Урок на тему: «южно-белгородские рушники составление научного описания»





Скачать 125.7 Kb.
НазваниеУрок на тему: «южно-белгородские рушники составление научного описания»
Дата публикации27.07.2014
Размер125.7 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2

г. Шебекино Белгородской области»

Музей Боевой Славы Героев-земляков


МУЗЕЙНЫЙ УРОК

на тему:

«ЮЖНО-БЕЛГОРОДСКИЕ РУШНИКИ

Составление научного описания»

(по материалам фондовой коллекции школьного музея)



Подготовил:

учитель истории,

руководитель школьного музея

Косенко П.И.

Шебекино, 2013

Форма урока: урок-практикум

Методы: словесные, наглядные, практические, творческий, опорного конспекта, художественного слова, погружения в прошлое

Оборудование: словарики для самостоятельной работы активистов, пустые бланки карточек научного описания, черновые карточки и карточки с ошибками, экспонаты фондовой коллекции «Ткани», экспонаты выставки «Мотивы русских рушников»; иллюстрации различных видов вышивки юга Белгородчины; опорный конспект на ватмане; материалы (парча,«серебряная» нить; атласные нити; бисер, стеклярус, шерстяные нитки и т.д.).

Литература:

  1. Жаров М. Народная художественная культура Белгородчины. - Белго­род, 2000.

  2. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18 – первой половине 20 вв. – М., - 1995

  3. Котова Л., Котова М. История бисероплетения. – М., 1998.

  4. Белгородская энциклопедия. - Белгород, 2000.

  5. Сборник материалов по научно-фондовой работе/отв. ред. В.В. Романенко. – Белгород, 2011

  6. Белгородский краеведческий сборник: сб. материалов по научно-фондовой работе /отв. ред. .В. Романенко. – Белгород, 2010

  7. Турынина Л.А. Методические рекомендации по комплектованию, учету и хранению фондов общественного музея/Белгородский краеведческий вестник, выпуск 2 – с. 96 - Белгород, 2002

  8. Турынина Л.А. Методические Система музейных картотек /Белгородский краеведческий вестник, выпуск 4 – с. 88 – Белгород, 2004

  9. Турынина Л.А. Научно-фондовая работа в музее /Белгородский краеведческий вестник, выпуск 3- с. 99 – Белгород, 2003

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с методикой научного описания рушника..

  2. Развивать психические функции школьников (память, мышление, внимание, связную речи, процессы восприятия, абстрактное мышление).

  3. Воспитывать чувство гордости за свой родной город и народ, свергнувший гнет фашизма, чувства сопереживания, любовь к малой родине.

Задачи урока:

  1. Сформировать у учащихся знания о видах и способах декорирования народного рушника на территории Шебекинского края.

  2. Обобщить у учащихся представления о вышивке как главном способе декорирования ткани в старину.

  3. Познакомить с особенностями вышивки Шебекинского района.

  4. Сформировать представления о видах орнамента, мотивах, цветовом решении, используемых материалах.

  5. Рассказать о способах покраски нитей в крестьянском хозяйстве.

  6. Обогатить словарный запас учащихся словами по теме.

  7. Закреплять умение заполнять карточку научного описания.

  8. Закреплять навыки работы с предметами народно-декоративного искусства.

  9. Воспитывать любовь и уважение у богатой русской, и как ее малой части – южно-русской культуре.

Ход урока.

I. Оргмомент (1 мин.)

Сообщение темы, целей и задач урока.

  • Сегодня мы с вами будем продолжать говорить о жизни нашего народа в старину. Также мы продолжим знакомство с приемами научного описания предметов нашей школьной фондовой коллекции. Узкая же тема нашей встречи – это описание южно-белгородского рушника.

II. Проверка домашнего задания

Отвечают желающие (2 мин.).

III. Подготовка учащихся к изучению новой темы (3 мин.)

  • Вспомните материал прошлого урока и скажите, каким образом были украшены виденные вами экспонаты?

  • Возникли ли у вас дополнительно вопросы о способах украшения – научное название «декорирования» - народного костюма?

  • Сегодня мы с вами продолжим знакомство с предметами коллекции «Ткани».

  • Это самостоятельная, очень важная и сложная часть музейного собрания. Это также и богатейший исторический источник. Предметы данной коллекции являются памятниками материальной и духовной культуры общества. С одной стороны – это материальные ценности, созданные человеческим трудом для удовлетворения ежедневных потребностей. с другой – и это не следует забывать в нашей работе – это произведения самобытного декоративно-прикладного искусства.

  • Точно так же как и народный костюм, изученный нами на прошлом уроке, рушник отражает развитие общества в ту эпоху, вкус и принятые этические нормы, а также особенности заселения и развития нашей родной земли, находящейся на самой границе Белгородчины.

IV. Изучение нового материала (20 мин.) Этот этап урока проводится по опорному конспекту и включает задания на повторение - творческое моделирование.

Ход этапа:

  1. Вспомните, что означает слово «декорирование»?

  2. Опорный конспект:

Рассматривая различные предметы школьной коллекции, дети знакомятся с терминами и заполняют таблицу:

Что декорировали?
Где декорировали?

Рушник

Почти весь, незаполнена середина

Скатерть

По краям

Завеску

По краям

Часть первой колонки заполняется по наводящим вопросам учителя, вторая – самостоятельно.

3. Экскурс в историю южнобелгородского рушника:

  • Рушник – это одна из важнейших вещей в жизни белгородского человека. Посмотрите сами: они сопровождали его в течение всего существования.



Поэтическое отступление учителя:

Легонько плыла иголка,
как утка, ныряла в воду
салфетки, и было только
свеченье живой природы.

Иголка плыла неспешно,
в иконы волну ныряла,
под крестик, и было нежным
Рождественское начало.

И рук материнских крылья,
улыбки её бутоны
из памяти тихо всплыли,
из бездны её бездонной.

Сквозит вдохновенья рана
из вышивок вишней ранней.
Червонный и чёрный колер.
Стежков золотые кони.

4. Игровое задание «Подскажи»:

Особым …(рушником) вытирали роженице пот со лба, в другой …(рушник) заворачивали младенца. Хлеб и деньги повитухе давали не просто так, а в …. … украшал свадебный поезд, всех приглашенных на нее невеста одаривала … из приданного. Испытывали невесту тоже … - если они у нее выходили на вечеринках красивые да многочисленные, то хозяйка будет хороша. Рекруту на счастье да в оберег дарили …. Дорогим гостям выносили хлеб да соль на… На образа вешали… Гроб покрывали ….

  • Само строение рушника Шебекинского края обычно было таково: зачин; кружева, дорожки; символы земли; мережка или дорожка; дом; мережка или дорожка; венец.

5. Заполнение следующей части опорного конспекта

Учитель задает наводящие вопросы, например: «Рассмотрите этот рушник, как или чем он декорирован? (тканью). Попутно идет знакомство с понятийным аппаратом (например «Бранью в старину называли ткачество). Или «Чем стеклярус отличается от бисера? Каков на ощупь старинный бисер?» Получается следующая таблица:



Как декорировали?

Техника декорирования

Чем именно?

1.

Ткань

Лентами «в подшив», позументом,

ластовицами

Из парчи, кумача, батиста, кисеи, шелка

2.

Набивка

Набивными досками, только с лицевой стороны

Растительными и минеральными красками

3.

Брань

«цельно», «полосно»

Камка, полосками брани

4.

Кружева

Ажурное плетение

Шелковые и льняные нити

5.

Вышивка

Крест

Гладь

«Росшив»

«Бусенный росшив»

Шелковыми, шерстяными, льняными нитями

Канителью, серебром

Бисер, стеклярус, жемчуг

6. Беседа учителя с активистами:

  • О некоторых процессах декорирования, я думаю, стоит поговорить поподробнее.

  • Итак, о чем нам рассказывает первая строка таблицы?

  • Как вы понимаете выражение «лентами в подшив»? Найдите такой декор на сарафане.

  • А вот такое украшение называется «позументом». Попробуйте сами дать определение и угадать материал этого украшения.

  • Перейдем теперь к следующему типу декорирования – набивкой. Так называемые набойные доски, деревянные с вырезанными разнообразными узорами раскрашивались растительной или минеральной краской, частенько даже нескольких цветов и с силой «набивали» краску на ткань. По этому принципу действуют современные печати.

  • Бранью в старину называли узорное ткачество. Узоры при этом образовывались переплетением нитей. Чаще ткали лишь тонкую полосу такого узора, затем ее пришивали к изделию. Но больше ценили «камку» – целиком бранную ткань. Известна она еще со времен Древней Руси. По внешнему виду камка немного похожа на вязаную вещь. Найдите бранный декор на экспонатах нашего музея.

  • Следующий раздел нашего опорного конспекта говорит о кружевах. К сожалению, сохранившиеся экземпляры кружев Шебекинского края не говорят об их отличительной технике и индивидуальности. Но несмотря на это, кружева очень красивы и гармоничны.

  • Давайте подойдем к выставке рушников поближе и рассмотрим кружева.

  • И, наконец, заключительный пункт нашего конспекта расскажет нам о вышивке. Самым простым способом вышивки являлся простой «росшив» серебром, реже золотом. Не обязательно это был настоящий драгоценный металл, чаще всего встречалась имитация. Могли расшивать и канителью – это те же нити, только скрученные по длине. Простыми нитками – льняными, шерстяными – «росшив» практически не делали.

  • Расшивали изделия, в основном головные уборы, и бисером, и стеклярусом. Это мелкие круглые или многогранные шарики из цветного стекла или металла со сквозным отверстием для низания. Появился он впервые в 10 веке в Венеции. А с 13 века стал появляться в нашей стране, был привозным товаром. В России его производство открыл ломоносов. Но только с 19 века стал широко распространен в народной среде. Говорят, старинный бисер был значительно ярче, мельче и изящнее современного.

  • Рассмотрите эти образцы и скажите, чем стеклярус отличается от бисера? От какого слова он произошел?

  • А что такое жемчуг? Как он получается? Откуда мог привозиться в Россию?

  • Но главным и наиболее ценимым искусством вышивки являлась вышивка нитями – льняными, шелковыми, атласными или шерстяными. Техник вышивки существовало великое множество. Но в нашем крае самой распространенной была вышивка крестом, реже – гладью.

  • Найдите примеры этих техник среди экспонатов выставки.

  • Мотивы для вышивки были двух видов – растительные и геометрические. Но все они несли смысловое, символическое значение. Об этом вам расскажут эти образцы.

Показ изображений отдельных мотивов и определение их значения. Нахождение таких фигур на вышитых рушниках выставки.

Самым популярным мотивом вышивки являлся ромб показ иллюстрации. Это знак лучезарного солнышка. Все эти палочки и крючочки означают лучи. Постепенно с течением времени этот знак стал означать жилище молодой семьи, родник.

  • Как вы думаете, что общего у всех этих вещей? Что же роднит их с солнцем?

Если в середине этого квадратика были точки или кружки, то он являлся изображением засеянного поля – показ иллюстрации.

  • А какое значение для крестьянина имело поле, урожай?

Крест тоже очень часто применялся при вышивке рушников и одежды. Он обозначал мужчину и являлся символом храбрости, смелости, решительности, защиты – показ иллюстрации

Семиконечная или восьмиконечная звездочка означала большую семью, что почиталось за великое счастье у наших предков – показ иллюстрации.

А вот на этих рисунках вы видите изображение спирали. Это змея, олицетворение мудрости и смекалки.

Если человек хотел изобразить зерно, то использовал вот такой значок: точку -– показ иллюстрации. А уже выросшие растения рисовались вот такой галочкой.

Круг с более маленьким кружком посередине напоминал нашим предкам о том, что наряду с добром, существуют и силы зла.

Эти символы (показ) означают древо плодородия и славянских богинь Рожаниц.

  • Какую роль играл этот символ?

  • Давайте найдем все эти изображения на узорах старинных рушников.

  • А теперь я вам покажу более современные рушники, а вы сами мне скажете, чем они отличались от старинных.

Творческое моделирование:

придумайте и дайте цветовое решение собственной вышивке. Зашифровав какое-либо значение, а может, и послание. Обменяйтесь образцами и попытайтесь «прочитать» вышивку вашему однокласснику.

7. Атрибутика предметов коллекции «Ткани»

  • Разобравшись с историей рушника и способами декорирования его в нашем регионе, переходим к важному этапу урока – составлению карточки научного описания.

Схема описания рушника:

    1. Наименование предмета.

    2. Назначение.

    3. Форма и цвет.

    4. Описание предмета.

    5. Художественные особенности.

    6. Связь с историческими событиями.

    7. Место производства.

    8. Дата.

    9. Материал.

    10. Техника.

    11. Технология способа производства.

    12. Размеры.

    13. Сохранность.

  • Итак, пункты 1 и 2 вы можете заполнить сами (раздаются черновые варианты карточек). У кого что получилось? (работа с детьми)

  • Действительно, описание предмета – рушник, назначение – праздничное или будничное. Возможен как вариант, не представленный в нашей коллекции - сувенирное.

  • Форма и цвет. (заполняется детьми самостоятельно, учитель уточняет символику южнобелгородского рушника - красный (цвет солнца), черный (цвет земли), вместе составляют символ плодородия.)

  • Цвета указываются в порядке употребления от основного к последующему.

  • При описании предмета дается описание лицевой и оборотной стороны в рамках визуальной характеристики.

  • Художественные особенности заполнятся согласно второй таблице нашего опорного конспекта.

  • При определении пункта 6 указывается, кому принадлежал предмет. Возможна история создания или употребления рушника.

  • При определении места принадлежности даты и места производства указываются приблизительные территориальные и временные промежутки, так как, как правило, нам не известны подробности обретения старинных рушников.

  • При определении материала южно-белгородского рушника может быть два варианте – льняное или конопляное полотно. Здесь необходимо визуальное анализирование (дети рассматривают льняные и конопляные кудели)

  • Техника изготовления определяется опять-таки по второй опорной таблице. (повторение с детьми особенностей декорирования ткани)

  • При изготовлении старинного рушника применялась технология только ручного шва и ручной вышивки, либо кружевоплетения, что использовалось редко и в более позднюю эпоху.

8. Повторение пройденного на прошлых музейных уроках:

  • Как бы вы предложили измерить размеры нашего экспоната?

  • Давайте вместе определит сохранность каждого рушника. (практическая работа детей)

V. Закрепление изученного (8 мин.)

  1. Проблемная ситуация:

  • Как вы думаете, окрашивались ли ткани в старину? Какого цвета ткань легче окрасить? (подводится к выводу: перед окрашиванием ткань белили)

Небольшое сообщение о способах беления, о сырье для беления, способах окраски, минеральных и растительных красках. Тут же дается новый проблемный вопрос:

  • Как вы думаете, это влияло на сохранность предмета в наших коллекциях? Докажите аргументами.

2. Аналитическое задание:

  • Из данных образцов (карточек научного описания) выберите те, что соотносятся с представленными рушниками.

3. Задание на актуализацию знаний:

  • В этих карточках научного описания сделаны ошибки. Найдите их самостоятельно.

VI. Домашнее задание (1 мин.)

  • Ваше домашнее задание будет групповым. В соответствии с изложенным сегодня материалом необходимо составить карточки научного описания на фондовые рушники. Две карточки из нашей картотеки, составленные в прошлые годы, требуют корректировки.

VII. Итог урока (1 – 2 мин.)

  • Что вам запомнилось на уроке?

  • Какой вид украшения вам больше всего понравился? Почему?

  • Как вы понимаете поговорку «Спрашивают китайки, а разбирают кумачи»?

  • Как вы понимаете выражение «Рушник ходит от родов до смерти»?

  • Что вам было непонятно или требует дополнительной консультации?

  • Какие предметы в современном быту заменили собой рушники?

  • А где сейчас, кроме музея, еще можно увидеть рушники?

  • Можно ли, по вашему мнению, каким-то образом осовременить рушник, ввести его опять в жизнь людей?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок на тему: «южно-белгородские рушники составление научного описания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Р. п.; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных прилагательных; составление...
Урок на тему: «южно-белгородские рушники составление научного описания» iconПланирование уроков русского языка для 6 класса школ с русским языком обучения І семестр
Урок Введение. О богатстве русского языка. Чтение молча, составление вопросов к тексту. Говорение: составление высказывания на языковую...
Урок на тему: «южно-белгородские рушники составление научного описания» iconКонспект Лекция Учебное занятие Составление картотеки на тему «научная литература по ономастике»
Орфографический диктант на тему 2Географические названия на карте нашей области
Урок на тему: «южно-белгородские рушники составление научного описания» iconУрок в 5 классе по теме: «Свойства сложения и вычитания»
Решение задач – составление буквенных выражений, их упрощение и нахождение значений при данном значении буквы, творческое задание...
Урок на тему: «южно-белгородские рушники составление научного описания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка. Южная Америка
Урок на тему: «южно-белгородские рушники составление научного описания» iconУрок на тему. Составление арифметических выражений на языке Паскаль
Паскаль: анализировать текст программы, проводить отладку программы, исследовать работу программы
Урок на тему: «южно-белгородские рушники составление научного описания» iconУрок путешествие по теме: Обучение написанию сочинения-повествования с элементами описания
Учить составлять рассказ по теме; искать логику в передаче содержания текста; обрабатывать структуру текстов повествования и описания;...
Урок на тему: «южно-белгородские рушники составление научного описания» iconКонтрольная работа по предмету: «Информационные технологии управления»...
С помощью редактора Word составить и напечатать пояснительную записку (реферат) по теме работы. Пояснительная записка должна быть...
Урок на тему: «южно-белгородские рушники составление научного описания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основной формой квалификационных испытаний в письменной форме является составление конспекта учебного занятия. При проведении аттестации...
Урок на тему: «южно-белгородские рушники составление научного описания» iconТребованияк реферату для поступающих в аспирантуру
Выбор темы реферата осуществляется самостоятельно или по рекомендации научного руководителя. Тему реферата целесообразно выбирать...
Урок на тему: «южно-белгородские рушники составление научного описания» iconПлан работы научного общества учащихся на 2012-2013 учебный год №
Составление плана индивидуальных консультаций на предметных мо для одаренных и талантливых учащихся
Урок на тему: «южно-белгородские рушники составление научного описания» iconРеферат. Отклонения от указанной структуры описания не допускаются
Требования по составлению заявочного описания на изобретение и формулы изобретения
Урок на тему: «южно-белгородские рушники составление научного описания» iconУрок русского языка в 1 классе. Тема: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях»
Это второй урок по теме имена собственные. Первый урок был на тему «Заглавная буква в именах». Следующий урок будет на тему «Заглавная...
Урок на тему: «южно-белгородские рушники составление научного описания» iconМбоу «Писаревская оош» Реферат на тему: «Происхождение названий столиц» содержание
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Урок на тему: «южно-белгородские рушники составление научного описания» iconБелгородские новости в центре Белгорода завтра ограничат движение транспорта
Это связано с проведением благотворительной акции «Белый цветок». 28 сентября, с 10: 20 до 11: 10 ограничение движения автотранспорта...
Урок на тему: «южно-белгородские рушники составление научного описания» iconКонспект открытого урока по математике в 4-ом классе на тему: «Построение...
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск