Хайрутдинова Резеда Рафаилевна





Скачать 82.76 Kb.
НазваниеХайрутдинова Резеда Рафаилевна
Дата публикации08.07.2013
Размер82.76 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
УДК 373.167.1

ББК 83.3(2Рос=Тат)-93

Хайрутдинова Резеда Рафаилевна

кандидат филологических наук, доцент

кафедра педагогики и методики начального образования

Казанский (Приволжский) федеральный университет

г.Казань

Hajrutdinova Reseda Rafailevna

candidate of philological sciences,

Associate Professor of pedagogy and methodology of elementary education

Kazan (Volga) Federal University

Kazan

Формирование основ татарской детской литературы

во второй половине XIX в.

Laying the foundations of Tatar children's literature in the second half of XIX century

Данная статья посвящена исследованию этапа становления татарской детской литературы как отдельной науки. Проведенный анализ позволяет утверждать, что во второй половине XIX века татарская литература переходит от религиозно-дидактического метода к научно-познавательному. В этот период татарская детская литература оформилась в литературу, имеющую свои педагогические каноны и своеобразие жанров, что стало основой детской художественной литературы, получившей бурное развитие в XX столетии.

This article focuses on the exploration phase of Tatar children's literature as a separate field of science analysis suggests that during the second half ofXIXcentury Tatar literature moves from religious and didactic to cognitive during this period, Tatar literature took shape in the literature with their pedagogical canons and a variety of genres that became the basis for the development of the Tatarchildren's fiction.

Ключевые слова: татарская детская литература XIX в., религиозно-дидактический метод, научно-познавательный метод, учебные хрестоматии, научно-популярные книги, просветительский дидактизм, просветительский реализм, художественная детская литература.

Keywords: Tatar literature, religious and didactic method, scientific-cognitive method training readers, non-fiction books, educational didaktizm, educational art realism literature.

Татарская литература, в том числе и детская, берет свое начало в далеком прошлом. Известно, что уже в период существования Волжской Булгарии (Х-XIII вв.)1 дети в мектебех и медресе читали нараспев книги, хотя, конечно, о специальной детской литературе не могло быть и речи. Долгое время произведения для взрослых, в основном религиозного содержания, служили материалом для обучения и воспитания детей.

Наряду с религиозной литературой использовалось как учебное пособие и тщательно изучалось произведение булгарского писателя Кул Гали «Кысса-и-Йусуф». Поэт начала XIII в. Кул Гали по праву считается основоположником всей булгаро-татарской литературы. Тюркская литература средневекового Поволжья и ее наследница – новейшая татарская литература – носят неизменный отпечаток его поэмы «Кысса-и-Йусуф». Не одно поколение татарских детей воспитывалось в благотворных традициях этого произведения, формируя гражданский, социальный и нравственный идеал 3:48.

Следует отметить, что произведения и других средневековых авторов касались вопросов воспитания детей. Например, в книге золотоордынского писателя XIV в. Махмут бине Гали «Длинная дорога в рай» в главе «О молодых людях и девушках» повествуется о том, как юному поколению важно заниматься самовоспитанием. В творчестве таких известных в тюрко-татарском мире писателей, как Мухамедьяр, Маула Колый, Г.Утыз Имяни также можно назвать отдельные произведения, обращенные к детям 3:243.

Опираясь на духовные традиции средневековых произведений, татарская литература получила свое дальнейшее развитие в последующие века. Формирование татарской детской литературы как отдельной науки известный литературовед Ф.И. Ибрагимова относит к середине XIX в. 1:49. В этот период в развитии детской литературы выделяется два направления: религиозное и светское. Религиозно-дидактические произведения продолжали использоваться в качестве учебных пособий. В то же время зарождение капиталистических отношений привело к постепенной ломке вековых традиций и вызвало глубокие изменения в духовной жизни татарского народа. Во второй половине XIX в. возникает движение татарского просветительства, сложившееся как форма идеологического преодоления феодально-средневековых пережитков.

В этот период первые татарские просветители поднимают вопросы светского образования. Наряду со старыми медресе открываются новые учебные заведения. В обновленных школах вводятся светские дисциплины, издаются первые учебные книги на родном татарском языке (религиозные книги – на арабском). Особенно много для детей создается хрестоматий энциклопедического характера.

У многих народов учебные пособия, основанные на достижениях науки, появились гораздо раньше. Так, хрестоматия чешского ученого-педагога Яна Амоса Коменского «Мир чувственных вещей в картинках», увидевшая свет в 1658 году, знакомит детей со сведениями из разных областей знаний. В 1861 и 1864 гг. выходят книги «Детский мир» и «Родное слово» великого русского педагога К.Д. Ушинского.

Татарские просветители второй половины XIX в. К. Насыри, М. Иванов, С. Кукляшев, Т. Яхин, а также В.В. Радлов начинают создавать хрестоматии для детей, учитывая опыт своих великих предшественников.

В 1860 г. ученый, писатель, педагог Каюм Насыри (1825-1902) выпустил хрестоматию «Буш вакыт» («На досуге»). Она положила начало жанру научно-популярной книги в татарской детской литературе. Хрестоматия содержит многочисленные сведения из разных научных областей, сложные понятия в ней подаются на занимательном и доступном для юного читателя языке.

Ученый-лингвист, тюрколог Василий Васильевич Радлов (1837-1918), продолжая традиции К. Насыри, выпускает учебник «Белек» («Знание») (1868), усовершенствуя при этом принцип построения хрестоматий энциклопедического содержания. Хрестоматия Радлова состоит из 6 разделов. В первом разделе «Поучительные уроки» помещены дидактические рассказы на нравственные темы. В других разделах книги содержатся сведения по астрономии, физике, химии, истории.

Следует отметить, что в данный период развития татарской детской литературы учебные хрестоматии были двух видов. Книги К. Насыри и В. Радлова составлены синкретическим методом, в них отсутствует принцип научного разделения материала. Позже стали появляться хрестоматии, где этот принцип строго соблюдался. Такими образцами стали книги М. Иванова «Татарская хрестоматия» (1862), С. Кукляшева «Рассказы для татарских детей» (1869) и другие.

Над составлением учебных книг для детей также активно работал ученый, педагог Таиб Яхин (1845-1910). В 1887 и 1900 гг. он выпускает хрестоматии, которые отличаются богатством содержания и яркостью оформления. В них входят дидактические рассказы К. Насыри, вариант поэмы «Шурале» Г.Тукая, русские народные сказки, басни И.А. Крылова, сказки А.С. Пушкина и многие другие произведения.

Учебные пособия и хрестоматии, изданные во второй половине XIX в., сыграли огромную роль в формировании татарской детской литературы, они знакомили детей с произведениями устного народного творчества, с оригинальной и переводной литературой: русской, западноевропейской, арабской, персидской.

В трудах ученых, изучающих татарскую литературу XIX в., часто встречается название «просветительский дидактизм» 2:374. Это направление было присуще и детской литературе второй половины XIX столетия. В этот период становится популярным жанр «назидательной книги». Главное в таких произведениях – наставление, мораль. Авторы дидактических книг призывают читателя к получению знаний, обучению различным искусствам, ремеслам, вежливому отношению к родителям, правильному поведению в семье, в коллективе, в общественных местах и т.д. Основоположником этого направления в татарской детской литературе считается Каюм Насыри. Поучительным, назидательным стилем отличаются его книги «Духовное наставление» (1881) и «Книга о воспитании» (1891). По мнению автора, человек должен быть не только образованным, но, главное, обладать высокими моральными качествами.

Дидактические книги писали и другие просветители второй половины XIX в.: Р. Фахретдинов, Т. Яхин, М. Галимов, М. Арысланзаде, Г. Рахматуллин и другие. Они посвящали свои произведения не только детям, но и их родителям. В произведениях Ризы Фахретдинова «Воспитанная женщина», «Воспитанная мать», Галима Рахматуллина «Совет матери» даются наставления по вопросам воспитания детей.

Отметим, что дидактизм был свойственен литературе многих народов. Например, в период правления Петра I книга «Юности честное зерцало» (1717) была специально посвящена воспитанию благонравных качеств у детей. На протяжении последующих десятилетий на Руси вышло много произведений, написанных в этом стиле. На содержание и форму татарской дидактической книги большое влияние оказали произведения восточной литературы.

В последней четверти XIX в. татарская литература вступает в новый этап развития и делает первые шаги к переходу с дидактического стиля к художественному. На смену сухой назидательной литературе приходит образное повествование. Эти изменения коснулись и татарской детской литературы.

Писатели конца XIX в З. Бигиев, З. Хади, Ф. Карими и другие стали основоположниками литературы просветительского реализма. Они обогатили татарскую прозу новыми темами и образами. В литературе появился сюжет, характерный не только для взрослой, но и для детской литературы – показ жизни старых медресе и судьбы шакирдов. Ученый Ф.М. Мусин отмечает, что «это был совершенно новый метод реалистического повествования, до этого не принятый в татарской литературе» 4:111. Так, в романе Загира Бигиева «Великие грехи» (1890) автор берется за освещение одной из важнейших для просветителей проблем воспитания, а именно проблемы взаимоотношений личности и среды. Писатель рассматривает главного героя Габделгафура под углом воздействия на него семейного воспитания. При этом основополагающей для него является мысль «каковы родители, таковы и дети». Не получив сколько-нибудь ощутимого воспитания в семье, Габделгафур легко поддается отрицательным явлениям среды. Этот вчерашний простодушный паренек вскоре попадает под тлетворное влияние некоторых шакирдов медресе. Показано и само учебное заведение с отсталыми схоластическими методами обучения. Повествование в романе охватывает несколько сюжетных линий, в нем немало авторских отступлений, в которых говорится о низком уровне образования и воспитания, разного рода безнравственных явлениях, порожденных обществом.

Закир Хади развивает эту тему в своих произведениях «Новые приверженцы пещеры» (1908) и «Джиганша хазрет» (1908). В них писатель показывает старометодное медресе своего рода местом заключения, где учащихся закабаляют и духовно и физически.

Писатель и журналист Фатих Карими пришел в литературу, продолжая разрабатывать поднятую его современниками проблему школьного образования и воспитания. Разговор о последствиях старометодного обучения в медресе Ф.Карими ведет в рассказе «Шакирд и студент» (1899). В произведении выпускник восточного факультета Петербургского университета встречается с мударрисом и его шакирдами. Писателем в контрастной форме показывается широкая образованность и просвещенность студента, с одной стороны, темнота и невежество мударриса и его учеников – с другой. Острие этой критики направлено против мулл-кадимистов, против их устаревшей системы обучения. Наряду с разоблачением не отвечающих просветительским убеждениям явлений писатель стремился показать воплощение в реальность своих идеалов в повести «Дочь мурзы Фатыма» (1901).

Творчество писателей-просветителей последней четверти XIX в. является ярким свидетельством того, что в этот период татарская литература переходит от дидактического метода к художественному, становятся более разнообразными ее жанровая и стилевая структура, познавательно-выразительные средства.

Подводя итоги, необходимо отметить следующее. Татарская детская литература, основанная на духовных традициях устного народного творчества и средневековых произведений, получила свое дальнейшее развитие в XIX столетии. В этот период татарская детская литература оформилась в литературу, имеющую свои педагогические каноны и разнообразие жанров, что стало основой татарской детской художественной литературы, получившей бурное развитие в начале XX века.

Библиографический список

1. Ибрагимова, Ф.И. Татарская детская литература: хрестоматия [Текст]/ Ф.И. Ибрагимова. – Казань: Магариф, 2004.- 543 с.

2. История татарской литературы в 6 т. [Текст ]. – Казань: Татарское книжное издательство, 1986. – Т. 4. – 456 с.

3. История татарской    литературы    средневековья    (VIII-XVIII вв.) [Текст]. – Казань: Татарское книжное издательство, 2005. 356 с.

4. Мусин, Ф.М. Просветительский реализм и проза [Текст ] / Ф.М.Мусин// История татарской литературы нового времени (XIX – XXвв.). – Казань: Фикер, 2003. – 472 с.

5. Татарский энциклопедический словарь [Текст ]. – Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999. – 703 с.

Bibliography

1. Ibragimova, F. Tatar children's literature: a reader (text)/F. Ibragimov. – Kazan: Magarif, 2004.-543.

2. Тhe history of Tatar literature, vol. 6 [text]. – Kazan: Tatar book publishing house, 1986. – 4. -456.

3. Тhe history of Tatar literature of the middle ages (8th-18TH centuries).[Text]. – Kazan: Tatar book publishing house, 2005.- 356.

4. Musin, F. Educational realism and prose [text]/F.Musin//history of Tatar literature of new time (XIX - XXcenturies). – Kazan: Fiker, 2003.-472.

5. Tatar encyclopaedic Glossary [text]. – Kazan: Tatar encyclopedia TAS Institute, 1999. -703.

1 Волжская Булгария (Волжская Болгария), государство в Среднем Поволжье и Прикамье в X-XIII вв.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Хайрутдинова Резеда Рафаилевна iconДоклад руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан Ф. Ю. Хайрутдинова

Хайрутдинова Резеда Рафаилевна iconКонкурс-выставка стенгазет, посвященные юбилею У. Шекспира. 5-11...

Хайрутдинова Резеда Рафаилевна iconЛитература как предмет гуманитарного цикла обладает большими возможностями...
Р. Р. Хайрутдинова, кан филол наук, доцент Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия
Хайрутдинова Резеда Рафаилевна iconО концепции государственной национальной политики Республики Татарстан
Доклад члена рабочей группы по разработке Концепции государственной национальной политики Республики Татарстан, директора Государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск