Программа по музыке «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки рф, 2011 г.





НазваниеПрограмма по музыке «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки рф, 2011 г.
страница1/4
Дата публикации21.06.2014
Размер0.73 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

г.о.Шуя Ивановской области

«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО развивающего цикла

Руководитель МО________Костина Н. В.

«__23_» августа 2013г.

«СОГЛАСОВАНО»

заместитель директора по ВР______________

Хренова А. Ю.

«_26__августа______2013г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы________________

Задворочнова Е.Я.

«__30__»_августа_____2013

Приказ №84/01-10

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«Музыка»

5 класс






Составитель:

Костина Наталья Вячеславовна, учитель музыки



Пояснительная записка

Данная рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-7 класса составлена на основе Государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования по искусству, примерными программами общего образования по музыке и важнейшими положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского.

Программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся

Цель общего музыкального образования и воспитания – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры – наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  1. Закон РФ «ОБ образовании»;

  2. Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р«О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"»;

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12. 2010 г.№ 1897;

  4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М.,Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России М., «Просвещение» 2009;

  5. Программа по музыке «Музыка. 5-7 классы» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки РФ, 2011 г.

  6. Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Музыка 5 – 7 классы;

  7. Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования утвержденный приказом от 19 декабря 2012 г. № 1067,;

  8. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);

  9. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);

  10. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СОШ №7 г.о. Шуя Ивановской области.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно - образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

Приоритетные задачи и направления программы:

  • приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену; осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушание музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением ИКТ)

Методологическим основанием данной программы служат научные исследования отечественных ученых и педагогов-музыкантов - Д.Б. Кабалевского, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Б.В.Асафьева, Н.Л.Гродзенской, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, Г.М.Цыпина, В.Н.Шацкой, Б.Л.Яворского.

Основные методологические принципы программы:

  • принцип деятельности, который заключается в том, что ученик в процессе обучения является активным субъектом учебно-познавательной, учебно-практической, творческой деятельности деятельности;

  • принцип увлеченности, согласно которому в основе уроков музыки лежит эмоциональное восприятие музыки, что предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно – образного музицирования;

  • принцип триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя, который ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой;

  • принцип тождества, контраста, сходства и различия, который реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка;

  • принцип интонационности, который регулирует процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным;

  • принцип диалога культур, который предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других народностей, на ее основе сопоставление и выявление общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур.


Все принципы в целом ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.

Место учебного предмета в учебном плане

Данная рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане МОУ СОШ №7 г.о.Шуя Ивановской области. Предмет «Музыка» изучается в 5-7- классах в объёме 105 часов (по 35 часов в каждом классе).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Предмет «Музыка» предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.

Результаты освоения программы «Музыка» в 5-7 классах

Изучение искусства и организация учебной художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и творческое самовыражение осуществляется познание и самопознание.

Личностные результаты занятий по предмету «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • целостный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;

  • уважительное отношение к истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми, чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им.

  • компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно- полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в рамках возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Учащиеся научатся:

  • высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности;

  • использовать различные формы сольного и коллективного музицирования (пение, пластическое интонирование, импровизация, игра на музыкальных инструментах;

  • решать творческие задачи, участвовать в исследовательских проектах, художественных событиях образовательного учреждения;

  • проявлять творческую инициативу в художественно-творческой деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы(музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).


Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить коррективы для достижения запланированных результатов;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять роли и функции участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Учащиеся научатся:

  • наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их; выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино и др.); раскрывать образный строй художественных произведений; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства;

  • передавать свои впечатления в устной и письменной форме; развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

  • заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр., посещении концертов, театров и др.;

  • учащиеся получат представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения ( театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной, художественной жизни в отечественной и зарубежной культуре.


Предметные результаты:

  • сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

  • сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни человека и общества, в развитии мировой культуры;

  • развитие общих музыкальных способностей школьников(музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ.

Учащиеся научатся:

  • понимать роль музыки в жизни человека; образное содержание музыкальных произведений, особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, современная, религиозной традиции;

  • эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной его идее, средствах и формах ее воплощения;

  • понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства; получать представление о средствах музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития музыкальных образов; анализировать различные трактовки одного и того же музыкального произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; участвовать в концертных исполнениях данных произведений сольно, в составе вокального ансамбля класса;

  • различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать по слуху наиболее значимые их произведения и интерпретации; приводить примеры их произведений;

  • ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи.


Образовательные технологии, реализуемые в рамках предмета «Музыка».
Метод творческого проекта - один из ведущих средств реализации личностно-ориентированного и деятельностного подхода в образовании, который обеспечивает продуктивное усвоение знаний, формирование интеллектуальных умений, практических навыков. Проектная деятельность позволяет включать в содержание образования широкий спектр проблем практической значимости, формировать метапредметные умения и навыки, устанавливать причинно-следственные связи, в соответствии с поставленной проблемой.

Темы творческих проектов по музыке:

  • Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве.

  • Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе.

  • Народная музыка: истоки, направления, сюжеты, образы, известные исполнители и исполнительские коллективы.

  • Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего.

  • Музыка в храмовом синтезе искусств: от прошлого к будущему.

  • Музыка серьезная и легкая: проблемы, суждения, мнения.

  • Авторская песня. Любимые барды.

  • Что такое современность в музыке?

  • Почему звучат музыкальные инструменты?

  • Знакомьтесь, балет!

  • Какие бывают марши.

  • Экскурсия в мир оперы.

  • Жизнь музыкальных инструментов (клавишные, духовые, струнные, смычковые и т.д.)

  • Музыкальные краски.

  • Музыкальная азбука.

  • Ритм, темп в музыке и в других видах искусства.

  • Музыкальный язык: средства музыкальной выразительности.

  • Музыкальный язык: форма музыкального произведения.

  • Музыкальная азбука.

  • Инструменты симфонического оркестра.

  • Инструменты народного оркестра.

  • Музыкальные стили и направления.

  • Фольклорная и этническая музыка.

  • Музыкальные инструменты разных стран и народов.

  • Свет и музыка.

Интерактивные технологии направлены на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, развитие их творческой инициативы, самостоятельности, критического мышления, повышения уровня мотивации. Интерактивные технологии нацеливают учителя на изучение явлений культуры и искусства как части художественной картины мира. Среди особенностей интерактивных технологий выделим проблемность, диалоговый характер, взаимообучение, индивидуализация, исследовательский характер, эмоциональное воздействие. «Суть художественного восприятия- диалог между композитором и слушателем… Одним из главных результатов общения с искусством является переход человека к новому внутреннему состоянию. Сопереживая художнику, участвуя в его творческих поисках и достижениях, мы формируем и обогащаем свой духовный мир, развиваем в себе личность. Проживая за короткое время жизнь героев, мы усваиваем опыт человечества». (Горюнова Л.В. Говорить языком самого предмета. – М., 1989).

Методы жанрово-стилевого и интонационно образного анализа произведений искусства:

  • метод пластического интонирования,

  • метод инструментального и вокального музицирования,

  • метод моделирования ролевой ситуации («Если бы я был композитором…», «Если бы я был дирижером…», «Если бы я был художником, скульптором, архитектором…»),

  • прием разрушения образа (изменение средств художественной выразительности, предложенных автором, влекущие за собой изменение образа),

  • метод создания художественной композиции,

  • метод выявления жанровой принадлежности произведения искусства,

  • метод использования ассоциаций (подбор сходных художественных образов из смежных видов искусств),

  • проблемный метод ( «Вопрос- клеточка любой методики» Ш.А.Амонашвили).

Цифровые образовательные технологии включают в себя комплекс средств и методов обучения, в которые входят:

  • видеоряд: фрагменты из опер, мюзиклов, балетов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве выдающихся художников, композиторов и др., памятниках культуры и искусства;

  • синтезированный зрительный ряд: портреты художников, композиторов, музыкантов (в том числе документальные фотографии); репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, иконопись и др.); видовые художественные фотографии и др.;

  • звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен;

  • дикторский текст, комментирующий различные явления культуры;

  • литературный ряд: доступные и емкие выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия произведений музыкального и изобразительного искусства; отрывки стихотворений, прозы; словарь ключевых терминов и понятий; цитаты из писем, воспоминаний, высказываний художников, композиторов, музыкантов и др.;

  • творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, выполняющие функцию контроля за успешностью усвоения материала и духовно- эстетическим развитием школьников.


Содержание учебного предмета «Музыка» 5-7 классы
Основу программы составляет отечественное и зарубежное высокохудожественное музыкальное наследие, современная музыка различных стилей и жанров, духовная (церковная) музыка. В процессе обучения у школьников расширяются представления о музыкальном творчестве отечественных композиторов (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин). Учащиеся осваивают стилистику и музыкальный язык М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, И. Ф. Стравинского, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, А. Г. Шнитке, С. А. Губайдиллиной и др.; творчество композиторов-песенников И. О. Дунаевского, А. В. Александрова, А. Н. Пахмутовой и артистов эстрады (Л. Утесов); многообразие современной музыкальной жизни (авторская песня, электронная музыка и др.).

Школьники знакомятся с искусством интерпретации на примере выдающихся российских исполнителей (Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, С. Т. Рихтер, Д. Ф. Ойстрах, Е. В. Мравинский, А. В. Свешников и др.) и музыкальных исполнительских коллективов (Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого, Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н. П. Осипова, Государственный академический симфонический оркестр России им. Е. Ф. Светланова, Государственный академический камерный оркестр России, Государственный духовой оркестр России, Биг-бэнд имени О. Лундстрема). Ученики получают общее представление о важнейших центрах российской музыкальной культуры и музыкального образования (Московский международный Дом музыки, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова), российских театрах оперы и балета (Большой театр, Мариинский театр).

Ученики продолжают освоение музыки зарубежных композиторов (И.-С. Бах, В.-А. Моцарт, Л. Ванн Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э.Григ), знакомятся с художественно-образным содержанием творчества Ф. Листа, Ф. Шуберта, Ж. Бизе, Дж. Верди, Дж. Россини, К. Дебюсси, М. Равеля, К. Орфа, А. Шёнберга и др., получают обобщенное представление о джазовом стиле ((джаз, спиричуэл, блюз, симфоджаз), его исполнителях и создателях (Л. Армстронг, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Дж. Гершвин). В ходе обучения школьники накапливают знания о выдающихся зарубежных исполнителях (Э. Карузо, М. Каллас, Э. Горовиц, И. Менухин, А. Тосканини и др.), всемирно известных театрах (Ла Скала (Италия, Милан), Гранд-опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон) и др.), разнообразии современной популярной музыки (мюзикл, рок-музыка и ее различные направления, диско-музыка и др.).

Школьники учатся понимать народное поэтическое, песенное и инструментальное музыкальное творчество как часть духовной культуры народа, воспринимать интонационное многообразие фольклорных традиций своего народа и других народов мира, ориентироваться в образцах песенной и инструментальной народной музыки. В процессе изучения предмета учащиеся постигают особенности и характерные черты русской народной музыки, различные исполнительские типы художественного общения, осваивают способы обращения композиторов к народному музыкальному творчеству, специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов. Ученики размышляют о духовной музыке русских композиторов, основных средствах ее выразительности народно-песенных истоках; знакомятся с этнической музыкой и особой формой русского национального музыкального искусства – колокольные звоны.

Основное содержание образования в программе представлено следующими линиями: «Музыка ка вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации».
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы.

Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).

Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.

Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.
Учебно-методическое обеспечение
Учебники:

  • Музыка . 5 класс/Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – М.: Просвещение, 2013.

  • Музыка . 6 класс/Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – М.: Просвещение, 2013.

  • Музыка . 7 класс/Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – М.: Просвещение, 2013.

Пособия для учителей:

  • Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс

  • Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс

  • Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс

  • Г.П. Сергеева Е.Д.Критская «Музыка. 5 класс» Фонохрестоматия музыкального материала. (2 СD, mp 3), М,Просвещение, 2013

  • Г.П. Сергеева Е.Д.Критская «Музыка. 6 класс» Фонохрестоматия музыкального материала. (2 СD, mp 3), М,Просвещение, 2013

  • Г.П. Сергеева Е.Д.Критская «Музыка. 7 класс» Фонохрестоматия музыкального материала. (2 СD, mp 3), М,Просвещение, 2013 г.

  • Уроки музыки: 5-6 кл.: пособие для учителя/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – М.: Просвещение, 2011

  • Уроки музыки: 7 кл.: поурочные разработки/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – М.: Просвещение, 2013

  • Алексеева Л.Л. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Л. Алексеева, Е.Д. Критская; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).

Материально-техническое обеспечение


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

Д

Стандарт по музыке, примерная программа, рабочие программы, входящие в состав обеспечения кабинета музыки

Примерная программа основного общего образования по музыке

Д

Программы по музыке

Д

Хрестоматии с нотным материалом

Д

Для каждого года обучения

Сборники песен и хоров

Д

Для хорового пения в классе и школьном хоре (с учетом разных возрастных составов)

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки)

Д

Пособия могут входить в учебно-методический комплект по музыке, а также освещать различные разделы и темы курса, в том числе проблемы электронного музыкального творчества

Методические журналы по искусству

Д

Федерального значения

Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной.

Учебники по музыке

К

При обеспечении библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете музыки, по нескольку экземпляров учебников из других учебно-методических комплектов по музыке. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета

Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству

П

Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской, проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки

Справочные пособия, энциклопедии

Д/П

Музыкальная энциклопедия, музыкальный энциклопедический словарь, энциклопедический словарь юного музыканта, словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства («В мире искусства»)

2. Печатные пособия

Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности

Д

Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуальном раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях

Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры

Д




Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России

Д




Портреты композиторов

Д

Комплекты могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях

Портреты исполнителей

Д

Атласы музыкальных инструментов

Д




Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы

Д




Дидактический раздаточный материал







Карточки с признаками характера звучания

К

Комплект

Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств

К

Комплект

Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности

К

Комплект

Театральный реквизит (костюмы, декорации и пр.)

П

Для театрализованных форм работы на уроках музыки и во внеклассной деятельности

3. Цифровые образовательные ресурсы

Цифровые компоненты учебно-методических комплектов по музыке

Д/П

Цифровые компоненты учебно-методического комплекта могут быть ориентированы на различные формы учебной деятельности (в том числе на игровую), носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В любом случае эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе в форме тестового контроля)

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке

Д/П

Коллекция образовательных ресурсов включает комплект информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы, ссылки на внешние источники. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на СD или создаваться в сетевом варианте (в том числе на базе образовательного учреждения)

Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы

Д/П

Цифровой компонент учебно-методического комплекта, включающий обновляемый набор заданий по музыке, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности

Д/П

К цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе музыки, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

Д/П

К специализированным инструментам учебной деятельности, используемым в курсе музыки, относятся, в частности, редактор нотной грамоты, система обработки звука, редактор временной оси

4. Экранно -звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

Д

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения (возможно, в цифровом виде). Песенный материал может быть представлен в виде инструментального сопровождения, специально аранжированного для учащихся основной школы (возможно, в цифровом виде)

Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов

Д




Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей

Д




Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей

Д




Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов

Д




Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов

Д




Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов

Д




Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов

Д




Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств различных исторических стилей и направлений, эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений), нотный и поэтический текст песен, изображения музыкантов, играющих на различных инструментах, фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры

Д




5. Учебно-практическое оборудование

Музыкальные инструменты: фортепиано (пианино, рояль); баян/аккордеон; скрипка; гитара; клавишный синтезатор

Д

Два инструмента для учителя: для кабинета музыки и школьного зала

Детские клавишные синтезаторы

К




Комплект детских музыкальных инструментов: блок-флейта; глокеншпиль/колокольчик; бубен; барабан; треугольник; румба; маракасы; кастаньеты; металлофоны; ксилофоны. Народные инструменты (свистульки, деревянные ложки, трещотки и др.). Дирижерская палочка

П

Набор народных инструментов определяется содержанием регионального компонента и может быть значительно расширен. Комплектацией инструментов занимается учитель

Комплект знаков нотного письма (на магнитной основе)

Д




Расходные материалы: нотная бумага; цветные фломастеры; цветные мелки

К

Для оформления музыкально-графических схем

Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики)

Д

В комплекте не менее трех микрофонов и двух динамиков

Музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля

Д

В комплекте не менее двух электрогитар и ударная установка

Персональный компьютер

Д

Для учителя

Медиапроектор

Д

Для демонстрации электронных образовательных ресурсов


Д – демонстрационный экземпляр

К – полный комплект

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно 1 экз. на двух учащихся)

П – комплект, необходимый для практической работы в группах (6-7 экз.)

Содержание предмета «Музыка» 5 класс (35 часов)

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по музыке «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки рф, 2011 г. iconРабочая учебная программа по музыке для 2-го класса разработана на...
Рабочая учебная программа по музыке для 2-го класса разработана на основе учебной программы «Музыка. 1-4 классы», авторов: Е. Д....
Программа по музыке «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки рф, 2011 г. iconРабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии...
Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» авторов...
Программа по музыке «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки рф, 2011 г. iconРабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии...
Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» авторов...
Программа по музыке «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки рф, 2011 г. iconГосударственное образовательное учреждение
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования...
Программа по музыке «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки рф, 2011 г. iconРабочая программа по музыке 7класс Составитель
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка 5-7» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, «Программы...
Программа по музыке «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки рф, 2011 г. iconЛель Ирина Мечиславовна 2012-2013 учебный год пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования...
Программа по музыке «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки рф, 2011 г. iconРабочая учебная программа по музыке для 3-го класса разработана на...
«Музыка 1-4 классы», авторов: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010. Программа составлена в соответствии...
Программа по музыке «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки рф, 2011 г. iconРабочая учебная программа по музыке для 3-го класса разработана на...
«Музыка 1-4 классы», авторов: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010. Программа составлена в соответствии...
Программа по музыке «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки рф, 2011 г. iconРабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии...
Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» авторов...
Программа по музыке «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки рф, 2011 г. iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования...
Программа по музыке «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки рф, 2011 г. iconПояснительная записка Источник программы образовательных учреждений...
Рабочая учебная программа по искусству для 8-го класса разработана на основе учебной программы «Искусство 8-9 классы», авторов: Г....
Программа по музыке «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки рф, 2011 г. iconРабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии...
Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» авторов...
Программа по музыке «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки рф, 2011 г. iconРабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии...
Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» авторов...
Программа по музыке «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки рф, 2011 г. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7 классы» авторов...
Программа по музыке «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки рф, 2011 г. icon1 час в неделю (всего 33 часа) Составитель: учитель музыки
Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса разработана на основе учебной программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е....
Программа по музыке «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки рф, 2011 г. iconРабочая учебная программа по музыке для 1- 4-го класса разработана...
«Музыка. Начальная школа», авторов: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск