всходит ли тесто на дрожжах, появляются ли на хлебе пятна плесени, идем ли мы за грибами в лес, отхлебываем ли прохладные квас, получаем ли укол антибиотиков или даже чувствуем зуд после укуса комара – нигде не обошлось без встречи с грибами или прямыми результатами их деятельности

 

2)Лабораторная работа№5:

“Рассматривание мукора под микроскопом”.


У вас на столах находится Мукор. 
Давайте рассмотрим готовый микропрепарат мукора под микроскопом. Но прежде чем приступить к работе повторим правила работы с микроскопом.

(Фронтальный опрос. Работа с микроскопами: настройка микроскопов, рассматривание микропрепарата, перевод микроскопов в нерабочее положение

Отчет о лабораторной работе: выполнить № 33 В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ.

подписать название основных частей гриба мукора.
3)Личная значимость изучаемого для школьников:. -Какой самый ценный гриб – это боровик, трюфель, а может пеницилл? 

4).Прочитайте статью «Гриб пеницилл» на с.42.

1.Найдите черты сходства и различие в строении и функциях мукора и пеницилла.
5).Выполните рисунок пеницилла в тетрадь
6).Просмотр фильма «Плесневые грибы

7)Учитель: Пенициллин широко применяется в медицине. 

- Какова история его получения.

(Сообщения учащихся)


  1. В 70-х годах прошлого столетия зашел между учеными спор: правда или нет, будто из зеленой плесени развиваются не видимые простым глазом микробы, которые несут человеку болезни. 


  2. Доктор Манассеин решил проверить, так ли это. Кончиком стального прокаленного пера он сеял споры гриба в пробирку с питательной жидкостью. Там вырастал зеленый пушок, но микробов в соседстве с грибом микроскоп не обнаруживал.


  3. В те же годы работал в Петербурге доктор Алексей Герасимович Полотебнов. К нему в клинику поступил больной с незаживающими язвами на руке. Во время перевязки Полотебнов приложил к язвам кусочки материи, пропитанные смесью, невиданной еще в медицине. Странная была эта смесь! Кусочки грибницы да зеленая пыль плесени.


Ее Полотебнов смел рисовальной кисточкой с позеленевшей апельсиновой корки и растер в чашечке с миндальным маслом. Но именно эта смесь помогла больному. Через два дня незаживающие язвы зажили. Но Полотебнов не мог объяснить, почему зеленая плесень излечивает больных. Тогда наука еще не в силах была дать на это ответ.




  1. Ответ был найден позже, уже после смерти Полотебнова, когда знаменитый ученый Илья Ильич Мечников открыл “закон борьбы” между микробами. Он первый сказал, что борьбой, которая происходит в природе между микробами, может воспользоваться и человек. Те микробы, которые убивают болезнетворных микробов, могут стать помощниками человека. Микробы против микробов! Закон, открытый Мечниковым, стали применять в своих работах ученые всего мира.


  2. Долго работали ученые над тем, чтобы превратить пенициллин в лекарство. Им удалось сделать это1941 году. Была война. На нашу Родину напали фашисты. Нам нужно было много пенициллина – чудесного лекарства, которое спасало жизнь раненым. И советские ученые-ботаники в короткое время решили эту задачу.


  3. В одном из московских бомбоубежищ были расставлены чашечки с картофелем, смоченным слабым раствором медного купороса. Это были приманки для плесневых грибов. Как только в чашечки вырастал зеленый пушок, его доставляли в лабораторию профессора Ермалаевой на испытание. Здесь шла работа до глубокой ночи. Ученые забывали об усталости при мысли о том, что они борются за спасение жизни бойцов. Первым больным, исцеленным советским пенициллином, был красноармеец, раненный в грудь осколком снаряда. Однако рана не заживала. Микроб стафилококк продолжал разрушать кровь. Раненого привезли с фронта в московский госпиталь без сознания. Но когда в зараженную кровь был введен пенициллин, кровь постепенно очистилась от гноя. Рана зажила, больной стал чувствовать себя намного лучше и вскоре был выписан из клиники. Уже впервые два месяца лечения пенициллином раненных в московском госпитале удалось вернуть здоровье 1227 больным. Это была новая победа советской медицины, которая в дни войны приближала День Победы над злым Врагом – фашизмом.


  4. Пенициллин не только убивает стафилококка, вызывающего у человека заражение крови. Пенициллин побеждает микробов – возбудителей дифтерии, менингита, воспаления легких, сибирской язвы и других болезней. И в то время этот препарат безвреден для человека. Сейчас он широко используется в медицинской практике, для инъекций.


8)-Как вы думаете, где можно встретиться с дрожжами? (Дети приводят примеры где можно встретиться с дрожжами)

Дрожжи были открыты случайно Много тысяч лет назад обратили внимание на виноградный сок, который оказался в тепле. В нем всплывали пузырьки, а на дно опускались белые хлопья. И только в 1680 году, после изобретения микроскопа, удалось рассмотреть организмы, но только в девятнадцатом веке ученые поняли, что дрожжи – это грибы. Грибы особенные не имеющие грибниц. Сейчас человеку известны пивные, пекарские и медицинские дрожжи.
Дрожжи- микроскопические мелкие грибы с давних пор применяемые человеком
Дрожжей известно около 500 видов.
9)Опираясь на жизненный опыт, скажите, как можно вырастить дрожжи?


Лабораторная работа№5:

“Рассматривание дрожжей под микроскопом”.
Выполните рисунок дрожжей в тетрадь

9). Роль плесневых грибов и дрожжей в природе в природе

1.Плесневые грибы и дрожжи приносят пользу.
В странах Азии гриб мукор применяется для изготовления соевого сыра, башкирский национальный продукт – “kорот”.

Плесневые грибы обитают в почве. Разрушая остатки растений и животных, грибы участвуют в образовании плодородного слоя Земли и круговороте веществ, минерализуют органические вещества.

 Пенициллин широко применяется в медицине.

 В тесте дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ. Пузырьки углекислого газа, которые появляются в тесте делают его легким и пористым.

Для этого опару нужно ставить в теплое место. Через 2 часа опара поднимается. 

 В последние годы широкого развития достигла биотехнология – отрасль, в которой используются микроорганизмы для получения важных продуктов ( вина, пива, лекарств, витаминов, кормов для животных) Во-первых, кормовой белок (1 млн. тонн в год) 1 тонна кормового белка экономит 5-8 т. зерна.


2.Плесневые грибы и дрожжи приносят вред


 Часто пеницил и мукор вырастает на кормах, пищевых продуктах, вызывая их порчу – плесневение Тепловая обработка никак на эти токсины не влияет. Поэтому заплесневевшие продукты (будь то варенье, хлеб, овощи, фрукты или орехи) нужно сразу же выбрасыва


 Часто дрожжи вызывают порчу продуктов (брожение) сахара превращаются в углекислый газ и спирт.

10)Показ слайдов « В царстве плесневых грибов
III Закрепление изученного материала

1.Реши тест.

  1. Белый пушистый налет на хлебе- то гриб …..

А) пеницилл

Б) трутовик

В) мукор

Г) фитофтора


  1. Гриб - кистевик, из которого вырабатывают лекарство:

А) пеницилл

Б) трутовик

В) головня

Г) фитофтора


  1. Микроскопические грибы, издавна применяемые человеком:

А) дрожжи

Б) трутовик

В) мукор

Г) фитофтора


  1. Гриб – паразит, поражающий картофель и томаты:

А) спорынья

Б) трутовик

В) головня

Г) фитофтора


  1. Споры какого грибы, попав с мукой в пищу, могут вызвать отравления:

А) спорынья

Б) трутовик

В) головня

Г) фитофтора
2.Давай проверим, все ли ты хорошо понял? ( Заполнить таблицу)





Вопросы для сравнения

Шляпочные

грибы

Плесневые грибы

Дрожжи

1

Среда обитания










2

Строение











3

Способ питания











IVЗаключительный этап урока
1.Рефлексия
2. Домашнее задание: Прочитать материал параграфа 9.

Ответить на вопросы 1-4 на странице 44.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по биологии в 6 классе Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа№5: “Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом” iconБиология 7 класс
Отдел Настоящие Грибы. Лабораторная работа №1 «Строение плесневого гриба мукора». Лабораторная работа №2 «Строение дрожжей»
Урок по биологии в 6 классе Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа№5: “Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом” icon“Плесневые грибы и дрожжи”
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения биологии
Урок по биологии в 6 классе Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа№5: “Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом” iconТемы/урока
Ткани и органы. Лабораторная работа № «Просмотр под микроскопом различных тканей организма»
Урок по биологии в 6 классе Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа№5: “Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом” iconТема «Плесневые грибы» Цель урока
А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая: История Древнего мира, Просвещение, 2008г
Урок по биологии в 6 классе Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа№5: “Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом” iconЛабораторная работа № Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука и его рассматривание под
Оборудование: микроскоп, покровное и предметное стекла, пипетка, стакан с водой, фильтровальная бумага, стакан со слабым раствором...
Урок по биологии в 6 классе Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа№5: “Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом” iconКонспект урока (9 класс) Тип урока
Тема урока: “Изучение строения растительной, грибной, бактериальной и животной клеток под микроскопом”
Урок по биологии в 6 классе Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа№5: “Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом” iconУроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности»
Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе)
Урок по биологии в 6 классе Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа№5: “Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом” iconУрока биологии на тему: «Царство грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы»
Умк: В. В. Пасечник Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения. – М.: Дрофа, 2011
Урок по биологии в 6 классе Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа№5: “Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом” iconУрок в 6 классе. Тема: «Грибы- паразиты»
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский...
Урок по биологии в 6 классе Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа№5: “Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом” iconТема урока: В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы»
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский...
Урок по биологии в 6 классе Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа№5: “Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом” iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настраивать микроскоп, готовить его к работе, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить нужные части клетки...
Урок по биологии в 6 классе Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа№5: “Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом” iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настраивать микроскоп, готовить его к работе, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить нужные части клетки...
Урок по биологии в 6 классе Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа№5: “Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом” iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии, химии моу «Нижнекулойская...
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации»
Урок по биологии в 6 классе Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа№5: “Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом” iconУрока биологии в 7 классе Конспект открытого урока по теме «Жгутиконосцы, инфузории»
В. М. Константинов, В. С. Кучменко, И. Н. Пономарева. Рекомендуется для учителей. На уроке углубляются знания по простейшим организмам,...
Урок по биологии в 6 классе Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа№5: “Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом” iconМетодическая разработка урока по биологии. Тема урока: "Строение и работа сердца"
Тип урока: урок усвоения новых знаний методом проблемного изложения нового материала
Урок по биологии в 6 классе Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа№5: “Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом” iconУрок по биологии в 7 классе по теме «Царство грибы»
Мбоу «Верхнелиповская оо школа» Фроловского муниципального района Волгоградской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск