№ п/п
| Тема
| Количество часов
| Дата
| Содержание
| 1
| Самые интересные книги, прочитанные летом.
Посещение библиотеки
| 1
|
| Презентация читательских дневников
Обзор новых книг для чтения в 4 классе
| 2,3
| Летописи, былины, сказания
| 2
|
| Углубление знаний детей о летописях, былинах, сказаниях
| 4, 5
| Басни. Русские баснописцы
| 2
|
| Углубление знаний детей о басне; выразительное чтение.
| 6
| Стихи русских поэтов об осени
| 1
|
| Четкость произношения;
выразительное чтение наизусть. Конкурс рисунков.
| 7
| Творчество А. С. Пушкина
| 1
|
| Обобщение знаний о прочитанных сказках А. С. Пушкина. Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
| 8
| Такие разные книги
| 1
|
| Повторить элементы книги. Сравнить облик современной и древней книги
| 9
| «Русь, Россия, Родина моя…»
| 1
|
| Выразительное чтение стихов о Родине, о защитниках Родины, символах государства.
| 10
| Урок-викторина «Мы любим сказки»
| 1
|
| Обобщение знаний учащихся о прочитанных сказках; умение пользоваться дополнительной литературой
| 11
| Современные детские журналы
| 1
|
| Понимание предметного содержания текста
| 12
| Произведения русских писателей о детях
| 1
|
| Умение выделять главную мысль произведения, отвечать на вопросы, пересказывать.
| 13
| Произведения зарубежных писателей. Э. Сетон-Томпсон «Виннипегский волк»
| 1
|
| Целостное представление о художественном произведении.
| 14
| «Здравствуй, гостья-зима!»
| 1
|
| Произведения русских поэтов-классиков о зиме.
| 15,16
| Мифы народов мира
| 2
|
| Понимание предметного содержания текста
| 17
| Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться
(книги о сверстниках, о школе)
| 1
|
| Умение выделять главную мысль произведения, отвечать на вопросы, пересказывать.
| 18
| Рассказы о детях Л. Н. Толстого
| 1
|
| Расширение знаний детей о творчестве Л. Н. Толстого; умение выделять главную мысль произведения, отвечать на вопросы, пересказывать.
| 19
| Что, где, как и почему? Работа со справочной литературой
| 1
|
| Умение самостоятельно работать со справочными книгами, различать художественные произведения и справочную литературу.
| 20
| Б. В. Заходер – поэт и переводчик
| 1
|
| Углубить знания учащихся о творчестве
Б. Заходера
| 21
| Рассказы о животных
| 1
|
| Формирование целостного восприятия художественного произведения
| 22
| Книги об армии
| 1
|
| Знакомство с книгами на патриотическую тему
| 23
| Произведения о маме
| 1
|
| Ознакомить с поэтическим выражением чувств любви и благодарности к матерям писателей и поэтов
| 24
| «От благодарных читателей» (художественные произведения, героям которых установлены памятники)
| 1
|
| Расширять знания учащихся о популярных героях произведений мировой литературы
| 25,26
| «И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова.
| 2
|
| Знакомство с юмористическими произведениями. Отгадывание кроссвордов.
| 27
| Произведения о Великой Отечественной войне
| 1
|
| Чтение произведений о защитниках Родины
| 28,29
| Книги о приключениях
| 1
|
| Знакомство с приключенческой книгой, их авторами
| 30
| Посещение сельской библиотеки.
| 1
|
|
| 31
| М. М. Пришвин – певец русской природы
| 1
|
| Знакомство с жизнью и творчеством М. М. Пришвина
| 32
| Великие русские поэты
| 1
|
| Углубление знаний учащихся о великих национальных поэтах
| 33
| Мой любимый литературный герой
| 1
|
| Проект
| 34
| Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?»
| 1
|
| Подготовка и проведение конференции.
Работа организуются по секциям. Выступают докладчики и оппоненты, подводится итог.
| Администрация Жуковского района Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гришино - Слободская средняя общеобразовательная школа Рассмотрена на заседании методсовета Утверждена приказом МОУ
Протокол от «___» _________2013 г № __ от _________2013г. № ___
Руководитель МС________Л.А. Напреенкова Директор школы______ Е.В. Хвалова
.
Рабочая программа специального курса
«Волшебный мир книги»
для 4 класса
начального общего образования Программа составлена на основе:
Методического пособия по внеклассному чтению. 1-4 кл.: пособие для учителя/
В. И. Горовая и др. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС.
Полностью соответствует программе по внеклассному чтению
Количество часов в неделю – 1 ч., за год 34 часа.
Разработана учителем
начальных классов
Чудаковой Л. И. Пояснительная записка. Цели и задачи:
- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;
- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка; Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг. Прогнозируемый результат реализации программы
Оптимальное повышение техники чтения.
Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
Умение работать с книгой.
Умение работать с текстом.
Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.
Диагностические средства
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1.Проверка техники чтения.
2. Проверка читательского кругозора.
Проверка читательских умений в 4 классе. В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:
выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
устанавливать тему и жанр просмотренной книги;
называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,
выборочно);
ставить перед собой цель чтения книги.
давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).
Проверка читательского кругозора. Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во 2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара, Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)
Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения. Требования к уровню подготовки
обучающихся К концу IV года обучения учащиеся должны:
- иметь четкие представления и понятия о жанре сказка (народная, литературная и их специфика);
- анализировать под руководством учителя не только идейное, но и художественное своеобразие сказок разных народов и тот жизненный опыт, который в них заложен;
- осознавать причинно-следственные связи в развитии сюжета;
- понимать роль каждого персонажа в развивающемся событии;
- понимать, что одно и то же событие, ситуации могут иметь несколько значений и смыслов;
- видеть прямую и скрытую мотивацию поступков героя сказки, общую направленность его действий (он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям);
- осознавать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему;
- предвидеть в каких жизненных ситуациях пригодится то, что узнали из сказок;
- осознавать то, что каждая сказочная ситуация – некий жизненный урок;
- применять полученный нравственный опыт в жизненных ситуациях.
Используемая литература.
Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998
Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999
Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006
Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 1988
Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005
Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001
Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006
Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
.
Литература для учителя.
Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская
Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
|