Муниципальное общеобразовательное учреждение
СОГЛАСОВАНО:
|
| УТВЕРЖДАЮ:
| Заместитель директора по УВР
|
| Директор МОУ СОШ № 20
|
| О.А. Мокеева
|
|
| И.В.Кузьмин
| «29» августа 2013 года
|
| Приказ №96-ОД
от «29» августа 2013 года
| средняя общеобразовательная школа № 20
ПРИНЯТО:
| На заседании педагогического совета
| Протокол № 1
от «29» августа 2013 года
|
Рабочая программа
по
| Искусству. Музыка
|
| (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля))
|
Для
| 3
| класса
| На
| 2013-2014
| учебный год
|
Рабочую программу составил учитель:
| Ляликова М.Б.
|
| (Ф.И.О. учителя-составителя)
| ШУЯ 2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. 1 – 4 классы» авторов Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека.
Изучение музыки в 3 классе направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию. Цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности школьника.
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе - формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи уроков музыки:
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности; интереса к народным традициям, культурным ценностям родного края;
развитие активного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего, и накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке;
формирование опыта музицирования;
обучение хоровому исполнительству;
развивать желание и умение детей воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития музыкального образа;
поддерживать желание детей передавать в рисунке настроение музыкального произведения.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 3 классе
В течение учебного года учащиеся должны знать/понимать:
слова и мелодию Гимна России;
выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
названия изученных жанров и форм музыки;
образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, обряды);
названия изученных произведений и их авторов;
наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров.
Уметь:
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;
исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без него;
исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащихся).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
восприятие художественных образцов народной, классической и современной музыки;
исполнение знакомых песен;
участие в коллективном пении;
музицирование на элементарных музыкальных инструментах;
передача музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего 34 часа в год.
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству, поэтому в программу не внесено изменений.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный опрос.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «искусство. Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «искусство.Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «искусство. Музыка» изучается в 3 классе один час в неделю (34 недели) соответственно 34 часа.
Учебно-методическое обеспечение
Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, включающим программу по предмету «Музыка» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений, учебник «Музыка. 3класс» (М.: Просвещение, 2011), рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, пособие для учителя «Методика работы с учебниками «Музыка. 1 – 4 классы» (М.: Просвещение, 2006). Список литературы
1. Критская Е.Д., Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина: программа по предмету «Музыка» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение,2011)
2. Критская Е.Д. Музыка. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2013.
3. Критская Е.Д. Музыка. 3 класс: рабочая тетрадь: пособие для общеобразовательных учреждений / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2013.
4. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 3класс / сост. Е.Д.Критская. – М.: Просвещение, 2013.
5. Музыка. Фонохрестоматия. 3 класс / сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2012.
6. Пособие для учителя «Методика работы с учебниками «Музыка. 1 – 4 классы» (М.: Просвещение, 2012).
7. Летнева Т.М., Катиркина И.О.: развёрнутое тематическое планирование. 3 класс. По УМК «ШКОЛА РОССИИ» / авт.-сост. Т.М. Летнева, И.О. Катиркина. - Волгоград: Учитель, 2012.
8. Сигаева А.П., Сидорова С.Н. Музыка. 1 – 8 классы: развёрнутое тематическое планирование по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой / авт.-сост. А.П.Сигаева, С.Н. Сидорова. – Волгоград: Учитель, 2011. Учебно-тематический план по искусству. Музыке
3 класс
№
п/п
| Раздел, тема
| Кол-во
часов
| В том числе
| Практические
(лабораторные,
проверочные)
работы
| Уроки
контроля
(обобщающие
уроки)
| 1.
| Раздел I. Россия - Родина моя.
| 6
|
|
| 2.
| Раздел II. День, полный событий.
| 3
|
|
| 3.
| Раздел III.О России петь - что стремиться в храм.
| 7
|
|
| 4.
| Раздел IV. Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
| 5
|
|
| 5.
| Раздел V. В музыкальном театре.
| 5
|
|
| 6.
| Раздел VI. В концертном зале.
| 5
|
|
| 7.
| Раздел VII. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
| 3
|
| 1
|
| Итого
| 34
|
| 1
| |