Требования к современному уроку в связи с введением ФГОС ООО
(Выступление на педагогическом совете 31.03.12) Слайд №1
Слайд №2. Часть 1. О прохождении курсов.
С 20 февраля по 15 марта я обучалась на курсах в КИНПО по программе «Системно-деятельностный подход к реализации учебных программ по русскому языку и литературе в соответствии с требованиями ФГОС ООО» в объёме 144 часов. Нас познакомили со следующими вопросами:
1.Нормативно-методологические основания и ключевые особенности ФГОС ООО».
2.Основные нормативные механизмы введения и реализации ФГОС ООО.
3.Организационно-педагогические, психологические и информационно-методические условия и механизмы введения и реализации ФГОС ООО в образовательные системы школы.
4.Методка преподавания русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО.
СЛАЙДЫ С 3 ПО 15. ГРУППА УЧАСТВОВАЛА В МАСТЕР-КЛАССЕ, КОТОРЫЙ ПРОВЁЛ УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТ., ПРОФ. БГУ ПАРАМОНОВ О.Г. ОН ДАЛ ТАКОЙ ЗАРЯД ТВОРЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ЧТО И ПРАКТИКА НА СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ В СОШ № 35 И ЗАЧЕТЫ ПРОШЛИ НА ОДНОМ ДЫХАНИИ.
Что же такое ФГОС ООО? Какова его идеология, структура, требования, содержание? Каковы требования к современному уроку предъявляет новый стандарт?
Слайд № 16. Часть 2. Вступление.
Слайд № 17. Федеральный государственный образовательный стандарт - принципиально новый для отечественной школы документ.
В рамках проекта ФГОС впервые в истории России спе¬циалисты института социологии РАН провели иссле¬дования по выявлению потребностей общества, се¬мьи и личности в общем образовании. Полученные результаты стали одной из методологических основ разработки требований к результатам образования, определили вектор необходимых изменений.
Информационную поддержку реализации ФГОС осуществляют сайты Российского образовательного портала, сайты РАО и Министерства образования и науки РФ.
В настоящее время разработаны и утверждены ФГОС начального общего образования (НОО) (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373) и основно¬го общего образования (ООО) (приказ Минобрнауки России от 17.12. 2010 № 1897).
Слайд №18. Основой школьного стандарта стал общественный договор (т.е. запрос семьи, общества и государства). Идеологической основой Стандарта является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Научную основу ФГОС ООО составляет Фундаментальное ядро содержания общего образования», а методологической основой является системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход, в рамках которого реализуется как стандартизация, так и вариативность образования.
Слайд №19. Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись, прежде всего, стандартами «содержания образования», то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.
Прежде чем перейти собственно к требованиям к современному уроку, следует раскрыть некоторые основополагающие понятия. Они должны быть у нас, что называется на «мускуле языка» (выражение Подчалимовой Г.Н.). Мы знаем, что наша деятельность определяется идеологией. Какова же идеология ФГОС ООО?
Слайд №20. Идеологической основой ФГОС второго поколения является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», которая определяет систему базовых национальных ценностей, современный национальный воспитательный идеал, цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности.
Слайд №21. Впервые в Стандарте задаются базовые национальные ценности, такие как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество. Они определяют идеологию содержания образования, содержание, формы и мтоды педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации.
Слайд №22. Исходя из базовых ценностей определён современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России. Прочитать на слайде.
Слайд №23. Одним из основных понятий ФГОС второго поколения является понятие «Фундаментальное ядро содержания общего образования»: именно в нём заложены базовые национальные ценности, которые раскрываются через содержание общего образования. Фундаментальное ядро определяет систему основных понятий, относящихся к областям знаний, и систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности.
Слайд №24. Важнейшая особенность ФГОС – реализация системно-деятельностного и личностно-ориентированного подхода.
Слайд №25. Отсюда вытекает основная педагогическая задача – создание условий, инициирующих учебное действие школьников. Системно-деятельностный подход задаёт главное изменение в позиции педагога: он не информатор и контролёр, а менеджер (более понятно – организатор), эксперт, режиссёр, дирижёр. Поэтому основное средство учителя – это учебная ситуация и учебное действие.
Слайд №26. Стандарты включают в себя трехкомпонентную систему требований, обеспечивая достаточно высокую вариативность внутри заданных рамок – ограничений. Ведущей, системообразующей компонентой стандар¬тов, как начального, так и основного общего образования, являются тре¬бования к результатам освоения основных образовательных программ.
Слайд №27. Всего выделяют три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные. Требования к результатам образования служат ориентиром для оценки состояния системы общего образования на всех уровнях управления, а также основой формирования условий и ресурсов для реализации образовательных программ, проведения аккредитации учреждений общего образования, аттестации работников образовательных учреждений и итоговой аттеста¬ции выпускников.
Слайд №28. Ведущий механизм реализации ФГОС – основная образовательная программа. Именно она определяет деятельность образовательного уч¬реждения по достижению планируемых образовательных результатов.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Слайд №29. Очевидно, что новые результаты не могут быть получены в “традиционных” условиях. Потребуется введение новых форм организации обучения, использование новых образовательных технологий, иных оценочных процедур – как персонифицированных (итоговых аттестаций и др.), так и неперсонифицированных (мониторинговых) для выявления тенденций развития систем образования разных уровней. В связи с этим возникает необходимость существенного изменения самого образовательного процесса, формирования инновационной образовательной среды школы.
Часть 3. Основная часть.
Слайд №30. Каковы же требования к современному уроку?
Слайд №31. Требования к современному уроку вытекают из основной цели современного образования. Вы видите, что основная цель российского образования сформулирована, исходя из стратегии 2020 «Наша новая школа» на основе общественного договора с учетом требований модернизации экономики: «Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России»
Слайд №32. Требования к современному уроку можно разделить на 4 группы:
воспитательные
дидактические
психологические
гигиенические
Слайд №33. Меняется роль учителя и ученика.
Слайд №34. Хотелось бы обратить внимание на изменения в определении цели урока и соотношение объёма деятельности учителя и обучающихся. Сравним традиционное обучение и обучение согласно ФГОС. ПЕРЕКЛЮЧИТЬСЯ НА ДРУГОЕ ОКНО
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Слайд №35. Наконец, ФГОС задаёт модель выпускника основной школы.
Слайд №36. И не только выпускника, но и учителя.
Слайд № 37. Изменения коснулись структуры урока и его этапов. Этапы современного урока выглядят так.
Слайд №38. Изменился и привычный для нас конспект урока. Теперь его форма должна отражать результаты обучения, которые достигаются в результате формирования УУД. Слайд №43.
Слайд №39. Основные понятия, которыми теперь должен оперировать компетентный педагог, – это «результаты обучения» и «универсальные учебные действия (УУД)». Слайд №40.
Раздать таблицу «УУД»
Часть 4. Практическая.
Сформировать 3 группы: языковеды, математики и биологи.
Задание группам:
Тема «Корень слова» «Корень» «Корень уравнения» 5 класс
1) Определить результаты обучения и формируемые УУД на этапе целеполагания.
2)Продумать учебные ситуации, инициирующие учебное действие обучающихся на любом этапе урока (на ваш выбор).
2)В качестве творческой работы написать синквейн по изучаемой теме.
С учителями провести диагностику.
Закончите, пожалуйста, предложения:
1.Идеологической основой ФГОС второго поколения является ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Важнейшая особенность ФГОС – реализация ________________________________подхода.
3.3 группы результатов освоения основной образовательной программы:
_________________________________________________________________________________
4.4 группы УДД:
_________________________________________________________________________________
5.Базовые национальные ценности:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель творческой лаборатории Шкодкина О.Н. |