Рабочая программа по русскому языку Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета. Учебный предмет «Русский язык»занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников.
Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском родном языке как целостной системе. Это предполагает:
1) освоение учащимися первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка, его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;
2) знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи - устной и письменной.
Программа ориентирована также на собственно лингвистическое и речевое развитие младших школьников:
- осознание (различение) детьми двух реальностей - окружающего мира и слова, называющего (отражающего) этот мирво всём его многообразии;
- поддержание и развитие «чувства языка», свойственного детям;
- дополнение интуитивного владения языком, осознанным отношением к его фактам и закономерностям;
- развитие (формирование) способности моделировать факты языка;
- овладение ведущими методами лингвистического анализа - действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха.
Место предмета в базисном учебном плане. На предмет «Русский язык» в базисном учебном плане на изучение отводится в 4 классе начальной школы 4 часа в неделю. Общий объём времени в 4 классе составляет 136 часов. Предусмотрено проведение: контрольных работ – 12, работ по развитию речи – 18 ч.
На совершенствование каллиграфически правильного письма рекомендуется отводить в 4 классе по 8-10 минут на уроке грамматики и правописания. Содержание этих занятий определяется программой по чистописанию для каждого класса.
Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому развитию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы. Цели и задачи обучения. Ведущая идея курса – изучение русского языка с позиций духовной и культурно-исторической ценности.
Курс направлен: на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности; на становление всех форм общения – говорение, письма, слушания, чтения;на познание окружающего мира и самого себя.
Цель курса - открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.
Изучение предмета способствует решению следующих задач:
формирование правильности (произносительной, грамматической, лексической, словообразовательной, орфографической) основных видов речевой деятельности - говорения, чтения и письма;
развитие навыков речевого слуха, умения слышать и слушать себя и других; словарного состава и синтаксического строя высказываний младших школьников;
диалогической и монологической форм речи учащихся; способности и готовности самостоятельно строить небольшие по объёму сообщение (в устной и письменной форме), близкие детям по тематике (описание, повествование, рассуждение);
обогащение и развитие речи учащихся;
получение знаний о языке;
получение знаний по морфологии, лексике, синтаксису, фонетике, орфоэпии;
формирование орфографических умений.
Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности.
В настоящем курсе это:
осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения (а впоследствии умение самому ставить перед собой эту задачу);
умение самостоятельно планировать ученую работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмическими предписаниями, словарями и т. д.);
способность к самооценке и самоконтролю (умение школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памяти, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.
Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребенком предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для ее выполнения, установление последовательности и распределение во времени самостоятельной работы.
Самооценка и самоконтроль, тесно связанные с умением самостоятельно планировать учебную работу, формирующую как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, решив для себя, возможно ли восстановить (по памяти, учебника и тетради и т. д.) и нужно ли дополнить эти знания для успешноговыполнения задания.
Курс включает систему понятий, относящихся к фонетике (звуки речи, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиция звука в слове; звуковой, звуко – слоговой анализ слова), графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками речи и буквами, их обозначающими), слову (морфемный состав слова, лексическое богатство языка, прямое и переносное значение слова, синонимы и антонимы, многозначность слова; части речи, их лексико – грамматические признаки); предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении; словосочетание как распространённое слово; виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонации; распространённые и нераспространённые предложения; предложения простые и сложные; предложение и текст).
Основной языковой единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка.
Программа строится в соответствии с принципами природосообразности, поэтапности, непрерывности, с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации. Учебно-методический комплект, реализующий программу
«Русский язык» в 4 классе включает:
Учебник «Русский язык» 4 класс (в 4-х частях)
Автор: Т.Г.Рамзаева, (М.: Дрофа, 2008 г.).
«Текущий и тематический экспресс-контрль» - рабочая тетрадь по русскому языку/C.С. Кольцова.
«Контрольно измерительные материалы». (ООО «ВАКО», 2013 г.)
Составитель: В.В.Никифорова. Основные содержательные линии. Программа включает систему понятий, относящихся:
- к предложению (предложение как единица сообщения и общения, цель высказывания, смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении и т. д.);
- слову (лексико-грамматические признаки);
- фонетике (состав русского алфавита, гласные и согласные звуки, их фонематическая характеристика, анализ звучащего слова, звуки и буквы, обозначение звуков буквами, способы обозначения твёрдости и мягкости согласных и т. д.);
- орфографии (совокупность правил, определяющих написание слов).
Основными разделами программы являются:
«Синтаксис и пунктуация»,«Фонетика и графика» (звуки и буквы), «Лексика» (слово),
«Морфемика» (состав слова), «Морфология» (части речи), «Речевое развитие»,«Орфография»,
«Чистописание».
Новизна программы состоит в том, что она расширяет примерную программу и соответствует авторской. Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Русский язык» полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, в ней заложены возможности для формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности иключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
Предусмотрены специальные уроки по развитию связной письменной речи, которые входят в количество указанных часов. Работа по каллиграфии планируется на каждый урок с учетом ошибок и трудностей, которые возникают у учащихся по чистописанию.
Особенности организации учебного процесса по предмету: основная форма – урок.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Основная цель курса - открыть младшим школьникам язык как предмет изучения,
пробудить у детей интерес и стремление к постижению его удивительногословарного и интонационного богатства.Дети учатся понимать, что слово способно передать тончайшие оттенки, мысли и чувства.
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности,
умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.
Учебная деятельность в 4 классе на уроках русского языка так же направлена на:
- потребность и способность понимать смысл поставленной задачи;
- умение планировать учебную работу;
- способность к самооценке и самоконтролю;
- способность дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.
Задача речевого развития реализуется системой заданий, направленных на формирование у детей навыков правильно строить устную и письменную речь, уметь аргументировано объяснять решение поставленной проблемы.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента:
знать / понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь - владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности - использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |