В последнее время книга потеряла своё значение. Взрослые и дети стали мало читать. Интерес к книге пропадает. Хотелось, чтобы детей не только заставляли читать





Скачать 217.21 Kb.
НазваниеВ последнее время книга потеряла своё значение. Взрослые и дети стали мало читать. Интерес к книге пропадает. Хотелось, чтобы детей не только заставляли читать
страница1/2
Дата публикации01.07.2014
Размер217.21 Kb.
ТипКнига
100-bal.ru > Литература > Книга
  1   2

d:\sanya\pictures\№1.tif

Пояснительная записка.

В последнее время книга потеряла своё значение. Взрослые и дети стали мало читать. Интерес к книге пропадает. Хотелось, чтобы детей не только заставляли читать, но ребёнок бы читал с интересом, знал бы много сказок, рассказов, стихов, скороговорок, пословиц.

О важности чтения говорят многие, однако далеко не все понимают, на сколько чтение обогащает духовный мир человека.

Важность книг и чтения доносят до нас даже старые русские пословицы, такие как: “Кто много читает, тот много знает” или, например, “Книга мала, а ума придала”. И уж если о важности чтения задумывались древние жители нашей земли, то как можем мы не понимать, насколько важен этот невзрачный, на первый взгляд, предмет, под названием книга?

Совершенно очевидно, что читающий человек знает больше, понимает больше, а, следовательно, и рассказать другим может больше, чем не читающий. Читая книгу, человек будто бы проживает ещё одну жизнь, ведь он переживает, чувствует то, что чувствуют герои книги, старается понять их действия, мысли и побуждения. Он, словно, набирается эдакого воображаемого жизненного опыта, который, несомненно, в будущем ему не раз ещё пригодится. Это уже не говоря о том, что читающие люди пишут намного грамотнее, чем люди, не бравшие книгу в руки. Они, элементарно, более мягко и доступно излагают свои мысли в разговоре. Понять их легче, говорить с ними легче, а значит, и находиться в их обществе интереснее и приятней.




Книги открывают человеку новые миры, новые горизонты, глубокие впечатления и переживания. Один неглупый человек в своё время написал: “…чем больше вариантов выбора у человека в каждой конкретной ситуации, тем больше его духовный мир”. Само собой, книги не дадут вам всех ответов, и всех вариантов на все случаи жизни. Однако, читая книги, вы обогатите свой разум ответами, до которых уже добрались люди, их написавшие. Ваш разум наполнится идеями и мыслями, которые расширят ваше мировоззрение, упрочнят позитивное отношение к жизни и окружающему миру, обогатят вас новыми идеями и целями. А не это ли духовный мир человека?

Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Приобщение детей к чтению потребует времени и усилий. Никто за родителей этого не сделает. Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие.

Опыт показывает: надо как можно раньше приобщить ребенка к чтению и книге – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.

Есть дети, для которых книга – органическая часть их жизни. К сожалению, таких детей, кто не мыслит жизнь без чтения, с каждым годом становится все меньше. Зато возрастает процент тех, для кого чтение – тяжкая повинность. Они не осознают его не только как средство общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. И большую помощь в этом вопросе могут и должны оказать родители, те, кто более всего заинтересован в качестве образования своих детей.

Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда ребенок читает в силу интереса. Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, т.е. обеспечивает влияние книги на читателя. Чтение, мотивированное любознательностью, интересом, особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным.

Для нас, как и для предыдущих поколений, книга была единственным источником знаний. Но времена изменились: современные технологии – от аудиоплееров до компьютеров – стремительно шагнули вперед, а дети – что удивительно! – быстро их освоили. Возникает вопрос: нужны ли ребенку книги?

Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.

Что же мешает чтению детей? Просто сейчас детских развлечений стало гораздо больше.

Бесконечное сидение перед телевизором и столько же бесконечное щелканье пультом. Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Дети не могут четко определить, где – правда, а где – ложь. Они слепо доверяют всему тому, что видят на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11-12 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране.

А ведь есть более интересное занятие – чтение книг.

К сожалению, с научно техническим прогрессом и развитием науки любовь к чтению заметно погасла – все заменил вездесущий компьютер и ненасытный Интернет. Согласитесь в плотном графике современного человека довольно трудно найти свободное время для чтения! Но надо заметить, что и в наше время есть те, кто понимает огромное значение чтения для развития кругозора, принимает чтение, как «точилку» для ума, осознаёт социальную направленность чтения!

Не удивляйтесь, но сколько пользы для здоровья приносят погружения в мир букв и предложений. Этого своего рода пилюля против стресса. Настроение заметно улучшается, душа отбывает в страну фантазий, где не существует зла и разочарований. Обязанность каждого родителя – прививать любовь к чтению своим детям, рассказывать о пользе этого занятия. Для детей будет очень хорошо, если им прочитать наиболее интересные истории вслух, особенно в самом начале их читательского пути! Они начинают смотреть на историю в перспективе, структурируя её, их душа открывается для сочувствия. Неважно, какой жанр предпочитает ваш ребенок: и фантастика, и детектив, и сказка в любых её проявлениях благодатно действует на творческое мышление, создавая в голове целый мир образов. Но это далеко не все преимущества чтения, и вам предстоит в этом убедиться!

Не будет преувеличением сказать, что чтение – самый лучший способ провести свободное время. А особенно в том случае, если вы любите читать, то лучшего подарка, чем хорошая книга и придумать невозможно! Гарантировано вы получите чувство величайшего удовлетворения. И это касается абсолютно каждого человека – достаточно взять в руки книгу, открыть её и окунуться в мир, откуда уже нет возврата...

Невероятно важно – прививать любовь к чтению с самого раннего детства. Можно начать с чтения сказки на ночь – это также литературный экскурс волшебного характера. В свои первые годы жизни, слушая, как родители читают ему, малыш укрепляет свои речевые навыки, позже учится распознавать слова в письменном варианте. Опыт, полученный при чтении, несомненно, пригодится и во взрослой жизни. Исследования подтверждают тот факт, что чтение перед сном создаёт своеобразную оболочку – защиту ребенка от негативных воздействий, от беспокойства, создаётся также благоприятный эмоциональный фон!

Да, конечно, не стоит отказываться от всех благ цивилизации – от компьютеров, ноутбуков, мобильных телефонов и прочих новых веяний техники, но и о книгах забывать не стоит. Мы же не бросаем престарелых родителей – не оставляем их без внимания. Так и с книгами! Кроме того, научно доказан факт, что даже пятнадцать минут чтения значительно улучшают наши грамматические и стилистические навыки. А о словарном запасе и говорить не стоит!

Если сравнить чтение с другими современными развлечениями, как например, просмотр кинофильмов, увлечение музыкой, игра в компьютерные игры, то его преимущество состоит, хотя бы в неоспоримой пользе для развития мыслительных способностей.

Дети и подростки, часто читающие литературу, имеют IQ более высокий, чем те, кто пренебрегает этим полезным занятием. Это ли не доказательство всего вышесказанного? Более того, многие известные люди, добившиеся в жизни успехов, признаются, что ни на что не променяют свои библиотеки и возможность почитать любимую книгу.

Известно, что чтение продуцирует умственную деятельность, стимулирует развитие глазных мышц, что повышает и концентрацию, и способность к наблюдению. Кроме того, чтение предполагает полную концентрацию читателя на процессе, улучшает коммуникативные навыки. При чтении мы находим такие точные и меткие фразы, которые очень уместны в повседневной жизни – то есть развитие словарного запаса налицо!

Только читая, мы можем, не вставая с удобного дивана, побывать в самых экзотических странах, понять образ мышления их жителей, а самое главное – пропустить всю информацию через свою душу.

 Цель кружка: Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг

Задачи:

  • Вызвать интерес к слушанию и чтению книг.

  • Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов

  • Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.


Общая характеристика кружка.

  Кружок  «Учиться –это здорово» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое  занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и  удовольствие и самовоспитание.

  Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Место кружка в учебном плане

В 1 классе кружковое занятие проводятся один раз в неделю. Учебный год 33 учебных недели, следовательно, запланировано провести 33 ч.

Формы организации кружка  

  1. Литературные игры

  2. Конкурсы-кроссворды

  3. Библиотечные уроки

  4. Путешествия по страницам книг

  5. Проекты

  6. Встречи с библиотекарем

  7. Уроки-спектакли.

Ценностные ориентиры содержания кружка.

 Содержание программы кружка «Учиться –это здорово» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

  Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

  В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка.

Универсальные учебные действия:

  1. Находить книгу в открытом библиотечном фонде;

  2. Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

  3. Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

  4. Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

  5. Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

  6. Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

  7. Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

  8. Пользоваться аппаратом книги;

  9. Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

  10. Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

 В результате освоении программы кружка формируются следующие

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  1. Осознавать значимость чтения для личного развития;

  2. Формировать потребность в систематическом чтении;

  3. Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  4. Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  5. Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  1. Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  2. Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

  3. Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  4. Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  1. Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  2. Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  3. Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  4. Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  5. Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  1. Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  2. Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  3. Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  4. Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  5. Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Содержание учебного курса

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Здравствуй, книга!

3

2

Книге о Родине и родной природе

2

3

Писатели детям

3

4

Народная мудрость. Книги-сборники.

2

5

По страницам книг В.Сутеева

3

6

Сказки народов мира.

3

    7

Книги русских писателей-сказочников

3

    8

Детские писатели

3

9

Сказки зарубежных писателей

3

10

Книги-сборники стихотворений для детей

2

11

Дети – герои книг.

3

12

Книги о животных

3




Всего часов:

33


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В последнее время книга потеряла своё значение. Взрослые и дети стали мало читать. Интерес к книге пропадает. Хотелось, чтобы детей не только заставляли читать iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Чтобы научиться читать хорошо, ребенок должен читать не менее 10-15 минут в день. Но помните, что первокласснику не рекомендуется...
В последнее время книга потеряла своё значение. Взрослые и дети стали мало читать. Интерес к книге пропадает. Хотелось, чтобы детей не только заставляли читать iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вот и закончилось тёплое лето. Вы подросли, окрепли, стали старше на целый год! Сегодня, в первый день осени, мы вновь встретились...
В последнее время книга потеряла своё значение. Взрослые и дети стали мало читать. Интерес к книге пропадает. Хотелось, чтобы детей не только заставляли читать iconРеферат по теме «Водная оболочка Земли»
Стали с мамой читать статьи в Интернете, в книгах и я узнал, что из 100 литров воды на земле – 97 литров – это соленая вода, 2 литра...
В последнее время книга потеряла своё значение. Взрослые и дети стали мало читать. Интерес к книге пропадает. Хотелось, чтобы детей не только заставляли читать iconКучерявенко Елена Владимировна Должность: старший вожатый, воспитатель...
Отдаю им все свое время, постоянно думаю, как построить работу так, чтобы интерес в глазах детей не пропадал ни на минутку, выбираю...
В последнее время книга потеряла своё значение. Взрослые и дети стали мало читать. Интерес к книге пропадает. Хотелось, чтобы детей не только заставляли читать iconЖурнал крестьянка
В последнее времЯ много пишут и говорЯт о том, как важно изучить состав продукта, прежде чем покупать его в магазине. А длЯ этого...
В последнее время книга потеряла своё значение. Взрослые и дети стали мало читать. Интерес к книге пропадает. Хотелось, чтобы детей не только заставляли читать iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого...
В последнее время книга потеряла своё значение. Взрослые и дети стали мало читать. Интерес к книге пропадает. Хотелось, чтобы детей не только заставляли читать iconБелякова Надежда Александровна
Нет, не в том смысле, что бессовестно врала всем вокруг, а действительно сочиняла. Из-за этого до самой школы я отлынивала от попыток...
В последнее время книга потеряла своё значение. Взрослые и дети стали мало читать. Интерес к книге пропадает. Хотелось, чтобы детей не только заставляли читать iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дети, которые не желают читать книги летом, отстают по грамотности от своих читающих сверстников. Эксперты университета Теннеси в...
В последнее время книга потеряла своё значение. Взрослые и дети стали мало читать. Интерес к книге пропадает. Хотелось, чтобы детей не только заставляли читать iconНекоторые правители не были оценены по достоинству и не были признаны...
Некоторые правители не были оценены по достоинству и не были признаны в свое время, и только спустя много лет люди стали понимать,...
В последнее время книга потеряла своё значение. Взрослые и дети стали мало читать. Интерес к книге пропадает. Хотелось, чтобы детей не только заставляли читать iconКнига про все нам расскажет
Цели: Привить любовь к книге, формировать интерес к чтению, учить бережному отношению к книге
В последнее время книга потеряла своё значение. Взрослые и дети стали мало читать. Интерес к книге пропадает. Хотелось, чтобы детей не только заставляли читать iconПоверь в своё дитя
Чем есть конфеты; но учение – это игра, которую нужно прекращать, прежде чем ребёнок устанет от неё. Главное, чтобы ребёнок был «недокормлен»...
В последнее время книга потеряла своё значение. Взрослые и дети стали мало читать. Интерес к книге пропадает. Хотелось, чтобы детей не только заставляли читать iconКиосаки Р. Т., Лечтер Ш. Л
В этой книге Вы узнаете, как можно достичь того, чтобы деньги стали рабо­тать на Вас, а не Вы на деньги. Вы узнаете секреты, которые...
В последнее время книга потеряла своё значение. Взрослые и дети стали мало читать. Интерес к книге пропадает. Хотелось, чтобы детей не только заставляли читать iconИсследование было проведено в течение одного месяца в лицее №11 «Физтех»
...
В последнее время книга потеряла своё значение. Взрослые и дети стали мало читать. Интерес к книге пропадает. Хотелось, чтобы детей не только заставляли читать iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современные курсы «Литературное чтение» решают два важнейших для начальной школы вопроса: научить читать и одновременно с этим развивать...
В последнее время книга потеряла своё значение. Взрослые и дети стали мало читать. Интерес к книге пропадает. Хотелось, чтобы детей не только заставляли читать iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Если хочешь научиться хорошо читать, старайся читать не менее 10 – 15 минут в день
В последнее время книга потеряла своё значение. Взрослые и дети стали мало читать. Интерес к книге пропадает. Хотелось, чтобы детей не только заставляли читать iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Английский язык 5а кл.: стр. 41 №4 читать, переводить, с 42 №5 читать, переводить, с 55 №2 письменно


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск