Управление образования администрации муниципального образования город Новотроицк
| ВИДЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
| Урок-исследование по русскому языку в 8 классе
|
-
Автор
Дудукалова Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального общеобразовательного автономного учреждения
"Средняя общеобразовательная школа № 22"
|
| г. Новотроицк
| 2012
| Краткая аннотация урока Актуальность
Современному обществу требуются инициативные, творчески мыслящие люди, способные актуализировать свои потенциальные возможности и прогрессивно преобразовывать это общество. Поэтому самостоятельность должна стать в современных условиях одной из главных черт личности у подрастающего поколения. Повышению самостоятельности школьников способствует использование в учебно-познавательном процессе проектно-исследовательской деятельности. Научная основа
Урок "Виды обстоятельств" входит в систему уроков по изучению синтаксиса простого предложения в 8 классе. На уроке используется метод исследования. Научной основой при подготовке к уроку послужили идеи Абрамовой С.В. "Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку". Инновационная направленность
Использование проектно-исследовательской деятельности в системе моей работы с целью повышения уровня самостоятельности и творческой активности учащихся. Краткая аннотация
Содержание урока-исследования "Виды обстоятельств" включено в обязательный программный минимум по русскому языку в 8 классе. На уроке используются такие формы и методы работы, как:
- исследовательская деятельность;
- поисковый метод;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, групповая работа на уроке, индивидуальная;
- творческая работа.
Использование на уроке исследовательских, поисковых методов обучения предполагает активное развитие у школьников творческой самостоятельности, логических умений и мыслительных операций, воспитывает любовь к родному языку. Степень распространенности
Урок-исследование "Виды обстоятельств" по русскому языку был показан в качестве открытого урока на методическом заседании учителей гуманитарного цикла.
Тема: "Виды обстоятельств"
Цели:
1. Сформировать у учащихся представление о видах обстоятельств по значению; научить выделять обстоятельства в предложениях и определять их вид по значению;
2. Развивать самостоятельность мышления учащихся, а также их творческие способности;
3. Воспитывать самостоятельно мыслящую личность. Формы и методы: самостоятельная работа в группах, самостоятельная исследовательская
- работа в парах, работа с учебником, индивидуальная работа;
- частично поисковый метод, анализ языкового материала;
- выступление-представление по теме урока, творческая работа. Оборудование: оформленная доска, карточки для самостоятельной работы в парах, ответы для самопроверки (на компьютере). Ход:
I. Организационный момент
Сегодня мы продолжаем наш с вами разговор о второстепенных членах предложения. Но прежде чем я конкретизирую тему урока, предлагаю вам повторить ранее изученный материал. II. Домашнее задание
- записать предложение, найти определённый второстепенный член предложения в нём, доказать свою точку зрения.
(По одному ученику с каждого ряда выходит к доске, выполняет задание; дополнительное задание – орфографический, пунктуационный, фонетический разборы – предлагаются учащимся такого-то ряда, правильность же ответа определяют ученики соседней группы-ряда.) 1 ряд: найти определение в предложении "Любимая няня читала ему вслух и рассказывала сказки"
- укажите в данном предложении орфограммы-согласные. 2 ряд: найти дополнение в предложении "Однако, лёжа в постели в окружении игрушек, он никогда не испытывал скуки"
- объясните постановку запятых в предложении. 3 ряд: найти обстоятельство в предложении "Он почти не ходил в школу и не играл со сверстниками"
- назовите слово(а), в которых букв больше, чем звуков.
II. Работа по теме "Виды обстоятельств" 1. Актуализация знаний - ? Какой из второстепенных членов предложения имеет несколько видов по значению?
- ! Определите значение обстоятельств в третьем предложении!
- ? Как вы это сделали?
- ? Только ли значение образа действия, места имеют обстоятельства? Существуют ли другие виды обстоятельств по значению? 2. Цели и задачи урока
Итак, цель сегодняшнего урока, выяснить, какие виды обстоятельств существуют в языке. (Записываем тему урока.) Построим мы с вами свою работу в виде исследования, которое будет проводиться в парах. Каждая из пар получит карточку с практическим заданием. В результате проделанной работы у вас должно сложиться чёткое представление о том, какие бывают виды обстоятельств по значению и как определить вид обстоятельства. 3. Изучение нового материала
Класс делится на пары по уровню знаний. Каждая пара выполняет задания по своей карточке и в конце урока знакомит нас с выводами по данной теме, сделанными на основе наблюдений и заданий по своим карточкам.
Для сильных учеников
Сгруппируйте предложения с обстоятельствами, относящимися к одной группе. Для этого найдите главное слово, поставьте от него вопрос к обстоятельству, определите его группу по значению (в случае затруднения обращайтесь к учебнику). Укажите, чем выражено обстоятельство.
1. Лошади бежали дружно.
2. В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.
3. Сегодня ты пришёл рано.
4. По неосторожности я уронил книжку.
5. Мы пришли вам помочь.
6. Смотрела она, не мигая.
7. Заливаются на деревьях певчие дрозды.
8. На другой день проснулся я с головной болью.
9. За давностью лет не сохранилось никаких документов.
10. Недавно нас уже звали на помощь. В ходе исследования заполните следующую таблицу
Виды обстоятельств
|
|
|
|
|
|
| Вопросы
|
|
|
|
|
| Примеры
|
|
|
|
|
| Какой частью речи выражены
|
|
Для средних учеников
В предложениях каждой группы найдите обстоятельства. Для этого найдите главное слово, поставьте от него вопрос и определите вид обстоятельства (при затруднении используйте таблицу учебника). Укажите, чем могут быть выражены обстоятельства.
I. 1. Лошади бежали дружно.
2. Смотрела она, не мигая.
II. 1. В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.
2. Заливаются на деревьях певчие дрозды.
III. 1. Сегодня ты пришёл рано.
2. На другой день проснулся я с головной болью.
IV. 1. По неосторожности я уронил книжку.
2. За давностью лет не сохранилось никаких документов.
V. 1. Мы пришли вам помочь.
2. Недавно нас уже звали на помощь. В ходе исследования заполните следующую таблицу
Виды обстоятельств
|
|
|
|
|
|
| Вопросы
|
|
|
|
|
| Примеры
|
|
|
|
|
| Какой частью речи выражены
|
|
Для слабых учеников
В каждой группе подчёркнуты обстоятельства. К какому слову они относятся? На какой вопрос отвечают? Чем выражены обстоятельства в приведённых предложениях? Найдите по таблице группу обстоятельств по значению.
I. 1. Лошади бежали дружно.
2. Смотрела она, не мигая.
II. 1. В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.
2. Заливаются на деревьях певчие дрозды.
III. 1 Сегодня ты пришёл рано.
2. На другой день проснулся я с головной болью.
IV. 1. По неосторожности я уронил книжку.
2. За давностью лет не сохранилось никаких документов.
V. 1. Мы пришли вам помочь.
2. Недавно нас уже звали на помощь. В ходе исследования заполните следующую таблицу
Виды обстоятельств
|
| Время
| Образ действия
| Место
| Причина
| Цель
| Вопросы
|
|
|
|
|
| Примеры
|
|
|
|
|
| Какой частью речи выражены
|
|
По окончании работы начинаем проверку: ученики из разных групп представляют свои результаты: сильные называют виды обстоятельств по значению, слабые – вопросы к каждому виду, средние приводят примеры, один из сильных подводит итог, сообщая, чем могут быть выражены обстоятельства. После предлагается обобщающая таблица для самоконтроля
Виды обстоятельств
|
| Время
| Образ действия
| Место
| Причина
| Цель
| Вопросы
| Когда?
Как долго?
| Как?
Каким образом?
| Где?
Куда? Откуда?
| Почему?
По какой причине?
| Зачем?
С какой целью?
| Примеры
| Сегодня ты пришёл рано.
| Смотрела она, не мигая.
| Заливаются на деревьях певчие дрозды.
| По неосторожности я уронил книжку.
| Мы пришли вам помочь.
| Какой частью речи выражены
| Наречия, существительные с предлогом и без предлога, деепричастия, глаголы в форме инфинитива, цельные словосочетания
|
Какие возникли вопросы? III. Закрепление
Осталось только проверить, насколько теоретические ваши знания подкреплены практическими знаниями и умениями. 1. Выписать из теста все обстоятельства, определить их виды по значению.
Добежал медведь до леса (место), едва (образ действия) дышит. А тут девушки пришли по грибы (цель).
Выскочил медведь на поляну (место), девушки завизжали и так (образ действия) грохнули палками по бидону, что медведь упал. Он ткнулся мордой в сухую траву (место) и затих. Девушки убежали.
Медведь стонал-стонал, а потом (время) съел какой-то гриб, отдышался, вытер лапами пот и пополз на брюхе в своё логово (место). - взаимопроверка, оценивание;
- комментирование ответов. 2. Индивидуальное задание (для 2 – 3 сильных): составить и записать шуточный рассказ с использованием разных видов обстоятельств по шаблону.
(Обстоятельство времени) два зайца отправились (обстоятельство цели) (обстоятельство места). Но (обстоятельство места) не попали (обстоятельство причины). (Обстоятельство образа действия/степени) неудачная получилась вылазка.
- слушаем составленные тексты (шаблон выведен на экран), анализируем правильность выполнения, выбираем лучший рассказ IV. Контроль Тест-пятиминутка
1. Какой второстепенный член предложения обозначает, при каких обстоятельствах и как происходит действие?
а) определение, б) дополнение, в) обстоятельство, г) подлежащее. 2. В каком из вариантов ответа правильно указано обстоятельство в предложении?
"К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением?"
а) к убеждениям б) нужно в) относиться г) с уважением 3. Определите вид однородных обстоятельств от жары и духоты по значению в предложении
"От жары и духоты книзу клонятся цветы":
а) место, б) время, в) образ действия, г) причина. 4. Определите вид обстоятельства напиться по значению в предложении
"Ягнёнок в жаркий день пришёл воды напиться":
а) цель, б) время, в) образ действия, г) причина. 5. Определите вид обстоятельства гораздо по значению в предложении
"Ожидание счастливых дней бывает иногда гораздо лучше самих этих дней":
а) цель, б) место, в) образ действия, г) причина. 6. Какое обстоятельство употреблено правильно в данных словосочетаниях?
а) обратно опечалился б) опять приехал V. Итог
- Какой член предложения мы называем обстоятельством?
- Какими частями речи может быть выражено обстоятельство?
- С какими видами обстоятельств мы с вами сегодня познакомились?
- На какие вопросы они отвечают?
Оценки за урок VI. Домашнее задание
- п. 178;
- на выбор:
а) упр. 167: подчеркните обстоятельства в предложениях, укажите их вид и чем они выражены;
б) составить свой рассказ с использованием разных видов обстоятельств.
|