Муниципальное общеобразовательное учреждение
СОГЛАСОВАНО:
|
| УТВЕРЖДАЮ:
| Заместитель директора по УВР
|
| Директор МОУ СОШ № 20
|
| О.А. Мокеева
|
|
| И.В.Кузьмин
| «29» августа 2013 года
|
| Приказ №96-ОД
от «29» августа 2013 года
| средняя общеобразовательная школа № 20
ПРИНЯТО:
| На заседании педагогического совета
| Протокол № 1
от «29» августа 2013 года
| Рабочая программа
по
| технологии
|
| (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля))
|
Для
| 4
| класса
| На
| 2013-2014
| учебный год
|
Рабочую программу составил учитель:
| Шишова Е.Н.
|
| (Ф.И.О. учителя-составителя)
| ШУЯ 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 4 класса составлена на основе государственного образовательного стандарта начального общего образования по технологии, Примерной программы начального образования по технологии и содержания программы «Художественно-конструкторская деятельность» автора Н.М. Конышевой.
Программа ориентируется на проектно-конструкторскую деятельность учащихся, на проектирование вещей на основе сознательного и творческого использования приёмов и технологий.
В свете современных требований к образованию ручные умения и владения технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения. Ручной труд является прежде всего средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, т.е. общего развития ребёнка. Это и есть основная цель данной программы.
Цели обучения
В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие цели:
развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Методической основой организации деятельности детей на уроке является творческий метод дизайна, поскольку он соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный). В соответствии с этим программа ориентируется на систематическую проектно-конструкторскую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и механического овладения приёмами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования приёмов и технологий.
Репродуктивная деятельность учащихся на уроках, безусловно, занимает значительное место, но лишь в той мере и до тех пор, пока она не обеспечит надежное овладение приёмами практической деятельности.
Что касается проектной деятельности, то при дизайнерском подходе она составляет суть учебной работы и неотделима от изучаемого содержания.
Задачи, решаемые программой:
Духовно-эмоциональное обогащение личности:
формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
воспитание внимательного и участливого отношения к окружающему;
формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений;
воспитание уважительного отношения к человеку-творцу.
Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции.
Развитие интеллекта, развитие рационально-логического мышления.
Расширение кругозора.
Развитие руки, глазомера и пр. через формирование практических умений.
Каждый урок направлен на формирование положительной мотивации к учению у школьников, ведь от этого во многом зависит успешность или неуспешность учения ребёнка.
Выбирая для урока технологии изделия и работы, учитель ставит и решает основные методические цели: продвижение детей в овладении новыми знаниями, умениями и навыками по сравнению с уже приобретёнными ранее; доступность технологии изготовления каждого изделия учащимися на высоком качественном уровне; возможность занять работой всех учащихся класса.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Технология», всего 34 часа в год.
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального образования по технологии, в программу внесены изменения, т. к. изменилось количество часов в неделю (вместо 2 часов - 1 час, так как 1 час выделен на изучение предмета «Технология. Информатика и ИКТ» в качестве учебного модуля предмета «Технология»).
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: самостоятельная работа, устный опрос.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Также разнообразить учебный процесс, сделать его интересным и увлекательным значительно помогают применяемые на уроках технологии новые, нетрадиционные материалы, технологии. Требования к уровню подготовки обучающихся На конец 4-го года обучения обучающиеся должны иметь представление:
о значении продуктивной практической деятельности;
о социально-историческом и духовно-эстетическом смысле мира вещей, о ценности культурных традиций;
о гармонии окружающей предметной среды и её связи с миром природы;
знать:
культуру и правила организации труда, рациональной, эстетической и безопасной работы;
способы обработки материалов, их утилитарно-конструктивный и художественный смысл, возможности использования ручных инструментов;
уметь:
работать по простой технико-технологической документации (эскизу, чертежу, схеме и пр.);
самостоятельно анализировать конструкции изделия и воссоздавать его по образцу; усовершенствовать конструкции изделия в соответствии с поставленной задачей;
мысленно преобразовывать конструкции на плоскости или в объёме и практически их воплощать;
создавать образ по ассоциации и воплощать образ в материале;
творчески использовать декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения проектно-художественной задачи. Учебно-методическое обеспечение Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом автора Н.М. Конышевой, включающим программу по предмету «Технология» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений, учебник «Технология. Наш рукотворный мир. 4 класс» (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012 ), рабочую тетрадь, пособие для учителя.
Список литературы
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). В двух частях. Часть 2. – М.: Просвещение, 2000.
Конышева Н.М. Технология: Наш рукотворный мир: учеб. для 4 класса общеобразоват. учрежд. / Н.М.Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
Методические рекомендации к учебнику «Наш рукотворный мир» / Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004.
Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Наш рукотворный мир» для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 4 класс / авт.-сост. О.И. Дмитриева. – М.: ВАКО, 2009.
Учебно-тематический план по технологии
4 класс
№
п/п
| Раздел, тема
| Кол-во
часов
| В том числе
| Практические
(лабораторные,
проверочные)
работы
| Уроки
контроля
(обобщающие
уроки)
| 1.
| Из глубины веков – до наших дней
| 13
|
|
| 2.
| Традиции мастеров в изделиях для праздника
| 6
|
|
| 3.
| Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие
| 9
|
|
| 4.
| В каждом деле – свои секреты
| 4
|
|
| 5.
| Контрольная работа
| 2
|
| 2
|
| Итого
| 34
|
| 2
|
Календарно – тематическое планирование
№ урока
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы содержания
| Планируемые результаты
| Дата
| Примечание
| По плану
| По факту
| Из глубины веков - до наших дней (13 ч)
| 1 - 2
| Лепка простого сосуда
| Комбини-рованный
| Связь времён и технологий. Высокий смысл мастерства. Керамика. Простота и продуманность формы древних сосудов. Лепка простого сосуда. Из истории гончарного дела
| Уметь выполнять лепку посуды
|
|
|
| 3 - 4
| Роспись сосуда
| Комбини-рованный
| Символика древнего орнамента. Роспись сосуда по древним мотивам с использованием древней символики и орнаментов
| Знать приёмы росписи посуды.
Уметь выполнять роспись посуды
|
|
|
| 5 - 8
| Изготовление коробочки. Прямое плетение
| Комбини-рованный
| Плетение изделий. Материалы: лоза, щепа, берёста. Выбор материалов с учетом формы и размеров изделия. Изготовление коробочки. Прямое плетение
| Уметь выполнять плетение
|
|
|
| 9 - 13
| Бусы и цепочки из бисера
| Комбини-рованный
| Украшения. Особая форма, отделка, ритм элементов украшений. Основные правила создания украшений. Изготовление изделий из бисера по инструкции, по схеме. Основные способы соединения деталей изделия
| Уметь читать схемы, выполнять плетение
|
|
|
| Традиции мастеров в изделиях для праздника (6 ч)
| 14
| Изготовление шапки - треуголки
| Комбини-рованный
| Изготовление изделий из бумаги по образцам, выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Изготовление шапочки-треуголки по схеме. Украшение шапочки-треуголки по своему усмотрению
| Уметь выполнять оригами
|
|
|
| 15
| Шапочка – пилотка и шлем богатыря
| Комбини-рованный
| Изготовление шапочки-пилотки, шлема богатыря по схеме
| Уметь выполнять оригами
|
|
|
| 16 - 17
| Гофрированная подвеска из бумаги
| Комбини-рованный
| Гофрированная подвеска из бумаги. Расчёт длины полос для разных подвесок. Порядок работы. Правила безопасной работы ножницами, иглой, клеем
| Уметь самостоятельно работать по плану
|
|
|
| 18 - 19
| Раскладная открытка
| Комбини-рованный
| Из истории бумажных изделий. Раскладная открытка. Порядок работы
| Уметь выполнять симметричные вырезания
|
|
|
| Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (9 ч)
| 20 - 22
| Салфетка. Петельный шов
| Комбини-рованный
| Петельный шов. Выполнение петельного шва. Изготовление салфетки. Правила безопасной работы ножницами, иглой
| Уметь выполнять петельный шов
|
|
|
| 23 - 25
| Декоративные кармашки. Петельный шов
| Комбини-рованный
| Декоративные кармашки. Петельный шов. Выкройка кармашка. Украшение кармашка. Правила безопасной работы ножницами, иглой
| Уметь выполнять выкройки, петельный шов
|
|
|
| 26 - 28
| Ремонт книги. Замена мягкого переплёта на жёсткий
| Комбини-рованный
| Мягкий переплёт, жёсткий переплёт. Книжный блок, переплёт, форзац. Ремонт книги. Разметка и заготовка деталей, сборка изделия по инструкционной карте. Оформление изделия
| Уметь соединять картон и ткань
|
|
|
| В каждом деле - свои секреты (4 ч)
| 29 - 30
| Изделия из ниток. Лошадка и олень
| Комбини-рованный
| Изделия из ниток. Лошадка и олень. Изготовление каркаса по инструкционной карте, отделка изделия
| Уметь самостоятельно работать по плану
|
|
|
| 31 - 32
| Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами
| Комбини-рованный
| Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами. Условные обозначения в схемах оригами. Кусудама
| Знать, что такое оригами, кусудама; условные обозначения в схемах оригами.
Уметь выполнять оригами по схемам
|
|
|
| Контрольная работа (2 ч)
| 33 – 34
| Проект «Город, в котором удобно и приятно жить»
| Контрольный
| Самостоятельное создание эскиза проекта города. Самостоятельный выбор материалов и способов их обработки
| Уметь конструировать, выбирать материалы и обрабатывать их; работать в коллективе
|
|
|
|
Прохождение программного материала МОУ СОШ №20
ФИО учителя
|
Класс
|
Предмет
| По программе
| Фактически проведено
| Причина невыполнения программы
| Компенсирующие мероприятия
| Часов
| К/Р
| П/Р
| Часов
| К/Р
| П/Р
|
|
| Шишова Е.Н.
| 4
| технология
| 34
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выводы:
|